Отличие перевозки от фрахтования
Подборка наиболее важных документов по запросу Отличие перевозки от фрахтования (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Заключение договора аренды транспортного средства
(КонсультантПлюс, 2025)3. Отличие договора перевозки от договора аренды транспортного средства с экипажем
(КонсультантПлюс, 2025)3. Отличие договора перевозки от договора аренды транспортного средства с экипажем
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 21.11.2022 N Ф05-23140/2022 по делу N А40-237756/2021
Требование: О взыскании ущерба в порядке суброгации.
Обстоятельства: По прибытии в аэропорт был выявлен факт утери груза. Страховщик указывает на то, что признал случай страховым и выплатил страховое возмещение. Считает фрахтовщика лицом, ответственным за причиненный ущерб.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку законодательство о воздушных перевозках не содержит исключений из положений об ответственности перевозчика, если тот осуществляет перевозку по договору чартера воздушного судна.Отклоняя доводы ответчика, что в правоотношениях, возникающих из договора чартера воздушного судна, фрахтовщик не несет ответственности за груз при осуществлении перевозки, апелляционный суд указал, что законодательство о воздушных перевозках не содержит исключений из положений об ответственности перевозчика, если тот осуществляет перевозку по договору чартера воздушного судна, при этом основное отличие воздушного чартера от договора воздушной перевозки заключается в том, что по договору чартера перевозка осуществляется на специально зафрахтованном воздушном судне, а не регулярным рейсом перевозчика, который тот подбирает самостоятельно.
Требование: О взыскании ущерба в порядке суброгации.
Обстоятельства: По прибытии в аэропорт был выявлен факт утери груза. Страховщик указывает на то, что признал случай страховым и выплатил страховое возмещение. Считает фрахтовщика лицом, ответственным за причиненный ущерб.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку законодательство о воздушных перевозках не содержит исключений из положений об ответственности перевозчика, если тот осуществляет перевозку по договору чартера воздушного судна.Отклоняя доводы ответчика, что в правоотношениях, возникающих из договора чартера воздушного судна, фрахтовщик не несет ответственности за груз при осуществлении перевозки, апелляционный суд указал, что законодательство о воздушных перевозках не содержит исключений из положений об ответственности перевозчика, если тот осуществляет перевозку по договору чартера воздушного судна, при этом основное отличие воздушного чартера от договора воздушной перевозки заключается в том, что по договору чартера перевозка осуществляется на специально зафрахтованном воздушном судне, а не регулярным рейсом перевозчика, который тот подбирает самостоятельно.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Чем отличается договор перевозки от договора об оказании транспортных услуг
(КонсультантПлюс, 2025)3. Отличия договора перевозки от договора фрахтования (чартера)
(КонсультантПлюс, 2025)3. Отличия договора перевозки от договора фрахтования (чартера)
Статья: Проблемы компенсации вреда жизни и здоровью пассажиров легкового такси
(Каримуллина А.Э.)
("Транспортное право", 2023, N 2)Договор фрахтования (чартер), в свою очередь, отнесен законодателем к договорам перевозки (ст. 787 ГК РФ), в которых обязанностью фрахтовщика является предоставление фрахтователю за плату всей или части вместимости транспортного средства. Несмотря на то что договор фрахтования отнесен к группе договоров перевозки, ряд авторов отмечают его двойственную правовую природу, выражающуюся в сочетании в данной договорной конструкции элементов договора перевозки и арендного обязательства <7>. Именно наличие элементов договора аренды, когда арендатору (фрахтователю, пассажиру) транспортное средство передается во временное владение и пользование, обосновывает отличия договоров фрахтования от общей конструкции договора перевозки.
(Каримуллина А.Э.)
("Транспортное право", 2023, N 2)Договор фрахтования (чартер), в свою очередь, отнесен законодателем к договорам перевозки (ст. 787 ГК РФ), в которых обязанностью фрахтовщика является предоставление фрахтователю за плату всей или части вместимости транспортного средства. Несмотря на то что договор фрахтования отнесен к группе договоров перевозки, ряд авторов отмечают его двойственную правовую природу, выражающуюся в сочетании в данной договорной конструкции элементов договора перевозки и арендного обязательства <7>. Именно наличие элементов договора аренды, когда арендатору (фрахтователю, пассажиру) транспортное средство передается во временное владение и пользование, обосновывает отличия договоров фрахтования от общей конструкции договора перевозки.
Вопрос: О налоге на прибыль в отношении дохода гонконгской организации от сдачи в аренду на условиях тайм-чартера российской организации морского судна, используемого в целях международных перевозок.
(Письмо Минфина России от 01.08.2025 N 03-08-09/74863)Таким образом, в отношении дохода гонконгской организации от сдачи морского судна, которое используется в целях международных перевозок, в аренду компании из Российской Федерации на условиях тайм-чартера применяются положения статьи 8 Соглашения.
(Письмо Минфина России от 01.08.2025 N 03-08-09/74863)Таким образом, в отношении дохода гонконгской организации от сдачи морского судна, которое используется в целях международных перевозок, в аренду компании из Российской Федерации на условиях тайм-чартера применяются положения статьи 8 Соглашения.
Статья: Определение правовой природы и соотношения чартера и фрахтования через сравнительное исследование терминологии
(Кляндин А.Ф.)
("Транспортное право", 2024, N 3)В понимании отечественного законодателя фрахтование (оно же чартер) является специальным видом договора перевозки, отличительный признак которого - предоставление вместимости транспортного средства.
(Кляндин А.Ф.)
("Транспортное право", 2024, N 3)В понимании отечественного законодателя фрахтование (оно же чартер) является специальным видом договора перевозки, отличительный признак которого - предоставление вместимости транспортного средства.
Статья: Проблемные вопросы квалификации хулиганства
(Степанова И.Б., Соколова О.В.)
("Российская юстиция", 2024, N 11)В связи с этим возникает вопрос, как квалифицировать грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, совершенное в самолетах, автобусах и других транспортных средствах, которые осуществляют чартерные пассажирские рейсы (по договору фрахтования). В данном случае перевозки пассажиров не являются регулярными и транспортом общего пользования вышеназванные транспортные средства назвать нельзя, следовательно, квалификация деяния по п. "в" ч. 1 ст. 213 УК РФ невозможна. Однако в чем отличие степени общественной опасности хулиганства, совершенного, например, в самолете, осуществляющем регулярный рейс, от грубого нарушения общественного порядка на борту воздушного судна, осуществляющего чартерный рейс? В обоих случаях не только нарушается общественный порядок, но и создается угроза транспортной безопасности. В настоящее время грубое нарушение общественного порядка на чартерном рейсе, если не применялось насилие к гражданам и не высказывалась угроза его применения, можно квалифицировать по ст. 267.1 УК РФ, предусматривающей в качестве самого строгого наказания лишение свободы на срок до двух лет. Для сравнения: за хулиганство на транспорте общего пользования (п. "в" ч. 1 ст. 213 УК РФ) возможно назначение лишения свободы до пяти лет. Справедливой ли будет такая юридическая оценка идентичных по степени общественной опасности деяний? Полагаем, ответ очевиден.
(Степанова И.Б., Соколова О.В.)
("Российская юстиция", 2024, N 11)В связи с этим возникает вопрос, как квалифицировать грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, совершенное в самолетах, автобусах и других транспортных средствах, которые осуществляют чартерные пассажирские рейсы (по договору фрахтования). В данном случае перевозки пассажиров не являются регулярными и транспортом общего пользования вышеназванные транспортные средства назвать нельзя, следовательно, квалификация деяния по п. "в" ч. 1 ст. 213 УК РФ невозможна. Однако в чем отличие степени общественной опасности хулиганства, совершенного, например, в самолете, осуществляющем регулярный рейс, от грубого нарушения общественного порядка на борту воздушного судна, осуществляющего чартерный рейс? В обоих случаях не только нарушается общественный порядок, но и создается угроза транспортной безопасности. В настоящее время грубое нарушение общественного порядка на чартерном рейсе, если не применялось насилие к гражданам и не высказывалась угроза его применения, можно квалифицировать по ст. 267.1 УК РФ, предусматривающей в качестве самого строгого наказания лишение свободы на срок до двух лет. Для сравнения: за хулиганство на транспорте общего пользования (п. "в" ч. 1 ст. 213 УК РФ) возможно назначение лишения свободы до пяти лет. Справедливой ли будет такая юридическая оценка идентичных по степени общественной опасности деяний? Полагаем, ответ очевиден.
Статья: Проблемы классификации и наименования договоров, связанных с морскими перевозками
(Кляндин А.Ф.)
("Транспортное право", 2024, N 1)Можно было бы сделать вывод, что любой договор морской перевозки относится к фрахтованию. Однако далее ст. 115 КТМ РФ описывает различные виды договора морской перевозки. Первый: договор с условием о предоставлении вместимости части или всего судна фрахтователю, он же чартер. Такая формулировка на первый взгляд соответствует условиям ст. 787 ГК РФ (хотя и здесь не все так очевидно, но об отличиях будет сказано ниже).
(Кляндин А.Ф.)
("Транспортное право", 2024, N 1)Можно было бы сделать вывод, что любой договор морской перевозки относится к фрахтованию. Однако далее ст. 115 КТМ РФ описывает различные виды договора морской перевозки. Первый: договор с условием о предоставлении вместимости части или всего судна фрахтователю, он же чартер. Такая формулировка на первый взгляд соответствует условиям ст. 787 ГК РФ (хотя и здесь не все так очевидно, но об отличиях будет сказано ниже).
"Конвергенция частноправового регулирования общественных отношений сквозь призму эффективности права: монография"
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)Нормативным правовым выражением отмеченной тенденции стали положения УАТ РФ. В соответствии с данным нормативным правовым актом стороны получили гораздо более широкие возможности, по сравнению с ранее действовавшим законодательством, относительно формального оформления отношений друг с другом. Например, УАТ РФ допускает заключение, помимо традиционного договора перевозки грузов, договоров об организации перевозок грузов, договоров фрахтования и т.д. Данные договоры отличаются друг от друга по своему содержанию и правовой природе. Поэтому нельзя говорить о наличии только одной договорной формы - договора перевозки автомобильным транспортом. Существует целая система, которая опосредует общественные отношения, складывающиеся в сфере перевозок автомобильным транспортом.
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)Нормативным правовым выражением отмеченной тенденции стали положения УАТ РФ. В соответствии с данным нормативным правовым актом стороны получили гораздо более широкие возможности, по сравнению с ранее действовавшим законодательством, относительно формального оформления отношений друг с другом. Например, УАТ РФ допускает заключение, помимо традиционного договора перевозки грузов, договоров об организации перевозок грузов, договоров фрахтования и т.д. Данные договоры отличаются друг от друга по своему содержанию и правовой природе. Поэтому нельзя говорить о наличии только одной договорной формы - договора перевозки автомобильным транспортом. Существует целая система, которая опосредует общественные отношения, складывающиеся в сфере перевозок автомобильным транспортом.
Статья: Особенности договора аренды транспортных средств в Российской Федерации
(Ильин И.А., Москвичев А.Ю.)
("Транспортное право", 2021, N 1)2. Вольнов А.Е. Распределение ответственности между собственником судна и фрахтователем судна по договору фрахтования судна на время (тайм-чартер) за неисполнение и ненадлежащее исполнение договора морской перевозки груза с использованием коносамента по законодательству Российской Федерации / А.Е. Вольнов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2006. N 3. С. 59 - 63.
(Ильин И.А., Москвичев А.Ю.)
("Транспортное право", 2021, N 1)2. Вольнов А.Е. Распределение ответственности между собственником судна и фрахтователем судна по договору фрахтования судна на время (тайм-чартер) за неисполнение и ненадлежащее исполнение договора морской перевозки груза с использованием коносамента по законодательству Российской Федерации / А.Е. Вольнов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2006. N 3. С. 59 - 63.
Статья: Место договора фрахтования легкового такси в системе договоров перевозки пассажиров автомобильным транспортом
(Тощенко В.В.)
("Транспортное право", 2024, N 1)Практически невозможно отличить договор перевозки легковым такси от перевозки пассажиров по заказу, если конкретный договор заключен путем заказа, по которому предоставляется транспортное средство категории M1, а в договоре указано либо не исключается, что названный в договоре фрахтователь и пассажир совпадают в одном лице, либо круг перевозимых лиц не определен, определены перевозчик (фрахтовщик), маршрут и место подачи транспортного средства, сроки выполнения перевозки и ее стоимость.
(Тощенко В.В.)
("Транспортное право", 2024, N 1)Практически невозможно отличить договор перевозки легковым такси от перевозки пассажиров по заказу, если конкретный договор заключен путем заказа, по которому предоставляется транспортное средство категории M1, а в договоре указано либо не исключается, что названный в договоре фрахтователь и пассажир совпадают в одном лице, либо круг перевозимых лиц не определен, определены перевозчик (фрахтовщик), маршрут и место подачи транспортного средства, сроки выполнения перевозки и ее стоимость.
Статья: Особенности оформления путевого листа
(Подкопаев М.В.)
("Бухгалтер Крыма", 2023, N 6)- организованная перевозка групп детей автобусами (если организованная перевозка группы детей осуществляется по договору фрахтования);
(Подкопаев М.В.)
("Бухгалтер Крыма", 2023, N 6)- организованная перевозка групп детей автобусами (если организованная перевозка группы детей осуществляется по договору фрахтования);
Статья: Райдшеринг: проблемы правовой регламентации в России
(Скучаев А.А.)
("Хозяйство и право", 2024, N 9)Динамичность современной жизни и высокая мобильность населения в России приводят к росту спроса на перевозки пассажиров различными видами транспорта. Тенденция периодического повышения платы за проезд и нередко попустительского отношения перевозчиков к качеству предоставляемых услуг вынуждают пассажиров прибегать к поиску альтернативных способов передвижения. На достаточно высоком уровне находится спрос на такой вид транспорта, как такси. Однако в связи с постоянно растущими ценами на топливо и в связи с реформированием правового регулирования деятельности такси в России в 2022 г. <1> значительно выросла стоимость поездок и на данном виде транспорта. Стоимость владения собственным автомобилем также неизменно растет. Как следствие, меняется модель личной пространственной мобильности населения посредством перехода от использования личного автомобиля к совместным поездкам в одном направлении. Все большее развитие получает такой способ передвижения, относящийся к экономике совместного потребления, как райдшеринг (от англ. ride - поездка, share - делиться), или, что то же самое, карпулинг. Райдшеринг предполагает, что при осуществлении владельцем автомобиля поездки для своих личных нужд его частный автомобиль может использоваться и для совместных поездок с попутчиками, что возможно при помощи онлайн-сервисов поиска попутчиков. При этом следует отличать райдшеринг от близкого по существу фрахтования транспортного средства по заказу, закрепленного законодательно <2> и относящегося к коммерческим перевозкам.
(Скучаев А.А.)
("Хозяйство и право", 2024, N 9)Динамичность современной жизни и высокая мобильность населения в России приводят к росту спроса на перевозки пассажиров различными видами транспорта. Тенденция периодического повышения платы за проезд и нередко попустительского отношения перевозчиков к качеству предоставляемых услуг вынуждают пассажиров прибегать к поиску альтернативных способов передвижения. На достаточно высоком уровне находится спрос на такой вид транспорта, как такси. Однако в связи с постоянно растущими ценами на топливо и в связи с реформированием правового регулирования деятельности такси в России в 2022 г. <1> значительно выросла стоимость поездок и на данном виде транспорта. Стоимость владения собственным автомобилем также неизменно растет. Как следствие, меняется модель личной пространственной мобильности населения посредством перехода от использования личного автомобиля к совместным поездкам в одном направлении. Все большее развитие получает такой способ передвижения, относящийся к экономике совместного потребления, как райдшеринг (от англ. ride - поездка, share - делиться), или, что то же самое, карпулинг. Райдшеринг предполагает, что при осуществлении владельцем автомобиля поездки для своих личных нужд его частный автомобиль может использоваться и для совместных поездок с попутчиками, что возможно при помощи онлайн-сервисов поиска попутчиков. При этом следует отличать райдшеринг от близкого по существу фрахтования транспортного средства по заказу, закрепленного законодательно <2> и относящегося к коммерческим перевозкам.
Статья: Некоторые аспекты порядка заключения, исполнения и прекращения договоров перевозки автомобильным транспортом
(Левушкин А.Н.)
("Транспортное право", 2025, N 3)Договор фрахтования легковым такси заключается в устной форме. В этом его отличие от договора перевозки пассажиров и багажа по заказу. О соблюдении устной формы договора свидетельствует совершение заказа с использованием телефона, сети Интернет, а также непосредственно при посадке пассажира в такси.
(Левушкин А.Н.)
("Транспортное право", 2025, N 3)Договор фрахтования легковым такси заключается в устной форме. В этом его отличие от договора перевозки пассажиров и багажа по заказу. О соблюдении устной формы договора свидетельствует совершение заказа с использованием телефона, сети Интернет, а также непосредственно при посадке пассажира в такси.