Отмена нпа или признание утратившим силу



Подборка наиболее важных документов по запросу Отмена нпа или признание утратившим силу (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Отмена нормативного правового акта как основание утраты юридической силы
(Кузнецова О.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 4)
Введение: статья посвящена исследованию такого основания утраты нормативным правовым актом юридической силы, как его отмена. В действующем законодательстве отмена нормативных правовых актов не институализирована, отсутствует правовая регламентация оснований, порядка, субъектов и момента отмены. Цель: охарактеризовать аутентичную и субординационную отмену нормативных правовых актов, определить момент отмены акта, разграничить отмену акта и признание его утратившим силу. Методы: в основу исследования положен общенаучный диалектический метод познания, использованы методы формальной и диалектической логики, классифицирование. Также применялись специально-юридические методы (формально-догматический метод, метод юридического толкования, метод правового моделирования). Результаты: проанализированы установленные в законодательстве и сложившиеся в нормотворческой практике основания отмены нормативного правового акта. Дана теоретическая характеристика аутентичной и субординационной отмене нормативных актов. Обосновано, что аутентичная отмена происходит как по собственной инициативе нормотворца, так и по инициативе других субъектов. Определена необходимость разграничения отмены нормативного правового акта и признания его утратившим силу как двух самостоятельных способов утраты актом силы. Доказано, что отмену нормативного правового акта целесообразно применять преимущественно как субординационную; аутентичную отмену нормативных правовых актов следует сохранить только для актов, не вступивших в юридическую силу.
Статья: Мониторинг как важнейший инструмент в деятельности российской прокуратуры
(Ергашев Е.Р., Леготин А.О.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 5)
Согласно законодательству на прокуратуру возложена обязанность осуществлять мониторинг правоприменения, предметом которого является массив действующих правовых актов, а также их проекты. Этот вид мониторинга согласно Указу Президента РФ от 20 мая 2011 г. N 657 "О мониторинге правоприменения в Российской Федерации" (ред. от 9 октября 2023 г.) представляет собой "комплексную и плановую деятельность, осуществляемую федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий, по сбору, обобщению, анализу и оценке информации для обеспечения принятия (издания), изменения или признания утратившими силу (отмены) нормативно правовых актов". Во исполнение названного Указа Генеральным прокурором был издан Приказ от 23 июня 2011 г. N 180 (ред. от 28 марта 2018 г.), в котором указываются цели мониторинга правоприменения.
показать больше документов

Нормативные акты

Федеральный закон от 31.07.2020 N 247-ФЗ
(ред. от 28.02.2025)
"Об обязательных требованиях в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2025)
8. При отмене (признании утратившим силу) нормативного правового акта, которым установлено полномочие по принятию нормативного правового акта, содержащего обязательные требования, нормативные правовые акты, ранее изданные на основании отмененного (признанного утратившим силу) нормативного правового акта, не подлежат применению на территории Российской Федерации со дня отмены (признания утратившим силу) нормативного правового акта, которым было установлено полномочие по принятию такого акта, при условии, что полномочие по принятию соответствующего нормативного правового акта не было установлено иным нормативным правовым актом.
Указ Президента РФ от 20.05.2011 N 657
(ред. от 09.10.2023)
"О мониторинге правоприменения в Российской Федерации"
(вместе с "Положением о мониторинге правоприменения в Российской Федерации")
а) осуществление мониторинга правоприменения в Российской Федерации (далее - мониторинг) в целях выполнения решений Конституционного Суда Российской Федерации, в связи с которыми необходимо принятие (издание), изменение или признание утратившими силу (отмена) законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации;
показать больше документов