Отличие наименования от фирменного наименования
Подборка наиболее важных документов по запросу Отличие наименования от фирменного наименования (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 9 "Информация об изготовителе (исполнителе, продавце, владельце агрегатора)" Закона РФ "О защите прав потребителей""Так, суд первой инстанции правомерно указал на то, что доказательств данному факту ответчиком не представлено, вместе с тем, главным отличием рекламной конструкции от вывески является то, что вывеска не является рекламой. Целью рекламы является привлечение внимания к объекту рекламирования (например, к какому-либо товару), формирование (поддержание) интереса к нему и его продвижение на рынке (п. 1 ст. 3 Закона "О рекламе"). Вывеска, которая содержит следующую информацию, которую продавцы (исполнители) обязаны довести до потребителя (п. 1 ст. 9 Закона о защите прав потребителей): фирменное наименование (наименование) организации; место ее нахождения (адрес); режим работы не является рекламной, однако данным требованиям, размещенная вывеска ответчика не соответствует."
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2022 N 13АП-33282/2022, 13АП-33284/2022 по делу N А56-109932/2021
Категория спора: 1) Защита прав на товарные знаки; 2) Защита прав на фирменные наименования.
Требования правообладателя: 1) О запрете использовать фирменное наименование; 2) Об обязании изменить наименование; 3) О запрете использования в доменном имени словесного обозначения; 4) О запрете использования словесных обозначений, изображения товарного знака и его частей в любой форме; 5) О взыскании компенсации.
Обстоятельства: Ответчик в своей деятельности, аналогичной деятельности истца, использует тождественное фирменное наименование, словесные обозначения, сходные до степени смешения с товарным знаком истца.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено; 3) Удовлетворено; 4) Удовлетворено; 5) Удовлетворено.Проанализировав наименование ответчика и фирменное наименование истца, суд первой инстанции правильно установил, что наименование ответчика "Компания ЮФА" является сходным с произвольной (отличительной) частью фирменного наименования истца в силу фонетического тождества словесного элемента "ЮФА", используемого как истцом, так и ответчиком. Дополнительные элементы в сравниваемых наименованиях, такие как "СНГ", "Компания", не могут влиять на восприятие потребителей и не свидетельствуют об отсутствии сходства сравниваемых фирменного наименования истца и наименования ответчика.
Категория спора: 1) Защита прав на товарные знаки; 2) Защита прав на фирменные наименования.
Требования правообладателя: 1) О запрете использовать фирменное наименование; 2) Об обязании изменить наименование; 3) О запрете использования в доменном имени словесного обозначения; 4) О запрете использования словесных обозначений, изображения товарного знака и его частей в любой форме; 5) О взыскании компенсации.
Обстоятельства: Ответчик в своей деятельности, аналогичной деятельности истца, использует тождественное фирменное наименование, словесные обозначения, сходные до степени смешения с товарным знаком истца.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено; 3) Удовлетворено; 4) Удовлетворено; 5) Удовлетворено.Проанализировав наименование ответчика и фирменное наименование истца, суд первой инстанции правильно установил, что наименование ответчика "Компания ЮФА" является сходным с произвольной (отличительной) частью фирменного наименования истца в силу фонетического тождества словесного элемента "ЮФА", используемого как истцом, так и ответчиком. Дополнительные элементы в сравниваемых наименованиях, такие как "СНГ", "Компания", не могут влиять на восприятие потребителей и не свидетельствуют об отсутствии сходства сравниваемых фирменного наименования истца и наименования ответчика.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Использование "бренда" кредитной организации в деятельности банковских экосистем
(Михеева И.Е.)
("Банковское право", 2023, N 4)В отличие от фирменного наименования (далее также - наименование], специальных требований к товарному знаку, владельцем которого может быть банк, не предусмотрено. Соответственно, товарный знак может не содержать слово "банк".
(Михеева И.Е.)
("Банковское право", 2023, N 4)В отличие от фирменного наименования (далее также - наименование], специальных требований к товарному знаку, владельцем которого может быть банк, не предусмотрено. Соответственно, товарный знак может не содержать слово "банк".
Статья: Защита прав на фирменное наименование: теоретический и практический аспекты
(Ананьев С.П., Волоскова И.Э., Мельникова А.В.)
("ИС. Промышленная собственность", 2024, N 4)Можно говорить о том, что тождественность присутствует в том случае, когда используются в неизменном виде все элементы фирменного наименования. При наличии отдельных отличий от фирменного наименования, но в целом при сохранении общей ассоциации говорят о степени смешения. Суды для оценки тождественности или сходства до степени смешения фирменных наименований используют по аналогии Правила, утвержденные Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2015 N 482, которые регламентируют порядок ведения делопроизводства по заявкам на товарные знаки.
(Ананьев С.П., Волоскова И.Э., Мельникова А.В.)
("ИС. Промышленная собственность", 2024, N 4)Можно говорить о том, что тождественность присутствует в том случае, когда используются в неизменном виде все элементы фирменного наименования. При наличии отдельных отличий от фирменного наименования, но в целом при сохранении общей ассоциации говорят о степени смешения. Суды для оценки тождественности или сходства до степени смешения фирменных наименований используют по аналогии Правила, утвержденные Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2015 N 482, которые регламентируют порядок ведения делопроизводства по заявкам на товарные знаки.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2025)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 18.06.2025)
(ред. от 19.11.2025)Существенным отличием от других средств индивидуализации, которое воздействует на построение системы правовой охраны фирменного наименования, является то, что в содержание исключительного права на фирменное наименование не входит распорядительное правомочие. Прямое указание в пункте 2 статьи 1474 ГК РФ на запрет распоряжения исключительным правом на фирменное наименование отвечает природе этого средства индивидуализации, неразрывно связанного с определенным юридическим лицом.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 18.06.2025)
(ред. от 19.11.2025)Существенным отличием от других средств индивидуализации, которое воздействует на построение системы правовой охраны фирменного наименования, является то, что в содержание исключительного права на фирменное наименование не входит распорядительное правомочие. Прямое указание в пункте 2 статьи 1474 ГК РФ на запрет распоряжения исключительным правом на фирменное наименование отвечает природе этого средства индивидуализации, неразрывно связанного с определенным юридическим лицом.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2025)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 18.06.2025)Существенным отличием от других средств индивидуализации, которое воздействует на построение системы правовой охраны фирменного наименования, является то, что в содержание исключительного права на фирменное наименование не входит распорядительное правомочие. Прямое указание в пункте 2 статьи 1474 ГК РФ на запрет распоряжения исключительным правом на фирменное наименование отвечает природе этого средства индивидуализации, неразрывно связанного с определенным юридическим лицом.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 18.06.2025)Существенным отличием от других средств индивидуализации, которое воздействует на построение системы правовой охраны фирменного наименования, является то, что в содержание исключительного права на фирменное наименование не входит распорядительное правомочие. Прямое указание в пункте 2 статьи 1474 ГК РФ на запрет распоряжения исключительным правом на фирменное наименование отвечает природе этого средства индивидуализации, неразрывно связанного с определенным юридическим лицом.
Статья: Печати на документах
(Карпычева Е.)
("Юридический справочник руководителя", 2023, N 9)...3. Унитарное предприятие должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения унитарного предприятия. Печать унитарного предприятия может содержать также его фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранном языке.
(Карпычева Е.)
("Юридический справочник руководителя", 2023, N 9)...3. Унитарное предприятие должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения унитарного предприятия. Печать унитарного предприятия может содержать также его фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранном языке.
"Комментарий к Федеральному закону от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Последствия несоблюдения требований к фирменному наименованию юридического лица предусмотрены в п. 5 ст. 1473 части четвертой ГК РФ (в ред. Федерального закона от 23 мая 2018 г. N 116-ФЗ <73>): если фирменное наименование юридического лица не соответствует требованиям ст. 1231.1 "Объекты, включающие официальные символы, наименования и отличительные знаки" части четвертой ГК РФ, п. 3 и 4 данной ст. 1473 части четвертой ГК РФ, орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, вправе предъявить такому юридическому лицу иск о понуждении к изменению фирменного наименования; положения п. 3 ст. 61 "Ликвидация юридического лица" части первой ГК РФ в этом случае не применяются.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Последствия несоблюдения требований к фирменному наименованию юридического лица предусмотрены в п. 5 ст. 1473 части четвертой ГК РФ (в ред. Федерального закона от 23 мая 2018 г. N 116-ФЗ <73>): если фирменное наименование юридического лица не соответствует требованиям ст. 1231.1 "Объекты, включающие официальные символы, наименования и отличительные знаки" части четвертой ГК РФ, п. 3 и 4 данной ст. 1473 части четвертой ГК РФ, орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, вправе предъявить такому юридическому лицу иск о понуждении к изменению фирменного наименования; положения п. 3 ст. 61 "Ликвидация юридического лица" части первой ГК РФ в этом случае не применяются.
Статья: Исключительные права на результаты творческой деятельности и режим совместного имущества супругов
(Тагаева С.Н.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, N 5)Исключительное право на фирменное наименование принадлежать супругам не может, поскольку индивидуализирует наименование юридического лица. Право на фирму является в принципе правом неотчуждаемым, в отличие от других объектов промышленной собственности, которые, как правило, могут свободно передаваться другим лицам на договорной основе, фирменным наименованием может владеть только сам фирмообладатель (см. [15, с. 161]). Юридическое лицо, которое обладает оригинальным фирменным наименованием, может принадлежать супругам, если оно создано в период брака за счет их совместного имущества.
(Тагаева С.Н.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, N 5)Исключительное право на фирменное наименование принадлежать супругам не может, поскольку индивидуализирует наименование юридического лица. Право на фирму является в принципе правом неотчуждаемым, в отличие от других объектов промышленной собственности, которые, как правило, могут свободно передаваться другим лицам на договорной основе, фирменным наименованием может владеть только сам фирмообладатель (см. [15, с. 161]). Юридическое лицо, которое обладает оригинальным фирменным наименованием, может принадлежать супругам, если оно создано в период брака за счет их совместного имущества.
Статья: Государственное регулирование индивидуализации гражданского оборота: проблемы и особенности правовой регламентации
(Филимонов А.А., Киселева Н.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 4)Законодатель отдельно предусмотрел возможность индивидуализировать и имущественный комплекс, предназначенный для осуществления предпринимательской деятельности, - предприятие. Эту роль выполняет коммерческое обозначение <25>. Гражданским кодексом РФ прямо оговорена нетождественность фирменного наименования и коммерческого обозначения, придавая последнему, в отличие от первого, факультативный характер. Также допускается возможность включения в коммерческое обозначение фирменного наименования полностью или в части, при этом права на оба средства индивидуализации возникают и действуют независимо друг от друга. Индивидуализировать коммерческим обозначением возможно одно или несколько предприятий, однако наличие более одного коммерческого обозначения у предприятия не допускается <26>. Вместе с тем за отсутствием уточняющих деталей установить содержание и сущность коммерческого обозначения, исходя только из нормативной базы, весьма проблематично. В юридической литературе нет единого мнения относительно содержания данного понятия: первые относят его к собирательному понятию, которое включает в себя целую группу средств индивидуализации, вторые считают, что это средство индивидуализации предприятия как имущественного комплекса, а третьи относят его к общественному незарегистрированному наименованию. Вдобавок законодатель не определил круг потенциальных правообладателей коммерческого обозначения, чем еще сильнее усугубил неопределенность правового регулирования данного средства индивидуализации. Правовой режим коммерческого обозначения на фоне других средств индивидуализации также примечателен следующим:
(Филимонов А.А., Киселева Н.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 4)Законодатель отдельно предусмотрел возможность индивидуализировать и имущественный комплекс, предназначенный для осуществления предпринимательской деятельности, - предприятие. Эту роль выполняет коммерческое обозначение <25>. Гражданским кодексом РФ прямо оговорена нетождественность фирменного наименования и коммерческого обозначения, придавая последнему, в отличие от первого, факультативный характер. Также допускается возможность включения в коммерческое обозначение фирменного наименования полностью или в части, при этом права на оба средства индивидуализации возникают и действуют независимо друг от друга. Индивидуализировать коммерческим обозначением возможно одно или несколько предприятий, однако наличие более одного коммерческого обозначения у предприятия не допускается <26>. Вместе с тем за отсутствием уточняющих деталей установить содержание и сущность коммерческого обозначения, исходя только из нормативной базы, весьма проблематично. В юридической литературе нет единого мнения относительно содержания данного понятия: первые относят его к собирательному понятию, которое включает в себя целую группу средств индивидуализации, вторые считают, что это средство индивидуализации предприятия как имущественного комплекса, а третьи относят его к общественному незарегистрированному наименованию. Вдобавок законодатель не определил круг потенциальных правообладателей коммерческого обозначения, чем еще сильнее усугубил неопределенность правового регулирования данного средства индивидуализации. Правовой режим коммерческого обозначения на фоне других средств индивидуализации также примечателен следующим:
Статья: К вопросу о системе источников трудового права как отрасли
(Чиканова Л.А.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2025, N 3)<2> Нуртдинова А.Ф. Гл. IV. Источники трудового права // Трудовое право России: Учебник. М.: Юрид. фирма "Контракт"; "ИНФРА-М", 2010. С. 61.
(Чиканова Л.А.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2025, N 3)<2> Нуртдинова А.Ф. Гл. IV. Источники трудового права // Трудовое право России: Учебник. М.: Юрид. фирма "Контракт"; "ИНФРА-М", 2010. С. 61.
Статья: Бренд организации высшего образования и права на средства индивидуализации
(Каширин В.Е.)
("ИС. Промышленная собственность", 2025, N 1)Поскольку каждый участник гражданских правоотношений обладает уникальными свойствами и качествами, при наличии которых только и возможно его существование, то, безусловно, он должен иметь возможность как реализовывать эти свойства и качества, так и защищать их от посягательств со стороны третьих лиц. Закрепление и развитие индивидуальных признаков лица происходит прежде всего благодаря закреплению за физическими и юридическими лицами целого ряда личных неимущественных прав, которые имеют, несомненно, огромное значение. Именно с их помощью устанавливается правовая возможность каждого участника гражданских правоотношений приобретать и выражать собственную индивидуальность, сохранять самобытность и своеобразие и избегать обобщений с другими похожими объектами. Любая организация должна иметь свои индивидуальные характеристики, которые необходимо выделять для идентификации потребителями среди объектов того же типа. Возможность организаций подчеркнуть собственные отличительные черты обеспечивается средствами индивидуализации.
(Каширин В.Е.)
("ИС. Промышленная собственность", 2025, N 1)Поскольку каждый участник гражданских правоотношений обладает уникальными свойствами и качествами, при наличии которых только и возможно его существование, то, безусловно, он должен иметь возможность как реализовывать эти свойства и качества, так и защищать их от посягательств со стороны третьих лиц. Закрепление и развитие индивидуальных признаков лица происходит прежде всего благодаря закреплению за физическими и юридическими лицами целого ряда личных неимущественных прав, которые имеют, несомненно, огромное значение. Именно с их помощью устанавливается правовая возможность каждого участника гражданских правоотношений приобретать и выражать собственную индивидуальность, сохранять самобытность и своеобразие и избегать обобщений с другими похожими объектами. Любая организация должна иметь свои индивидуальные характеристики, которые необходимо выделять для идентификации потребителями среди объектов того же типа. Возможность организаций подчеркнуть собственные отличительные черты обеспечивается средствами индивидуализации.
Статья: Интеллектуальная собственность. Обзор событий в России и за рубежом (второе полугодие 2024 г.)
(Кирьянова Е.В., Романенкова Е.И., Тымчук Ю.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)17 октября 2024 г. Верховный Суд РФ указал: если регистрация товарного знака оспаривается из-за сходства до степени смешения с фирменным наименованием, право на которое возникло ранее даты приоритета товарного знака, нужно учитывать использование фирменного наименования только самим его обладателем.
(Кирьянова Е.В., Романенкова Е.И., Тымчук Ю.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)17 октября 2024 г. Верховный Суд РФ указал: если регистрация товарного знака оспаривается из-за сходства до степени смешения с фирменным наименованием, право на которое возникло ранее даты приоритета товарного знака, нужно учитывать использование фирменного наименования только самим его обладателем.
Статья: Гражданско-правовая регламентация соотношения коммерческого обозначения и других средств индивидуализации
(Яковлев В.И., Чалова А.А., Чалов И.А.)
("Юрист", 2024, N 1)Сопоставляя особенности правового режима фирменного наименования и коммерческого обозначения, в соответствии с нормами законодательства нашей страны выделяем следующие отличия.
(Яковлев В.И., Чалова А.А., Чалов И.А.)
("Юрист", 2024, N 1)Сопоставляя особенности правового режима фирменного наименования и коммерческого обозначения, в соответствии с нормами законодательства нашей страны выделяем следующие отличия.
Статья: Защита интересов потребителей при регулировании электронной торговли
(Гутников О.В., Чагина Е.М.)
("Право и бизнес", 2023, N 4)По общему правилу продавец обязан предоставить потребителю информацию о фирменном наименовании (наименовании) своей организации, месте ее нахождения (адресе), режиме работы, а продавец - индивидуальный предприниматель - также информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа (п. 1 ст. 9 Закона о защите прав потребителей). При этом информация о фирменном наименовании, адресе и режиме работы продавца должна быть указана на вывеске.
(Гутников О.В., Чагина Е.М.)
("Право и бизнес", 2023, N 4)По общему правилу продавец обязан предоставить потребителю информацию о фирменном наименовании (наименовании) своей организации, месте ее нахождения (адресе), режиме работы, а продавец - индивидуальный предприниматель - также информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа (п. 1 ст. 9 Закона о защите прав потребителей). При этом информация о фирменном наименовании, адресе и режиме работы продавца должна быть указана на вывеске.
Статья: Знак обслуживания
(Слесарев С.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В этом его отличие от товарного знака, который используется для индивидуализации товаров (п. 1 ст. 1477 ГК РФ).
(Слесарев С.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В этом его отличие от товарного знака, который используется для индивидуализации товаров (п. 1 ст. 1477 ГК РФ).