Отмена нпа или признание утратившим силу
Подборка наиболее важных документов по запросу Отмена нпа или признание утратившим силу (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Отмена нормативного правового акта как основание утраты юридической силы
(Кузнецова О.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 4)Введение: статья посвящена исследованию такого основания утраты нормативным правовым актом юридической силы, как его отмена. В действующем законодательстве отмена нормативных правовых актов не институализирована, отсутствует правовая регламентация оснований, порядка, субъектов и момента отмены. Цель: охарактеризовать аутентичную и субординационную отмену нормативных правовых актов, определить момент отмены акта, разграничить отмену акта и признание его утратившим силу. Методы: в основу исследования положен общенаучный диалектический метод познания, использованы методы формальной и диалектической логики, классифицирование. Также применялись специально-юридические методы (формально-догматический метод, метод юридического толкования, метод правового моделирования). Результаты: проанализированы установленные в законодательстве и сложившиеся в нормотворческой практике основания отмены нормативного правового акта. Дана теоретическая характеристика аутентичной и субординационной отмене нормативных актов. Обосновано, что аутентичная отмена происходит как по собственной инициативе нормотворца, так и по инициативе других субъектов. Определена необходимость разграничения отмены нормативного правового акта и признания его утратившим силу как двух самостоятельных способов утраты актом силы. Доказано, что отмену нормативного правового акта целесообразно применять преимущественно как субординационную; аутентичную отмену нормативных правовых актов следует сохранить только для актов, не вступивших в юридическую силу.
(Кузнецова О.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 4)Введение: статья посвящена исследованию такого основания утраты нормативным правовым актом юридической силы, как его отмена. В действующем законодательстве отмена нормативных правовых актов не институализирована, отсутствует правовая регламентация оснований, порядка, субъектов и момента отмены. Цель: охарактеризовать аутентичную и субординационную отмену нормативных правовых актов, определить момент отмены акта, разграничить отмену акта и признание его утратившим силу. Методы: в основу исследования положен общенаучный диалектический метод познания, использованы методы формальной и диалектической логики, классифицирование. Также применялись специально-юридические методы (формально-догматический метод, метод юридического толкования, метод правового моделирования). Результаты: проанализированы установленные в законодательстве и сложившиеся в нормотворческой практике основания отмены нормативного правового акта. Дана теоретическая характеристика аутентичной и субординационной отмене нормативных актов. Обосновано, что аутентичная отмена происходит как по собственной инициативе нормотворца, так и по инициативе других субъектов. Определена необходимость разграничения отмены нормативного правового акта и признания его утратившим силу как двух самостоятельных способов утраты актом силы. Доказано, что отмену нормативного правового акта целесообразно применять преимущественно как субординационную; аутентичную отмену нормативных правовых актов следует сохранить только для актов, не вступивших в юридическую силу.
Статья: Мониторинг как важнейший инструмент в деятельности российской прокуратуры
(Ергашев Е.Р., Леготин А.О.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 5)Согласно законодательству на прокуратуру возложена обязанность осуществлять мониторинг правоприменения, предметом которого является массив действующих правовых актов, а также их проекты. Этот вид мониторинга согласно Указу Президента РФ от 20 мая 2011 г. N 657 "О мониторинге правоприменения в Российской Федерации" (ред. от 9 октября 2023 г.) представляет собой "комплексную и плановую деятельность, осуществляемую федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий, по сбору, обобщению, анализу и оценке информации для обеспечения принятия (издания), изменения или признания утратившими силу (отмены) нормативно правовых актов". Во исполнение названного Указа Генеральным прокурором был издан Приказ от 23 июня 2011 г. N 180 (ред. от 28 марта 2018 г.), в котором указываются цели мониторинга правоприменения.
(Ергашев Е.Р., Леготин А.О.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 5)Согласно законодательству на прокуратуру возложена обязанность осуществлять мониторинг правоприменения, предметом которого является массив действующих правовых актов, а также их проекты. Этот вид мониторинга согласно Указу Президента РФ от 20 мая 2011 г. N 657 "О мониторинге правоприменения в Российской Федерации" (ред. от 9 октября 2023 г.) представляет собой "комплексную и плановую деятельность, осуществляемую федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий, по сбору, обобщению, анализу и оценке информации для обеспечения принятия (издания), изменения или признания утратившими силу (отмены) нормативно правовых актов". Во исполнение названного Указа Генеральным прокурором был издан Приказ от 23 июня 2011 г. N 180 (ред. от 28 марта 2018 г.), в котором указываются цели мониторинга правоприменения.
Нормативные акты
Федеральный закон от 31.07.2020 N 247-ФЗ
(ред. от 28.02.2025)
"Об обязательных требованиях в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2025)8. При отмене (признании утратившим силу) нормативного правового акта, которым установлено полномочие по принятию нормативного правового акта, содержащего обязательные требования, нормативные правовые акты, ранее изданные на основании отмененного (признанного утратившим силу) нормативного правового акта, не подлежат применению на территории Российской Федерации со дня отмены (признания утратившим силу) нормативного правового акта, которым было установлено полномочие по принятию такого акта, при условии, что полномочие по принятию соответствующего нормативного правового акта не было установлено иным нормативным правовым актом.
(ред. от 28.02.2025)
"Об обязательных требованиях в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2025)8. При отмене (признании утратившим силу) нормативного правового акта, которым установлено полномочие по принятию нормативного правового акта, содержащего обязательные требования, нормативные правовые акты, ранее изданные на основании отмененного (признанного утратившим силу) нормативного правового акта, не подлежат применению на территории Российской Федерации со дня отмены (признания утратившим силу) нормативного правового акта, которым было установлено полномочие по принятию такого акта, при условии, что полномочие по принятию соответствующего нормативного правового акта не было установлено иным нормативным правовым актом.
Указ Президента РФ от 20.05.2011 N 657
(ред. от 09.10.2023)
"О мониторинге правоприменения в Российской Федерации"
(вместе с "Положением о мониторинге правоприменения в Российской Федерации")а) осуществление мониторинга правоприменения в Российской Федерации (далее - мониторинг) в целях выполнения решений Конституционного Суда Российской Федерации, в связи с которыми необходимо принятие (издание), изменение или признание утратившими силу (отмена) законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации;
(ред. от 09.10.2023)
"О мониторинге правоприменения в Российской Федерации"
(вместе с "Положением о мониторинге правоприменения в Российской Федерации")а) осуществление мониторинга правоприменения в Российской Федерации (далее - мониторинг) в целях выполнения решений Конституционного Суда Российской Федерации, в связи с которыми необходимо принятие (издание), изменение или признание утратившими силу (отмена) законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации;
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"
(постатейный)
(Андриченко Л.В., Арзамасов Ю.Г., Емельянов А.С. и др.)
(отв. ред. А.С. Емельянов, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова)
("КОНТРАКТ", 2024)9. Правило, сформулированное в ч. 8 комментируемой статьи, является новеллой для российского права и касается случаев, когда отменяется или признается утратившим силу нормативный правовой акт (далее в комментарии к данной части - первый нормативный правовой акт), предусматривает полномочие какого-либо органа по принятию другого нормативного правового акта, устанавливающего обязательные требования. В таком случае, если данное полномочие не было предусмотрено другим нормативным правовым актом, например отменяющим или признающим утратившим силу первого нормативного правового акта, изданный во исполнение указанного предписания нормативный правовой акт, устанавливающий обязательные требования, не применяется со дня отмены или признания утратившим силу первого нормативного правового акта.
(постатейный)
(Андриченко Л.В., Арзамасов Ю.Г., Емельянов А.С. и др.)
(отв. ред. А.С. Емельянов, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова)
("КОНТРАКТ", 2024)9. Правило, сформулированное в ч. 8 комментируемой статьи, является новеллой для российского права и касается случаев, когда отменяется или признается утратившим силу нормативный правовой акт (далее в комментарии к данной части - первый нормативный правовой акт), предусматривает полномочие какого-либо органа по принятию другого нормативного правового акта, устанавливающего обязательные требования. В таком случае, если данное полномочие не было предусмотрено другим нормативным правовым актом, например отменяющим или признающим утратившим силу первого нормативного правового акта, изданный во исполнение указанного предписания нормативный правовой акт, устанавливающий обязательные требования, не применяется со дня отмены или признания утратившим силу первого нормативного правового акта.
"Комментарий к Федеральному закону от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Названный Приказ Росреестра вступил в силу с 1 января 2021 г., т.е. с даты, с которой Постановлением Правительства РФ от 11 июня 2020 г. N 851 "О признании утратившими силу нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, об отмене некоторых актов и отдельных положений актов Министерства экономического развития Российской Федерации, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии мероприятий по государственному контролю (надзору)" <256> признан утратившим силу Приказ Минэкономразвития России от 1 марта 2016 г. N 90 "Об утверждении требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также требований к определению площади здания, сооружения и помещения" <257>, изданный на основании ч. 13 ст. 22 и ч. 13 ст. 24 комментируемого Закона.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Названный Приказ Росреестра вступил в силу с 1 января 2021 г., т.е. с даты, с которой Постановлением Правительства РФ от 11 июня 2020 г. N 851 "О признании утратившими силу нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, об отмене некоторых актов и отдельных положений актов Министерства экономического развития Российской Федерации, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии мероприятий по государственному контролю (надзору)" <256> признан утратившим силу Приказ Минэкономразвития России от 1 марта 2016 г. N 90 "Об утверждении требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также требований к определению площади здания, сооружения и помещения" <257>, изданный на основании ч. 13 ст. 22 и ч. 13 ст. 24 комментируемого Закона.
Статья: Вопросы правовой интеграции в Союзном государстве России и Белоруссии на современном этапе
(Калинин Г.И.)
("Административное право и процесс", 2024, N 10)<8> Проект постановления Правительства РФ "О признании утратившими силу нормативных правовых актов и отдельных положений нормативных правовых актов Российской Федерации и РСФСР, отмене нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, признании утратившими силу нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти РСФСР, признании не действующими на территории Российской Федерации нормативных правовых актов СССР по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, а также содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права". Подготовлен Минтрудом России, ID проекта 02/07/09-19/00094745. URL: https://regulation.gov.ru/ (по состоянию на 09.09.2019).
(Калинин Г.И.)
("Административное право и процесс", 2024, N 10)<8> Проект постановления Правительства РФ "О признании утратившими силу нормативных правовых актов и отдельных положений нормативных правовых актов Российской Федерации и РСФСР, отмене нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, признании утратившими силу нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти РСФСР, признании не действующими на территории Российской Федерации нормативных правовых актов СССР по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, а также содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права". Подготовлен Минтрудом России, ID проекта 02/07/09-19/00094745. URL: https://regulation.gov.ru/ (по состоянию на 09.09.2019).
Статья: Уголовно-правовая политика: необходима разработка новой концепции
(Кубрикова М.Е.)
("Законность", 2024, N 5)Начиная с 2011 г. Правительство РФ публикует доклады о результатах мониторинга правоприменения, согласно которым Конституционный Суд РФ ежегодно принимает решения, требующие принятия (издания), изменения или признания утратившими силу (отмены) законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Также до 2022 г. выявлялись постановления Европейского суда по правам человека, в связи с которыми требовалось внесение изменений в законодательство Российской Федерации.
(Кубрикова М.Е.)
("Законность", 2024, N 5)Начиная с 2011 г. Правительство РФ публикует доклады о результатах мониторинга правоприменения, согласно которым Конституционный Суд РФ ежегодно принимает решения, требующие принятия (издания), изменения или признания утратившими силу (отмены) законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Также до 2022 г. выявлялись постановления Европейского суда по правам человека, в связи с которыми требовалось внесение изменений в законодательство Российской Федерации.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)В судебной практике возникал вопрос о содержании резолютивной части судебного решения о признании незаконным отмененного или утратившего силу нормативного правового акта. К сожалению, в КАС РФ не предусмотрено положений, устанавливающих особенности содержания такого рода судебных решений.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)В судебной практике возникал вопрос о содержании резолютивной части судебного решения о признании незаконным отмененного или утратившего силу нормативного правового акта. К сожалению, в КАС РФ не предусмотрено положений, устанавливающих особенности содержания такого рода судебных решений.