Отлов и содержание животных без владельцев
Подборка наиболее важных документов по запросу Отлов и содержание животных без владельцев (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 86 "Расходные обязательства муниципального образования" БК РФ"При этом, руководствуясь положениями абзаца второго пункта 3 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, суды пришли к правомерному выводу о том, что в случае, если стоимость услуги по отлову и содержанию безнадзорных животных оказывается выше установленного норматива предоставляемой муниципальному образованию из областного бюджета субвенции, используемой на одну особь, то разница должна покрываться за счет средств местного бюджета.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 15 "Вопросы местного значения муниципального района" Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации""Статья 15 Федерального закона РФ от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" содержит перечень вопросов местного значения муниципального района, в который не включены мероприятия по отлову и содержанию безнадзорных животных."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Анализ Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 4 декабря 2023 г. N 55-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 231 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой городского округа Архангельской области "Город Новодвинск"
(Баженова О.И.)
("Местное право", 2024, N 1)4. Вместо заключения. К сожалению, предмет жалобы не позволяет обратиться к вопросу об эффективности закрепленного законодательством разграничения полномочий по организации отлова и содержания безнадзорных животных (и животных без владельцев). Вместе с тем именно этот вопрос - вопрос компетенции (полномочий) в указанной области - является, как продемонстрировано, центральным для решения социально острой проблемы безнадзорных животных (в широком смысле).
(Баженова О.И.)
("Местное право", 2024, N 1)4. Вместо заключения. К сожалению, предмет жалобы не позволяет обратиться к вопросу об эффективности закрепленного законодательством разграничения полномочий по организации отлова и содержания безнадзорных животных (и животных без владельцев). Вместе с тем именно этот вопрос - вопрос компетенции (полномочий) в указанной области - является, как продемонстрировано, центральным для решения социально острой проблемы безнадзорных животных (в широком смысле).
Нормативные акты
Федеральный закон от 27.12.2018 N 498-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"Статья 18. Организация мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев
(ред. от 08.08.2024)
"Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"Статья 18. Организация мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ
(ред. от 20.03.2025)
"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"1. Органы местного самоуправления городского, сельского поселения имеют право на:
(ред. от 20.03.2025)
"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"1. Органы местного самоуправления городского, сельского поселения имеют право на:
Статья: О роли органов местного самоуправления в формировании предпринимательской деятельности для достижения целей перехода России к "зеленой" экономике
(Рыженков А.Я.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2024, N 1)3. Республика Калмыкия. К основным экологическим проблемам Республики Калмыкия относятся "водоснабжение, опустынивание, загрязнение атмосферного воздуха, обращение с отходами производства и потребления, охрана объектов животного мира и среды их обитания, сохранение охотничьих ресурсов, защита лесного фонда" [10, с. 78]. Растет площадь засоленных почв, большое распространение имеют опасные процессы подтопления сельскохозяйственных угодий и земель поселений (особенно в Лаганском районе, где в результате подъема уровня Каспийского моря меняется гидрологический режим местности) [4, с. 19]. Как и в других регионах, в муниципальных образованиях Республики Калмыкия принимаются муниципальные программы по охране окружающей среды. Например, в Ульдючинском сельском муниципальном образовании в качестве основных задач такой программы определено сохранение чистоты природных территорий и природного биологического разнообразия; снижение вредного воздействия на окружающую среду; организация деятельности по уборке и вывозу ТКО; озеленение территории; повышение уровня экологического информирования; организация работы по отлову и содержанию животных без владельцев <5>. Принадлежность последней задачи к категории природоохранных, однако, вызывает большие сомнения, поскольку бродячие животные не относятся к категории "объектов животного мира" (как их понимает Федеральный закон "О животном мире" от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ), а потому эта очень важная функция не является экологической.
(Рыженков А.Я.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2024, N 1)3. Республика Калмыкия. К основным экологическим проблемам Республики Калмыкия относятся "водоснабжение, опустынивание, загрязнение атмосферного воздуха, обращение с отходами производства и потребления, охрана объектов животного мира и среды их обитания, сохранение охотничьих ресурсов, защита лесного фонда" [10, с. 78]. Растет площадь засоленных почв, большое распространение имеют опасные процессы подтопления сельскохозяйственных угодий и земель поселений (особенно в Лаганском районе, где в результате подъема уровня Каспийского моря меняется гидрологический режим местности) [4, с. 19]. Как и в других регионах, в муниципальных образованиях Республики Калмыкия принимаются муниципальные программы по охране окружающей среды. Например, в Ульдючинском сельском муниципальном образовании в качестве основных задач такой программы определено сохранение чистоты природных территорий и природного биологического разнообразия; снижение вредного воздействия на окружающую среду; организация деятельности по уборке и вывозу ТКО; озеленение территории; повышение уровня экологического информирования; организация работы по отлову и содержанию животных без владельцев <5>. Принадлежность последней задачи к категории природоохранных, однако, вызывает большие сомнения, поскольку бродячие животные не относятся к категории "объектов животного мира" (как их понимает Федеральный закон "О животном мире" от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ), а потому эта очень важная функция не является экологической.
Статья: Особенности толкования юридически значимых признаков основного состава жестокого обращения с животными (ч. 1 ст. 245 УК)
(Щетинина Н.В., Аюпова Г.Ш.)
("Законность", 2024, N 9)Корыстные побуждения суды традиционно связывают со стремлением виновного в результате совершаемых им действий извлечь выгоду материального характера или освободиться от материальных затрат, в том числе связанных с содержанием животного. Так, К., являясь индивидуальным предпринимателем, выполняя муниципальный контракт, предметом которого были отлов и содержание безнадзорных животных, произвел отлов 171 особи безнадзорных животных (собак), которые были помещены в пункт содержания безнадзорных животных. Желая избавиться от материальных затрат на содержание животных, К. дал указание П., согласно которому последний подвергал животных эвтаназии путем инъекции препарата "Аделин Супер" <15>.
(Щетинина Н.В., Аюпова Г.Ш.)
("Законность", 2024, N 9)Корыстные побуждения суды традиционно связывают со стремлением виновного в результате совершаемых им действий извлечь выгоду материального характера или освободиться от материальных затрат, в том числе связанных с содержанием животного. Так, К., являясь индивидуальным предпринимателем, выполняя муниципальный контракт, предметом которого были отлов и содержание безнадзорных животных, произвел отлов 171 особи безнадзорных животных (собак), которые были помещены в пункт содержания безнадзорных животных. Желая избавиться от материальных затрат на содержание животных, К. дал указание П., согласно которому последний подвергал животных эвтаназии путем инъекции препарата "Аделин Супер" <15>.
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Также одним из проблемных вопросов является разграничение муниципального контроля в сфере благоустройства и государственного контроля (надзора) в смежных сферах <1>, например парковки на тротуарах, относящиеся к контролю ГИБДД, а не муниципальному контролю в области благоустройства. Установление порядка отлова безнадзорных животных, перечня конкретных мер по регулированию численности безнадзорных животных, созданию и содержанию приютов для них, а также контроль исполнения соответствующих правил относится к ведению субъектов РФ, а не органов местного самоуправления <2>. Вместе с тем многие субъекты РФ приняли законы о наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по отлову и содержанию животных без владельцев с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств (субвенций), что согласуется со ст. 19 Закона N 131-ФЗ. И в данном случае контроль будут осуществлять органы местного самоуправления, деятельность которых по этому полномочию, в свою очередь, будет контролировать орган государственной власти субъекта РФ.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Также одним из проблемных вопросов является разграничение муниципального контроля в сфере благоустройства и государственного контроля (надзора) в смежных сферах <1>, например парковки на тротуарах, относящиеся к контролю ГИБДД, а не муниципальному контролю в области благоустройства. Установление порядка отлова безнадзорных животных, перечня конкретных мер по регулированию численности безнадзорных животных, созданию и содержанию приютов для них, а также контроль исполнения соответствующих правил относится к ведению субъектов РФ, а не органов местного самоуправления <2>. Вместе с тем многие субъекты РФ приняли законы о наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по отлову и содержанию животных без владельцев с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств (субвенций), что согласуется со ст. 19 Закона N 131-ФЗ. И в данном случае контроль будут осуществлять органы местного самоуправления, деятельность которых по этому полномочию, в свою очередь, будет контролировать орган государственной власти субъекта РФ.
Статья: "Собачья" халатность?
(Яни П.С.)
("Законность", 2025, N 6)<1> См.: Николюкин С.В., Уткина И.О. Особенности возникновения и прекращения права собственности на безнадзорных и бесхозяйных животных: коллизии гражданского законодательства // Юрист. 2009. N 6; Мадьярова А.В. Обращение с безнадзорными животными - чья сфера ответственности? // Практика муниципального управления. 2013. N 4; Минина Е.Л. Проблемы правового регулирования обращения с животными // Журнал российского права. 2014. N 12; Ячменев Г.Г. Отлов и содержание безнадзорных домашних животных (бюджетно-правовой аспект) // Информационно-аналитический журнал "Арбитражные споры". 2016. N 3. Если не оговорено иное, ссылка сделана на источники (нормативные и научные, а также на судебные решения), опубликованные в СПС "КонсультантПлюс".
(Яни П.С.)
("Законность", 2025, N 6)<1> См.: Николюкин С.В., Уткина И.О. Особенности возникновения и прекращения права собственности на безнадзорных и бесхозяйных животных: коллизии гражданского законодательства // Юрист. 2009. N 6; Мадьярова А.В. Обращение с безнадзорными животными - чья сфера ответственности? // Практика муниципального управления. 2013. N 4; Минина Е.Л. Проблемы правового регулирования обращения с животными // Журнал российского права. 2014. N 12; Ячменев Г.Г. Отлов и содержание безнадзорных домашних животных (бюджетно-правовой аспект) // Информационно-аналитический журнал "Арбитражные споры". 2016. N 3. Если не оговорено иное, ссылка сделана на источники (нормативные и научные, а также на судебные решения), опубликованные в СПС "КонсультантПлюс".
Статья: Роль модельного законодательства СНГ в законотворческой и правоприменительной практике государств - участников Содружества
(Аверьянова Н.Н., Куликова С.А.)
("Журнал российского права", 2025, N 6)Имеются прецеденты, когда суды общей юрисдикции применяли нормы модельного законодательства как непосредственно действующие, мотивировав ими свое решение. Так, рассматривая иск о признании недействующими Правил осуществления органами местного самоуправления Челябинской области полномочий по организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных, утвержденных Министерством сельского хозяйства Челябинской области, Верховный Суд РФ <18> сослался на положения Модельного закона СНГ "Об обращении с животными", которыми устанавливались случаи допустимого умерщвления безнадзорных животных: прекращение страданий животного, если они не могут быть прекращены иным способом, в случае наличия у животного неизлечимого заразного заболевания, либо если животное является переносчиком этого заболевания, животного с признаками бешенства, при агрессивном поведении, несущем угрозу жизни и (или) здоровью человека.
(Аверьянова Н.Н., Куликова С.А.)
("Журнал российского права", 2025, N 6)Имеются прецеденты, когда суды общей юрисдикции применяли нормы модельного законодательства как непосредственно действующие, мотивировав ими свое решение. Так, рассматривая иск о признании недействующими Правил осуществления органами местного самоуправления Челябинской области полномочий по организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных, утвержденных Министерством сельского хозяйства Челябинской области, Верховный Суд РФ <18> сослался на положения Модельного закона СНГ "Об обращении с животными", которыми устанавливались случаи допустимого умерщвления безнадзорных животных: прекращение страданий животного, если они не могут быть прекращены иным способом, в случае наличия у животного неизлечимого заразного заболевания, либо если животное является переносчиком этого заболевания, животного с признаками бешенства, при агрессивном поведении, несущем угрозу жизни и (или) здоровью человека.
Статья: Административно-правовое регулирование надлежащего обращения с животными
(Якимова Е.М.)
("Административное право и процесс", 2024, N 8)В настоящее время региональное законодательство существенных изменений не претерпело. К примеру, КоАП г. Москвы <17> устанавливает административную ответственность по вопросам обращения с животными и выделяет целую главу в данной сфере. Можно выделить три группы установленных в КоАП г. Москвы составов в данной сфере: нарушение установленных правил владения домашними животными их собственниками (в частности, уклонение от регистрации и вакцинации), нарушение правил надлежащего обращения с животными (в том числе жестокое обращение с животными), ненадлежащая организация органами публичной власти безопасного сосуществования населения и животных (например, нарушение порядка регулирования численности, отлова и содержания безнадзорных домашних животных). Таким образом, несмотря на внесение соответствующих изменений в КоАП, ответственность за жестокое обращение с животными регламентируется Законом Москвы.
(Якимова Е.М.)
("Административное право и процесс", 2024, N 8)В настоящее время региональное законодательство существенных изменений не претерпело. К примеру, КоАП г. Москвы <17> устанавливает административную ответственность по вопросам обращения с животными и выделяет целую главу в данной сфере. Можно выделить три группы установленных в КоАП г. Москвы составов в данной сфере: нарушение установленных правил владения домашними животными их собственниками (в частности, уклонение от регистрации и вакцинации), нарушение правил надлежащего обращения с животными (в том числе жестокое обращение с животными), ненадлежащая организация органами публичной власти безопасного сосуществования населения и животных (например, нарушение порядка регулирования численности, отлова и содержания безнадзорных домашних животных). Таким образом, несмотря на внесение соответствующих изменений в КоАП, ответственность за жестокое обращение с животными регламентируется Законом Москвы.
"Комментарий судебной практики. Выпуск 28"
(отв. ред. К.Б. Ярошенко)
("Инфотропик Медиа", 2023)В кассационной жалобе представитель истца просил принять по делу новое решение об удовлетворении требований, указывая, что в силу закона отлов и содержание животных без владельцев отнесены к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации - Республики Хакасия, которые могут быть переданы органам местного самоуправления. В силу Закона Республики Хакасия от 20 декабря 2016 г. N 106-ЗРХ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия отдельными государственными полномочиями по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев", с учетом положений Закона об ответственном обращении с животными, администрация района наделена отдельными государственными полномочиями по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, в частности по их отлову. Невыполнение администрацией полномочий, включающих в себя отлов животных без владельцев, передачу их в приюты и содержание в них животных без владельцев, привело, по мнению истца, к возникновению ситуации, связанной с дорожным происшествием и причинением вреда.
(отв. ред. К.Б. Ярошенко)
("Инфотропик Медиа", 2023)В кассационной жалобе представитель истца просил принять по делу новое решение об удовлетворении требований, указывая, что в силу закона отлов и содержание животных без владельцев отнесены к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации - Республики Хакасия, которые могут быть переданы органам местного самоуправления. В силу Закона Республики Хакасия от 20 декабря 2016 г. N 106-ЗРХ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия отдельными государственными полномочиями по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев", с учетом положений Закона об ответственном обращении с животными, администрация района наделена отдельными государственными полномочиями по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, в частности по их отлову. Невыполнение администрацией полномочий, включающих в себя отлов животных без владельцев, передачу их в приюты и содержание в них животных без владельцев, привело, по мнению истца, к возникновению ситуации, связанной с дорожным происшествием и причинением вреда.
Статья: Правовые аспекты недопустимости насилия в отношении одушевленных вещей
(Пушкина А.В.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2023, NN 3, 4)Однако термин "животное без владельца" стал постепенно проникать и в иные нормативно-правовые акты <13>. В них фраза "мероприятия по отлову и содержанию безнадзорных животных" была исправлена на формулировку "деятельность по обращению с животными без владельцев". Иногда в одном акте используются оба термина <14>.
(Пушкина А.В.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2023, NN 3, 4)Однако термин "животное без владельца" стал постепенно проникать и в иные нормативно-правовые акты <13>. В них фраза "мероприятия по отлову и содержанию безнадзорных животных" была исправлена на формулировку "деятельность по обращению с животными без владельцев". Иногда в одном акте используются оба термина <14>.
Статья: Правовое регулирование эвтаназии животных без владельца: за и против
(Анисимов А.П., Буркова В.Н., Волков И.К., Ермаков А.М., Фомина А.С., Шебеко С.К.)
("Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Право", 2024, N 3)Так, в Апелляционном определении Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 05.11.2020 N 66а-1127/2020 отмечается, что федеральный законодатель предусмотрел решение субъектом РФ вопросов организации мероприятий по отлову и содержанию животных без владельцев путем отлова и помещения таких животных в приют, что исключает иное правовое регулирование правоотношений в данной сфере на региональном уровне, в том числе предусматривающее возможность умерщвления животного, не помещенного в приют и не прошедшего учет. Положения ч. 8 ст. 8, ч. 1 - 4 ст. 13 Закона Республики Крым от 28.06.2016 N 260-ЗРК/2016 в нарушение требований Закона N 498-ФЗ предусматривают возможность отлова безнадзорных животных в целях умерщвления без соблюдения процедуры помещения животного в приют, документального учета этого животного, опубликования в сети Интернет информации о животном. Умерщвление не помещенного в приют животного без владельца противоречит требованиям Закона N 498-ФЗ, не предполагает защиту животных, укрепление нравственности, соблюдение принципов гуманности, обеспечение безопасности и иных прав и законных интересов граждан при обращении с животными и нарушает принцип ответственности человека за судьбу животного, поскольку позволяет регулировать численность животных, бесконтрольно осуществляя умерщвление животных без владельцев.
(Анисимов А.П., Буркова В.Н., Волков И.К., Ермаков А.М., Фомина А.С., Шебеко С.К.)
("Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Право", 2024, N 3)Так, в Апелляционном определении Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 05.11.2020 N 66а-1127/2020 отмечается, что федеральный законодатель предусмотрел решение субъектом РФ вопросов организации мероприятий по отлову и содержанию животных без владельцев путем отлова и помещения таких животных в приют, что исключает иное правовое регулирование правоотношений в данной сфере на региональном уровне, в том числе предусматривающее возможность умерщвления животного, не помещенного в приют и не прошедшего учет. Положения ч. 8 ст. 8, ч. 1 - 4 ст. 13 Закона Республики Крым от 28.06.2016 N 260-ЗРК/2016 в нарушение требований Закона N 498-ФЗ предусматривают возможность отлова безнадзорных животных в целях умерщвления без соблюдения процедуры помещения животного в приют, документального учета этого животного, опубликования в сети Интернет информации о животном. Умерщвление не помещенного в приют животного без владельца противоречит требованиям Закона N 498-ФЗ, не предполагает защиту животных, укрепление нравственности, соблюдение принципов гуманности, обеспечение безопасности и иных прав и законных интересов граждан при обращении с животными и нарушает принцип ответственности человека за судьбу животного, поскольку позволяет регулировать численность животных, бесконтрольно осуществляя умерщвление животных без владельцев.
Статья: Проблема осуществления муниципальными образованиями полномочий по организации деятельности в области обращения с животными без владельцев (по материалам судебной практики)
(Баженова О.И.)
("Местное право", 2025, N 2)Многочисленные случаи нападения безнадзорных животных, точнее бродячих собак, на людей, в том числе на детей, вызывают вполне понятный гнев и желание населения "спросить с местной власти", возложить на нее ответственность за бездействие, неспособность разрешить ситуацию. Особенно остро этот вопрос стоит по отношению к животным без владельцев. Количество дел о привлечении муниципальных образований (носителей делегированных государственных полномочий по организации деятельности по обращению с животными без владельцев) к ответственности за причинение морального вреда в результате укуса бродячих собак, количество удовлетворенных исков прокуроров в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц о бездействии муниципалитетов в части отлова и содержания животных без владельцев, количество приговоров в отношении должностных лиц местного самоуправления исчисляется не единицами, не десятками и даже не сотнями...
(Баженова О.И.)
("Местное право", 2025, N 2)Многочисленные случаи нападения безнадзорных животных, точнее бродячих собак, на людей, в том числе на детей, вызывают вполне понятный гнев и желание населения "спросить с местной власти", возложить на нее ответственность за бездействие, неспособность разрешить ситуацию. Особенно остро этот вопрос стоит по отношению к животным без владельцев. Количество дел о привлечении муниципальных образований (носителей делегированных государственных полномочий по организации деятельности по обращению с животными без владельцев) к ответственности за причинение морального вреда в результате укуса бродячих собак, количество удовлетворенных исков прокуроров в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц о бездействии муниципалитетов в части отлова и содержания животных без владельцев, количество приговоров в отношении должностных лиц местного самоуправления исчисляется не единицами, не десятками и даже не сотнями...