Открытие авиасообщения
Подборка наиболее важных документов по запросу Открытие авиасообщения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Особенности международно-правового регулирования воздушных сообщений и правила ВТО
(Баталов А.А.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 6)увеличение числа более либеральных двусторонних соглашений о воздушном сообщении и появление соглашений об "открытом небе", предусматривающих почти неограниченный доступ государств-участников к рынкам авиаперевозок и при этом основанных на правилах рыночной конкуренции и минимального вмешательства государства в коммерческую деятельность авиапредприятий;
(Баталов А.А.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 6)увеличение числа более либеральных двусторонних соглашений о воздушном сообщении и появление соглашений об "открытом небе", предусматривающих почти неограниченный доступ государств-участников к рынкам авиаперевозок и при этом основанных на правилах рыночной конкуренции и минимального вмешательства государства в коммерческую деятельность авиапредприятий;
Статья: О некоторых проблемах предпринимательства в сфере аэропортовой деятельности
(Трофимов С.В.)
("Транспортное право", 2021, N 1)При этом обязательной сертификации, в соответствии со ст. 8 Воздушного кодекса РФ, подлежат аэродромы, предназначенные для обеспечения коммерческих воздушных перевозок на самолетах пассажировместимостью более 20 человек, а также аэродромы, открытые для выполнения международных полетов гражданских воздушных судов.
(Трофимов С.В.)
("Транспортное право", 2021, N 1)При этом обязательной сертификации, в соответствии со ст. 8 Воздушного кодекса РФ, подлежат аэродромы, предназначенные для обеспечения коммерческих воздушных перевозок на самолетах пассажировместимостью более 20 человек, а также аэродромы, открытые для выполнения международных полетов гражданских воздушных судов.
Нормативные акты
"Воздушный кодекс Российской Федерации" от 19.03.1997 N 60-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 26.11.2025)4. Международный аэропорт - аэропорт, который открыт для приема и отправки воздушных судов, выполняющих международные воздушные перевозки, и в котором в установленном законодательством Российской Федерации порядке функционирует пункт пропуска через Государственную границу Российской Федерации.
(ред. от 04.11.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 26.11.2025)4. Международный аэропорт - аэропорт, который открыт для приема и отправки воздушных судов, выполняющих международные воздушные перевозки, и в котором в установленном законодательством Российской Федерации порядке функционирует пункт пропуска через Государственную границу Российской Федерации.
Федеральный закон от 13.07.2020 N 193-ФЗ
(ред. от 21.04.2025)
"О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2. На отдельном участке (отдельных участках) морских портов, открытых для международного сообщения и захода иностранных морских судов, включая акваторию морского порта, и (или) на отдельных участках территории аэропорта, открытого для приема и отправки воздушных судов, выполняющих международные воздушные перевозки, находящихся в Арктической зоне (далее - портовый участок), может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны, установленная для портовой особой экономической зоны в соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза. Решение о применении таможенной процедуры свободной таможенной зоны, установленной для портовой особой экономической зоны, принимается Правительством Российской Федерации.
(ред. от 21.04.2025)
"О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2. На отдельном участке (отдельных участках) морских портов, открытых для международного сообщения и захода иностранных морских судов, включая акваторию морского порта, и (или) на отдельных участках территории аэропорта, открытого для приема и отправки воздушных судов, выполняющих международные воздушные перевозки, находящихся в Арктической зоне (далее - портовый участок), может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны, установленная для портовой особой экономической зоны в соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза. Решение о применении таможенной процедуры свободной таможенной зоны, установленной для портовой особой экономической зоны, принимается Правительством Российской Федерации.
Готовое решение: Как подготовить проект государственного, муниципального контракта
(КонсультантПлюс, 2025)на счета, открытые в учреждении Банка России или в кредитной организации юридическим лицам, заключившим с участником казначейского сопровождения контракты (договоры), за исключением контрактов (договоров), заключаемых в целях приобретения услуг связи по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений, коммунальных услуг, электроэнергии, гостиничных услуг, услуг по организации и осуществлению перевозки грузов и пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования, авиационных и железнодорожных билетов, билетов для проезда городским и пригородным транспортом, подписки на периодические издания, в целях аренды, осуществления работ по переносу (переустройству, присоединению) принадлежащих участникам казначейского сопровождения инженерных сетей, коммуникаций, сооружений, а также в целях проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, проведения строительного контроля уполномоченным федеральным органом исполнительной власти или подведомственным ему государственным учреждением в соответствии с законодательством РФ о градостроительной деятельности, осуществления страхования в соответствии со страховым законодательством, в целях приобретения услуг по приему платежей от физических лиц, осуществляемых платежными агентами.
(КонсультантПлюс, 2025)на счета, открытые в учреждении Банка России или в кредитной организации юридическим лицам, заключившим с участником казначейского сопровождения контракты (договоры), за исключением контрактов (договоров), заключаемых в целях приобретения услуг связи по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений, коммунальных услуг, электроэнергии, гостиничных услуг, услуг по организации и осуществлению перевозки грузов и пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования, авиационных и железнодорожных билетов, билетов для проезда городским и пригородным транспортом, подписки на периодические издания, в целях аренды, осуществления работ по переносу (переустройству, присоединению) принадлежащих участникам казначейского сопровождения инженерных сетей, коммуникаций, сооружений, а также в целях проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, проведения строительного контроля уполномоченным федеральным органом исполнительной власти или подведомственным ему государственным учреждением в соответствии с законодательством РФ о градостроительной деятельности, осуществления страхования в соответствии со страховым законодательством, в целях приобретения услуг по приему платежей от физических лиц, осуществляемых платежными агентами.
Статья: "Озеленение" полетов: как экологизация правового регулирования воздушных сообщений влияет на международное воздушное право?
(Донаканян В.Г.)
("Международное правосудие", 2025, N 3)Суд также пришел к заключению, что экстерриториальное применение СТВ не противоречит принципу свободы полетов над открытым морем. Согласно логике Суда международные полеты воздушных судов могут осуществляться над открытым морем между территориями третьих стран и к таким полетам СТВ не применяется <94>. Если же эксплуатанты из других стран сделали выбор в пользу установления авиасообщения с государствами - членами ЕС, то в этом случае на них распространяется неограниченная юрисдикция ЕС вследствие попадания воздушного судна на территорию государств-членов <95>. Однако здесь кроется логическое противоречие, которое заключается в том, что, даже если СТВ не распространяется на все полеты над открытым морем, это не предполагает отсутствия нарушения вышеупомянутого принципа, так как СТВ все же распространяется на часть полетов в открытом море <96>. Следует отметить, что использование суверенного воздушного пространства действительно носит исключительно разрешительный характер, однако при этом стоит учитывать и другие нормы международного права, закрепленные в универсальных и двусторонних договорах, которые ограничивают дискрецию государств при выдаче таких разрешений. Если же придерживаться подхода Суда, то, как выразился П. Мендес де Леон, все договорные источники в области воздушного права можно "выбросить прямо в мусорную корзину" <97>.
(Донаканян В.Г.)
("Международное правосудие", 2025, N 3)Суд также пришел к заключению, что экстерриториальное применение СТВ не противоречит принципу свободы полетов над открытым морем. Согласно логике Суда международные полеты воздушных судов могут осуществляться над открытым морем между территориями третьих стран и к таким полетам СТВ не применяется <94>. Если же эксплуатанты из других стран сделали выбор в пользу установления авиасообщения с государствами - членами ЕС, то в этом случае на них распространяется неограниченная юрисдикция ЕС вследствие попадания воздушного судна на территорию государств-членов <95>. Однако здесь кроется логическое противоречие, которое заключается в том, что, даже если СТВ не распространяется на все полеты над открытым морем, это не предполагает отсутствия нарушения вышеупомянутого принципа, так как СТВ все же распространяется на часть полетов в открытом море <96>. Следует отметить, что использование суверенного воздушного пространства действительно носит исключительно разрешительный характер, однако при этом стоит учитывать и другие нормы международного права, закрепленные в универсальных и двусторонних договорах, которые ограничивают дискрецию государств при выдаче таких разрешений. Если же придерживаться подхода Суда, то, как выразился П. Мендес де Леон, все договорные источники в области воздушного права можно "выбросить прямо в мусорную корзину" <97>.