Отмена итогов голосования
Подборка наиболее важных документов по запросу Отмена итогов голосования (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Формализм и реализм в действии избирательного права глазами Верховного Суда РФ
(Колюшин Е.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 1)В части споров, предметом которых являются решения и действия комиссий, отстранение членов УИК, удаление наблюдателей, предвыборная агитация, голосование, нарушения, влекущие за собой отмену итогов голосования, отмену результатов выборов, в разъяснениях формализм чаще всего отступает на второй план, ориентируя на действие избирательного права при приоритете достоверности не формы, а смыслов содержания.
(Колюшин Е.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 1)В части споров, предметом которых являются решения и действия комиссий, отстранение членов УИК, удаление наблюдателей, предвыборная агитация, голосование, нарушения, влекущие за собой отмену итогов голосования, отмену результатов выборов, в разъяснениях формализм чаще всего отступает на второй план, ориентируя на действие избирательного права при приоритете достоверности не формы, а смыслов содержания.
Статья: Проблемы влияния нарушений избирательного законодательства на легитимность выборов
(Митин Г.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 12)Различные аспекты нарушений законодательства о выборах, в том числе их правовое воздействие на действительность выборов <1>, широко представлены в научной литературе <2>. Гораздо меньше юридических исследований посвящено правовой связи указанных нарушений с легитимностью выборов, доверием к ним <3>. Хотя нарушения, допускаемые в избирательном процессе, прямо влияют на общественное восприятие законности и справедливости выборов, т.е. их легитимность. Большое число нарушений - неважно, заявленное или реальное, - подталкивает общественное мнение к выводу о фальсификации выборов, "сознательном и преднамеренном искажении результатов голосования" <4>. Нарушения избирательного права - это и основа теории тотальной фальсификации, и при определенных обстоятельствах правовое основание для отмены итогов голосования, результатов выборов.
(Митин Г.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 12)Различные аспекты нарушений законодательства о выборах, в том числе их правовое воздействие на действительность выборов <1>, широко представлены в научной литературе <2>. Гораздо меньше юридических исследований посвящено правовой связи указанных нарушений с легитимностью выборов, доверием к ним <3>. Хотя нарушения, допускаемые в избирательном процессе, прямо влияют на общественное восприятие законности и справедливости выборов, т.е. их легитимность. Большое число нарушений - неважно, заявленное или реальное, - подталкивает общественное мнение к выводу о фальсификации выборов, "сознательном и преднамеренном искажении результатов голосования" <4>. Нарушения избирательного права - это и основа теории тотальной фальсификации, и при определенных обстоятельствах правовое основание для отмены итогов голосования, результатов выборов.
Нормативные акты
Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ
(ред. от 23.05.2025)
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"Статья 77. Отмена решения об итогах голосования, о результатах выборов, референдума
(ред. от 23.05.2025)
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"Статья 77. Отмена решения об итогах голосования, о результатах выборов, референдума
Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ
(ред. от 30.12.2021)
"О референдуме Российской Федерации"Статья 88. Основания для отмены судом решения комиссии референдума об итогах голосования
(ред. от 30.12.2021)
"О референдуме Российской Федерации"Статья 88. Основания для отмены судом решения комиссии референдума об итогах голосования
Ситуация: Каков порядок защиты избирательных прав граждан?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)об отмене решения избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов. При этом суд рассматривает решение комиссии, организующей выборы, а также решения нижестоящих комиссий, принимавших участие в проведении данных выборов, если допущенные ими нарушения могли повлиять на результаты данных выборов (п. 4 ст. 75 Закона N 67-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)об отмене решения избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов. При этом суд рассматривает решение комиссии, организующей выборы, а также решения нижестоящих комиссий, принимавших участие в проведении данных выборов, если допущенные ими нарушения могли повлиять на результаты данных выборов (п. 4 ст. 75 Закона N 67-ФЗ).
"Гражданское процессуальное право. Особенная часть. Производство по отдельным категориям: учебник: в 2 т."
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. П.В. Крашенинникова)
("Статут", 2022)Специальным основанием в п. 2 ч. 2 ст. 242 КАС РФ является отсутствие юридической заинтересованности, состоящее в том, что административный истец обратился в суд с заявлением об отмене итогов голосования на том избирательном участке, где он не принимал участия в выборах или референдуме.
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. П.В. Крашенинникова)
("Статут", 2022)Специальным основанием в п. 2 ч. 2 ст. 242 КАС РФ является отсутствие юридической заинтересованности, состоящее в том, что административный истец обратился в суд с заявлением об отмене итогов голосования на том избирательном участке, где он не принимал участия в выборах или референдуме.
Статья: Конституционный Суд Российской Федерации: 30 лет на защите прав граждан. На примерах практики
("Официальный сайт КС РФ", 2022)Конституционный Суд Российской Федерации признал, что незаконное лишение гражданина возможности участвовать в выборах в качестве кандидата приводит к искажению характера выборов как свободных не только для кандидатов, но и для избирателей. При таких условиях отмена итогов голосования, результатов выборов не может исключаться. Более того, такие меры не означают отказа от использования компенсаторных механизмов, предполагающих признание и возмещение государством причиненного вреда.
("Официальный сайт КС РФ", 2022)Конституционный Суд Российской Федерации признал, что незаконное лишение гражданина возможности участвовать в выборах в качестве кандидата приводит к искажению характера выборов как свободных не только для кандидатов, но и для избирателей. При таких условиях отмена итогов голосования, результатов выборов не может исключаться. Более того, такие меры не означают отказа от использования компенсаторных механизмов, предполагающих признание и возмещение государством причиненного вреда.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)- 10 дней со дня принятия решения об итогах голосования для заявлений об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования;
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)- 10 дней со дня принятия решения об итогах голосования для заявлений об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования;
Статья: Дистанционное электронное голосование: некоторые проблемы и пути разрешения
(Филимонова А.И.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 10)Однако остро стоит вопрос о соблюдении введенными в нормативно-правовое поле нормами конституционного принципа равенства. При использовании ДЭГ у кандидатов резко сокращается объем механизмов защиты по сравнению с кандидатом, который участвовал в выборах на участке с "бумажным" способом голосования. Например, при оспаривании итогов голосования у второго вида кандидатов могут иметься какие-либо подтвержденные данные или материальные носители, при предъявлении которых в суд возможна отмена итогов голосования. Но кандидат, участвующий в ДЭГ, просто не имеет объективной возможности предоставить подобные материалы, в связи с чем в удовлетворении такого административного искового заявления будет отказано со ссылкой на предположительность данных, предоставленных административным истцом. Таким примером может послужить ситуация, возникшая при подаче 31 административного искового заявления кандидатами от партии КПРФ, из которых ни одно не было удовлетворено, по итогам онлайн-голосования в Москве <11>. В данном случае суды также ссылались на недоказанность тех или иных нарушений, которые могут повлечь отмену итогов голосования.
(Филимонова А.И.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 10)Однако остро стоит вопрос о соблюдении введенными в нормативно-правовое поле нормами конституционного принципа равенства. При использовании ДЭГ у кандидатов резко сокращается объем механизмов защиты по сравнению с кандидатом, который участвовал в выборах на участке с "бумажным" способом голосования. Например, при оспаривании итогов голосования у второго вида кандидатов могут иметься какие-либо подтвержденные данные или материальные носители, при предъявлении которых в суд возможна отмена итогов голосования. Но кандидат, участвующий в ДЭГ, просто не имеет объективной возможности предоставить подобные материалы, в связи с чем в удовлетворении такого административного искового заявления будет отказано со ссылкой на предположительность данных, предоставленных административным истцом. Таким примером может послужить ситуация, возникшая при подаче 31 административного искового заявления кандидатами от партии КПРФ, из которых ни одно не было удовлетворено, по итогам онлайн-голосования в Москве <11>. В данном случае суды также ссылались на недоказанность тех или иных нарушений, которые могут повлечь отмену итогов голосования.