Открытие бюджетного счета
Подборка наиболее важных документов по запросу Открытие бюджетного счета (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиция ВАС РФ: Договор банковского счета, заключенный органом муниципального образования с нарушением бюджетного законодательства, недействителен
Постановление Президиума ВАС РФ от 25.10.2005 N 7322/05 по делу N А03-11262/03-19 и другие акты высших судов
Применимые нормы: ст. 168 ГК РФ, п. 4 ст. 156 БК РФЕсли в нарушение бюджетного законодательства администрация муниципального образования открыла банковский (бюджетный) счет получателя средств бюджета в кредитной организации и заключила с ней гражданско-правовую сделку - договор бюджетного счета, названная сделка на основании ст. 168 ГК РФ должна быть признана недействительной как не соответствующая бюджетному законодательству.
Постановление Президиума ВАС РФ от 25.10.2005 N 7322/05 по делу N А03-11262/03-19 и другие акты высших судов
Применимые нормы: ст. 168 ГК РФ, п. 4 ст. 156 БК РФЕсли в нарушение бюджетного законодательства администрация муниципального образования открыла банковский (бюджетный) счет получателя средств бюджета в кредитной организации и заключила с ней гражданско-правовую сделку - договор бюджетного счета, названная сделка на основании ст. 168 ГК РФ должна быть признана недействительной как не соответствующая бюджетному законодательству.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по судебной практике. Банковский счет7. Соблюдение бюджетного законодательства при заключении договоров банковского счета и открытии банковских счетов
Вопрос: Об открытии бюджетным учреждениям счетов в кредитных организациях.
(Письмо Минфина России от 04.12.2022 N 02-15-09/117794)Вопрос: Об открытии бюджетным учреждениям счетов в кредитных организациях.
(Письмо Минфина России от 04.12.2022 N 02-15-09/117794)Вопрос: Об открытии бюджетным учреждениям счетов в кредитных организациях.
Нормативные акты
"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ
(ред. от 15.10.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2025)Статья 85.1. Обязанности органов, осуществляющих открытие и ведение лицевых счетов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, связанные с учетом налогоплательщиков
(ред. от 15.10.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2025)Статья 85.1. Обязанности органов, осуществляющих открытие и ведение лицевых счетов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, связанные с учетом налогоплательщиков
Приказ Казначейства России от 17.10.2016 N 21н
(ред. от 28.12.2022)
"О порядке открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства"
(Зарегистрировано в Минюсте России 01.12.2016 N 44513)Особенности открытия лицевых счетов клиентам, являющимся
(ред. от 28.12.2022)
"О порядке открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства"
(Зарегистрировано в Минюсте России 01.12.2016 N 44513)Особенности открытия лицевых счетов клиентам, являющимся
"Бюджетное право: учебное пособие для магистратуры"
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)До 1998 г. в Российской Федерации исполнение бюджета происходило через банковскую систему. В специально уполномоченных банках открывались бюджетные счета, которые финансировали бюджетные учреждения и мероприятия в соответствии с ассигнованиями, выделенными по бюджету, и на которые зачислялись налоги и другие платежи хозяйствующих субъектов и физических лиц для пополнения доходной части бюджета. Банковская система исполнения бюджета привела к следующим негативным последствиям:
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)До 1998 г. в Российской Федерации исполнение бюджета происходило через банковскую систему. В специально уполномоченных банках открывались бюджетные счета, которые финансировали бюджетные учреждения и мероприятия в соответствии с ассигнованиями, выделенными по бюджету, и на которые зачислялись налоги и другие платежи хозяйствующих субъектов и физических лиц для пополнения доходной части бюджета. Банковская система исполнения бюджета привела к следующим негативным последствиям:
Статья: Отчетность по форме 0409909 (начиная с отчетности по состоянию на 01.04.2023)
("Официальный сайт Банка России", 2023)Вопрос: Подлежат ли включению в отчетность по форме 0409909 счета, открытые государственным (муниципальным) бюджетным и автономным учреждениям на балансовом счете N 40823?
("Официальный сайт Банка России", 2023)Вопрос: Подлежат ли включению в отчетность по форме 0409909 счета, открытые государственным (муниципальным) бюджетным и автономным учреждениям на балансовом счете N 40823?
Статья: Система органов бюджетного администрирования, пределы их компетенции
(Титов Г.А.)
("Финансовое право", 2022, N 10)В систему органов бюджетного администрирования входит Центральный банк Российской Федерации, обладающий особым конституционно-правовым статусом <19> и компетенциями и осуществляющий свои функции и полномочия независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления <20>. Особый статус Банка России проявляется в том, что он не является государственным органом, но в то же время обладает полномочиями, носящими властный характер, реализация которых обеспечивается соответствующими мерами государственного принуждения. Бюджетная компетенция Банка России установлена ст. 155 БК РФ, которая сконцентрирована в сфере публично-правовых полномочий по обслуживанию счетов бюджетов, включая Федеральное казначейство и его территориальные подразделения, а также определению Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики <21>. Кроме этого, нельзя не отметить, что национальное бюджетное законодательство допускает участие кредитных организаций в осуществлении отдельных операций со средствами бюджета, например по предоставлению и возврату бюджетных кредитов, открытию счетов и обслуживанию расчетов по сделкам, совершаемым с государственными ценными бумагами субъектов Российской Федерации и муниципальными ценными бумагами. В этом смысле кредитные организации несут обеспечивающую роль, выполняя отдельные обслуживающие функции бюджетного администрирования, выступая проводником императивных норм бюджетной сферы. Роль же Банка России как органа, имеющего особый статус "банка банков" <22>, реализуется в исключительном осуществлении банковских операций с кредитными организациями и установлении к ним публично-правовых требований, а также осуществлении контроля и надзора за бюджетно-банковскими операциями <23>.
(Титов Г.А.)
("Финансовое право", 2022, N 10)В систему органов бюджетного администрирования входит Центральный банк Российской Федерации, обладающий особым конституционно-правовым статусом <19> и компетенциями и осуществляющий свои функции и полномочия независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления <20>. Особый статус Банка России проявляется в том, что он не является государственным органом, но в то же время обладает полномочиями, носящими властный характер, реализация которых обеспечивается соответствующими мерами государственного принуждения. Бюджетная компетенция Банка России установлена ст. 155 БК РФ, которая сконцентрирована в сфере публично-правовых полномочий по обслуживанию счетов бюджетов, включая Федеральное казначейство и его территориальные подразделения, а также определению Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики <21>. Кроме этого, нельзя не отметить, что национальное бюджетное законодательство допускает участие кредитных организаций в осуществлении отдельных операций со средствами бюджета, например по предоставлению и возврату бюджетных кредитов, открытию счетов и обслуживанию расчетов по сделкам, совершаемым с государственными ценными бумагами субъектов Российской Федерации и муниципальными ценными бумагами. В этом смысле кредитные организации несут обеспечивающую роль, выполняя отдельные обслуживающие функции бюджетного администрирования, выступая проводником императивных норм бюджетной сферы. Роль же Банка России как органа, имеющего особый статус "банка банков" <22>, реализуется в исключительном осуществлении банковских операций с кредитными организациями и установлении к ним публично-правовых требований, а также осуществлении контроля и надзора за бюджетно-банковскими операциями <23>.
Статья: Субъекты бюджетного права в контексте реформирования бюджетного законодательства
(Ибрагимов Р.Г.)
("Финансовое право", 2022, N 8)С учетом изложенного представляется возможным рассматривать в качестве субъектов бюджетного права любых лиц, которым бюджетное законодательство определяет права и (или) обязанности в области своего регулирования. В указанном значении система субъектов будет представлена публичными <43> и частными (в том числе лицами, открывающими бюджетные счета в Федеральном казначействе, получателями бюджетных субсидий, грантов, инвестиций, подконтрольными субъектами в рамках бюджетного контроля и некоторыми другими) субъектами <44>.
(Ибрагимов Р.Г.)
("Финансовое право", 2022, N 8)С учетом изложенного представляется возможным рассматривать в качестве субъектов бюджетного права любых лиц, которым бюджетное законодательство определяет права и (или) обязанности в области своего регулирования. В указанном значении система субъектов будет представлена публичными <43> и частными (в том числе лицами, открывающими бюджетные счета в Федеральном казначействе, получателями бюджетных субсидий, грантов, инвестиций, подконтрольными субъектами в рамках бюджетного контроля и некоторыми другими) субъектами <44>.
"Казначейское сопровождение и бюджетный мониторинг: монография"
(Артюхин Р.Е., Демидов А.Ю., Карпенко В.М., Поветкина Н.А.)
("Юриспруденция", 2024)направляет копию переведенного казначейского обеспечения обязательств в территориальный орган по месту открытия лицевого счета получателя бюджетных средств" <1> (на схеме - действие номер 7).
(Артюхин Р.Е., Демидов А.Ю., Карпенко В.М., Поветкина Н.А.)
("Юриспруденция", 2024)направляет копию переведенного казначейского обеспечения обязательств в территориальный орган по месту открытия лицевого счета получателя бюджетных средств" <1> (на схеме - действие номер 7).
Статья: Ответы Банка России на вопросы (предложения) банков, поступившие в рамках ежегодной встречи кредитных организаций с руководством регулятора (Приложение к Письму Банка России от 24.07.2023 N 03-23-16/6611)
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)Вопрос 50: В соответствии с требованиями Закона N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" от 24.04.2008, п. 1 ст. 37 ГК РФ, Информационного письма от 05.04.2016 N ИН-017-45/20 "Об открытии номинальных счетов бюджетным учреждениям" банком открываются отдельные счета для каждого опекаемого физического лица с маской счета 40823.
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)Вопрос 50: В соответствии с требованиями Закона N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" от 24.04.2008, п. 1 ст. 37 ГК РФ, Информационного письма от 05.04.2016 N ИН-017-45/20 "Об открытии номинальных счетов бюджетным учреждениям" банком открываются отдельные счета для каждого опекаемого физического лица с маской счета 40823.
Статья: Бюджетно-правовое регулирование казначейского обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований
(Артюхин Р.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 12)Механизм открытия финансовому органу единого счета бюджета в Казначействе аналогичен соответствующему механизму в отношении банковских счетов. При открытии счета осуществляется проверка бюджетной правоспособности финансового органа, для этого требуется предъявление в Казначейство заявления на открытие казначейского счета, а также карточки образцов подписей должностных лиц клиента, имеющих право подписи распоряжений и иных документов при совершении операций по казначейскому счету, которая подписывается руководителем и главным бухгалтером финансового органа <10>. В заявлении на открытие счета должна содержаться ссылка на код по сводному реестру участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса. Такая ссылка на сводный реестр дает возможность не проводить повторно проверки соответствующего публично-правового образования и его финансового органа на бюджетную правоспособность, поскольку все соответствующие процедуры были пройдены при включении финансового органа в указанный сводный реестр. Сам юридический факт включения в сводный реестр порождает право финансового органа и обязанность Казначейства на открытие единого счета соответствующего бюджета.
(Артюхин Р.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 12)Механизм открытия финансовому органу единого счета бюджета в Казначействе аналогичен соответствующему механизму в отношении банковских счетов. При открытии счета осуществляется проверка бюджетной правоспособности финансового органа, для этого требуется предъявление в Казначейство заявления на открытие казначейского счета, а также карточки образцов подписей должностных лиц клиента, имеющих право подписи распоряжений и иных документов при совершении операций по казначейскому счету, которая подписывается руководителем и главным бухгалтером финансового органа <10>. В заявлении на открытие счета должна содержаться ссылка на код по сводному реестру участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса. Такая ссылка на сводный реестр дает возможность не проводить повторно проверки соответствующего публично-правового образования и его финансового органа на бюджетную правоспособность, поскольку все соответствующие процедуры были пройдены при включении финансового органа в указанный сводный реестр. Сам юридический факт включения в сводный реестр порождает право финансового органа и обязанность Казначейства на открытие единого счета соответствующего бюджета.
Готовое решение: Казначейское обеспечение обязательств при сопровождении контрактов по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Отзыв КОО и переведенного КОО осуществляется по соответствующему заявлению. Получатель бюджетных средств (получатель КОО) представляет его в территориальный орган по месту открытия лицевого счета получателя бюджетных средств (п. 2 Правил N 2479).
(КонсультантПлюс, 2025)Отзыв КОО и переведенного КОО осуществляется по соответствующему заявлению. Получатель бюджетных средств (получатель КОО) представляет его в территориальный орган по месту открытия лицевого счета получателя бюджетных средств (п. 2 Правил N 2479).
"Комментарий к Федеральному закону от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)предлагаемые законопроектом изменения направлены на закрепление за клиентами Казначейства России обязанности осуществлять валютные операции с бюджетными средствами через счета, открытые Казначейству России в уполномоченных банках (дополнение комментируемой статьи частью 9), что, в свою очередь, позволит обеспечить прозрачность бюджетных расходов, централизацию операций, осуществляемых за счет бюджетных средств, а также экономию бюджетных средств (открытие и обслуживание валютных счетов Казначейства России осуществляется без взимания платы).
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)предлагаемые законопроектом изменения направлены на закрепление за клиентами Казначейства России обязанности осуществлять валютные операции с бюджетными средствами через счета, открытые Казначейству России в уполномоченных банках (дополнение комментируемой статьи частью 9), что, в свою очередь, позволит обеспечить прозрачность бюджетных расходов, централизацию операций, осуществляемых за счет бюджетных средств, а также экономию бюджетных средств (открытие и обслуживание валютных счетов Казначейства России осуществляется без взимания платы).
Готовое решение: Как ведется реестр контрактов по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Банковские реквизиты (реквизиты счета) поставщика (подрядчика, исполнителя) включаются в реестр контрактов, если заказчику (за исключением некоторых заказчиков) в Федеральном казначействе открыт лицевой счет получателя бюджетных средств. Эта информация направляется в реестр на этапе формирования сведений о заключенном контракте (абз. 8 пп. "б" п. 10 Правил ведения реестра контрактов).
(КонсультантПлюс, 2025)Банковские реквизиты (реквизиты счета) поставщика (подрядчика, исполнителя) включаются в реестр контрактов, если заказчику (за исключением некоторых заказчиков) в Федеральном казначействе открыт лицевой счет получателя бюджетных средств. Эта информация направляется в реестр на этапе формирования сведений о заключенном контракте (абз. 8 пп. "б" п. 10 Правил ведения реестра контрактов).