Отличия типовых уставов
Подборка наиболее важных документов по запросу Отличия типовых уставов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 12 "Устав общества" Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью""Изменение сведений ЕГРЮЛ в части адреса юридического лица в рамках его места нахождения, указанного в учредительных документах, не требует внесения изменений в учредительные документы юридического лица, в отличие от смены места нахождения организации, когда соответствующие изменения необходимо вносить в устав организации. Исключения составляют случаи, когда юридическое лицо использует типовой устав, тогда вносить в него изменения не потребуется (п. 2.1., п. 2 ст. 12 Закона "Об обществах с ограниченной ответственностью")."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Отдельные вопросы оптимизации правового статуса некоммерческих организаций в законодательстве Российской Федерации
(Лескова Ю.Г.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 8)Переход на типовые уставы НКО имеет как положительные моменты, так и отрицательные. В числе первых - в содержании уставов, в отличие от типовых уставов, допускаются ошибки, остаются не до конца урегулированными принципиально важные вопросы (например, анализ некоторых уставов НКО (ассоциаций) свидетельствует о том, что в них плохо и несистемно представлены разделы, посвященные органам управления), поэтому выбор варианта типового устава, который разработан в соответствии с законом государством, практически исключает такие погрешности.
(Лескова Ю.Г.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 8)Переход на типовые уставы НКО имеет как положительные моменты, так и отрицательные. В числе первых - в содержании уставов, в отличие от типовых уставов, допускаются ошибки, остаются не до конца урегулированными принципиально важные вопросы (например, анализ некоторых уставов НКО (ассоциаций) свидетельствует о том, что в них плохо и несистемно представлены разделы, посвященные органам управления), поэтому выбор варианта типового устава, который разработан в соответствии с законом государством, практически исключает такие погрешности.
Интервью: Интервью с Могилевским Станиславом Дмитриевичем, директором Института права и национальной безопасности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, доктором юридических наук, профессором, заслуженным юристом Российской Федерации: "Актуальные проблемы развития корпоративного права" (5 апреля 2022 года)
("Гражданское право", 2022, N 3)В связи с формированием практики утверждения единых типовых уставов для учреждений (ЕТУ) и типовых уставов (п. 2 и 3 ст. 52 ГК РФ) снижается информационное значение учредительных документов конкретных юридических лиц. Так, 1 августа 2018 г. Приказом Минэкономразвития России утверждены типовые уставы, на основании которых могут действовать общества с ограниченной ответственностью. Данный Приказ предусматривает 36 различных типовых уставов, отличающихся лишь в 6 пунктах: выход участника из общества; согласие на отчуждение доли третьим лицам; преимущественное право покупки доли; согласие на отчуждение доли другим участникам; согласие на переход доли по наследству; способ назначения директора; удостоверение решений собраний. При этом, на мой взгляд, нужно не просто быть специалистом, а еще и потратить огромное количество времени на то, чтобы выбрать из этих типовых уставов то, что тебе нужно. Я пришел к выводу, что мне легче написать устав самому под конкретное общество с ограниченной ответственностью, под его интересы, нежели выбирать из этих 36. Кроме этого, до сих пор юридические лица всех организационно-правовых форм не могут воспользоваться данной возможностью, так как применение типовых уставов урегулировано лишь для обществ с ограниченной ответственностью, что ограничивает сферу его применения.
("Гражданское право", 2022, N 3)В связи с формированием практики утверждения единых типовых уставов для учреждений (ЕТУ) и типовых уставов (п. 2 и 3 ст. 52 ГК РФ) снижается информационное значение учредительных документов конкретных юридических лиц. Так, 1 августа 2018 г. Приказом Минэкономразвития России утверждены типовые уставы, на основании которых могут действовать общества с ограниченной ответственностью. Данный Приказ предусматривает 36 различных типовых уставов, отличающихся лишь в 6 пунктах: выход участника из общества; согласие на отчуждение доли третьим лицам; преимущественное право покупки доли; согласие на отчуждение доли другим участникам; согласие на переход доли по наследству; способ назначения директора; удостоверение решений собраний. При этом, на мой взгляд, нужно не просто быть специалистом, а еще и потратить огромное количество времени на то, чтобы выбрать из этих типовых уставов то, что тебе нужно. Я пришел к выводу, что мне легче написать устав самому под конкретное общество с ограниченной ответственностью, под его интересы, нежели выбирать из этих 36. Кроме этого, до сих пор юридические лица всех организационно-правовых форм не могут воспользоваться данной возможностью, так как применение типовых уставов урегулировано лишь для обществ с ограниченной ответственностью, что ограничивает сферу его применения.
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 24.02.2004 N 3-П
"По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 74 и 77 Федерального закона "Об акционерных обществах", регулирующих порядок консолидации размещенных акций акционерного общества и выкупа дробных акций, в связи с жалобами граждан, компании "Кадет Истеблишмент" и запросом Октябрьского районного суда города Пензы"Гражданка А.И. Кехман, кроме того, просит проверить конституционность пункта 3 статьи 42 Федерального закона "Об акционерных обществах" в части, закрепляющей полномочия общего собрания акционеров принимать решения о невыплате дивиденда по акциям определенных категорий (типов), а также о выплате дивидендов в неполном размере по привилегированным акциям, размер дивиденда по которым определен в уставе. На основании данной нормы общее собрание акционеров ОАО "Самаранефтегаз" приняло решение об отказе в выплате дивидендов по привилегированным акциям за 2000 год по мотивам необходимости развития производства и приоритетности финансирования капитальных вложений, а Ленинский районный суд города Самары со ссылкой на ту же норму отказал А.И. Кехман в иске о признании незаконным указанного решения, о взыскании дивидендов по принадлежащим ей акциям и о компенсации морального вреда. Следовательно, для решения поставленного заявительницей вопроса требуется не проверка конституционности пункта 3 статьи 42 Федерального закона "Об акционерных обществах", а проверка законности и обоснованности состоявшегося решения суда общей юрисдикции, в том числе в части проверки правильности установления и исследования фактических обстоятельств дела, что Конституционному Суду Российской Федерации неподведомственно в силу части четвертой статьи 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", а потому производство по ее жалобе в этой части подлежит прекращению в соответствии со статьей 68 названного Закона.
"По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 74 и 77 Федерального закона "Об акционерных обществах", регулирующих порядок консолидации размещенных акций акционерного общества и выкупа дробных акций, в связи с жалобами граждан, компании "Кадет Истеблишмент" и запросом Октябрьского районного суда города Пензы"Гражданка А.И. Кехман, кроме того, просит проверить конституционность пункта 3 статьи 42 Федерального закона "Об акционерных обществах" в части, закрепляющей полномочия общего собрания акционеров принимать решения о невыплате дивиденда по акциям определенных категорий (типов), а также о выплате дивидендов в неполном размере по привилегированным акциям, размер дивиденда по которым определен в уставе. На основании данной нормы общее собрание акционеров ОАО "Самаранефтегаз" приняло решение об отказе в выплате дивидендов по привилегированным акциям за 2000 год по мотивам необходимости развития производства и приоритетности финансирования капитальных вложений, а Ленинский районный суд города Самары со ссылкой на ту же норму отказал А.И. Кехман в иске о признании незаконным указанного решения, о взыскании дивидендов по принадлежащим ей акциям и о компенсации морального вреда. Следовательно, для решения поставленного заявительницей вопроса требуется не проверка конституционности пункта 3 статьи 42 Федерального закона "Об акционерных обществах", а проверка законности и обоснованности состоявшегося решения суда общей юрисдикции, в том числе в части проверки правильности установления и исследования фактических обстоятельств дела, что Конституционному Суду Российской Федерации неподведомственно в силу части четвертой статьи 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", а потому производство по ее жалобе в этой части подлежит прекращению в соответствии со статьей 68 названного Закона.
Федеральный закон от 03.08.2018 N 290-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О международных компаниях и международных фондах"1. Уставом международной компании должны быть определены особенности голосования акционеров - владельцев обыкновенных акций разных типов и акционеров - владельцев привилегированных акций разных типов для принятия решения на общем собрании акционеров и подсчета голосов, если объем прав и (или) порядок голосования акционеров - владельцев обыкновенных акций определенного типа и (или) акционеров - владельцев привилегированных акций определенного типа отличаются от объема прав и (или) порядка голосования акционеров - владельцев обыкновенных акций и (или) привилегированных акций, предусмотренных Федеральным законом от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ "Об акционерных обществах".
(ред. от 08.08.2024)
"О международных компаниях и международных фондах"1. Уставом международной компании должны быть определены особенности голосования акционеров - владельцев обыкновенных акций разных типов и акционеров - владельцев привилегированных акций разных типов для принятия решения на общем собрании акционеров и подсчета голосов, если объем прав и (или) порядок голосования акционеров - владельцев обыкновенных акций определенного типа и (или) акционеров - владельцев привилегированных акций определенного типа отличаются от объема прав и (или) порядка голосования акционеров - владельцев обыкновенных акций и (или) привилегированных акций, предусмотренных Федеральным законом от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ "Об акционерных обществах".
Статья: Охранительная функция устава коммерческой корпорации
(Гаджиев А.Э.)
("Право и бизнес", 2025, N 2)Автор не выступает против оптимизации регистрации и деятельности корпораций, однако подчеркивает, что типизация уставов не должна ограничивать доступ к широкому инструментарию корпоративного права и накопленному правореализационному опыту. Показательным является законодательное решение, реализованное в Сингапуре. В соответствии со ст. 36 Companies Act 1967 <16> типовой устав (model constitution) может применяться для частных компаний (private companies) и компаний с ограниченной гарантией (companies limited by guarantee). При этом, в отличие от российского подхода, сингапурское законодательство допускает как полное, так и частичное использование model constitution, а также позволяет компаниям дополнять его своими положениями, включая цели и виды деятельности (object clauses) <17>. Как видим, сингапурская модель успешно сочетает оптимизацию с учетом специфики и потребностей конкретного бизнеса.
(Гаджиев А.Э.)
("Право и бизнес", 2025, N 2)Автор не выступает против оптимизации регистрации и деятельности корпораций, однако подчеркивает, что типизация уставов не должна ограничивать доступ к широкому инструментарию корпоративного права и накопленному правореализационному опыту. Показательным является законодательное решение, реализованное в Сингапуре. В соответствии со ст. 36 Companies Act 1967 <16> типовой устав (model constitution) может применяться для частных компаний (private companies) и компаний с ограниченной гарантией (companies limited by guarantee). При этом, в отличие от российского подхода, сингапурское законодательство допускает как полное, так и частичное использование model constitution, а также позволяет компаниям дополнять его своими положениями, включая цели и виды деятельности (object clauses) <17>. Как видим, сингапурская модель успешно сочетает оптимизацию с учетом специфики и потребностей конкретного бизнеса.
Статья: Пределы аналогии в правовой квалификации последствий истечения срока полномочий единоличного исполнительного органа хозяйственного общества
(Микрюков В.А.)
("Вестник арбитражной практики", 2022, N 4)В науке отмечено, что указанная норма, как вытекает из ее конструкции, не должна считаться императивным предписанием устанавливать указанный срок во всяком случае, что означает допустимость существования обществ с единоличными исполнительными органами, полномочия которых уставным сроком не ограничены <1>. Однако на практике формулировка п. 1 ст. 40 Закона об ООО обычно воспринимается как закрепляющая принцип срочности управленческих полномочий, и, как следствие, в подавляющем большинстве случаев уставы обществ с ограниченной ответственностью закрепляют конкретные сроки полномочий руководителя. К слову, традиция определять соответствующие сроки нашла отражение и в утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 01.08.2018 N 411 типовых уставах, на основании которых могут действовать общества с ограниченной ответственностью.
(Микрюков В.А.)
("Вестник арбитражной практики", 2022, N 4)В науке отмечено, что указанная норма, как вытекает из ее конструкции, не должна считаться императивным предписанием устанавливать указанный срок во всяком случае, что означает допустимость существования обществ с единоличными исполнительными органами, полномочия которых уставным сроком не ограничены <1>. Однако на практике формулировка п. 1 ст. 40 Закона об ООО обычно воспринимается как закрепляющая принцип срочности управленческих полномочий, и, как следствие, в подавляющем большинстве случаев уставы обществ с ограниченной ответственностью закрепляют конкретные сроки полномочий руководителя. К слову, традиция определять соответствующие сроки нашла отражение и в утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 01.08.2018 N 411 типовых уставах, на основании которых могут действовать общества с ограниченной ответственностью.
Статья: Тенденции развития судебной системы Российской Федерации на примере организации конституционного правосудия
(Даниелян Д.Р.)
("Мировой судья", 2021, N 8)В Федеральном конституционном законе от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" (ч. 1 ст. 27) (далее - Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации") установлена цель создания конституционного (уставного) суда субъекта - рассмотрение вопросов соответствия законов субъекта РФ, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления субъекта РФ Конституции (уставу) субъекта РФ, а также толкование Конституции (устава) субъекта РФ.
(Даниелян Д.Р.)
("Мировой судья", 2021, N 8)В Федеральном конституционном законе от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" (ч. 1 ст. 27) (далее - Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации") установлена цель создания конституционного (уставного) суда субъекта - рассмотрение вопросов соответствия законов субъекта РФ, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления субъекта РФ Конституции (уставу) субъекта РФ, а также толкование Конституции (устава) субъекта РФ.
Статья: Федеральные территории в Российской Федерации: первый опыт создания и проблемы конституционно-правового регулирования
(Каримов Б.Р.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 3)<26> Устав муниципального образования "город Иннополис" Верхнеуслонского района Республики Татарстан. URL: https://pravo.tatarstan.ru/rus/file/npa/2015-03/2251/npa_2251.pdf (дата обращения: 05.05.2021).
(Каримов Б.Р.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 3)<26> Устав муниципального образования "город Иннополис" Верхнеуслонского района Республики Татарстан. URL: https://pravo.tatarstan.ru/rus/file/npa/2015-03/2251/npa_2251.pdf (дата обращения: 05.05.2021).
"Уставный капитал акционерного общества и общества с ограниченной ответственностью: стереотипы и их преодоление. Экономический анализ норм корпоративного права"
(Глушецкий А.А.)
("Статут", 2023)Какая связь между номинальной (условной) оценкой размещенных акций и суммой встречного предоставления, переданного в счет их оплаты? Эти показатели могут различаться во много раз, в корпоративной практике - до 80 тыс. раз. Если обратиться к возмездным способам формирования уставного капитала, то номинальный размер уставного капитала, зафиксированный в уставе, как правило, существенно отличается от суммы инвестиций (имущества), полученных за размещение акций. Рассмотрим результаты наиболее типичного инвестиционного (возмездного) размещения акций публичными корпорациями (IPO) (табл. 5).
(Глушецкий А.А.)
("Статут", 2023)Какая связь между номинальной (условной) оценкой размещенных акций и суммой встречного предоставления, переданного в счет их оплаты? Эти показатели могут различаться во много раз, в корпоративной практике - до 80 тыс. раз. Если обратиться к возмездным способам формирования уставного капитала, то номинальный размер уставного капитала, зафиксированный в уставе, как правило, существенно отличается от суммы инвестиций (имущества), полученных за размещение акций. Рассмотрим результаты наиболее типичного инвестиционного (возмездного) размещения акций публичными корпорациями (IPO) (табл. 5).
Готовое решение: Как составить трудовой договор с руководителем (генеральным директором) организации
(КонсультантПлюс, 2025)Единая форма трудового договора с руководителем МУП не утверждена. Но сверьтесь, в частности, с уставом своего МУП - возможно, в нем есть информация об утверждении формы трудового договора, тогда ориентируйтесь на установленный для вас порядок. Дело в том, что требование использовать утвержденную форму трудового договора с руководителем МУП законом не предусмотрено (в отличие, например, от требования использовать с учетом ч. 4 ст. 275 ТК РФ типовую форму трудового договора с руководителем муниципального учреждения). Полномочия утверждать форму трудового договора с руководителем МУП могут быть у органа местного самоуправления, который в отношении вашего МУП осуществляет функции и полномочия учредителя и права собственника имущества, в том числе назначает на должность вашего руководителя, утверждает устав предприятия. В уставе вашего МУП, в частности, должен быть определен порядок заключения трудового договора с руководителем и, соответственно, может быть предусмотрено требование об использовании специальной формы трудового договора с ним. Такие выводы следуют, например, из ч. 5 ст. 64 Закона о местном самоуправлении от 20.03.2025, п. 3 ч. 1 ст. 17 Закона о местном самоуправлении, п. 1 ст. 2, п. 2, абз. 5, 7 п. 3 ст. 9, абз. 1 п. 1 ст. 21 Закона об унитарных предприятиях.
(КонсультантПлюс, 2025)Единая форма трудового договора с руководителем МУП не утверждена. Но сверьтесь, в частности, с уставом своего МУП - возможно, в нем есть информация об утверждении формы трудового договора, тогда ориентируйтесь на установленный для вас порядок. Дело в том, что требование использовать утвержденную форму трудового договора с руководителем МУП законом не предусмотрено (в отличие, например, от требования использовать с учетом ч. 4 ст. 275 ТК РФ типовую форму трудового договора с руководителем муниципального учреждения). Полномочия утверждать форму трудового договора с руководителем МУП могут быть у органа местного самоуправления, который в отношении вашего МУП осуществляет функции и полномочия учредителя и права собственника имущества, в том числе назначает на должность вашего руководителя, утверждает устав предприятия. В уставе вашего МУП, в частности, должен быть определен порядок заключения трудового договора с руководителем и, соответственно, может быть предусмотрено требование об использовании специальной формы трудового договора с ним. Такие выводы следуют, например, из ч. 5 ст. 64 Закона о местном самоуправлении от 20.03.2025, п. 3 ч. 1 ст. 17 Закона о местном самоуправлении, п. 1 ст. 2, п. 2, абз. 5, 7 п. 3 ст. 9, абз. 1 п. 1 ст. 21 Закона об унитарных предприятиях.
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону "Об обществах с ограниченной ответственностью"
(том 1)
(под ред. И.С. Шиткиной)
("Статут", 2021)Для сравнения: в отличие от правил типовых уставов Закон об ООО в той части, в которой он предоставляет участникам возможность установить в индивидуальном уставе иное в сравнении с Законом об ООО, использует диспозитивные нормы, не определяя, что конкретно может быть указано в уставе. В большинстве случаев Закон содержит формулировку "если иное не установлено в уставе", при этом, что именно может быть установлено в уставе, он не определяет. Диспозитивные нормы основаны на презумпции: зная о предоставленной законодателем возможности установить нечто иное, субъекты не захотели этой возможностью пользоваться, поскольку их в полной мере удовлетворяет закрепленное в Законе правило, на котором они сознательно остановили свой выбор <1>. Чтобы эта презумпция действовала, необходимо, чтобы правовая возможность, которая сторонами отменена или изменена собственной инициативой и по собственному усмотрению, существовала на момент избрания другого варианта регулирования, отменяющего или изменяющего диспозитивное правило.
(том 1)
(под ред. И.С. Шиткиной)
("Статут", 2021)Для сравнения: в отличие от правил типовых уставов Закон об ООО в той части, в которой он предоставляет участникам возможность установить в индивидуальном уставе иное в сравнении с Законом об ООО, использует диспозитивные нормы, не определяя, что конкретно может быть указано в уставе. В большинстве случаев Закон содержит формулировку "если иное не установлено в уставе", при этом, что именно может быть установлено в уставе, он не определяет. Диспозитивные нормы основаны на презумпции: зная о предоставленной законодателем возможности установить нечто иное, субъекты не захотели этой возможностью пользоваться, поскольку их в полной мере удовлетворяет закрепленное в Законе правило, на котором они сознательно остановили свой выбор <1>. Чтобы эта презумпция действовала, необходимо, чтобы правовая возможность, которая сторонами отменена или изменена собственной инициативой и по собственному усмотрению, существовала на момент избрания другого варианта регулирования, отменяющего или изменяющего диспозитивное правило.
"Финансово-экономическое планирование в секторе государственного и муниципального управления и организация исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации: Учебное пособие"
(Братухина О.А.)
("ИНФРА-М", 2025)Экономические методы регулирования отношений в сфере культуры во многом схожи с методами, применяемыми в системе образования. Учреждения культуры в зависимости от собственника могут быть государственными, негосударственными, со смешанными формами собственности. Так же как и в образовании, они создаются учредителем, регулируют свои уставы и оформляют договорные обязательства сторон с указанием порядка использования материальных финансовых ресурсов. При финансировании учреждений "по установленным нормативам" не ограничивается право на получение дополнительных внебюджетных средств.
(Братухина О.А.)
("ИНФРА-М", 2025)Экономические методы регулирования отношений в сфере культуры во многом схожи с методами, применяемыми в системе образования. Учреждения культуры в зависимости от собственника могут быть государственными, негосударственными, со смешанными формами собственности. Так же как и в образовании, они создаются учредителем, регулируют свои уставы и оформляют договорные обязательства сторон с указанием порядка использования материальных финансовых ресурсов. При финансировании учреждений "по установленным нормативам" не ограничивается право на получение дополнительных внебюджетных средств.
"Корпоративное право современной России: монография"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Андреев В.К., Лаптев В.А.)
("Проспект", 2023)Ввиду изложенного имеются как преимущества, так и обозначенные недостатки осуществления деятельности на основании типового устава. Иную природу имеют внутренний регламент и другие внутренние документы, которые учредители (участники) юридического лица вправе утвердить. Они не являются его учредительными документами (п. 5 ст. 52 ГК РФ). В отличие от ст. 273 ТК РФ, где выделяются учредительные документы юридического лица и локальные нормативные акты, т.е. они позиционируются как разные источники права, корпоративное законодательство различает учредительные документы корпорации и ее внутренние документы.
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Андреев В.К., Лаптев В.А.)
("Проспект", 2023)Ввиду изложенного имеются как преимущества, так и обозначенные недостатки осуществления деятельности на основании типового устава. Иную природу имеют внутренний регламент и другие внутренние документы, которые учредители (участники) юридического лица вправе утвердить. Они не являются его учредительными документами (п. 5 ст. 52 ГК РФ). В отличие от ст. 273 ТК РФ, где выделяются учредительные документы юридического лица и локальные нормативные акты, т.е. они позиционируются как разные источники права, корпоративное законодательство различает учредительные документы корпорации и ее внутренние документы.
"Двадцать пять лет российскому акционерному закону: проблемы, задачи, перспективы развития"
(отв. ред. Д.В. Ломакин)
("Статут", 2021)Переход на типовые уставы акционерных обществ имеет как положительные моменты, так и отрицательные. В числе первых: в содержании уставов, в отличие от типовых уставов, допускаются ошибки, остаются не до конца урегулированными принципиально важные вопросы (например, "плохо в уставах хозяйственных обществ представлены разделы, посвященные органам управления общества" <4>), поэтому выбор варианта типового устава, который разработан в соответствии с законом государством, практически исключает такие погрешности.
(отв. ред. Д.В. Ломакин)
("Статут", 2021)Переход на типовые уставы акционерных обществ имеет как положительные моменты, так и отрицательные. В числе первых: в содержании уставов, в отличие от типовых уставов, допускаются ошибки, остаются не до конца урегулированными принципиально важные вопросы (например, "плохо в уставах хозяйственных обществ представлены разделы, посвященные органам управления общества" <4>), поэтому выбор варианта типового устава, который разработан в соответствии с законом государством, практически исключает такие погрешности.