Отличие резидента от нерезидента
Подборка наиболее важных документов по запросу Отличие резидента от нерезидента (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: КБК для НДФЛ с дивидендов нерезидентам: битва мнений
(Овчинникова И.В.)
("Главная книга", 2023, N 15)В отличие от дивидендов, выплаченных резидентам, в отношении дивидендов нерезидентам Налоговый кодекс не предусматривает различных налоговых ставок в зависимости от величины налоговой базы (до 5 млн руб. включительно либо более) и раздельной уплаты налога. НДФЛ с таких доходов рассчитывается по единой ставке 15%, если иные ставки не установлены в соглашениях об избежании двойного налогообложения с иностранными государствами <1>.
(Овчинникова И.В.)
("Главная книга", 2023, N 15)В отличие от дивидендов, выплаченных резидентам, в отношении дивидендов нерезидентам Налоговый кодекс не предусматривает различных налоговых ставок в зависимости от величины налоговой базы (до 5 млн руб. включительно либо более) и раздельной уплаты налога. НДФЛ с таких доходов рассчитывается по единой ставке 15%, если иные ставки не установлены в соглашениях об избежании двойного налогообложения с иностранными государствами <1>.
Готовое решение: Как облагаются НДФЛ выплаты нерезидентам
(КонсультантПлюс, 2025)Расчет налога для нерезидентов отличается от общего порядка расчета НДФЛ для обычных работников-резидентов: применяются особые ставки налога, нерезидентам не положены налоговые вычеты и т.п.
(КонсультантПлюс, 2025)Расчет налога для нерезидентов отличается от общего порядка расчета НДФЛ для обычных работников-резидентов: применяются особые ставки налога, нерезидентам не положены налоговые вычеты и т.п.
Нормативные акты
Инструкция Банка России от 16.08.2017 N 181-И
(ред. от 06.08.2024)
"О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления"
(Зарегистрировано в Минюсте России 31.10.2017 N 48749)3.13. В графе 15 указывается код валюты корреспондентского счета уполномоченного банка, с которого списаны денежные средства при осуществлении резидентом платежа в пользу нерезидента (на который зачислены денежные средства, поступившие в пользу резидента от нерезидента). Данная графа заполняется в случае, если валюта корреспондентского счета отличается от валюты счета резидента, с которого списываются денежные средства для осуществления платежа в пользу нерезидента (на который зачисляются денежные средства, поступившие от нерезидента). В иных случаях графа 15 не заполняется.
(ред. от 06.08.2024)
"О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления"
(Зарегистрировано в Минюсте России 31.10.2017 N 48749)3.13. В графе 15 указывается код валюты корреспондентского счета уполномоченного банка, с которого списаны денежные средства при осуществлении резидентом платежа в пользу нерезидента (на который зачислены денежные средства, поступившие в пользу резидента от нерезидента). Данная графа заполняется в случае, если валюта корреспондентского счета отличается от валюты счета резидента, с которого списываются денежные средства для осуществления платежа в пользу нерезидента (на который зачисляются денежные средства, поступившие от нерезидента). В иных случаях графа 15 не заполняется.
Указание Банка России от 10.04.2023 N 6406-У
(ред. от 17.04.2025)
"О формах, сроках, порядке составления и представления отчетности кредитных организаций (банковских групп) в Центральный банк Российской Федерации, а также о перечне информации о деятельности кредитных организаций (банковских групп)"
(Зарегистрировано в Минюсте России 16.08.2023 N 74823)1.16. В Отчет включаются ценные бумаги, выпущенные нерезидентами, которые являются дочерними организациями организаций-резидентов.
(ред. от 17.04.2025)
"О формах, сроках, порядке составления и представления отчетности кредитных организаций (банковских групп) в Центральный банк Российской Федерации, а также о перечне информации о деятельности кредитных организаций (банковских групп)"
(Зарегистрировано в Минюсте России 16.08.2023 N 74823)1.16. В Отчет включаются ценные бумаги, выпущенные нерезидентами, которые являются дочерними организациями организаций-резидентов.
Готовое решение: Как заполнить расчет 6-НДФЛ при выплате доходов в неденежной форме
(КонсультантПлюс, 2025)Материальная выгода от экономии на процентах облагается по ставке 30% или 35% в зависимости от того, кому выплачивается такой доход - резиденту или нерезиденту РФ. Датой ее фактического получения является последний день каждого календарного месяца в течение срока, на который предоставлены заемные (кредитные) средства. Удерживается НДФЛ при следующей выплате доходов в денежной форме тому же лицу (пп. 7 п. 1 ст. 223, п. п. 2, 3 ст. 224, п. 4 ст. 226 НК РФ). Сумму материальной выгоды отражайте в разд. 2 расчета за отчетный (налоговый) период, если дата ее фактического получения приходится на этот период. Удержанный с материальной выгоды налог указывайте в расчете за период, на который приходится дата его удержания (п. 26 Порядка заполнения формы расчета 6-НДФЛ).
(КонсультантПлюс, 2025)Материальная выгода от экономии на процентах облагается по ставке 30% или 35% в зависимости от того, кому выплачивается такой доход - резиденту или нерезиденту РФ. Датой ее фактического получения является последний день каждого календарного месяца в течение срока, на который предоставлены заемные (кредитные) средства. Удерживается НДФЛ при следующей выплате доходов в денежной форме тому же лицу (пп. 7 п. 1 ст. 223, п. п. 2, 3 ст. 224, п. 4 ст. 226 НК РФ). Сумму материальной выгоды отражайте в разд. 2 расчета за отчетный (налоговый) период, если дата ее фактического получения приходится на этот период. Удержанный с материальной выгоды налог указывайте в расчете за период, на который приходится дата его удержания (п. 26 Порядка заполнения формы расчета 6-НДФЛ).
Статья: Правила налоговой переквалификации доходов контролируемых иностранных компаний в государствах БРИКС на примере национальных подходов России и Бразилии
(Раков И.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 12)Поскольку, как мы отмечали ранее, в основе налоговой переквалификации с использованием правил КИК по умолчанию лежит презумпция сокрытия налоговым резидентом нераспределенной экономической выгоды (дохода, прибыли), сгенерированной в результате деятельности контролируемой им иностранной компании (нерезидента), расположенной в низконалоговой и безналоговой юрисдикции, необходимо учитывать, что подходы России и Бразилии в данной части различаются.
(Раков И.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 12)Поскольку, как мы отмечали ранее, в основе налоговой переквалификации с использованием правил КИК по умолчанию лежит презумпция сокрытия налоговым резидентом нераспределенной экономической выгоды (дохода, прибыли), сгенерированной в результате деятельности контролируемой им иностранной компании (нерезидента), расположенной в низконалоговой и безналоговой юрисдикции, необходимо учитывать, что подходы России и Бразилии в данной части различаются.
Статья: Пространственная характеристика объектов налогообложения: в поисках пределов
(Савицкий А.И.)
("Налоги" (журнал), 2023, NN 3, 4)Таким образом, в отличие от НДФЛ, возможно налогообложение доходов граждан России - нерезидентов от их деятельности на территории города Байконур, т.е. экстерриториальное налогообложение. Более того, доходы пространственно ничем не ограничены, имея в виду, что находиться плательщик может на соответствующей территории, но услуги оказывать потребителям или выполнять работы за пределами государственной территории России. Налоговая юрисдикция России в этих случаях выглядит весьма сомнительной и не укладывается в рамки ни принципа источника (территориальности), ни принципа резидентства. Осложняет ситуацию с возможным международным двойным налогообложением известная позиция Минфина России о том, что ст. 2 СИДН не распространяется на специальные налоговые режимы <41>.
(Савицкий А.И.)
("Налоги" (журнал), 2023, NN 3, 4)Таким образом, в отличие от НДФЛ, возможно налогообложение доходов граждан России - нерезидентов от их деятельности на территории города Байконур, т.е. экстерриториальное налогообложение. Более того, доходы пространственно ничем не ограничены, имея в виду, что находиться плательщик может на соответствующей территории, но услуги оказывать потребителям или выполнять работы за пределами государственной территории России. Налоговая юрисдикция России в этих случаях выглядит весьма сомнительной и не укладывается в рамки ни принципа источника (территориальности), ни принципа резидентства. Осложняет ситуацию с возможным международным двойным налогообложением известная позиция Минфина России о том, что ст. 2 СИДН не распространяется на специальные налоговые режимы <41>.
Статья: Налог на криптовалюту в 2025 году в Российской Федерации
(Петрик Л.С.)
("Налоги" (журнал), 2025, N 3)Данная система налогообложения майнинговой деятельности отражает стремление государства к созданию прозрачных и справедливых правил игры на криптовалютном рынке. Дифференцированный подход к резидентам и нерезидентам, возможность налоговых вычетов и прогрессивная шкала налогообложения формируют сбалансированную фискальную политику в этой инновационной сфере.
(Петрик Л.С.)
("Налоги" (журнал), 2025, N 3)Данная система налогообложения майнинговой деятельности отражает стремление государства к созданию прозрачных и справедливых правил игры на криптовалютном рынке. Дифференцированный подход к резидентам и нерезидентам, возможность налоговых вычетов и прогрессивная шкала налогообложения формируют сбалансированную фискальную политику в этой инновационной сфере.
Готовое решение: Как осуществляются валютные платежи и контроль валютных операций
(КонсультантПлюс, 2025)Программа экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, которую утверждает Банк России, может устанавливать специальное регулирование, отличающееся от предусмотренного Законом о валютном регулировании. В частности, она может иначе определять права и обязанности резидентов и нерезидентов при осуществлении ими валютных операций с цифровой валютой (ч. 2, п. 3 ч. 3 ст. 2 Закона о валютном регулировании).
(КонсультантПлюс, 2025)Программа экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, которую утверждает Банк России, может устанавливать специальное регулирование, отличающееся от предусмотренного Законом о валютном регулировании. В частности, она может иначе определять права и обязанности резидентов и нерезидентов при осуществлении ими валютных операций с цифровой валютой (ч. 2, п. 3 ч. 3 ст. 2 Закона о валютном регулировании).
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 1)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)5) обеспечение государством прав и законных интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций (ст. 3).
(том 1)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)5) обеспечение государством прав и законных интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций (ст. 3).
Статья: Обзор ВС: ответственность за валютные нарушения (комментарий к Обзору судебной практики по отдельным вопросам применения статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, утв. Президиумом ВС 26.06.2024)
(Калинченко Е.О.)
("Главная книга", 2024, N 16)Наличные рублевые расчеты между резидентом и нерезидентом, за исключением случаев, когда это разрешено, считаются незаконной валютной операцией. Санкции за это предусмотрены ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ. Размер штрафа составляет от 20% до 40% суммы незаконной валютной операции, при этом для должностных лиц, в отличие от организаций и ИП, он не может быть более 30 000 руб.
(Калинченко Е.О.)
("Главная книга", 2024, N 16)Наличные рублевые расчеты между резидентом и нерезидентом, за исключением случаев, когда это разрешено, считаются незаконной валютной операцией. Санкции за это предусмотрены ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ. Размер штрафа составляет от 20% до 40% суммы незаконной валютной операции, при этом для должностных лиц, в отличие от организаций и ИП, он не может быть более 30 000 руб.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)В юридической научной и учебной литературе <528> обоснованно указывается на сугубо властный характер нормативных финансово-правовых предписаний по вопросам регулирования валютных отношений в части владения, пользования и распоряжения резидентами и нерезидентами национальной и иностранной валютой на соответствующей территории как отличительной черты регламентирования финансовой деятельности государства. Профессор И.И. Кучеров в своей монографии, подробно рассматривая вопросы, связанные с периодизацией развития правового регулирования валютных отношений, отмечал, например, что история валютного регулирования свидетельствует о том, что государствами последовательно пройден сложный путь от примитивных валютных менял через господство валютных монополий государств к существенной либерализации валютных рынков, формированию платежных союзов и созданию межгосударственных валют <529>.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)В юридической научной и учебной литературе <528> обоснованно указывается на сугубо властный характер нормативных финансово-правовых предписаний по вопросам регулирования валютных отношений в части владения, пользования и распоряжения резидентами и нерезидентами национальной и иностранной валютой на соответствующей территории как отличительной черты регламентирования финансовой деятельности государства. Профессор И.И. Кучеров в своей монографии, подробно рассматривая вопросы, связанные с периодизацией развития правового регулирования валютных отношений, отмечал, например, что история валютного регулирования свидетельствует о том, что государствами последовательно пройден сложный путь от примитивных валютных менял через господство валютных монополий государств к существенной либерализации валютных рынков, формированию платежных союзов и созданию межгосударственных валют <529>.
"Корпоративная конфликтология: монография"
(Осипенко О.В.)
("Статут", 2022)Гипотеза: признаков корпоративного конфликта нет, к субъектам корпоративно-управленческих отношений в данном случае относится только означенный потенциальный нарушитель - предполагаемый или явный нерезидент (напомним, административный орган, по нашей доктринальной версии, - стейкхолдер).
(Осипенко О.В.)
("Статут", 2022)Гипотеза: признаков корпоративного конфликта нет, к субъектам корпоративно-управленческих отношений в данном случае относится только означенный потенциальный нарушитель - предполагаемый или явный нерезидент (напомним, административный орган, по нашей доктринальной версии, - стейкхолдер).
Статья: Развитие правового обеспечения налогового стимулирования сферы электронной коммерции стран ЕАЭС на примере Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Армении
(Кныш Р.Д.)
("Финансовое право", 2022, N 1)Исследователи правового опыта Республики Беларусь выделяют определенные виды деятельности, имеющие отличия при налогообложении в области электронной коммерции, к которым можно отнести <7>:
(Кныш Р.Д.)
("Финансовое право", 2022, N 1)Исследователи правового опыта Республики Беларусь выделяют определенные виды деятельности, имеющие отличия при налогообложении в области электронной коммерции, к которым можно отнести <7>: