Отмена муниципальных правовых актов
Подборка наиболее важных документов по запросу Отмена муниципальных правовых актов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Отмена и оспаривание муниципальных правовых актов
(КонсультантПлюс, 2025)1. Отмена муниципальных правовых актов
(КонсультантПлюс, 2025)1. Отмена муниципальных правовых актов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О контроле органов местного самоуправления за законностью муниципальных нормативных правовых актов и их проектов
(Хобраков Д.Ц.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 10)Согласно ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) отмена муниципального правового акта (приостановление его действия) осуществляется: органами или должностными лицами, которые его приняли (издали); в случае упразднения последних либо изменения их полномочий - органами или должностными лицами, к полномочиям которых на момент отмены (приостановления действия) отнесено принятие (издание) соответствующего правового акта; судом; в части реализации органами местного самоуправления переданных государственных полномочий - уполномоченным органом государственной власти <3>.
(Хобраков Д.Ц.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 10)Согласно ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) отмена муниципального правового акта (приостановление его действия) осуществляется: органами или должностными лицами, которые его приняли (издали); в случае упразднения последних либо изменения их полномочий - органами или должностными лицами, к полномочиям которых на момент отмены (приостановления действия) отнесено принятие (издание) соответствующего правового акта; судом; в части реализации органами местного самоуправления переданных государственных полномочий - уполномоченным органом государственной власти <3>.
Статья: О соблюдении органами местного самоуправления правил установления и оценки применения обязательных требований
(Переседов А.М.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 2)Также примечательно, что на этапе внесения в виде законопроекта в Государственную Думу Закон N 247-ФЗ содержал положение, которое предписывало отмену муниципальных правовых актов, содержавших обязательные требования и вступивших в силу до 01.01.2021, однако впоследствии от такого подхода было решено отказаться <5>. Как следствие, несмотря на то, что муниципальные правовые акты содержали и содержат обязательные требования, до настоящего времени в отношении установленных актов органами местного самоуправления не проводилась оценка на предмет их возможного устаревания относительно существующих общественных отношений <6>.
(Переседов А.М.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 2)Также примечательно, что на этапе внесения в виде законопроекта в Государственную Думу Закон N 247-ФЗ содержал положение, которое предписывало отмену муниципальных правовых актов, содержавших обязательные требования и вступивших в силу до 01.01.2021, однако впоследствии от такого подхода было решено отказаться <5>. Как следствие, несмотря на то, что муниципальные правовые акты содержали и содержат обязательные требования, до настоящего времени в отношении установленных актов органами местного самоуправления не проводилась оценка на предмет их возможного устаревания относительно существующих общественных отношений <6>.
Нормативные акты
Федеральный закон от 20.03.2025 N 33-ФЗ
"Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти"Статья 54. Отмена муниципальных правовых актов и приостановление их действия
"Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти"Статья 54. Отмена муниципальных правовых актов и приостановление их действия
Постановление Конституционного Суда РФ от 09.11.2022 N 48-П
"По делу о проверке конституционности абзаца первого части 1 статьи 48 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с жалобой граждан Ю.А. Плахтеевой, А.Ю. Савушкиной и А.Ю. Яковлевой"Согласно абзацу первому части 1 статьи 48 данного Федерального закона муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий акт, в случае упразднения таких органов или должностей либо изменения перечня полномочий таких органов или должностных лиц - органами или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего акта, и судом, а в части осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации или субъекта Российской Федерации. Приведенное положение, регулируя порядок отмены муниципальных правовых актов и приостановления их действия, основывается на необходимости контроля за соблюдением законодательства, направлено на регламентацию деятельности и реализацию гарантий самостоятельности органов местного самоуправления (статья 12 Конституции Российской Федерации) и само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан; оно не исключает возможности судебного контроля принимаемых органами местного самоуправления решений, а сами решения об отмене или приостановлении действия ранее изданных актов не могут носить произвольный характер, должны быть законными и обоснованными (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 26 мая 2011 года N 739-О-О, от 22 марта 2012 года N 486-О-О, от 29 января 2015 года N 140-О, от 19 декабря 2017 года N 3094-О и от 27 января 2022 года N 4-О).
"По делу о проверке конституционности абзаца первого части 1 статьи 48 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с жалобой граждан Ю.А. Плахтеевой, А.Ю. Савушкиной и А.Ю. Яковлевой"Согласно абзацу первому части 1 статьи 48 данного Федерального закона муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий акт, в случае упразднения таких органов или должностей либо изменения перечня полномочий таких органов или должностных лиц - органами или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего акта, и судом, а в части осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации или субъекта Российской Федерации. Приведенное положение, регулируя порядок отмены муниципальных правовых актов и приостановления их действия, основывается на необходимости контроля за соблюдением законодательства, направлено на регламентацию деятельности и реализацию гарантий самостоятельности органов местного самоуправления (статья 12 Конституции Российской Федерации) и само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан; оно не исключает возможности судебного контроля принимаемых органами местного самоуправления решений, а сами решения об отмене или приостановлении действия ранее изданных актов не могут носить произвольный характер, должны быть законными и обоснованными (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 26 мая 2011 года N 739-О-О, от 22 марта 2012 года N 486-О-О, от 29 января 2015 года N 140-О, от 19 декабря 2017 года N 3094-О и от 27 января 2022 года N 4-О).
Статья: Отмена в порядке самоконтроля благоприятствующих административных актов
(Винницкий А.В., Харинов И.Н.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2020, N 6)Действующее российское законодательство не предусматривает разграничения оснований и процедуры отмены административного акта в зависимости от его вида. Так, применительно к органам местного самоуправления, которые составляют значимую группу субъектов предоставления публичных услуг, Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) прямо закрепляет возможность отмены изданного муниципального правового акта в порядке самоконтроля (ч. 1 ст. 48), не дифференцируя это полномочие в зависимости от вида акта (нормативный или индивидуальный, благоприятствующий или обременяющий).
(Винницкий А.В., Харинов И.Н.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2020, N 6)Действующее российское законодательство не предусматривает разграничения оснований и процедуры отмены административного акта в зависимости от его вида. Так, применительно к органам местного самоуправления, которые составляют значимую группу субъектов предоставления публичных услуг, Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) прямо закрепляет возможность отмены изданного муниципального правового акта в порядке самоконтроля (ч. 1 ст. 48), не дифференцируя это полномочие в зависимости от вида акта (нормативный или индивидуальный, благоприятствующий или обременяющий).
Статья: Пределы усмотрения органов местного самоуправления в случае отмены административного акта в сфере градостроительства
(Кустов С.С.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2024, N 3)В нормах градостроительного законодательства пределы полномочий органов местного самоуправления и критерии, ограничивающие свободу усмотрения, в случае самостоятельной отмены ранее изданного административного акта, как правило, четко не определены. В такой ситуации необходимо учитывать общие нормы муниципального законодательства, устанавливающие правила отмены муниципальных правовых актов, которые объективированы в ст. 48 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) <2>. В вышеуказанной норме не определены основания для отмены муниципальных правовых актов, отсутствует разграничение отмены нормативных и индивидуальных муниципальных правовых актов, а также не содержатся критерии, которые ограничивают свободу усмотрения органа в случае отмены акта.
(Кустов С.С.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2024, N 3)В нормах градостроительного законодательства пределы полномочий органов местного самоуправления и критерии, ограничивающие свободу усмотрения, в случае самостоятельной отмены ранее изданного административного акта, как правило, четко не определены. В такой ситуации необходимо учитывать общие нормы муниципального законодательства, устанавливающие правила отмены муниципальных правовых актов, которые объективированы в ст. 48 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) <2>. В вышеуказанной норме не определены основания для отмены муниципальных правовых актов, отсутствует разграничение отмены нормативных и индивидуальных муниципальных правовых актов, а также не содержатся критерии, которые ограничивают свободу усмотрения органа в случае отмены акта.
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Обязательные требования должны поддерживаться в актуальном состоянии, отвечающем современным потребностям. Статьей 49 Закона N 131-ФЗ предусмотрена возможность отмены муниципального нормативного правового акта издавшим его органом, в частности при изменении перечня полномочий органов местного самоуправления. Однако в статье не закрепляются основания, по которым может быть совершена отмена акта, что подвергается справедливой критике учеными, поскольку решения об отмене актов должны быть обоснованными, предсказуемыми, не противоречащими принципу поддержания (защиты) доверия к деятельности органов публичной администрации <1>. Такого же мнения придерживается и Конституционный Суд РФ <2>.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Обязательные требования должны поддерживаться в актуальном состоянии, отвечающем современным потребностям. Статьей 49 Закона N 131-ФЗ предусмотрена возможность отмены муниципального нормативного правового акта издавшим его органом, в частности при изменении перечня полномочий органов местного самоуправления. Однако в статье не закрепляются основания, по которым может быть совершена отмена акта, что подвергается справедливой критике учеными, поскольку решения об отмене актов должны быть обоснованными, предсказуемыми, не противоречащими принципу поддержания (защиты) доверия к деятельности органов публичной администрации <1>. Такого же мнения придерживается и Конституционный Суд РФ <2>.
"Актуальные проблемы административного права: учебник"
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)1) отмена акта полностью или в соответствующей части административно-публичным субъектом, принявшим (издавшим) акт, по своей инициативе (например, ч. 1 ст. 48 Закона N 131-ФЗ органам и должностным лицам местного самоуправления предоставлено право отмены муниципальных правовых актов, ч. 21.1 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации органам исполнительной власти и органам местного самоуправления, выдавшим разрешения на строительство объектов капитального строительства, предоставлено право прекращения действия таких разрешений при наличии предусмотренных названной нормой оснований);
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)1) отмена акта полностью или в соответствующей части административно-публичным субъектом, принявшим (издавшим) акт, по своей инициативе (например, ч. 1 ст. 48 Закона N 131-ФЗ органам и должностным лицам местного самоуправления предоставлено право отмены муниципальных правовых актов, ч. 21.1 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации органам исполнительной власти и органам местного самоуправления, выдавшим разрешения на строительство объектов капитального строительства, предоставлено право прекращения действия таких разрешений при наличии предусмотренных названной нормой оснований);
Статья: Отмена нормативного правового акта как основание утраты юридической силы
(Кузнецова О.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 4)К сожалению, однозначно определить количество и перечень таких случаев не представляется возможным из-за отсутствия соответствующей единой правовой регламентации. Лишь в Законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" есть общая норма, установившая право самого субъекта нормотворчества отменять свои нормативные акты: "Муниципальные правовые акты могут быть отменены органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта" (ч. 1 ст. 48).
(Кузнецова О.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 4)К сожалению, однозначно определить количество и перечень таких случаев не представляется возможным из-за отсутствия соответствующей единой правовой регламентации. Лишь в Законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" есть общая норма, установившая право самого субъекта нормотворчества отменять свои нормативные акты: "Муниципальные правовые акты могут быть отменены органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта" (ч. 1 ст. 48).
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Другой пример - Постановление администрации г. Иркутска от 16.04.2019 N 031-06-280/9 "О Порядке предоставления дополнительной меры социальной поддержки отдельных категорий граждан из числа педагогических работников в виде единовременной денежной выплаты и об отмене некоторых муниципальных правовых актов". Оно предоставляет право на получение выплаты следующим педагогическим работникам:
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Другой пример - Постановление администрации г. Иркутска от 16.04.2019 N 031-06-280/9 "О Порядке предоставления дополнительной меры социальной поддержки отдельных категорий граждан из числа педагогических работников в виде единовременной денежной выплаты и об отмене некоторых муниципальных правовых актов". Оно предоставляет право на получение выплаты следующим педагогическим работникам:
Статья: Проблемы и пути совершенствования взаимодействия органов прокуратуры и местного самоуправления
(Надин А.Н.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 4)4. Неэффективность правовых последствий неисполнения протеста прокурора применительно к правоотношениям, подвергшимся правовой деформации. Практика показывает, что иногда муниципальные органы власти отклоняют акты прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона либо уклоняются от отмены незаконного муниципального правового акта, а также затягивают процесс его отмены. Тем самым орган прокуратуры исчерпывает досудебные меры правового воздействия, и логическим следствием становится обращение прокурора в судебный орган <28>. К примеру, в ситуации отклонения органом МСУ в установленный срок протеста прокурора на противоречащий закону муниципальный нормативный правовой акт прокурор обязан предъявить в суд административное исковое заявление с требованием об оспаривании данного акта в порядке гл. 21 Кодекса административного судопроизводства РФ.
(Надин А.Н.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 4)4. Неэффективность правовых последствий неисполнения протеста прокурора применительно к правоотношениям, подвергшимся правовой деформации. Практика показывает, что иногда муниципальные органы власти отклоняют акты прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона либо уклоняются от отмены незаконного муниципального правового акта, а также затягивают процесс его отмены. Тем самым орган прокуратуры исчерпывает досудебные меры правового воздействия, и логическим следствием становится обращение прокурора в судебный орган <28>. К примеру, в ситуации отклонения органом МСУ в установленный срок протеста прокурора на противоречащий закону муниципальный нормативный правовой акт прокурор обязан предъявить в суд административное исковое заявление с требованием об оспаривании данного акта в порядке гл. 21 Кодекса административного судопроизводства РФ.
Статья: Отмена решений об утверждении генеральных планов и документов градостроительного зонирования муниципальных образований: правовые основы и практика правоприменения
(Кустов С.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 6)Специальные нормы в градостроительном законодательстве, посвященные отмене решений об утверждении генеральных планов и документов градостроительного зонирования муниципальных образований, отсутствуют. Руководствуясь общими предписаниями муниципального законодательства, регламентирующего отмену муниципальных правовых актов, можно выделить две формы отмены таких решений.
(Кустов С.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 6)Специальные нормы в градостроительном законодательстве, посвященные отмене решений об утверждении генеральных планов и документов градостроительного зонирования муниципальных образований, отсутствуют. Руководствуясь общими предписаниями муниципального законодательства, регламентирующего отмену муниципальных правовых актов, можно выделить две формы отмены таких решений.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Пунктом 1 ст. 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрена возможность отмены изданного муниципального правового акта в порядке самоконтроля. Так, в Постановлении от 06.07.2004 N 1424/04 Президиум ВАС РФ указал, что на основании рассматриваемой нормы уполномоченный орган вправе отменить ранее вынесенное им с нарушением предусмотренных законом процедур распоряжение о предоставлении земельного участка в аренду для строительства. В дальнейшем этот подход был распространен арбитражными судами на иные ненормативные акты, в т.ч. и на разрешение на строительство.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Пунктом 1 ст. 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрена возможность отмены изданного муниципального правового акта в порядке самоконтроля. Так, в Постановлении от 06.07.2004 N 1424/04 Президиум ВАС РФ указал, что на основании рассматриваемой нормы уполномоченный орган вправе отменить ранее вынесенное им с нарушением предусмотренных законом процедур распоряжение о предоставлении земельного участка в аренду для строительства. В дальнейшем этот подход был распространен арбитражными судами на иные ненормативные акты, в т.ч. и на разрешение на строительство.
Статья: Муниципальное правотворчество: проблемы правового регулирования
(Багмет А.М., Бычкова Е.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 12)Несомненно, в ст. 2 ФЗ N 131 следует включить и понятие "муниципальное правотворчество", которое представляет собой вид муниципальной деятельности, осуществляемой в установленной последовательности населением, органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления по созданию, изменению и отмене муниципальных правовых актов (как нормативного, так и не нормативного характера), действующих в пределах территории муниципального образования, направленных на удовлетворение потребностей населения.
(Багмет А.М., Бычкова Е.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 12)Несомненно, в ст. 2 ФЗ N 131 следует включить и понятие "муниципальное правотворчество", которое представляет собой вид муниципальной деятельности, осуществляемой в установленной последовательности населением, органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления по созданию, изменению и отмене муниципальных правовых актов (как нормативного, так и не нормативного характера), действующих в пределах территории муниципального образования, направленных на удовлетворение потребностей населения.