Отмена гражданства
Подборка наиболее важных документов по запросу Отмена гражданства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Административные правонарушения в области защиты Государственной границы РФ и обеспечения режима пребывания в РФ иностранных граждан или лиц без гражданства: Иностранный гражданин (Лицо без гражданства) обжалует привлечение к ответственности за незаконное осуществление трудовой деятельности в РФ
(КонсультантПлюс, 2025)Требования Иностранного гражданина (Лица без гражданства)
(КонсультантПлюс, 2025)Требования Иностранного гражданина (Лица без гражданства)
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Верно ли, что правила ч. 2 ст. 14 Закона N 57-ФЗ не применяются и не влекут обязанность предоставления информации в ФАС России в случае выхода гражданина РФ из гражданства иного государства, отмены или аннулирования вида на жительство (о получении которых ранее была предоставлена информация в порядке указанной статьи)?
("Официальный сайт ФАС России", 2024)"Официальный сайт ФАС России https://fas.gov.ru", 2024
("Официальный сайт ФАС России", 2024)"Официальный сайт ФАС России https://fas.gov.ru", 2024
Статья: Реформирование института прекращения российского гражданства против воли гражданина
(Синцов В.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 9)Итак, правовая регламентация института денатурализации требует пересмотра. Широкая вариативность оснований прекращения гражданства по инициативе государства во многом сближает эту меру с лишением гражданства, запрещенным на конституционном уровне (ч. 3 ст. 6 Конституции Российской Федерации) <16>. Кроме того, в литературе по конституционному праву уже обращается внимание на то, что прекращение гражданства независимо от воли лица выступает частным случаем лишения гражданства <17>. Нельзя не заметить, что на законодательном уровне термин "лишение гражданства" никак не раскрывается, а потому не исключена возможность принятия управленческих решений, направленных на фактическое лишение личности ее гражданства под видом иных правовых механизмов (отмена гражданства, прекращение гражданства). К слову, применяемый в прежнем законодательстве механизм отмены решения о приеме в гражданство имел более весомые конституционные основания, чем прекращение такового. В действительности прекращается не гражданство как правовое состояние, а решение о приеме в него признается недействительным. Иное толкование вступает в противоречие с принципом неотъемлемости российского гражданства.
(Синцов В.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 9)Итак, правовая регламентация института денатурализации требует пересмотра. Широкая вариативность оснований прекращения гражданства по инициативе государства во многом сближает эту меру с лишением гражданства, запрещенным на конституционном уровне (ч. 3 ст. 6 Конституции Российской Федерации) <16>. Кроме того, в литературе по конституционному праву уже обращается внимание на то, что прекращение гражданства независимо от воли лица выступает частным случаем лишения гражданства <17>. Нельзя не заметить, что на законодательном уровне термин "лишение гражданства" никак не раскрывается, а потому не исключена возможность принятия управленческих решений, направленных на фактическое лишение личности ее гражданства под видом иных правовых механизмов (отмена гражданства, прекращение гражданства). К слову, применяемый в прежнем законодательстве механизм отмены решения о приеме в гражданство имел более весомые конституционные основания, чем прекращение такового. В действительности прекращается не гражданство как правовое состояние, а решение о приеме в него признается недействительным. Иное толкование вступает в противоречие с принципом неотъемлемости российского гражданства.
Нормативные акты
Статья: Проблемные правовые, экономические и политические аспекты приобретения гражданства по рождению и прекращения гражданства
(Курилюк Ю.Е.)
("Современное право", 2025, N 5)Отметим, что позиция законодателя в отношении прекращения гражданства в отсутствие волеизъявления физического лица неоднократно менялась. Так, Закон 1991 года предусматривал возможность прекращения российского гражданства в случае, если выяснится, что человек представил фальшивые документы или сообщил при приобретении гражданства заведомо ложные сведения. Те же критерии по Закону 2002 года по решению законодателя были положены в основу отмены решения о приеме в российское гражданство: законодатель отграничил его от понятия прекращения гражданства. По нашему мнению, такое разграничение выглядело логичным: в случае отмены решения гражданство прекращалось с момента принятия в него, таким образом обнуляя весь срок состояния лица в гражданстве России, отменяя сам юридический факт гражданства.
(Курилюк Ю.Е.)
("Современное право", 2025, N 5)Отметим, что позиция законодателя в отношении прекращения гражданства в отсутствие волеизъявления физического лица неоднократно менялась. Так, Закон 1991 года предусматривал возможность прекращения российского гражданства в случае, если выяснится, что человек представил фальшивые документы или сообщил при приобретении гражданства заведомо ложные сведения. Те же критерии по Закону 2002 года по решению законодателя были положены в основу отмены решения о приеме в российское гражданство: законодатель отграничил его от понятия прекращения гражданства. По нашему мнению, такое разграничение выглядело логичным: в случае отмены решения гражданство прекращалось с момента принятия в него, таким образом обнуляя весь срок состояния лица в гражданстве России, отменяя сам юридический факт гражданства.
Ситуация: Как снять запрет на въезд в РФ?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В случае выдачи лицу без гражданства, в отношении которого принято решение о неразрешении въезда в РФ или решение о нежелательности пребывания (проживания) в РФ, временного удостоверения личности лица без гражданства в РФ такое решение подлежит отмене в течение пяти рабочих дней со дня поступления уведомления о выдаче лицу без гражданства этого удостоверения. В отдельных случаях такие решения подлежат приостановлению, например при принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) лица в РФ в связи с наличием обстоятельств, создающих реальную угрозу здоровью населения (ч. 3, 4, 10 ст. 25.10 Закона N 114-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В случае выдачи лицу без гражданства, в отношении которого принято решение о неразрешении въезда в РФ или решение о нежелательности пребывания (проживания) в РФ, временного удостоверения личности лица без гражданства в РФ такое решение подлежит отмене в течение пяти рабочих дней со дня поступления уведомления о выдаче лицу без гражданства этого удостоверения. В отдельных случаях такие решения подлежат приостановлению, например при принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) лица в РФ в связи с наличием обстоятельств, создающих реальную угрозу здоровью населения (ч. 3, 4, 10 ст. 25.10 Закона N 114-ФЗ).
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)<1> См.: Постановление Правительства РФ от 23.08.2021 N 1390 "О порядке принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, а также приостановления действия и отмены такого решения в отношении лица без гражданства, получившего временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации, за исключением решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, принятого в связи с наличием обстоятельств, создающих реальную угрозу здоровью населения, и признании утратившими силу актов и отдельных положений актов Правительства РФ" // СПС "КонсультантПлюс".
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)<1> См.: Постановление Правительства РФ от 23.08.2021 N 1390 "О порядке принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, а также приостановления действия и отмены такого решения в отношении лица без гражданства, получившего временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации, за исключением решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, принятого в связи с наличием обстоятельств, создающих реальную угрозу здоровью населения, и признании утратившими силу актов и отдельных положений актов Правительства РФ" // СПС "КонсультантПлюс".
Статья: О значимости совершенствования законодательства о гражданстве Российской Федерации в части его прекращения
(Василевская Е.О.)
("Юрист", 2025, N 5)Кроме того, ранее Федеральный закон N 62-ФЗ содержал два логически совпадающих друг с другом института: прекращение гражданства и отмена решений по вопросам гражданства (гл. III и IV, соответственно). Тем не менее законодатель исключил институт отмены из Закона о гражданстве, одновременно расширив и конкретизировав основания, за которые предусматривается прекращение гражданства (в старом Федеральном законе N 62-ФЗ прекращение предусматривалось лишь вследствие выхода из гражданства Российской Федерации, а также по иным основаниям, предусмотренным российским законодательством или международными договоренностями).
(Василевская Е.О.)
("Юрист", 2025, N 5)Кроме того, ранее Федеральный закон N 62-ФЗ содержал два логически совпадающих друг с другом института: прекращение гражданства и отмена решений по вопросам гражданства (гл. III и IV, соответственно). Тем не менее законодатель исключил институт отмены из Закона о гражданстве, одновременно расширив и конкретизировав основания, за которые предусматривается прекращение гражданства (в старом Федеральном законе N 62-ФЗ прекращение предусматривалось лишь вследствие выхода из гражданства Российской Федерации, а также по иным основаниям, предусмотренным российским законодательством или международными договоренностями).
Ситуация: Каков правовой статус лиц без гражданства на территории РФ?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При наличии определенных оснований в отношении лица без гражданства могут быть приняты решения о неразрешении въезда в РФ или о нежелательности пребывания (проживания) в РФ. Однако в случае выдачи лицу, в отношении которого принято соответствующее решение, временного удостоверения личности лица без гражданства в РФ такое решение подлежит отмене или в отдельных случаях приостановлению (например, при принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) лица в РФ в связи с наличием обстоятельств, создающих реальную угрозу здоровью населения). Решение о нежелательности пребывания (проживания) лица без гражданства в РФ выносится в том числе, если он является законным представителем лица, не достигшего 18 лет, и в отношении последнего вынесено указанное решение (ч. 3 - 5, 11 ст. 25.10 Закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При наличии определенных оснований в отношении лица без гражданства могут быть приняты решения о неразрешении въезда в РФ или о нежелательности пребывания (проживания) в РФ. Однако в случае выдачи лицу, в отношении которого принято соответствующее решение, временного удостоверения личности лица без гражданства в РФ такое решение подлежит отмене или в отдельных случаях приостановлению (например, при принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) лица в РФ в связи с наличием обстоятельств, создающих реальную угрозу здоровью населения). Решение о нежелательности пребывания (проживания) лица без гражданства в РФ выносится в том числе, если он является законным представителем лица, не достигшего 18 лет, и в отношении последнего вынесено указанное решение (ч. 3 - 5, 11 ст. 25.10 Закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ).