Отмена градостроительного плана
Подборка наиболее важных документов по запросу Отмена градостроительного плана (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Доказательства и доказывание в арбитражном суде: Оспаривание актов, решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления: Застройщик не согласен с отменой или прекращением действия разрешения на строительство
(КонсультантПлюс, 2025)заключением судебной экспертизы, подтверждающей, что проектная документация, включая инженерные изыскания, соответствует требованиям строительных норм и правил, - если решение отменено из-за несоответствия проектной документации требованиям технических регламентов и результатам инженерных изысканий >>>
(КонсультантПлюс, 2025)заключением судебной экспертизы, подтверждающей, что проектная документация, включая инженерные изыскания, соответствует требованиям строительных норм и правил, - если решение отменено из-за несоответствия проектной документации требованиям технических регламентов и результатам инженерных изысканий >>>
Перспективы и риски арбитражного спора: Оспаривание актов, решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления: Перечень всех ситуаций
(КонсультантПлюс, 2025)Застройщик не согласен с отменой или прекращением разрешения на строительство
(КонсультантПлюс, 2025)Застройщик не согласен с отменой или прекращением разрешения на строительство
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Отсутствие документации по планировке территории как основание для отказа в выдаче градостроительного плана земельного участка. Комментарий к Кассационному определению Судебной коллегии по административным делам ВС РФ от 4 декабря 2019 года N 43-КА19-31
(Башарин А.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 8)<2> О существовавших подходах к определению юридической силы градплана (имеет ли он исключительно информационный характер или же непосредственно определяет параметры допустимого строительства) см.: Андрианов Н.А. Отмена градостроительного плана земельного участка и разрешение на строительство. Комментарий к Определению Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 10.02.2015 N 305-КГ14-2820 // Вестник экономического правосудия РФ. 2015. N 3. С. 14 - 18.
(Башарин А.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 8)<2> О существовавших подходах к определению юридической силы градплана (имеет ли он исключительно информационный характер или же непосредственно определяет параметры допустимого строительства) см.: Андрианов Н.А. Отмена градостроительного плана земельного участка и разрешение на строительство. Комментарий к Определению Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 10.02.2015 N 305-КГ14-2820 // Вестник экономического правосудия РФ. 2015. N 3. С. 14 - 18.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по спорам, связанным с возведением зданий и сооружений в охранных зонах трубопроводов и в границах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.06.2021)При рассмотрении спора суд установил, что земельный участок был предоставлен в аренду без права осуществления строительства капитальных объектов. Также администрацией был утвержден градостроительный план земельного участка для проектирования административно-бытового здания. Предпринимателю выдано разрешение на строительство здания, которое, однако, до начала строительства уполномоченным органом было отменено как выданное незаконно. Несмотря на это предприниматель приступил к строительству объекта.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.06.2021)При рассмотрении спора суд установил, что земельный участок был предоставлен в аренду без права осуществления строительства капитальных объектов. Также администрацией был утвержден градостроительный план земельного участка для проектирования административно-бытового здания. Предпринимателю выдано разрешение на строительство здания, которое, однако, до начала строительства уполномоченным органом было отменено как выданное незаконно. Несмотря на это предприниматель приступил к строительству объекта.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018)
(ред. от 01.06.2022)Распоряжением администрации утвержден новый градостроительный план земельного участка, в котором указан вид разрешенного использования "для строительства объектов для организации отдыха населения".
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018)
(ред. от 01.06.2022)Распоряжением администрации утвержден новый градостроительный план земельного участка, в котором указан вид разрешенного использования "для строительства объектов для организации отдыха населения".
Статья: О действии публично-правовых ограничений права собственности в области охраны объектов культурного наследия при реализации девелоперских проектов
(Круглов В.В., Башарин А.В.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 1)<20> Критику данного подхода к пониманию градостроительного плана см.: Адрианов Н. Отмена градостроительного плана земельного участка и разрешение на строительство. Комментарий к Определению Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 10 февраля 2015 г. N 305-КГ14-2820 // Вестник экономического правосудия Российской Федерации. 2015. N 3.
(Круглов В.В., Башарин А.В.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 1)<20> Критику данного подхода к пониманию градостроительного плана см.: Адрианов Н. Отмена градостроительного плана земельного участка и разрешение на строительство. Комментарий к Определению Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 10 февраля 2015 г. N 305-КГ14-2820 // Вестник экономического правосудия Российской Федерации. 2015. N 3.
Статья: Разрешения на строительство, которые запрещают
(Митрахович А.)
("Жилищное право", 2022, N 1)Очевидно, что предприниматель и комиссия, выдавшая разрешение на отклонение, не учитывали интересы города (а соответственно, и его жителей), которые в полной мере отражены в градостроительном генеральном плане, что на наш взгляд, совершенно справедливо привело к признанию ненормативного акта незаконным.
(Митрахович А.)
("Жилищное право", 2022, N 1)Очевидно, что предприниматель и комиссия, выдавшая разрешение на отклонение, не учитывали интересы города (а соответственно, и его жителей), которые в полной мере отражены в градостроительном генеральном плане, что на наш взгляд, совершенно справедливо привело к признанию ненормативного акта незаконным.
Статья: Отмена в порядке самоконтроля благоприятствующих административных актов
(Винницкий А.В., Харинов И.Н.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2020, N 6)Указанная норма активно применяется. При этом суды допускают ее распространение и на сферы специального публично-правового регулирования, оценивая правомерность отмены органами местного самоуправления в порядке самоконтроля, к примеру, распоряжений о предоставлении земельного участка для строительства <13>, разрешений на строительство <14>, разрешений на ввод объекта в эксплуатацию <15>, разрешений на реконструкцию <16>, градостроительных планов земельных участков <17>, решений о предварительном согласовании места размещения торгового комплекса <18>, разрешений на условно разрешенный вид использования земельного участка <19> и многих других муниципальных правовых актов, являющихся результатом предоставления административных услуг.
(Винницкий А.В., Харинов И.Н.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2020, N 6)Указанная норма активно применяется. При этом суды допускают ее распространение и на сферы специального публично-правового регулирования, оценивая правомерность отмены органами местного самоуправления в порядке самоконтроля, к примеру, распоряжений о предоставлении земельного участка для строительства <13>, разрешений на строительство <14>, разрешений на ввод объекта в эксплуатацию <15>, разрешений на реконструкцию <16>, градостроительных планов земельных участков <17>, решений о предварительном согласовании места размещения торгового комплекса <18>, разрешений на условно разрешенный вид использования земельного участка <19> и многих других муниципальных правовых актов, являющихся результатом предоставления административных услуг.
Статья: Отмена в порядке самоконтроля публичных актов - юридических фактов гражданского права
(Суслова С.И.)
("Гражданское право", 2025, N 4)Законодательной основой для отмены актов публичной власти <1>, которые выступают юридическими фактами гражданского права, выступает ст. 48 Федерального закона РФ от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" <2>. Основной массив судебной практики по этому вопросу сформировался в области земельных отношений и градостроительной деятельности, где участник частноправовых отношений обжалует ненормативные акты органов местного самоуправления об отмене ранее принятых ими актов в порядке самоконтроля (распоряжений о предоставлении земельного участка для строительства, разрешений на строительство, разрешений на ввод объекта в эксплуатацию, разрешений на реконструкцию, разрешений на перевод градостроительных планов земельных участков, разрешений на условно разрешенный вид использования земельного участка и др.). Анализ немногочисленных публикаций в юридической литературе по этому вопросу, а также подходов, сформировавшихся в судебной практике (в том числе Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ), позволяет сформулировать несколько важных тезисов:
(Суслова С.И.)
("Гражданское право", 2025, N 4)Законодательной основой для отмены актов публичной власти <1>, которые выступают юридическими фактами гражданского права, выступает ст. 48 Федерального закона РФ от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" <2>. Основной массив судебной практики по этому вопросу сформировался в области земельных отношений и градостроительной деятельности, где участник частноправовых отношений обжалует ненормативные акты органов местного самоуправления об отмене ранее принятых ими актов в порядке самоконтроля (распоряжений о предоставлении земельного участка для строительства, разрешений на строительство, разрешений на ввод объекта в эксплуатацию, разрешений на реконструкцию, разрешений на перевод градостроительных планов земельных участков, разрешений на условно разрешенный вид использования земельного участка и др.). Анализ немногочисленных публикаций в юридической литературе по этому вопросу, а также подходов, сформировавшихся в судебной практике (в том числе Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ), позволяет сформулировать несколько важных тезисов:
Статья: Принцип добросовестности в муниципальных правоотношениях
(Полякова Н.Г.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 10)Добросовестное поведение органов и должностных лиц местного самоуправления также подразумевает неосуществление ими действий, затрудняющих или препятствующих достижению цели другой стороной правоотношения. На основе анализа судебной практики можно привести следующие примеры указанных действий: безосновательное изменение территориального зонирования, исключающее возможность использования арендованного земельного участка по назначению; отмена или внесение изменений в градостроительные планы; внесение изменений в планы землепользования и застройки, а также градостроительные регламенты относительно предельно допустимой этажности зданий после утверждения проектной документации; выдвижение безосновательных требований (например, предоставить правоустанавливающие документы на соседние земельные участки, необходимые для выезда и проезда строительной техники), отказ в заключении договора аренды на новый срок и др. Указанные действия органов местного самоуправления приводят к длительной невозможности использовать земельные участки по назначению, возникновению убытков, в отдельных случаях - к необходимости их возмещения из бюджета муниципального образования. Следует отметить, что судебная практика в данной сфере не является однородной: существенную трудность составляет доказывание как недобросовестности действий органов местного самоуправления, так и наличия причинно-следственной связи между такими действиями и причиненным ущербом, в том числе упущенной выгодой. Следует отметить, что на сегодняшний день ведущая роль в применении конституционных принципов, оценке соответствия духа и буквы закона принадлежит КС РФ, иные суды относятся к данной правовой материи с осторожностью. В контексте изложенного следует согласиться с позицией С.А. Авакьяна о целесообразности повсеместного введения конституционного правосудия как системы оценки актов и действий органов законодательной власти и исполнительной власти субъектов РФ, местных органов власти <11>. При этом требование о соблюдении органами местного самоуправления принципа добросовестности при реализации публичных полномочий и закрепление личной ответственности за его нарушение позволит предотвратить злоупотребления и таким образом избежать возмещения причиненного ущерба из бюджетных средств.
(Полякова Н.Г.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 10)Добросовестное поведение органов и должностных лиц местного самоуправления также подразумевает неосуществление ими действий, затрудняющих или препятствующих достижению цели другой стороной правоотношения. На основе анализа судебной практики можно привести следующие примеры указанных действий: безосновательное изменение территориального зонирования, исключающее возможность использования арендованного земельного участка по назначению; отмена или внесение изменений в градостроительные планы; внесение изменений в планы землепользования и застройки, а также градостроительные регламенты относительно предельно допустимой этажности зданий после утверждения проектной документации; выдвижение безосновательных требований (например, предоставить правоустанавливающие документы на соседние земельные участки, необходимые для выезда и проезда строительной техники), отказ в заключении договора аренды на новый срок и др. Указанные действия органов местного самоуправления приводят к длительной невозможности использовать земельные участки по назначению, возникновению убытков, в отдельных случаях - к необходимости их возмещения из бюджета муниципального образования. Следует отметить, что судебная практика в данной сфере не является однородной: существенную трудность составляет доказывание как недобросовестности действий органов местного самоуправления, так и наличия причинно-следственной связи между такими действиями и причиненным ущербом, в том числе упущенной выгодой. Следует отметить, что на сегодняшний день ведущая роль в применении конституционных принципов, оценке соответствия духа и буквы закона принадлежит КС РФ, иные суды относятся к данной правовой материи с осторожностью. В контексте изложенного следует согласиться с позицией С.А. Авакьяна о целесообразности повсеместного введения конституционного правосудия как системы оценки актов и действий органов законодательной власти и исполнительной власти субъектов РФ, местных органов власти <11>. При этом требование о соблюдении органами местного самоуправления принципа добросовестности при реализации публичных полномочий и закрепление личной ответственности за его нарушение позволит предотвратить злоупотребления и таким образом избежать возмещения причиненного ущерба из бюджетных средств.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Из материалов этого дела следует, что гражданин, являющийся собственником земельного участка, просил суд признать незаконными постановление органа местного самоуправления об утверждении градостроительного плана соседнего земельного участка, а также выданное собственнику этого земельного участка разрешение на строительство торгово-выставочного дома.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Из материалов этого дела следует, что гражданин, являющийся собственником земельного участка, просил суд признать незаконными постановление органа местного самоуправления об утверждении градостроительного плана соседнего земельного участка, а также выданное собственнику этого земельного участка разрешение на строительство торгово-выставочного дома.