Отмена гильотины
Подборка наиболее важных документов по запросу Отмена гильотины (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: "Регуляторная гильотина", совершенствование системы обязательных требований как направления реформирования контрольной и надзорной деятельности России
(Евдокимов А.С., Надежкина Г.П.)
("Административное право и процесс", 2022, N 5)Безусловно, обновленная система обязательных требований в России была сформирована, однако разработанные и утвержденные зачастую с нарушением сроков нормативные правовые акты не всегда соответствуют принципам "регуляторной гильотины": необходимость отмены норм, не являющихся правомерными; необходимость упрощения правомерных, но сложных для восприятия бизнесом <20>.
(Евдокимов А.С., Надежкина Г.П.)
("Административное право и процесс", 2022, N 5)Безусловно, обновленная система обязательных требований в России была сформирована, однако разработанные и утвержденные зачастую с нарушением сроков нормативные правовые акты не всегда соответствуют принципам "регуляторной гильотины": необходимость отмены норм, не являющихся правомерными; необходимость упрощения правомерных, но сложных для восприятия бизнесом <20>.
Статья: Об установлении обязательных требований Банком России
(Переседов А.М.)
("Банковское право", 2025, N 2)Также важно учитывать, что в отношении нормативных актов Банка России не была распространена реформа "регуляторной гильотины", которая предусматривала отмену всех обязательных требований, установленных до 1 января 2020 г. Как следствие, до настоящего времени в отношении установленных Банком России обязательных требований не проводилась оценка на предмет их возможного устаревания относительно существующих общественных отношений.
(Переседов А.М.)
("Банковское право", 2025, N 2)Также важно учитывать, что в отношении нормативных актов Банка России не была распространена реформа "регуляторной гильотины", которая предусматривала отмену всех обязательных требований, установленных до 1 января 2020 г. Как следствие, до настоящего времени в отношении установленных Банком России обязательных требований не проводилась оценка на предмет их возможного устаревания относительно существующих общественных отношений.
Статья: О соблюдении органами местного самоуправления правил установления и оценки применения обязательных требований
(Переседов А.М.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 2)Первая составляющая реформы заключалась в отмене с 01.01.2021 нормативных правовых актов, утративших актуальность до 31.12.2024. Данная мера, которая получила в общественности наименование регуляторная гильотина, была призвана исключить устаревшие (излишние, дублирующие, противоречивые) обязательные требования, которые существовали в российском законодательстве с советского периода. Несмотря на декларируемый всеобъемлющий характер, регуляторная гильотина отменила далеко не все нормативные правовые акты, которые содержат обязательные требования. Во-первых, был установлен так называемый белый список нормативных правовых актов, на которые правила регуляторной гильотины не распространялись <2>. Во-вторых, был предусмотрен определенный перечень видов государственного контроля (надзора), в рамках которых оценивается соблюдение нормативных правовых актов, подлежащих отмене в процессе реформы <3>. Оба вышеуказанных перечня были установлены Правительством Российской Федерации (распоряжением и постановлением соответственно).
(Переседов А.М.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 2)Первая составляющая реформы заключалась в отмене с 01.01.2021 нормативных правовых актов, утративших актуальность до 31.12.2024. Данная мера, которая получила в общественности наименование регуляторная гильотина, была призвана исключить устаревшие (излишние, дублирующие, противоречивые) обязательные требования, которые существовали в российском законодательстве с советского периода. Несмотря на декларируемый всеобъемлющий характер, регуляторная гильотина отменила далеко не все нормативные правовые акты, которые содержат обязательные требования. Во-первых, был установлен так называемый белый список нормативных правовых актов, на которые правила регуляторной гильотины не распространялись <2>. Во-вторых, был предусмотрен определенный перечень видов государственного контроля (надзора), в рамках которых оценивается соблюдение нормативных правовых актов, подлежащих отмене в процессе реформы <3>. Оба вышеуказанных перечня были установлены Правительством Российской Федерации (распоряжением и постановлением соответственно).
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"
(постатейный)
(Андриченко Л.В., Арзамасов Ю.Г., Емельянов А.С. и др.)
(отв. ред. А.С. Емельянов, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова)
("КОНТРАКТ", 2024)2. Пункт 2 комментируемой статьи предусматривает дополнительную гарантию для реализации вышеописанного механизма "регуляторной гильотины", предусматривая запрет на оценку соблюдения обязательных требований, установленный в нормативных правовых актах, принятых до 1 января 2020 г., с 1 января 2021 г. Важно отметить правовую позицию судебной практики о том, что "обязательность соответствующих требований до 1 января 2021 г. механизм "регуляторной гильотины" не отменяет и не может в этой связи рассматриваться как способ изложения более мягкого административно-деликтного закона" (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 17 июня 2022 г. N Ф09-3207/22 по делу N А76-21111/2021). Аналогичная позиция отражена и в документах федеральных органов исполнительной власти, в частности, в письме Роспотребнадзора от 19 января 2021 г. N 02/850-2021-32 указано, что в случае выявления в 2020 г. нарушений обязательных требований, которые с 1 января 2021 г. признаны утратившими силу, не действующими на территории Российской Федерации или отменены, лицо, совершившее правонарушение, подлежит привлечению к административной ответственности за нарушение требований законодательства, действовавшего в момент совершения (выявления) административного правонарушения, что соответствует принципу равенства перед законом (ст. 1.4 КоАП РФ). При этом срок привлечения к административной ответственности исчисляется по общему правилу в соответствии с положениями ст. 4.5 КоАП РФ.
(постатейный)
(Андриченко Л.В., Арзамасов Ю.Г., Емельянов А.С. и др.)
(отв. ред. А.С. Емельянов, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова)
("КОНТРАКТ", 2024)2. Пункт 2 комментируемой статьи предусматривает дополнительную гарантию для реализации вышеописанного механизма "регуляторной гильотины", предусматривая запрет на оценку соблюдения обязательных требований, установленный в нормативных правовых актах, принятых до 1 января 2020 г., с 1 января 2021 г. Важно отметить правовую позицию судебной практики о том, что "обязательность соответствующих требований до 1 января 2021 г. механизм "регуляторной гильотины" не отменяет и не может в этой связи рассматриваться как способ изложения более мягкого административно-деликтного закона" (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 17 июня 2022 г. N Ф09-3207/22 по делу N А76-21111/2021). Аналогичная позиция отражена и в документах федеральных органов исполнительной власти, в частности, в письме Роспотребнадзора от 19 января 2021 г. N 02/850-2021-32 указано, что в случае выявления в 2020 г. нарушений обязательных требований, которые с 1 января 2021 г. признаны утратившими силу, не действующими на территории Российской Федерации или отменены, лицо, совершившее правонарушение, подлежит привлечению к административной ответственности за нарушение требований законодательства, действовавшего в момент совершения (выявления) административного правонарушения, что соответствует принципу равенства перед законом (ст. 1.4 КоАП РФ). При этом срок привлечения к административной ответственности исчисляется по общему правилу в соответствии с положениями ст. 4.5 КоАП РФ.
"Годовой отчет. Жилищно-коммунальное хозяйство - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Форма типового договора, заключаемого с региональным оператором, утверждена Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 (включено в перечень документов, не подлежащих отмене с 01.01.2021 в рамках проводимой "регуляторной гильотины" (см. позицию 742 в Постановлении Правительства РФ от 31.12.2020 N 2467)). Указанная форма корректировалась два раза (Постановлениями Правительства РФ от 15.09.2018 N 1094 и от 15.12.2018 N 1572).
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Форма типового договора, заключаемого с региональным оператором, утверждена Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 (включено в перечень документов, не подлежащих отмене с 01.01.2021 в рамках проводимой "регуляторной гильотины" (см. позицию 742 в Постановлении Правительства РФ от 31.12.2020 N 2467)). Указанная форма корректировалась два раза (Постановлениями Правительства РФ от 15.09.2018 N 1094 и от 15.12.2018 N 1572).
Статья: Новые правила расчета средней заработной платы
(Каблучков А.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2025, N 9)Новое Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы вступило в силу 01.09.2025 (утв. Постановлением Правительства РФ от 24.04.2025 N 540) <1>. Ранее действовавшее Положение (утв. Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922 <2>) отменено в рамках механизма "регуляторной гильотины" - процедуры пересмотра и переоценки обязательных для бизнеса требований.
(Каблучков А.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2025, N 9)Новое Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы вступило в силу 01.09.2025 (утв. Постановлением Правительства РФ от 24.04.2025 N 540) <1>. Ранее действовавшее Положение (утв. Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922 <2>) отменено в рамках механизма "регуляторной гильотины" - процедуры пересмотра и переоценки обязательных для бизнеса требований.
Статья: К вопросу о качестве "регуляторной гильотины" (на примере лицензионных требований)
(Кнутов А.В., Чаплинский А.В.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 3)Полным применением "гильотины" считалась отмена в течение 2020 г. положения о лицензировании с принятием вместо него нового положения. В качестве частичного применения "гильотины" рассматривалось временное или бессрочное сохранение действия нормативных правовых актов путем включения в перечень сохраняемых актов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. N 2467 <19>. Частичным применением считалась также отмена действующего положения без принятия нового акта, но с сохранением требования Федерального закона N 99-ФЗ о лицензировании данного вида деятельности.
(Кнутов А.В., Чаплинский А.В.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 3)Полным применением "гильотины" считалась отмена в течение 2020 г. положения о лицензировании с принятием вместо него нового положения. В качестве частичного применения "гильотины" рассматривалось временное или бессрочное сохранение действия нормативных правовых актов путем включения в перечень сохраняемых актов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. N 2467 <19>. Частичным применением считалась также отмена действующего положения без принятия нового акта, но с сохранением требования Федерального закона N 99-ФЗ о лицензировании данного вида деятельности.