Отмена административного надзора
Подборка наиболее важных документов по запросу Отмена административного надзора (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 1.1 "Законодательство об административных правонарушениях" КоАП РФ"Судом первой инстанции был сделан правомерный вывод о том, что введение Правительством РФ ограничений для возбуждения дел об административных правонарушениях по результатам государственного контроля (надзора), муниципального контроля не отменяет предусмотренные КоАП РФ процессуальные механизмы получения доказательств по делу и производства по нему, включая возможность проведения административного расследования, которое представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий уполномоченных лиц, направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)7. Исправительные учреждения, органы внутренних дел и прокурор, исходя из положений, закрепленных в п. 4 и 1 ст. 333.35, подп. 9 и 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, освобождены от уплаты государственной пошлины по делам об административном надзоре. Вместе с тем законодательство не устанавливает льгот по уплате этого сбора при подаче заявлений о прекращении или частичной отмене административного надзора, а также при обжаловании судебных постановлений по делам об административном надзоре за лицами, в отношении которых применена данная мера. Эти лица, согласно п. 3, 9 и 10 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, при подаче заявления и жалобы уплачивают государственную пошлину в размере, предусмотренном для заявлений и жалоб по делам неимущественного характера. Соответственно, лицо, в отношении которого установлен административный надзор, обращаясь с заявлением о его прекращении или частичной отмене, помимо документов, указанных в ст. 271 КАС РФ, должно представить документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)7. Исправительные учреждения, органы внутренних дел и прокурор, исходя из положений, закрепленных в п. 4 и 1 ст. 333.35, подп. 9 и 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, освобождены от уплаты государственной пошлины по делам об административном надзоре. Вместе с тем законодательство не устанавливает льгот по уплате этого сбора при подаче заявлений о прекращении или частичной отмене административного надзора, а также при обжаловании судебных постановлений по делам об административном надзоре за лицами, в отношении которых применена данная мера. Эти лица, согласно п. 3, 9 и 10 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, при подаче заявления и жалобы уплачивают государственную пошлину в размере, предусмотренном для заявлений и жалоб по делам неимущественного характера. Соответственно, лицо, в отношении которого установлен административный надзор, обращаясь с заявлением о его прекращении или частичной отмене, помимо документов, указанных в ст. 271 КАС РФ, должно представить документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.
Статья: Задачи административного судопроизводства: предназначение и правовое содержание
(Старилов Ю.Н.)
("Российская юстиция", 2025, N 6)Четвертой задачей административного судопроизводства в КАС РФ названо укрепление законности в сфере административных и иных публичных правоотношений, а также предупреждение нарушений в указанной сфере правоотношений. Законность всегда рассматривается как принцип организации и функционирования публичной власти, деятельности публичной администрации, административных органов, должностных лиц, государственной и муниципальной службы, осуществления административного нормотворчества и принятия административных актов, проведения государственного контроля (надзора), применения мер административного принуждения. В процессуально-правовом плане при рассмотрении и разрешении административных дел законность (наряду со справедливостью) устанавливается как принцип административного судопроизводства (п. 3 ст. 6 КАС РФ). Укрепление законности означает, что суд и все лица, участвующие в деле, постоянно на протяжении всего времени рассмотрения и разрешения дела содействуют принятию законного, обоснованного, правильного и справедливого решения по административному делу. При этом должен быть использован весь арсенал определенных в КАС РФ гарантий, прав, процессуальных возможностей для обеспечения законности. Укреплению законности в сфере публичных правоотношений способствует процессуальная деятельность прокурора в административном судопроизводстве (ст. 39 КАС РФ). Например, в соответствии с пунктом 4 ст. 270 КАС РФ прокурор в порядке, установленном частью 1 ст. 39 КАС РФ, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о досрочном прекращении административного надзора или о частичной отмене административных ограничений для защиты прав и свобод поднадзорного лица при условии, что поднадзорное лицо по состоянию здоровья либо по другим уважительным причинам не может само обратиться в суд. Прокурор вступает в процесс и дает заключение по административному делу.
(Старилов Ю.Н.)
("Российская юстиция", 2025, N 6)Четвертой задачей административного судопроизводства в КАС РФ названо укрепление законности в сфере административных и иных публичных правоотношений, а также предупреждение нарушений в указанной сфере правоотношений. Законность всегда рассматривается как принцип организации и функционирования публичной власти, деятельности публичной администрации, административных органов, должностных лиц, государственной и муниципальной службы, осуществления административного нормотворчества и принятия административных актов, проведения государственного контроля (надзора), применения мер административного принуждения. В процессуально-правовом плане при рассмотрении и разрешении административных дел законность (наряду со справедливостью) устанавливается как принцип административного судопроизводства (п. 3 ст. 6 КАС РФ). Укрепление законности означает, что суд и все лица, участвующие в деле, постоянно на протяжении всего времени рассмотрения и разрешения дела содействуют принятию законного, обоснованного, правильного и справедливого решения по административному делу. При этом должен быть использован весь арсенал определенных в КАС РФ гарантий, прав, процессуальных возможностей для обеспечения законности. Укреплению законности в сфере публичных правоотношений способствует процессуальная деятельность прокурора в административном судопроизводстве (ст. 39 КАС РФ). Например, в соответствии с пунктом 4 ст. 270 КАС РФ прокурор в порядке, установленном частью 1 ст. 39 КАС РФ, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о досрочном прекращении административного надзора или о частичной отмене административных ограничений для защиты прав и свобод поднадзорного лица при условии, что поднадзорное лицо по состоянию здоровья либо по другим уважительным причинам не может само обратиться в суд. Прокурор вступает в процесс и дает заключение по административному делу.
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 N 15
(ред. от 22.12.2022)
"О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы"Назначение по приговору суда наказания, не связанного с лишением свободы, либо осуждение лица к лишению свободы условно не отнесены Законом к основаниям прекращения административного надзора, поэтому данные обстоятельства подлежат учету при разрешении дела об административном надзоре.
(ред. от 22.12.2022)
"О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы"Назначение по приговору суда наказания, не связанного с лишением свободы, либо осуждение лица к лишению свободы условно не отнесены Законом к основаниям прекращения административного надзора, поэтому данные обстоятельства подлежат учету при разрешении дела об административном надзоре.
Федеральный закон от 06.04.2011 N 64-ФЗ
(ред. от 06.04.2024)
"Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы"Статья 9. Прекращение административного надзора
(ред. от 06.04.2024)
"Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы"Статья 9. Прекращение административного надзора
Статья: Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В абз. 4 - 6 п. 2 Постановления Пленума N 15 говорится, что дела об установлении административного надзора за лицами, освободившимися из мест лишения свободы, а также о продлении, досрочном прекращении административного надзора, о дополнении или частичной отмене ранее установленных поднадзорным лицам административных ограничений рассматриваются судом по месту жительства, пребывания или фактического нахождения таких лиц. При этом местом фактического нахождения является избираемая лицом, освобожденным из мест лишения свободы и не имеющим места жительства или пребывания, территория внутригородского муниципального образования города федерального значения, территория внутригородского района (в случае его отсутствия - города) либо территория городского или сельского поселения (п. 4 ст. 1 Закона N 64-ФЗ). Административное исковое заявление об установлении административного надзора в отношении лица, которому в качестве дополнительного вида наказания назначено ограничение свободы либо неотбытая часть наказания в виде лишения свободы заменена ограничением свободы, подается органом внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения этого лица (ч. 6 и 8 ст. 270 КАС РФ, ст. 53 УК РФ). В случае обращения в суд исправительного учреждения, в котором указанное лицо отбывает наказание, с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении этого лица в принятии такого заявления надлежит отказывать в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 128 КАС РФ.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В абз. 4 - 6 п. 2 Постановления Пленума N 15 говорится, что дела об установлении административного надзора за лицами, освободившимися из мест лишения свободы, а также о продлении, досрочном прекращении административного надзора, о дополнении или частичной отмене ранее установленных поднадзорным лицам административных ограничений рассматриваются судом по месту жительства, пребывания или фактического нахождения таких лиц. При этом местом фактического нахождения является избираемая лицом, освобожденным из мест лишения свободы и не имеющим места жительства или пребывания, территория внутригородского муниципального образования города федерального значения, территория внутригородского района (в случае его отсутствия - города) либо территория городского или сельского поселения (п. 4 ст. 1 Закона N 64-ФЗ). Административное исковое заявление об установлении административного надзора в отношении лица, которому в качестве дополнительного вида наказания назначено ограничение свободы либо неотбытая часть наказания в виде лишения свободы заменена ограничением свободы, подается органом внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения этого лица (ч. 6 и 8 ст. 270 КАС РФ, ст. 53 УК РФ). В случае обращения в суд исправительного учреждения, в котором указанное лицо отбывает наказание, с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении этого лица в принятии такого заявления надлежит отказывать в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 128 КАС РФ.
Статья: О критериях разграничения административного и гражданского судопроизводств: вопросы теории и практики
(Михайлова Е.В.)
("Администратор суда", 2021, N 3)ГПК РФ 2002 года содержал подраздел 3 "Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений", который утратил силу 15 сентября 2015 года в связи с принятием Кодекса административного судопроизводства. Согласно статье 245 указанного подраздела 3, суд рассматривал следующие дела, возникающие из публичных правоотношений: по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов; по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих; по заявлениям о защите избирательных прав или права на участие в референдуме граждан Российской Федерации; по заявлениям о помещении иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащих депортации или передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, либо принимаемого Российской Федерацией иностранного гражданина или лица без гражданства, переданных иностранным государством Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, но не имеющих законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации, в предназначенное для этого специальное учреждение; по заявлениям об установлении, о продлении, досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене или дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений; иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к ведению суда <8>.
(Михайлова Е.В.)
("Администратор суда", 2021, N 3)ГПК РФ 2002 года содержал подраздел 3 "Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений", который утратил силу 15 сентября 2015 года в связи с принятием Кодекса административного судопроизводства. Согласно статье 245 указанного подраздела 3, суд рассматривал следующие дела, возникающие из публичных правоотношений: по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов; по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих; по заявлениям о защите избирательных прав или права на участие в референдуме граждан Российской Федерации; по заявлениям о помещении иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащих депортации или передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, либо принимаемого Российской Федерацией иностранного гражданина или лица без гражданства, переданных иностранным государством Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, но не имеющих законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации, в предназначенное для этого специальное учреждение; по заявлениям об установлении, о продлении, досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене или дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений; иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к ведению суда <8>.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)4. Среди основных задач административного судопроизводства указано укрепление законности в сфере административных и иных публичных правоотношений, а также предупреждение нарушений в указанной сфере правоотношений. Законность всегда рассматривается как принцип организации и функционирования публичной власти, деятельности публичной администрации, административных органов, должностных лиц, государственной и муниципальной службы, осуществления административного нормотворчества и принятия административных актов, проведения государственного контроля (надзора), применения мер административного принуждения. В процессуально-правовом плане при рассмотрении и разрешении административных дел законность (наряду со справедливостью) устанавливается как принцип административного судопроизводства (п. 3 ст. 6 КАС РФ). Укрепление законности означает, что суд и все лица, участвующие в деле, постоянно, на протяжении всего времени рассмотрения и разрешения дела, содействуют принятию законного, обоснованного, правильного и справедливого решения по административному делу. При этом должны использовать весь арсенал определенных в КАС РФ гарантий, прав, процессуальных возможностей для обеспечения законности. Укреплению законности в сфере публичных правоотношений способствует процессуальная деятельность прокурора в административном судопроизводстве (ст. 39 КАС РФ). Например, в соответствии с п. 4 ст. 270 КАС РФ прокурор в порядке, установленном ч. 1 ст. 39 КАС РФ, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о досрочном прекращении административного надзора или о частичной отмене административных ограничений для защиты прав и свобод поднадзорного лица при условии, что поднадзорное лицо по состоянию здоровья либо по другим уважительным причинам не может само обратиться в суд. Прокурор вступает в процесс и дает заключение по административному делу.
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)4. Среди основных задач административного судопроизводства указано укрепление законности в сфере административных и иных публичных правоотношений, а также предупреждение нарушений в указанной сфере правоотношений. Законность всегда рассматривается как принцип организации и функционирования публичной власти, деятельности публичной администрации, административных органов, должностных лиц, государственной и муниципальной службы, осуществления административного нормотворчества и принятия административных актов, проведения государственного контроля (надзора), применения мер административного принуждения. В процессуально-правовом плане при рассмотрении и разрешении административных дел законность (наряду со справедливостью) устанавливается как принцип административного судопроизводства (п. 3 ст. 6 КАС РФ). Укрепление законности означает, что суд и все лица, участвующие в деле, постоянно, на протяжении всего времени рассмотрения и разрешения дела, содействуют принятию законного, обоснованного, правильного и справедливого решения по административному делу. При этом должны использовать весь арсенал определенных в КАС РФ гарантий, прав, процессуальных возможностей для обеспечения законности. Укреплению законности в сфере публичных правоотношений способствует процессуальная деятельность прокурора в административном судопроизводстве (ст. 39 КАС РФ). Например, в соответствии с п. 4 ст. 270 КАС РФ прокурор в порядке, установленном ч. 1 ст. 39 КАС РФ, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о досрочном прекращении административного надзора или о частичной отмене административных ограничений для защиты прав и свобод поднадзорного лица при условии, что поднадзорное лицо по состоянию здоровья либо по другим уважительным причинам не может само обратиться в суд. Прокурор вступает в процесс и дает заключение по административному делу.