Отличие публичного общества от непубличного
Подборка наиболее важных документов по запросу Отличие публичного общества от непубличного (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Ответственность миноритарных участников корпораций за нарушение фидуциарных обязанностей: возможна ли такая конструкция?
(Глазунов А.Ю.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 4)Кроме того, не получило своего обоснования и применение равной меры к различным ситуациям, а именно введение одного количественного порога для оспаривания экстраординарных сделок и для исков о взыскании убытков с директоров. Между тем политико-правовые ставки в этих ситуациях могут отличаться, поскольку в случае с экстраординарными сделками к проблемам сутяжничества и гринмейла со стороны миноритариев добавляется аргумент о необходимости защиты третьих лиц и оборота в целом. Также необходимо разграничивать крупные сделки и сделки с заинтересованностью. В случае с последними порог в 1% может играть совершенно другую роль. Так, если в совершении сделки заинтересован контролирующий участник общества, владеющий 90% акций (долей) хозяйственного общества, то 1%, принадлежащий миноритарию, фактически трансформируется в 10% от всех незаинтересованных участников общества, участвующих в одобрении сделки в соответствии с нормами корпоративного законодательства. Наконец, не было приведено никаких аргументов, вытекающих из отличия публичного общества от непубличного. При этом очевидно, что 1% акций некоторых наиболее крупных публичных корпораций может обладать колоссальной рыночной стоимостью, на которую среди прочего могут влиять действия директоров и мажоритариев корпорации.
(Глазунов А.Ю.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 4)Кроме того, не получило своего обоснования и применение равной меры к различным ситуациям, а именно введение одного количественного порога для оспаривания экстраординарных сделок и для исков о взыскании убытков с директоров. Между тем политико-правовые ставки в этих ситуациях могут отличаться, поскольку в случае с экстраординарными сделками к проблемам сутяжничества и гринмейла со стороны миноритариев добавляется аргумент о необходимости защиты третьих лиц и оборота в целом. Также необходимо разграничивать крупные сделки и сделки с заинтересованностью. В случае с последними порог в 1% может играть совершенно другую роль. Так, если в совершении сделки заинтересован контролирующий участник общества, владеющий 90% акций (долей) хозяйственного общества, то 1%, принадлежащий миноритарию, фактически трансформируется в 10% от всех незаинтересованных участников общества, участвующих в одобрении сделки в соответствии с нормами корпоративного законодательства. Наконец, не было приведено никаких аргументов, вытекающих из отличия публичного общества от непубличного. При этом очевидно, что 1% акций некоторых наиболее крупных публичных корпораций может обладать колоссальной рыночной стоимостью, на которую среди прочего могут влиять действия директоров и мажоритариев корпорации.
Статья: Осуществление акционерами прав на доступ к информации об экстраординарных сделках общества
(Протопопова О.В., Федотова И.Ю.)
("Вестник арбитражной практики", 2024, N 2)Для непубличного акционерного общества Законом установлен аналогичный количественный порог владения голосующими акциями, однако уставом могут быть установлены иные правила доступа к данным сведениям. Исключение составляет обеспечение доступа акционеров к протоколам заседаний коллегиального исполнительного органа, а также документов бухгалтерского учета, для которых установлено требование о владении не менее 25% голосующих акций. В соответствии с законом в отличие от публичного общества, устав непубличного акционерного общества допускает установление более низкого предела владения акциями для доступа к вышеуказанной информации и документам.
(Протопопова О.В., Федотова И.Ю.)
("Вестник арбитражной практики", 2024, N 2)Для непубличного акционерного общества Законом установлен аналогичный количественный порог владения голосующими акциями, однако уставом могут быть установлены иные правила доступа к данным сведениям. Исключение составляет обеспечение доступа акционеров к протоколам заседаний коллегиального исполнительного органа, а также документов бухгалтерского учета, для которых установлено требование о владении не менее 25% голосующих акций. В соответствии с законом в отличие от публичного общества, устав непубличного акционерного общества допускает установление более низкого предела владения акциями для доступа к вышеуказанной информации и документам.
"Коммерческие корпорации: виды и организационное устройство"
(Глушецкий А.А.)
("Статут", 2023)Акционеры публичного общества имеют преимущественное право приобретения размещаемых посредством открытой подписки дополнительных акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, в количестве, пропорциональном количеству принадлежащих им акций этой категории (типа) (п. 1 ст. 40 Закона об АО). В отличие от публичного общества в непубличном обществе по единогласному решению всех акционеров общества может быть предусмотрено, что акционеры не имеют преимущественного права приобретения размещаемых дополнительных акций или эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции (п. 6 ст. 7 Закона об АО). Уставом непубличного общества или акционерным соглашением, сторонами которого являются все акционеры непубличного общества, может быть определен отличный от установленного п. 5 ст. 41 Закона об АО порядок осуществления преимущественного права приобретения размещаемых непубличным обществом акций либо эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в его акции.
(Глушецкий А.А.)
("Статут", 2023)Акционеры публичного общества имеют преимущественное право приобретения размещаемых посредством открытой подписки дополнительных акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, в количестве, пропорциональном количеству принадлежащих им акций этой категории (типа) (п. 1 ст. 40 Закона об АО). В отличие от публичного общества в непубличном обществе по единогласному решению всех акционеров общества может быть предусмотрено, что акционеры не имеют преимущественного права приобретения размещаемых дополнительных акций или эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции (п. 6 ст. 7 Закона об АО). Уставом непубличного общества или акционерным соглашением, сторонами которого являются все акционеры непубличного общества, может быть определен отличный от установленного п. 5 ст. 41 Закона об АО порядок осуществления преимущественного права приобретения размещаемых непубличным обществом акций либо эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в его акции.
"Гражданское право. Общая часть: учебник"
(под ред. Е.С. Болтановой)
("ИНФРА-М", 2023)Подход к классификации хозяйственных обществ на публичные и непубличные был закреплен в ГК РФ сравнительно недавно - в 2013 г. Практическая ценность такого деления состоит в том, что правовое регулирование непубличных обществ в отличие от публичных приобрело в значительной степени диспозитивный характер. Участники таких обществ (НПАО) вправе по своей воле перераспределять компетенцию между органами юридического лица, разрешать вопрос о создании определенных органов (наблюдательного совета, совета директоров, ревизионной комиссии) или об отказе от них, определять показатели кворума при голосовании, вводить ограничения оборота акций или долей в таких корпорациях и иные (ст. 66.3 ГК РФ). Правовое регулирование публичных хозяйственных обществ (ПАО) сохранило свои императивные черты, что обусловлено стремлением законодателя защитить массового инвестора (миноритарных акционеров) перед контролирующим корпорацию лицом (мажоритарным акционером - бенефициаром). Введение диспозитивного характера регулирования непубличных хозяйственных обществ вызвало критику в научных кругах. Некоторые ученые (например, Е.А. Суханов) совершенно обоснованно указывали на то, что восприятие англо-американского, диспозитивного подхода к правовому регулированию корпораций, основанного на принципе свободы договора, чуждо как отечественному правопорядку, так и корпоративному праву и может привести к ухудшению правового положения миноритарных участников корпорации.
(под ред. Е.С. Болтановой)
("ИНФРА-М", 2023)Подход к классификации хозяйственных обществ на публичные и непубличные был закреплен в ГК РФ сравнительно недавно - в 2013 г. Практическая ценность такого деления состоит в том, что правовое регулирование непубличных обществ в отличие от публичных приобрело в значительной степени диспозитивный характер. Участники таких обществ (НПАО) вправе по своей воле перераспределять компетенцию между органами юридического лица, разрешать вопрос о создании определенных органов (наблюдательного совета, совета директоров, ревизионной комиссии) или об отказе от них, определять показатели кворума при голосовании, вводить ограничения оборота акций или долей в таких корпорациях и иные (ст. 66.3 ГК РФ). Правовое регулирование публичных хозяйственных обществ (ПАО) сохранило свои императивные черты, что обусловлено стремлением законодателя защитить массового инвестора (миноритарных акционеров) перед контролирующим корпорацию лицом (мажоритарным акционером - бенефициаром). Введение диспозитивного характера регулирования непубличных хозяйственных обществ вызвало критику в научных кругах. Некоторые ученые (например, Е.А. Суханов) совершенно обоснованно указывали на то, что восприятие англо-американского, диспозитивного подхода к правовому регулированию корпораций, основанного на принципе свободы договора, чуждо как отечественному правопорядку, так и корпоративному праву и может привести к ухудшению правового положения миноритарных участников корпорации.
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 1)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)В отличие от публичного общества непубличное общество с числом акционеров более пятидесяти обязано раскрывать годовой отчет общества, годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность в порядке, предусмотренном законодательством РФ о ценных бумагах для раскрытия информации на рынке ценных бумаг. Обязательное раскрытие информации обществом, включая непубличное общество, в случае публичного размещения им облигаций или иных ценных бумаг осуществляется обществом в объеме и порядке, которые установлены Банком России.
(том 1)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)В отличие от публичного общества непубличное общество с числом акционеров более пятидесяти обязано раскрывать годовой отчет общества, годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность в порядке, предусмотренном законодательством РФ о ценных бумагах для раскрытия информации на рынке ценных бумаг. Обязательное раскрытие информации обществом, включая непубличное общество, в случае публичного размещения им облигаций или иных ценных бумаг осуществляется обществом в объеме и порядке, которые установлены Банком России.
Статья: Совет директоров: компетенция, порядок образования, деятельности и прекращения полномочий
(Шиткина И.С.)
("Право и экономика", 2025, N 2)Поскольку в публичных акционерных обществах, в отличие от непубличных, нельзя расширить компетенцию общего собрания акционеров, совет директоров публичных акционерных обществ, как правило, имеет широкую компетенцию.
(Шиткина И.С.)
("Право и экономика", 2025, N 2)Поскольку в публичных акционерных обществах, в отличие от непубличных, нельзя расширить компетенцию общего собрания акционеров, совет директоров публичных акционерных обществ, как правило, имеет широкую компетенцию.