Отлагательное условие в государственном контракте
Подборка наиболее важных документов по запросу Отлагательное условие в государственном контракте (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 26.03.2024 N Ф05-742/2024 по делу N А40-34965/2023
Требование: О взыскании убытков.
Обстоятельства: Истец указывает, что с целью предоставления обеспечения исполнения контракта в виде банковской гарантии между истцом и третьим лицом заключен договор о предоставлении банковской гарантии, однако истец был признан уклонившимся от заключения контракта, считает, что ответчик причинил ему убытки в виде понесенных истцом расходов на оплату банковской гарантии.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку установлено, что государственный контракт не заключен, расходы на оформление банковской гарантии не могут быть отнесены к числу убытков, факт уклонения победителя от подписания контракта установлен.Согласно правовому подходу, поддержанному Определением Верховного Суда Российской Федерации от 19.05.2021 N 305-ЭС21-5863 по делу N А40-54352/20-172-394, при не заключении государственного контракта, при наличии отлагательного условия в договоре о выдаче банковской гарантии, при не наступлении отлагательного условия по причине, не имеющей отношения к содержанию банковской гарантии, у принципала не возникает обязанностей перед бенефициаром, которые необходимо было бы обеспечить. Учитывая, что банком не представлено доказательств наличия у него правовых оснований для удержания спорных денежных средств, доказательств того, что спорные денежные средства были возвращены принципалу, суды удовлетворили требования общества.
Требование: О взыскании убытков.
Обстоятельства: Истец указывает, что с целью предоставления обеспечения исполнения контракта в виде банковской гарантии между истцом и третьим лицом заключен договор о предоставлении банковской гарантии, однако истец был признан уклонившимся от заключения контракта, считает, что ответчик причинил ему убытки в виде понесенных истцом расходов на оплату банковской гарантии.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку установлено, что государственный контракт не заключен, расходы на оформление банковской гарантии не могут быть отнесены к числу убытков, факт уклонения победителя от подписания контракта установлен.Согласно правовому подходу, поддержанному Определением Верховного Суда Российской Федерации от 19.05.2021 N 305-ЭС21-5863 по делу N А40-54352/20-172-394, при не заключении государственного контракта, при наличии отлагательного условия в договоре о выдаче банковской гарантии, при не наступлении отлагательного условия по причине, не имеющей отношения к содержанию банковской гарантии, у принципала не возникает обязанностей перед бенефициаром, которые необходимо было бы обеспечить. Учитывая, что банком не представлено доказательств наличия у него правовых оснований для удержания спорных денежных средств, доказательств того, что спорные денежные средства были возвращены принципалу, суды удовлетворили требования общества.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Односторонние сделки: классификации, свобода совершения, возможность включения условий
(Резанов Н.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 10)В законодательстве и судебной практике признается допустимым включение отлагательного условия или срока в независимую гарантию. В п. 6 ч. 2 ст. 45 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" указывается, что независимая гарантия, выдаваемая для обеспечения исполнения государственного или муниципального контракта, должна включать отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления независимой гарантии по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении.
(Резанов Н.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 10)В законодательстве и судебной практике признается допустимым включение отлагательного условия или срока в независимую гарантию. В п. 6 ч. 2 ст. 45 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" указывается, что независимая гарантия, выдаваемая для обеспечения исполнения государственного или муниципального контракта, должна включать отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления независимой гарантии по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении.
Путеводитель по спорам в сфере госзаказа: Споры и обжалования по Закону N 44-ФЗ.
Можно ли взыскать с гаранта вознаграждение за выдачу независимой гарантии, если контракт по Закону N 44-ФЗ не был заключен
(КонсультантПлюс, 2025)Договор о выдаче банковской гарантии содержит отлагательное условие, которое не наступило. Контракт не заключен, в связи с чем не возник и риск неисполнения (ненадлежащего исполнения) обязательств.
Можно ли взыскать с гаранта вознаграждение за выдачу независимой гарантии, если контракт по Закону N 44-ФЗ не был заключен
(КонсультантПлюс, 2025)Договор о выдаче банковской гарантии содержит отлагательное условие, которое не наступило. Контракт не заключен, в связи с чем не возник и риск неисполнения (ненадлежащего исполнения) обязательств.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 02.12.2017 N 1465
(ред. от 20.09.2025)
"О государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, а также о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"
(вместе с "Положением о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу")При этом в случае, если требуется увеличение цены государственного контракта в связи с увеличением цены на продукцию при переводе в фиксированную цену других видов цен на эту продукцию, в дополнительном соглашении устанавливаются отлагательные условия завершения расчетов по государственному контракту, предусматривающие осуществление оплаты такой продукции в срок не более 30 календарных дней с даты внесения в государственный оборонный заказ необходимых изменений, подготовку которых осуществляет государственный заказчик в установленном порядке.
(ред. от 20.09.2025)
"О государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, а также о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"
(вместе с "Положением о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу")При этом в случае, если требуется увеличение цены государственного контракта в связи с увеличением цены на продукцию при переводе в фиксированную цену других видов цен на эту продукцию, в дополнительном соглашении устанавливаются отлагательные условия завершения расчетов по государственному контракту, предусматривающие осуществление оплаты такой продукции в срок не более 30 календарных дней с даты внесения в государственный оборонный заказ необходимых изменений, подготовку которых осуществляет государственный заказчик в установленном порядке.
Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 13.10.2022 N АПЛ22-383
<Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 07.06.2022 N АКПИ22-273, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании недействующими абзацев пятого, шестого подпункта "г", подпункта "м" пункта 37, пунктов 48, 50, 51 Положения о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утв. постановлением Правительства РФ от 02.12.2017 N 1465>Копии направляемых в ФАС России заключения, подписанного протокола цены единицы продукции, а в случае применения единственным поставщиком затратного метода определения цены - также копию подписанной плановой калькуляции затрат государственный заказчик одновременно направляет единственному поставщику (абзац седьмой). Заключение соответствующего дополнительного соглашения к государственному контракту осуществляется государственным заказчиком и единственным поставщиком в течение 10 рабочих дней со дня получения решения ФАС России о регистрации цены на продукцию (абзац восьмой). При этом в случае, если требуется увеличение цены государственного контракта в связи с увеличением цены на продукцию при переводе в фиксированную цену других видов цен на эту продукцию, в дополнительном соглашении устанавливаются отлагательные условия завершения расчетов по государственному контракту, предусматривающие осуществление оплаты такой продукции в срок не более 30 календарных дней с даты внесения в государственный оборонный заказ необходимых изменений, подготовку которых осуществляет государственный заказчик в установленном порядке (абзац девятый).
<Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 07.06.2022 N АКПИ22-273, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании недействующими абзацев пятого, шестого подпункта "г", подпункта "м" пункта 37, пунктов 48, 50, 51 Положения о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утв. постановлением Правительства РФ от 02.12.2017 N 1465>Копии направляемых в ФАС России заключения, подписанного протокола цены единицы продукции, а в случае применения единственным поставщиком затратного метода определения цены - также копию подписанной плановой калькуляции затрат государственный заказчик одновременно направляет единственному поставщику (абзац седьмой). Заключение соответствующего дополнительного соглашения к государственному контракту осуществляется государственным заказчиком и единственным поставщиком в течение 10 рабочих дней со дня получения решения ФАС России о регистрации цены на продукцию (абзац восьмой). При этом в случае, если требуется увеличение цены государственного контракта в связи с увеличением цены на продукцию при переводе в фиксированную цену других видов цен на эту продукцию, в дополнительном соглашении устанавливаются отлагательные условия завершения расчетов по государственному контракту, предусматривающие осуществление оплаты такой продукции в срок не более 30 календарных дней с даты внесения в государственный оборонный заказ необходимых изменений, подготовку которых осуществляет государственный заказчик в установленном порядке (абзац девятый).
Статья: Практика Арбитражного суда Северо-Западного округа по спорам, связанным с исполнением государственного оборонного заказа
(Власова М.Г., Теплякова М.В.)
("Арбитражные споры", 2022, N 3)Условие о перечислении заказчиком средств за поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги) на специальный счет исполнителя после получения расчета от вышестоящего звена кооперации ГОЗ является отлагательным, потестативным условием.
(Власова М.Г., Теплякова М.В.)
("Арбитражные споры", 2022, N 3)Условие о перечислении заказчиком средств за поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги) на специальный счет исполнителя после получения расчета от вышестоящего звена кооперации ГОЗ является отлагательным, потестативным условием.
Статья: Пределы личного исполнения обязательств по государственным (муниципальным) контрактам
(Беляева О.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 3)Вместе с тем заказчик не знает и не должен знать в момент заключения государственного (муниципального) контракта (при применении конкурентного способа определения поставщика), будет ли подрядчик привлекать на субподряд свое дочернее общество или стороннюю для него организацию. По этой причине в текст контракта может быть включено условие о необходимости личного исполнения определенных видов работ и определенного объема.
(Беляева О.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 3)Вместе с тем заказчик не знает и не должен знать в момент заключения государственного (муниципального) контракта (при применении конкурентного способа определения поставщика), будет ли подрядчик привлекать на субподряд свое дочернее общество или стороннюю для него организацию. По этой причине в текст контракта может быть включено условие о необходимости личного исполнения определенных видов работ и определенного объема.
Статья: Проблема недостоверных сведений при проведении электронного конкурса
(Хидиров Г.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 9; 2025, N 1)Таким образом, показатель "наличие финансовых ресурсов" может быть сформирован таким образом, чтобы гарантировать использование участником закупок собственных средств для исполнения заключаемого контракта: чем больше средств предлагается участником, тем более высокую оценку он получит. Если сравнить государственный контракт с прекрасной невестой, а участника закупки - с пылким женихом, резервируемая последним сумма олицетворяла бы собой щедрый выкуп.
(Хидиров Г.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 9; 2025, N 1)Таким образом, показатель "наличие финансовых ресурсов" может быть сформирован таким образом, чтобы гарантировать использование участником закупок собственных средств для исполнения заключаемого контракта: чем больше средств предлагается участником, тем более высокую оценку он получит. Если сравнить государственный контракт с прекрасной невестой, а участника закупки - с пылким женихом, резервируемая последним сумма олицетворяла бы собой щедрый выкуп.