Открытие месторождения
Подборка наиболее важных документов по запросу Открытие месторождения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 6 "Виды пользования недрами" Закона РФ "О недрах""Как отметили суды, свидетельство об установлении факта открытия месторождения не влечет за собой безусловного права выдачи лицензии для разведки и добычи песка, поскольку Закон о недрах, равно как и законодательства субъекта Российской Федерации предусматривает предоставление недр в пользование с учетом рационального использования, то есть, в том числе с учетом расчета необходимости добычи ОПИ."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: При разработке месторождений открытым способом согласно Приказу Ростехнадзора от 08.12.2020 N 505 кто должен разрабатывать документы по системе управления промышленной безопасности, производственному контролю - владелец ОПО (который не ведет там работы) или организация, которая эксплуатирует по акту-допуску?
("Официальный сайт Ростехнадзора", 2025)"Официальный сайт Ростехнадзора https://gosnadzor.ru", 2025
("Официальный сайт Ростехнадзора", 2025)"Официальный сайт Ростехнадзора https://gosnadzor.ru", 2025
Вопрос: У меня высшее горное образование, подземная разработка рудных и нерудных месторождений. Чтобы вести деятельность на открытых горных работах, мне нужна переквалификация на открытые горные работы или нет?
("Официальный сайт Ростехнадзора", 2024)"Официальный сайт Ростехнадзора https://gosnadzor.ru", 2024
("Официальный сайт Ростехнадзора", 2024)"Официальный сайт Ростехнадзора https://gosnadzor.ru", 2024
Нормативные акты
Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1
(ред. от 31.07.2025)
"О недрах"Статья 33.1. Установление факта открытия месторождения полезных ископаемых
(ред. от 31.07.2025)
"О недрах"Статья 33.1. Установление факта открытия месторождения полезных ископаемых
Постановление Правительства РФ от 28.04.2015 N 414
(ред. от 23.09.2020)
"О государственном денежном вознаграждении за открытие месторождения полезных ископаемых"
(вместе с "Правилами выплаты государственного денежного вознаграждения за открытие месторождения полезных ископаемых")ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(ред. от 23.09.2020)
"О государственном денежном вознаграждении за открытие месторождения полезных ископаемых"
(вместе с "Правилами выплаты государственного денежного вознаграждения за открытие месторождения полезных ископаемых")ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Готовое решение: Порядок заполнения и представления уведомления о контролируемых сделках до 27 января 2025 г. (включительно)
(КонсультантПлюс, 2025)работам (услугам) на участке недр - близлежащий к месту выполнения работ (оказания услуг) населенный пункт (для открытых месторождений - по данным свидетельства об установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых, для неоткрытых месторождений - по данным лицензии на пользование недрами).
(КонсультантПлюс, 2025)работам (услугам) на участке недр - близлежащий к месту выполнения работ (оказания услуг) населенный пункт (для открытых месторождений - по данным свидетельства об установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых, для неоткрытых месторождений - по данным лицензии на пользование недрами).
Статья: Соотношение понятий "глобальный правопорядок" и "глобальное мироустройство" в условиях трансформации мировой системы
(Нефедов Б.И.)
("Журнал российского права", 2024, N 10)Именно эта взаимосвязь и приводила различных авторов к выводу о существовании множества глобальных правопорядков, поскольку они фактически отождествляли глобальный правопорядок с мировой системой. Но все дело в том, что трансформация мировой системы в целом или в той или иной ее части может быть результатом не только смены фундаментальных норм jus cogens общего международного права (или изменения международно-правового регулирования отдельных международных общественных отношений), но и деяний или событий, нормативное урегулирование которых вообще невозможно. К таковым можно отнести значимое субъективное решение главы государства, победу в битве, появление нового оружия, открытие месторождений, геофизические изменения в виде мощных тектонических сдвигов или иных схожих по силе природных явлений, вспышки планетарных эпидемий и др. Иными словами, смена глобального правопорядка в силу изменения общих базисных установок неизбежно влечет принципиальные изменения мировой системы, но любые (в том числе принципиальные) изменения мировой системы (или ее части) при неизменности совокупности базовых международно-правовых нормативных основ соответствующего глобального правопорядка только оказывают влияние на состояние последнего, но не влекут его замену другим глобальным правопорядком. При этом смена глобального правопорядка всегда влечет значительную трансформацию мировой системы в целом и многих ее составляющих.
(Нефедов Б.И.)
("Журнал российского права", 2024, N 10)Именно эта взаимосвязь и приводила различных авторов к выводу о существовании множества глобальных правопорядков, поскольку они фактически отождествляли глобальный правопорядок с мировой системой. Но все дело в том, что трансформация мировой системы в целом или в той или иной ее части может быть результатом не только смены фундаментальных норм jus cogens общего международного права (или изменения международно-правового регулирования отдельных международных общественных отношений), но и деяний или событий, нормативное урегулирование которых вообще невозможно. К таковым можно отнести значимое субъективное решение главы государства, победу в битве, появление нового оружия, открытие месторождений, геофизические изменения в виде мощных тектонических сдвигов или иных схожих по силе природных явлений, вспышки планетарных эпидемий и др. Иными словами, смена глобального правопорядка в силу изменения общих базисных установок неизбежно влечет принципиальные изменения мировой системы, но любые (в том числе принципиальные) изменения мировой системы (или ее части) при неизменности совокупности базовых международно-правовых нормативных основ соответствующего глобального правопорядка только оказывают влияние на состояние последнего, но не влекут его замену другим глобальным правопорядком. При этом смена глобального правопорядка всегда влечет значительную трансформацию мировой системы в целом и многих ее составляющих.
"Комментарий к Закону Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах"
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Бергер Е.В., Борисов А.А., Ведышева Н.О., Гаевская Е.Ю., Иванова Ж.Б., Камынина Н.Р., Коновальчикова С.С., Левочко В.В., Марьин Е.В., Налетов К.И., Чернусь Н.Ю., Вагина (Шихалева) О.В., Бабич А.А., Котухов С.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Статья 33.1. Установление факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Бергер Е.В., Борисов А.А., Ведышева Н.О., Гаевская Е.Ю., Иванова Ж.Б., Камынина Н.Р., Коновальчикова С.С., Левочко В.В., Марьин Е.В., Налетов К.И., Чернусь Н.Ю., Вагина (Шихалева) О.В., Бабич А.А., Котухов С.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Статья 33.1. Установление факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых
Статья: Теоретические аспекты и методологические подходы учета событий после отчетной даты и вероятностных событий
(Абрамов В.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 3)- прирост активов (открытие месторождений или получение новых лицензий);
(Абрамов В.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 3)- прирост активов (открытие месторождений или получение новых лицензий);
Статья: Развитие законодательства Российской Федерации в сфере обращения с отходами недропользования - проблемы теории и практики
(Агафонов В.Б.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 6)Так, например, проектом федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" предусматривалась возможность получения права упрощенной добычи полезных ископаемых из техногенных образований, под которыми понимался "участок отработанного месторождения полностью в границах предварительного горного отвода". По мнению разработчиков законопроекта, "участки техногенных образований должны были выделяться недропользователям без проведения аукционов и конкурсов, на основании рассмотрения заявок комиссией, в которую должны были входить представители Роснедр и органов исполнительной власти, при этом выявленные в ходе добычи на техногенных участках запасы необходимо было ставить на оперативный учет и списывать их по результатам отработки" <9>. Также проектом устанавливалась "привязка" правового режима отходов недропользования не к субъекту, в результате деятельности которого они образовались, а к объекту - участку недр, на котором такие объекты созданы или складированы. Тем не менее проект не получил поддержки главным образом в связи с используемой терминологией (наибольшую дискуссию вызвало соотношение понятий "техногенное образование" и "техногенное месторождение"), отсутствием механизма реализации права собственности на отходы недропользования из техногенных месторождений. Также в проекте были нечетко прописаны основания возникновения права пользования участками недр для добычи полезных ископаемых из техногенных месторождений. Помимо этого, концептуально не было поддержано предложение, согласно которому основанием предоставления лицензии на добычу полезных ископаемых предприятию являлась постановка на государственный баланс по результатам геологического изучения запасов техногенного объекта без проведения аукциона по аналогии с предоставлением права пользования недрами по факту открытия месторождений.
(Агафонов В.Б.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 6)Так, например, проектом федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" предусматривалась возможность получения права упрощенной добычи полезных ископаемых из техногенных образований, под которыми понимался "участок отработанного месторождения полностью в границах предварительного горного отвода". По мнению разработчиков законопроекта, "участки техногенных образований должны были выделяться недропользователям без проведения аукционов и конкурсов, на основании рассмотрения заявок комиссией, в которую должны были входить представители Роснедр и органов исполнительной власти, при этом выявленные в ходе добычи на техногенных участках запасы необходимо было ставить на оперативный учет и списывать их по результатам отработки" <9>. Также проектом устанавливалась "привязка" правового режима отходов недропользования не к субъекту, в результате деятельности которого они образовались, а к объекту - участку недр, на котором такие объекты созданы или складированы. Тем не менее проект не получил поддержки главным образом в связи с используемой терминологией (наибольшую дискуссию вызвало соотношение понятий "техногенное образование" и "техногенное месторождение"), отсутствием механизма реализации права собственности на отходы недропользования из техногенных месторождений. Также в проекте были нечетко прописаны основания возникновения права пользования участками недр для добычи полезных ископаемых из техногенных месторождений. Помимо этого, концептуально не было поддержано предложение, согласно которому основанием предоставления лицензии на добычу полезных ископаемых предприятию являлась постановка на государственный баланс по результатам геологического изучения запасов техногенного объекта без проведения аукциона по аналогии с предоставлением права пользования недрами по факту открытия месторождений.
Тематический выпуск: Сложные операции и сделки: бухгалтерский учет, документооборот, применение ККТ
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2022, N 11)- по ставкам, установленным за проведение работ по поиску и оценке месторождений полезных ископаемых, - за площадь, из которой исключаются территории открытых месторождений.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2022, N 11)- по ставкам, установленным за проведение работ по поиску и оценке месторождений полезных ископаемых, - за площадь, из которой исключаются территории открытых месторождений.
"Правовые проблемы жизни и работы граждан в районах с неблагоприятными климатическими условиями: монография"
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)В 2022 г. реализация проектов якутских резидентов Арктической зоны Российской Федерации позволила трудоустроить более 100 человек. По завершении заявленных проектов работой планируется обеспечить 280 человек, и эта цифра будет непрерывно расти. Так, в апреле 2022 г. резидентом Арктической зоны Российской Федерации стала добывающая компания АЛМАР, которая займется разработкой в якутской Арктике рассыпчатых месторождений алмазов. На предприятии будет создано порядка 220 рабочих мест. В апреле 2022 г. статус резидента Арктической зоны Российской Федерации получила золотодобывающая компания "Элген", заключившая соглашение с Корпорацией развития Дальнего Востока и Арктики. В ближайшие два года компания займется проведением геолого-разведочных работ и открытием месторождения. Получение первого золота планируется в 2024 г. Работники АО "Янолово" в составе 83 человек летом 2021 г. отгрузили первую партию оловянного концентрата. К 2027 г. компания планирует выйти на проектную мощность добычи 3 тыс. т в год и увеличить количество рабочих мест до 350 <1>.
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)В 2022 г. реализация проектов якутских резидентов Арктической зоны Российской Федерации позволила трудоустроить более 100 человек. По завершении заявленных проектов работой планируется обеспечить 280 человек, и эта цифра будет непрерывно расти. Так, в апреле 2022 г. резидентом Арктической зоны Российской Федерации стала добывающая компания АЛМАР, которая займется разработкой в якутской Арктике рассыпчатых месторождений алмазов. На предприятии будет создано порядка 220 рабочих мест. В апреле 2022 г. статус резидента Арктической зоны Российской Федерации получила золотодобывающая компания "Элген", заключившая соглашение с Корпорацией развития Дальнего Востока и Арктики. В ближайшие два года компания займется проведением геолого-разведочных работ и открытием месторождения. Получение первого золота планируется в 2024 г. Работники АО "Янолово" в составе 83 человек летом 2021 г. отгрузили первую партию оловянного концентрата. К 2027 г. компания планирует выйти на проектную мощность добычи 3 тыс. т в год и увеличить количество рабочих мест до 350 <1>.