Отмена ЕНВД с 2021
Подборка наиболее важных документов по запросу Отмена ЕНВД с 2021 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: ККТ и смена налогового режима с 1 января: о чем часто забывают
(Мартынюк Н.А.)
("Главная книга", 2023, N 1)Два года назад в связи с отменой ЕНВД с 2021 г. ФНС разрешила так поступить переходящим на ОСН вмененщикам <20>. Однако для них переход был вынужденным, а указываемый с 2021 г. в чеках ЕНВД налоговики могли однозначно идентифицировать как ОСН. Возможно, именно этим и была обусловлена поблажка.
(Мартынюк Н.А.)
("Главная книга", 2023, N 1)Два года назад в связи с отменой ЕНВД с 2021 г. ФНС разрешила так поступить переходящим на ОСН вмененщикам <20>. Однако для них переход был вынужденным, а указываемый с 2021 г. в чеках ЕНВД налоговики могли однозначно идентифицировать как ОСН. Возможно, именно этим и была обусловлена поблажка.
Готовое решение: Что означает принцип недопустимости ухудшения положения налогоплательщика
(КонсультантПлюс, 2025)отменяют льготные налоговые режимы или ограничивают доступ к таким режимам. Например, с 1 января 2021 г. отменен ЕНВД;
(КонсультантПлюс, 2025)отменяют льготные налоговые режимы или ограничивают доступ к таким режимам. Например, с 1 января 2021 г. отменен ЕНВД;
Нормативные акты
Справочная информация: "Уплата индивидуальными предпринимателями налогов, сборов и страховых взносов, представление налоговой и страховой отчетности"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Раздел 8. Отмененные правоотношения: ЕНП индивидуального предпринимателя (отменен с 01.01.2023), ЕНВД (отменен с 01.01.2021), УСН на основе патента (отменена с 01.01.2013)
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Раздел 8. Отмененные правоотношения: ЕНП индивидуального предпринимателя (отменен с 01.01.2023), ЕНВД (отменен с 01.01.2021), УСН на основе патента (отменена с 01.01.2013)
Статья: Проблемы определения среднедушевого дохода семьи с учетом доходов от предпринимательской и иной профессиональной деятельности для целей предоставления адресной социальной поддержки
(Рощепко Н.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2022, N 2)Еще более спорно определение среднедушевого дохода семьи заявителя при применении им специального налогового режима - упрощенной системы налогообложения, системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, единого налога на вмененный доход (отменен с 2021 г.), патентной системы налогообложения или налога на профессиональный доход (далее - УСН, ЕСХН, ЕНВД, ПСН, НПД соответственно). Так, расходы для УСН (объект налогообложения "доходы") и НПД не учитываются при определении налоговой базы, более того, ИП или самозанятый не обязан вести их учет. При выборе объекта налогообложения в рамках УСН "доходы минус расходы" перечень расходов ограничен. Поэтому на деле расходы ИП могут превышать принятые при исчислении налоговой базы и отраженные в налоговом учете. Аналогично ситуация обстоит и с ЕСХН. Что же касается ПСН, то здесь не только расходы, но и полученные доходы не имеют юридического значения, поскольку объектом налогообложения служит потенциально возможный к получению доход (устанавливается в твердой сумме, зависит от вида и характеристик предпринимательской деятельности лица) <12>. Сходным образом определялся вмененный доход по ЕНВД (п. 1 ст. 346.29, ст. 346.27 НК РФ). Тем не менее есть примеры судебных решений, когда специальный налоговый режим не препятствует учету расходов ИП, претендующего на меры социальной поддержки. Правда, во всех этих случаях истцом применялась УСН, а сумма расходов устанавливалась судом на основе товарных накладных и данных книги учета доходов и расходов <13>.
(Рощепко Н.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2022, N 2)Еще более спорно определение среднедушевого дохода семьи заявителя при применении им специального налогового режима - упрощенной системы налогообложения, системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, единого налога на вмененный доход (отменен с 2021 г.), патентной системы налогообложения или налога на профессиональный доход (далее - УСН, ЕСХН, ЕНВД, ПСН, НПД соответственно). Так, расходы для УСН (объект налогообложения "доходы") и НПД не учитываются при определении налоговой базы, более того, ИП или самозанятый не обязан вести их учет. При выборе объекта налогообложения в рамках УСН "доходы минус расходы" перечень расходов ограничен. Поэтому на деле расходы ИП могут превышать принятые при исчислении налоговой базы и отраженные в налоговом учете. Аналогично ситуация обстоит и с ЕСХН. Что же касается ПСН, то здесь не только расходы, но и полученные доходы не имеют юридического значения, поскольку объектом налогообложения служит потенциально возможный к получению доход (устанавливается в твердой сумме, зависит от вида и характеристик предпринимательской деятельности лица) <12>. Сходным образом определялся вмененный доход по ЕНВД (п. 1 ст. 346.29, ст. 346.27 НК РФ). Тем не менее есть примеры судебных решений, когда специальный налоговый режим не препятствует учету расходов ИП, претендующего на меры социальной поддержки. Правда, во всех этих случаях истцом применялась УСН, а сумма расходов устанавливалась судом на основе товарных накладных и данных книги учета доходов и расходов <13>.
Статья: Совершенствование механизма применения патентной системы налогообложения
(Семкина Т.И., Стешенко Ю.А.)
("Финансы", 2025, N 3)Одной из важных характеристик налога является количество плательщиков, его использующих. Количество ИП, применяющих ПСН, на протяжении всего периода ее действия, не имело значительного роста. В частности, в 2017 г. количество налогоплательщиков не превысило 288 тыс. ИП, а в 2018 г. - 326 тыс. ИП (табл. 1). И только с отменой в 2021 г. вмененного налога произошел резкий скачок количества ИП, работающих на ПСН, за счет присоединившихся ИП. По сравнению с 2020 г. в 2021 г. темп роста ИП, работающих на ПСН, составил 352% против 131% по количеству ИП, работающих на УСН. Но уже в 2022 г. по сравнению с 2021 г. темп роста количества ИП, работающих на УСН, составил 102,4%, а на ПСН - 101,5% (табл. 1). Если учесть, что количество ИП, применяющих ПСН, в 2023 г. было более чем в 2 раза ниже количества ИП, применяющих УСН, то можно говорить о недостаточной популярности ПСН среди налогоплательщиков.
(Семкина Т.И., Стешенко Ю.А.)
("Финансы", 2025, N 3)Одной из важных характеристик налога является количество плательщиков, его использующих. Количество ИП, применяющих ПСН, на протяжении всего периода ее действия, не имело значительного роста. В частности, в 2017 г. количество налогоплательщиков не превысило 288 тыс. ИП, а в 2018 г. - 326 тыс. ИП (табл. 1). И только с отменой в 2021 г. вмененного налога произошел резкий скачок количества ИП, работающих на ПСН, за счет присоединившихся ИП. По сравнению с 2020 г. в 2021 г. темп роста ИП, работающих на ПСН, составил 352% против 131% по количеству ИП, работающих на УСН. Но уже в 2022 г. по сравнению с 2021 г. темп роста количества ИП, работающих на УСН, составил 102,4%, а на ПСН - 101,5% (табл. 1). Если учесть, что количество ИП, применяющих ПСН, в 2023 г. было более чем в 2 раза ниже количества ИП, применяющих УСН, то можно говорить о недостаточной популярности ПСН среди налогоплательщиков.
Статья: О необходимости реформирования налогообложения малого и среднего предпринимательства
(Пьянова М.В.)
("Налоги" (журнал), 2023, N 1)По данным таблицы 3, поступления по единому налогу в связи с применением УСН увеличились за период с 2017 по 2021 г. на 107,4%. Резкий скачок этого показателя в 2021 г. по сравнению с 2020 г. также можно связать с увеличением пороговых значений дохода и численности работников для целей применения УСН и отменой ЕНВД с 1 января 2021 г. Доля УСН в общей сумме налоговых поступлений выросла за анализируемый период на 26,7%, при этом тенденцию к увеличению этого показателя можно назвать устойчивой. Более наглядно полученные выводы можно представить в графическом виде (рис. 3).
(Пьянова М.В.)
("Налоги" (журнал), 2023, N 1)По данным таблицы 3, поступления по единому налогу в связи с применением УСН увеличились за период с 2017 по 2021 г. на 107,4%. Резкий скачок этого показателя в 2021 г. по сравнению с 2020 г. также можно связать с увеличением пороговых значений дохода и численности работников для целей применения УСН и отменой ЕНВД с 1 января 2021 г. Доля УСН в общей сумме налоговых поступлений выросла за анализируемый период на 26,7%, при этом тенденцию к увеличению этого показателя можно назвать устойчивой. Более наглядно полученные выводы можно представить в графическом виде (рис. 3).
Статья: Налоговое регулирование малого и среднего предпринимательства: опыт применения упрощенной системы налогообложения
(Пьянова М.В.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 4)Доля УСН в общей сумме налоговых поступлений по специальным налоговым режимам выросла за анализируемый период времени на 12,43%, при этом тенденция к увеличению этого показателя устойчивая: вопреки прогнозам, отмена ЕНВД с 1 января 2021 г. не привела к существенным изменениям.
(Пьянова М.В.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 4)Доля УСН в общей сумме налоговых поступлений по специальным налоговым режимам выросла за анализируемый период времени на 12,43%, при этом тенденция к увеличению этого показателя устойчивая: вопреки прогнозам, отмена ЕНВД с 1 января 2021 г. не привела к существенным изменениям.
Интервью: Необходима комплексная реформа налогового законодательства для минимизации процесса дробления бизнеса
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 4)Статья 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" устанавливает, что в целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в РФ федеральными законами для малых предприятий могут предусматриваться специальные налоговые режимы и упрощенные правила ведения налогового учета. Однако с отменой ЕНВД с 1 января 2021 г. норма Закона стала декларативной: налоговых спецрежимов для компаний малого бизнеса попросту не осталось. В таких условиях малые предприятия по-прежнему пытаются воспользоваться режимом, предназначенным для микропредприятий, а для этого - искусственно дробиться.
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 4)Статья 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" устанавливает, что в целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в РФ федеральными законами для малых предприятий могут предусматриваться специальные налоговые режимы и упрощенные правила ведения налогового учета. Однако с отменой ЕНВД с 1 января 2021 г. норма Закона стала декларативной: налоговых спецрежимов для компаний малого бизнеса попросту не осталось. В таких условиях малые предприятия по-прежнему пытаются воспользоваться режимом, предназначенным для микропредприятий, а для этого - искусственно дробиться.