Отличие внутренний финансовый контроль и аудит
Подборка наиболее важных документов по запросу Отличие внутренний финансовый контроль и аудит (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Реформирование внутреннего государственного финансового контроля: цели, задачи и правовые вызовы
(Ялбулганов А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 11)Одним из реальных шагов в реализации государственной программы Российской Федерации стало принятие Федерального закона от 26.07.2019 N 199-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита", которым были внесены изменения в ст. 160.2-1 "Бюджетные полномочия отдельных участников бюджетного процесса по организации и осуществлению внутреннего финансового аудита". В статье 160.2-1 БК РФ, которая, в отличие от всех методических рекомендаций Минфина России <14>, имеет обязательный характер, закреплены полномочия отдельных участников бюджетного процесса по организации и осуществлению внутреннего финансового аудита, а ВФА определяется как деятельность по формированию и предоставлению руководителю главного администратора бюджетных средств, руководителю распорядителя бюджетных средств, руководителю получателя бюджетных средств, руководителю администратора доходов бюджета, руководителю администратора источников финансирования дефицита бюджета:
(Ялбулганов А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 11)Одним из реальных шагов в реализации государственной программы Российской Федерации стало принятие Федерального закона от 26.07.2019 N 199-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита", которым были внесены изменения в ст. 160.2-1 "Бюджетные полномочия отдельных участников бюджетного процесса по организации и осуществлению внутреннего финансового аудита". В статье 160.2-1 БК РФ, которая, в отличие от всех методических рекомендаций Минфина России <14>, имеет обязательный характер, закреплены полномочия отдельных участников бюджетного процесса по организации и осуществлению внутреннего финансового аудита, а ВФА определяется как деятельность по формированию и предоставлению руководителю главного администратора бюджетных средств, руководителю распорядителя бюджетных средств, руководителю получателя бюджетных средств, руководителю администратора доходов бюджета, руководителю администратора источников финансирования дефицита бюджета:
Статья: Принципы организации и осуществления внутреннего финансового контроля государственных (муниципальных) учреждений
(Ендовицкий Д.А., Пожидаева Т.А., Спиридонова Н.Э.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 9)При организации внутреннего финансового контроля (аудита) государственных учреждений, по мнению Н.А. Горбуновой, следует обеспечивать соблюдение принципов законности, объективности и профессиональной компетентности, независимости и ответственности, конфиденциальности, обязательности, системности [5, с. 252]. Как мы видим, автор объединяет принцип объективности и принцип профессиональной компетентности, принцип независимости и принцип ответственности, с чем нельзя согласиться, так как содержание каждого из представленных принципов отличается по смыслу и, например, при соблюдении принципа независимости может быть не обеспечено соблюдение принципа ответственности. Следовательно, в целях контроля соблюдения данных принципов следует рассматривать каждый в отдельности.
(Ендовицкий Д.А., Пожидаева Т.А., Спиридонова Н.Э.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 9)При организации внутреннего финансового контроля (аудита) государственных учреждений, по мнению Н.А. Горбуновой, следует обеспечивать соблюдение принципов законности, объективности и профессиональной компетентности, независимости и ответственности, конфиденциальности, обязательности, системности [5, с. 252]. Как мы видим, автор объединяет принцип объективности и принцип профессиональной компетентности, принцип независимости и принцип ответственности, с чем нельзя согласиться, так как содержание каждого из представленных принципов отличается по смыслу и, например, при соблюдении принципа независимости может быть не обеспечено соблюдение принципа ответственности. Следовательно, в целях контроля соблюдения данных принципов следует рассматривать каждый в отдельности.
Нормативные акты
Указ Президента РФ от 31.12.2017 N 651
(ред. от 19.08.2021)
"Вопросы Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации"
(вместе с "Положением о Главном управлении специальных программ Президента Российской Федерации")27) организует проведение в установленном порядке в ГУСПе внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита;
(ред. от 19.08.2021)
"Вопросы Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации"
(вместе с "Положением о Главном управлении специальных программ Президента Российской Федерации")27) организует проведение в установленном порядке в ГУСПе внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита;
"Концепция качества аудита: ключевые элементы, формирующие среду для обеспечения качества аудита"63. Аудит важен для органов финансового и пруденциального надзора. Подобные регулирующие органы часто требуют проведения аудита финансовой отчетности определенных организаций и периодически расширяют объем аудита, дополняя его такими направлениями, как оценка эффективности системы внутреннего финансового контроля организации. Кроме того, такие регулирующие органы иногда предъявляют к аудиторам требование об обеспечении уверенности в данных по определенным вопросам.
"Цифровая сущность финансового права: прошлое, настоящее, будущее: монография"
(под ред. И.И. Кучерова, Н.А. Поветкиной)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2022)На сегодняшний день ни БК РФ, ни Федеральные законы от 7 февраля 2011 г. N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" (далее - Федеральный закон N 6-ФЗ), от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 41-ФЗ) не содержат понятий "цифровой аудит", "цифровой контроль" или иных указаний на цифровизацию контрольной (экспертно-аналитической) деятельности органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля. Следует также отметить, что в отличие от органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, которые осуществляют свою деятельности в соответствии с федеральными стандартами, утвержденными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации (п. 3 ст. 269.2 БК РФ), единые федеральные стандарты деятельности органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля отсутствуют, поскольку стандарты деятельности СП РФ и КСО утверждаются данными органами самостоятельно (ч. 2 ст. 3 Федерального закона N 41-ФЗ, ч. 2 ст. 11 Федерального закона N 6-ФЗ). Более того, до вступления в силу 30 сентября 2021 г. поправок, внесенных Федеральным законом от 1 июля 2021 г. N 255-ФЗ <1>, ч. 2 ст. 11 Федерального закона N 6-ФЗ предусматривала для КСО субъектов при разработке своих стандартов возможность как руководствоваться общими требованиями к стандартам, выработанным СП РФ, так и утверждать свои собственные общие требования к стандартам. КСО муниципальных образований вовсе руководствовались общими требованиями к стандартам, утвержденным СП РФ, и (или) общими требованиями, утвержденным КСО соответствующего субъекта Российской Федерации (в случае утверждения).
(под ред. И.И. Кучерова, Н.А. Поветкиной)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2022)На сегодняшний день ни БК РФ, ни Федеральные законы от 7 февраля 2011 г. N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" (далее - Федеральный закон N 6-ФЗ), от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 41-ФЗ) не содержат понятий "цифровой аудит", "цифровой контроль" или иных указаний на цифровизацию контрольной (экспертно-аналитической) деятельности органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля. Следует также отметить, что в отличие от органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, которые осуществляют свою деятельности в соответствии с федеральными стандартами, утвержденными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации (п. 3 ст. 269.2 БК РФ), единые федеральные стандарты деятельности органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля отсутствуют, поскольку стандарты деятельности СП РФ и КСО утверждаются данными органами самостоятельно (ч. 2 ст. 3 Федерального закона N 41-ФЗ, ч. 2 ст. 11 Федерального закона N 6-ФЗ). Более того, до вступления в силу 30 сентября 2021 г. поправок, внесенных Федеральным законом от 1 июля 2021 г. N 255-ФЗ <1>, ч. 2 ст. 11 Федерального закона N 6-ФЗ предусматривала для КСО субъектов при разработке своих стандартов возможность как руководствоваться общими требованиями к стандартам, выработанным СП РФ, так и утверждать свои собственные общие требования к стандартам. КСО муниципальных образований вовсе руководствовались общими требованиями к стандартам, утвержденным СП РФ, и (или) общими требованиями, утвержденным КСО соответствующего субъекта Российской Федерации (в случае утверждения).
Статья: Внутренний бюджетный контроль и внутренний бюджетный аудит публичных расходов: соотношение и особенности правового регулирования
(Бочкарева Е.А.)
("Финансовое право", 2023, N 3)Внутренний бюджетный контроль в этом смысле надо отличать от нормативно закрепленного внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (ст. 265 БК РФ). Разница между ними весьма принципиальная, так как речь здесь идет не о ведомственной (внутренней) деятельности, а о проведении общегосударственных контрольных мероприятий, которые определяются как внутренние в силу принадлежности проверяемых и проверяющих к исполнительным органам государственной власти и местного самоуправления.
(Бочкарева Е.А.)
("Финансовое право", 2023, N 3)Внутренний бюджетный контроль в этом смысле надо отличать от нормативно закрепленного внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (ст. 265 БК РФ). Разница между ними весьма принципиальная, так как речь здесь идет не о ведомственной (внутренней) деятельности, а о проведении общегосударственных контрольных мероприятий, которые определяются как внутренние в силу принадлежности проверяемых и проверяющих к исполнительным органам государственной власти и местного самоуправления.
"Контроль и ревизия в бюджетных учреждениях: Учебное пособие"
(2-е издание, переработанное)
(Маслова Т.С.)
("Магистр", "ИНФРА-М", 2023)Органы исполнительной власти (местной администрации) вправе создавать подразделения внутреннего финансового аудита (внутреннего контроля), разрабатывающие и контролирующие внутренние стандарты и процедуры составления и исполнения бюджета, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета, а также проводящие подготовку и организацию принятия мер, направленных на повышение результативности (эффективности и экономности) использования бюджетных средств.
(2-е издание, переработанное)
(Маслова Т.С.)
("Магистр", "ИНФРА-М", 2023)Органы исполнительной власти (местной администрации) вправе создавать подразделения внутреннего финансового аудита (внутреннего контроля), разрабатывающие и контролирующие внутренние стандарты и процедуры составления и исполнения бюджета, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета, а также проводящие подготовку и организацию принятия мер, направленных на повышение результативности (эффективности и экономности) использования бюджетных средств.