Отличие дотации от субсидии
Подборка наиболее важных документов по запросу Отличие дотации от субсидии (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Материальные меры поощрения муниципальных образований как основа их устойчивого развития
(Нигметзянов А.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 2)Примечательно, что, несмотря на активное употребление термина "грант", ни БК РФ, ни Федеральный закон N 131-ФЗ не дают его определения. В региональных нормативных актах, как уже было продемонстрировано, и дотации, и субсидии называют грантами. В юридической литературе гранты часто рассматриваются как разновидности субсидий <15>, что, однако, является не совсем верным, так как грант, в отличие от субсидии, может предоставляться не только на принципе софинансирования, но и покрытия расходов на проект в полном объеме. Необходимо ввести понятие гранта в бюджетное законодательство РФ, указав, что бюджетный грант, предоставляемый муниципальному образованию, - это целевые, безвозмездные, безвозвратные (за исключением случаев нарушения правил их использования) денежные средства, поступившие из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ в целях поощрения и финансовой поддержки управленческих практик муниципальных образований, а также достижения эффективного решения вопросов местного значения.
(Нигметзянов А.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 2)Примечательно, что, несмотря на активное употребление термина "грант", ни БК РФ, ни Федеральный закон N 131-ФЗ не дают его определения. В региональных нормативных актах, как уже было продемонстрировано, и дотации, и субсидии называют грантами. В юридической литературе гранты часто рассматриваются как разновидности субсидий <15>, что, однако, является не совсем верным, так как грант, в отличие от субсидии, может предоставляться не только на принципе софинансирования, но и покрытия расходов на проект в полном объеме. Необходимо ввести понятие гранта в бюджетное законодательство РФ, указав, что бюджетный грант, предоставляемый муниципальному образованию, - это целевые, безвозмездные, безвозвратные (за исключением случаев нарушения правил их использования) денежные средства, поступившие из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ в целях поощрения и финансовой поддержки управленческих практик муниципальных образований, а также достижения эффективного решения вопросов местного значения.
Статья: Оценка эффективности регулирования межбюджетных отношений в субъектах РФ в условиях нестабильности
(Левина В.В., Сабинина А.Л., Васин А.С.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 8)В сфере предоставления межбюджетных трансфертов в 2021 г. заметны существенные изменения. Величина дотаций в I квартале на 3% ниже, чем в аналогичном периоде 2020 г. Нужно отметить, что рост дотаций происходил в III и IV кварталах 2020 г. как ответ на вызовы пандемии, а в I квартале 2020 г. их величина существенно не отличалась от поступлений прошлых лет. При этом в 2021 г. наметился рост субсидий выше на 27% аналогичного показателя прошлого года и иных межбюджетных трансфертов, которые превысили показатель прошлого года на 77%. Сумма субвенций продолжила увеличиваться, хотя и незначительно (на 7% по сравнению с ситуацией 2020 г.). Следовательно, полномочия продолжают передаваться местным властям массово. Величина субвенций составляет более трети всех доходов местных бюджетов.
(Левина В.В., Сабинина А.Л., Васин А.С.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 8)В сфере предоставления межбюджетных трансфертов в 2021 г. заметны существенные изменения. Величина дотаций в I квартале на 3% ниже, чем в аналогичном периоде 2020 г. Нужно отметить, что рост дотаций происходил в III и IV кварталах 2020 г. как ответ на вызовы пандемии, а в I квартале 2020 г. их величина существенно не отличалась от поступлений прошлых лет. При этом в 2021 г. наметился рост субсидий выше на 27% аналогичного показателя прошлого года и иных межбюджетных трансфертов, которые превысили показатель прошлого года на 77%. Сумма субвенций продолжила увеличиваться, хотя и незначительно (на 7% по сравнению с ситуацией 2020 г.). Следовательно, полномочия продолжают передаваться местным властям массово. Величина субвенций составляет более трети всех доходов местных бюджетов.
Нормативные акты
Приказ Госстроя РФ от 28.12.2000 N 303
"Об утверждении Методических рекомендаций по финансовому обоснованию тарифов на содержание и ремонт жилищного фонда"1.5. Собственник жилищного фонда (уполномоченная им организация) делегирует хозяйствующему субъекту (подрядчику) независимо от организационно-правовой формы право на предоставление услуг по содержанию и ремонту жилищного фонда, но ввиду их характера как "жизненно важных" оставляет за собой право контролировать его деятельность в части ценообразования (формирования тарифов) для потребителей, проживающих в государственном и муниципальном жилищном фонде. Это приводит к тому, что чисто рыночные механизмы хозяйствования становятся ограничены, и следовательно, регулирующая спрос и предложение цена (тариф) может быть дополнена такими финансовыми инструментами, как дотации и льготы хозяйствующим субъектам (подрядчикам) и субсидии потребителям.
"Об утверждении Методических рекомендаций по финансовому обоснованию тарифов на содержание и ремонт жилищного фонда"1.5. Собственник жилищного фонда (уполномоченная им организация) делегирует хозяйствующему субъекту (подрядчику) независимо от организационно-правовой формы право на предоставление услуг по содержанию и ремонту жилищного фонда, но ввиду их характера как "жизненно важных" оставляет за собой право контролировать его деятельность в части ценообразования (формирования тарифов) для потребителей, проживающих в государственном и муниципальном жилищном фонде. Это приводит к тому, что чисто рыночные механизмы хозяйствования становятся ограничены, и следовательно, регулирующая спрос и предложение цена (тариф) может быть дополнена такими финансовыми инструментами, как дотации и льготы хозяйствующим субъектам (подрядчикам) и субсидии потребителям.
Статья: Оценка эффективности регулирования межбюджетных отношений в субъектах РФ в условиях нестабильности
(Левина В.В., Сабинина А.Л., Васин А.С.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 8)В сфере предоставления межбюджетных трансфертов в 2021 г. заметны существенные изменения. Величина дотаций в I квартале на 3% ниже, чем в аналогичном периоде 2020 г. Нужно отметить, что рост дотаций происходил в III и IV кварталах 2020 г. как ответ на вызовы пандемии, а в I квартале 2020 г. их величина существенно не отличилась от поступлений прошлых лет. При этом в 2021 г. наметился рост субсидий выше на 27% аналогичного показателя прошлого года и иных межбюджетных трансфертов, которые превысили показатель прошлого года на 77%. Сумма субвенций продолжила увеличиваться, хотя и незначительно (на 7% по сравнению с ситуацией 2020 г.). Следовательно, полномочия продолжают передаваться местным властям массово. Величина субвенций составляет более трети всех доходов местных бюджетов.
(Левина В.В., Сабинина А.Л., Васин А.С.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 8)В сфере предоставления межбюджетных трансфертов в 2021 г. заметны существенные изменения. Величина дотаций в I квартале на 3% ниже, чем в аналогичном периоде 2020 г. Нужно отметить, что рост дотаций происходил в III и IV кварталах 2020 г. как ответ на вызовы пандемии, а в I квартале 2020 г. их величина существенно не отличилась от поступлений прошлых лет. При этом в 2021 г. наметился рост субсидий выше на 27% аналогичного показателя прошлого года и иных межбюджетных трансфертов, которые превысили показатель прошлого года на 77%. Сумма субвенций продолжила увеличиваться, хотя и незначительно (на 7% по сравнению с ситуацией 2020 г.). Следовательно, полномочия продолжают передаваться местным властям массово. Величина субвенций составляет более трети всех доходов местных бюджетов.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)способностью грамотно оперировать в профессиональной речи такими понятиями, как доходы и расходы бюджетов, доходы и расходы государственных внебюджетных фондов, сбалансированность бюджета, межбюджетные трансферты, субсидии, субвенции, дотации; навыком ведения научно-практической дискуссии по вопросам формирования и расходования средств бюджета.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)способностью грамотно оперировать в профессиональной речи такими понятиями, как доходы и расходы бюджетов, доходы и расходы государственных внебюджетных фондов, сбалансированность бюджета, межбюджетные трансферты, субсидии, субвенции, дотации; навыком ведения научно-практической дискуссии по вопросам формирования и расходования средств бюджета.
Статья: Субсидии в постсоветских государствах
(Муллина Л.А.)
("Финансовое право", 2024, N 6)Анализ правовых основ субсидирования в Таджикистане показал, что в настоящее время указанное финансирование осуществляется исключительно в отраслях агропромышленного комплекса. При этом в соответствии с Законом Республики Таджикистан от 18 марта 2022 г. N 1866 "О государственной поддержке отраслей агропромышленного комплекса Республики Таджикистан" (ст. 15) субсидирование осуществляется в качестве мер стимулирования развития и защиты отечественного производства, а основное условие выделения финансирования - повышение уровня эффективности деятельности отраслей агропромышленного комплекса через обеспечение развития, повышение конкурентоспособности, увеличение производства импортозамещающей сельскохозяйственной продукции. Таким образом, в настоящее время в Таджикистане субсидии фактически предоставляются только отраслям агропромышленного комплекса.
(Муллина Л.А.)
("Финансовое право", 2024, N 6)Анализ правовых основ субсидирования в Таджикистане показал, что в настоящее время указанное финансирование осуществляется исключительно в отраслях агропромышленного комплекса. При этом в соответствии с Законом Республики Таджикистан от 18 марта 2022 г. N 1866 "О государственной поддержке отраслей агропромышленного комплекса Республики Таджикистан" (ст. 15) субсидирование осуществляется в качестве мер стимулирования развития и защиты отечественного производства, а основное условие выделения финансирования - повышение уровня эффективности деятельности отраслей агропромышленного комплекса через обеспечение развития, повышение конкурентоспособности, увеличение производства импортозамещающей сельскохозяйственной продукции. Таким образом, в настоящее время в Таджикистане субсидии фактически предоставляются только отраслям агропромышленного комплекса.