Отмена инкассового поручения
Подборка наиболее важных документов по запросу Отмена инкассового поручения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 61.3 "Оспаривание сделок должника, влекущих за собой оказание предпочтения одному из кредиторов перед другими кредиторами" Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")При этом налоговый орган, являясь конкурсным кредитором, участвовал в собраниях кредиторов, получал соответствующие сведения из отчетов арбитражного управляющего, в которых были отражены неисполненные требования кредиторов по текущим платежам. Следовательно, налоговый орган направил в банк инкассовые поручения, будучи осведомленным о наличии неудовлетворенных требований предшествующей очереди. Отсутствие на даты спорных платежей в картотеке по счету должника в банке требований иных кредиторов свидетельствует о наличии у банка оснований для проведения банковских операций по инкассовым поручениям налогового органа, но не отменяет соответствие спорных платежей условиям недействительной сделки.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")При этом налоговый орган, являясь конкурсным кредитором, участвовал в собраниях кредиторов, получал соответствующие сведения из отчетов арбитражного управляющего, в которых были отражены неисполненные требования кредиторов по текущим платежам. Следовательно, налоговый орган направил в банк инкассовые поручения, будучи осведомленным о наличии неудовлетворенных требований предшествующей очереди. Отсутствие на даты спорных платежей в картотеке по счету должника в банке требований иных кредиторов свидетельствует о наличии у банка оснований для проведения банковских операций по инкассовым поручениям налогового органа, но не отменяет соответствие спорных платежей условиям недействительной сделки.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 46 "Меры по обеспечению требований кредиторов и интересов должника" Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению налогового органа, подлежат отмене обеспечительные меры в виде запрета банку производить списание денежных средств с основного расчетного счета должника по инкассовым поручениям налогового органа, находящимся в картотеке к счету.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению налогового органа, подлежат отмене обеспечительные меры в виде запрета банку производить списание денежных средств с основного расчетного счета должника по инкассовым поручениям налогового органа, находящимся в картотеке к счету.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Когда истекает срок взыскания доначислений? Ответ на вопрос дали судьи
(Веселов А.В.)
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 8)Высшие судьи в Постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27.05.2024 N Ф04-980/2024 отменили решение налогового органа о взыскании сумм налогов со счетов предприятия, кроме этого, арбитры аннулировали инкассовые поручения. Причина? Инспекторы вышли за границы определенных Налоговым кодексом сроков взыскания недоимки, в связи с чем возможность принудительного взыскания с предприятия пересчитанных сумм налогов по результатам проверки была отменена.
(Веселов А.В.)
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 8)Высшие судьи в Постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27.05.2024 N Ф04-980/2024 отменили решение налогового органа о взыскании сумм налогов со счетов предприятия, кроме этого, арбитры аннулировали инкассовые поручения. Причина? Инспекторы вышли за границы определенных Налоговым кодексом сроков взыскания недоимки, в связи с чем возможность принудительного взыскания с предприятия пересчитанных сумм налогов по результатам проверки была отменена.
Статья: Вопросы эффективности прокурорской деятельности по надзору за исполнением налогового законодательства
(Залужный А.Г., Аронин В.А.)
("Современное право", 2025, N 6)Прокурор района обратился в суд с исковым заявлением о признании незаконным и отмене решения Межрайонной инспекции ФНС России N 3 по Республике Татарстан и понуждении к отзыву из кредитной организации инкассового поручения на их списание. Суд удовлетворил требования надзорного ведомства в полном объеме <7>.
(Залужный А.Г., Аронин В.А.)
("Современное право", 2025, N 6)Прокурор района обратился в суд с исковым заявлением о признании незаконным и отмене решения Межрайонной инспекции ФНС России N 3 по Республике Татарстан и понуждении к отзыву из кредитной организации инкассового поручения на их списание. Суд удовлетворил требования надзорного ведомства в полном объеме <7>.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2016)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.10.2016)В целях реализации положений ч. 2 ст. 54 Конституции Российской Федерации, согласно которым, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон, привлекающий к ответственности орган обязан принять меры к тому, чтобы исключить возможность несения лицом ответственности за совершение такого публично-правового правонарушения полностью либо в части. Данная обязанность может быть выполнена органом посредством как отмены вынесенного им (либо нижестоящим органом) решения (постановления) о привлечении к ответственности, так и прекращения его исполнения (как это, в частности, установлено п. 2 ст. 31.7 КоАП РФ) в неисполненной к моменту устранения ответственности части, в том числе путем отзыва инкассовых поручений из банков или соответствующего исполнительного документа у судебного пристава-исполнителя. В упомянутых случаях судебный пристав-исполнитель прекращает исполнительное производство по основаниям, предусмотренным соответственно пп. 5 или 6 ч. 2 ст. 43 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве), или оканчивает его (п. 4 ч. 1 ст. 47 Закона об исполнительном производстве).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.10.2016)В целях реализации положений ч. 2 ст. 54 Конституции Российской Федерации, согласно которым, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон, привлекающий к ответственности орган обязан принять меры к тому, чтобы исключить возможность несения лицом ответственности за совершение такого публично-правового правонарушения полностью либо в части. Данная обязанность может быть выполнена органом посредством как отмены вынесенного им (либо нижестоящим органом) решения (постановления) о привлечении к ответственности, так и прекращения его исполнения (как это, в частности, установлено п. 2 ст. 31.7 КоАП РФ) в неисполненной к моменту устранения ответственности части, в том числе путем отзыва инкассовых поручений из банков или соответствующего исполнительного документа у судебного пристава-исполнителя. В упомянутых случаях судебный пристав-исполнитель прекращает исполнительное производство по основаниям, предусмотренным соответственно пп. 5 или 6 ч. 2 ст. 43 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве), или оканчивает его (п. 4 ч. 1 ст. 47 Закона об исполнительном производстве).
Постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 N 37
"О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения"При этом судам следует исходить из того, что данная обязанность может быть выполнена органом посредством как отмены вынесенного им (либо нижестоящим органом) решения (постановления) о привлечении к ответственности, так и прекращения его исполнения (как это, в частности, установлено пунктом 2 статьи 31.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) в неисполненной к моменту устранения ответственности части, в том числе путем отзыва инкассовых поручений из банков или соответствующего исполнительного документа у судебного пристава-исполнителя.
"О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения"При этом судам следует исходить из того, что данная обязанность может быть выполнена органом посредством как отмены вынесенного им (либо нижестоящим органом) решения (постановления) о привлечении к ответственности, так и прекращения его исполнения (как это, в частности, установлено пунктом 2 статьи 31.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) в неисполненной к моменту устранения ответственности части, в том числе путем отзыва инкассовых поручений из банков или соответствующего исполнительного документа у судебного пристава-исполнителя.
"Комментарий практики рассмотрения экономических споров (судебно-арбитражной практики). Выпуск 31"
(отв. ред. О.В. Гутников, С.А. Синицын)
("Инфотропик Медиа", 2025)В комментируемом Определении Верховного Суда РФ было подчеркнуто, что последовательное несоблюдение налоговыми органами сроков вручения акта выездной налоговой проверки, совершения действий по проведению и оформлению результатов дополнительных мероприятий налогового контроля, рассмотрению результатов налоговой проверки и вынесению итогового решения, предусмотренных ст. 100 - 101 НК РФ, повлекло за собой нарушение сроков принятия оспариваемого решения о взыскании и выставления инкассовых поручений, а также фактическое истечение предельного двухлетнего срока на принудительное взыскание доначисленных проверкой сумм налогов и пеней: "Уже ко дню направления требования об уплате налогов и принятия впоследствии решения о взыскании и выставления инкассовых поручений возможность принудительного взыскания задолженности с общества была заведомо утрачена управлением, в связи с чем суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о том, что оспариваемые акты управления не имели юридической силы и не подлежали исполнению, а у суда кассационной инстанции не имелось оснований для отмены указанных судебных актов".
(отв. ред. О.В. Гутников, С.А. Синицын)
("Инфотропик Медиа", 2025)В комментируемом Определении Верховного Суда РФ было подчеркнуто, что последовательное несоблюдение налоговыми органами сроков вручения акта выездной налоговой проверки, совершения действий по проведению и оформлению результатов дополнительных мероприятий налогового контроля, рассмотрению результатов налоговой проверки и вынесению итогового решения, предусмотренных ст. 100 - 101 НК РФ, повлекло за собой нарушение сроков принятия оспариваемого решения о взыскании и выставления инкассовых поручений, а также фактическое истечение предельного двухлетнего срока на принудительное взыскание доначисленных проверкой сумм налогов и пеней: "Уже ко дню направления требования об уплате налогов и принятия впоследствии решения о взыскании и выставления инкассовых поручений возможность принудительного взыскания задолженности с общества была заведомо утрачена управлением, в связи с чем суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о том, что оспариваемые акты управления не имели юридической силы и не подлежали исполнению, а у суда кассационной инстанции не имелось оснований для отмены указанных судебных актов".
Вопрос: Об отдельных вопросах, связанных с электронным обменом документами (сведениями), подлежащими исполнению и учету кредитными организациями с использованием СМЭВ.
(Письмо ФНС России от 06.02.2023 N КЧ-4-8/1330@)b) изменение сумм инкассовых поручений, находящихся в картотеке при получении уведомлений об изменении задолженности от налоговых органов.
(Письмо ФНС России от 06.02.2023 N КЧ-4-8/1330@)b) изменение сумм инкассовых поручений, находящихся в картотеке при получении уведомлений об изменении задолженности от налоговых органов.
Энциклопедия спорных ситуаций по части первой Налогового кодекса РФ.
Вправе ли инспекция взыскивать налог в принудительном порядке, если налогоплательщик находится на стадии ликвидации
(КонсультантПлюс, 2025)Разъяснено, что со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса налоговый орган не вправе осуществлять взыскание налоговых платежей в порядке, предусмотренном ст. 46 НК РФ. При этом у налоговых органов нет обязанности отзывать инкассовые поручения и отменять решения о приостановлении операций по счетам в случае принятия организацией решения о ликвидации.
Вправе ли инспекция взыскивать налог в принудительном порядке, если налогоплательщик находится на стадии ликвидации
(КонсультантПлюс, 2025)Разъяснено, что со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса налоговый орган не вправе осуществлять взыскание налоговых платежей в порядке, предусмотренном ст. 46 НК РФ. При этом у налоговых органов нет обязанности отзывать инкассовые поручения и отменять решения о приостановлении операций по счетам в случае принятия организацией решения о ликвидации.
Вопрос: О применении изменений с 2023 г., связанных с взысканием задолженности в условиях единого налогового счета.
(Письмо ФНС России от 23.12.2022 N КЧ-19-8/298@)В какие сроки планируется отзыв решений о приостановлении операций и инкассовых поручений, направленных в банк до 01.01.2023?
(Письмо ФНС России от 23.12.2022 N КЧ-19-8/298@)В какие сроки планируется отзыв решений о приостановлении операций и инкассовых поручений, направленных в банк до 01.01.2023?
Статья: Уточненную декларацию по НДС подали мошенники - что скажет суд?
(Филиппова О.В.)
("Главная книга", 2024, N 5)К слову, мошенники развлекаются не только нулевыми фальшивыми декларациями, но и декларациями "к уплате". В итоге можно оказаться с заблокированным счетом и инкассовыми поручениями на банковских счетах, а доказывать свою правоту придется в суде <12>.
(Филиппова О.В.)
("Главная книга", 2024, N 5)К слову, мошенники развлекаются не только нулевыми фальшивыми декларациями, но и декларациями "к уплате". В итоге можно оказаться с заблокированным счетом и инкассовыми поручениями на банковских счетах, а доказывать свою правоту придется в суде <12>.
Готовое решение: Взыскание задолженности по налогам, страховым взносам, пеням и штрафам до 31.12.2022 (включительно)
(КонсультантПлюс, 2022)Отметим, что по имущественным требованиям о признании не подлежащими исполнению инкассовых поручений о взыскании налогов, вынесенных в соответствии со ст. 46 НК РФ, соблюдать досудебный порядок не нужно, можно сразу обратиться в суд (п. 48 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 N 18).
(КонсультантПлюс, 2022)Отметим, что по имущественным требованиям о признании не подлежащими исполнению инкассовых поручений о взыскании налогов, вынесенных в соответствии со ст. 46 НК РФ, соблюдать досудебный порядок не нужно, можно сразу обратиться в суд (п. 48 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 N 18).
Статья: Налоговый орган утрачивает право на принудительное взыскание задолженности, если рассмотрение материалов проверки и принятие по ней решения, а также рассмотрение жалобы вышестоящим налоговым органом в совокупности занимает более двух лет
(Юридическая фирма "Щекин и партнеры")
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Суды установили, что с учетом начала выездной налоговой проверки 26.11.2018 меры по принудительному взысканию доначисленных сумм недоимки, пеней и штрафов должны были быть приняты не позднее 07.09.2022, в то время как решение о взыскании принято и инкассовые поручения были выставлены 24.10.2022. В связи с этим указанные акты не подлежали исполнению.
(Юридическая фирма "Щекин и партнеры")
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Суды установили, что с учетом начала выездной налоговой проверки 26.11.2018 меры по принудительному взысканию доначисленных сумм недоимки, пеней и штрафов должны были быть приняты не позднее 07.09.2022, в то время как решение о взыскании принято и инкассовые поручения были выставлены 24.10.2022. В связи с этим указанные акты не подлежали исполнению.
"Комментарий к Федеральному закону от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)при этом судам следует исходить из того, что данная обязанность может быть выполнена органом посредством как отмены вынесенного им (либо нижестоящим органом) решения (постановления) о привлечении к ответственности, так и прекращения его исполнения (как это, в частности, установлено пунктом 2 ст. 31.7 КоАП РФ) в неисполненной к моменту устранения ответственности части, в т.ч. путем отзыва инкассовых поручений из банков или соответствующего исполнительного документа у СПИ;
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)при этом судам следует исходить из того, что данная обязанность может быть выполнена органом посредством как отмены вынесенного им (либо нижестоящим органом) решения (постановления) о привлечении к ответственности, так и прекращения его исполнения (как это, в частности, установлено пунктом 2 ст. 31.7 КоАП РФ) в неисполненной к моменту устранения ответственности части, в т.ч. путем отзыва инкассовых поручений из банков или соответствующего исполнительного документа у СПИ;
Энциклопедия спорных ситуаций по части первой Налогового кодекса РФ.
С какого момента инспекция может взыскивать задолженность, если суд признал законным решение по проверке, но не отменил обеспечительные меры, приостановившие его действие
(КонсультантПлюс, 2025)Президиум ВАС РФ указал: срок принудительного взыскания исчисляется со дня вынесения определения об отмене обеспечительных мер, а не с момента вступления в силу судебного акта, которым налогоплательщику отказано в признании незаконным решения инспекции. Есть судебные акты (в том числе содержащие выводы, основанные на положениях утратившего силу Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5) с аналогичным выводом. В то же время имеется Постановление суда, в котором указано, что выставление инкассовых поручений до принятия определения об отмене обеспечительных мер правомерно. Также есть судебные акты с выводом о том, что обеспечительные меры действуют до вступления в силу решения по делу об оспаривании ненормативного правового акта.
С какого момента инспекция может взыскивать задолженность, если суд признал законным решение по проверке, но не отменил обеспечительные меры, приостановившие его действие
(КонсультантПлюс, 2025)Президиум ВАС РФ указал: срок принудительного взыскания исчисляется со дня вынесения определения об отмене обеспечительных мер, а не с момента вступления в силу судебного акта, которым налогоплательщику отказано в признании незаконным решения инспекции. Есть судебные акты (в том числе содержащие выводы, основанные на положениях утратившего силу Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5) с аналогичным выводом. В то же время имеется Постановление суда, в котором указано, что выставление инкассовых поручений до принятия определения об отмене обеспечительных мер правомерно. Также есть судебные акты с выводом о том, что обеспечительные меры действуют до вступления в силу решения по делу об оспаривании ненормативного правового акта.