Отказ заказчика от закупки
Подборка наиболее важных документов по запросу Отказ заказчика от закупки (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)11. В случае отказа заказчика от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по основаниям, предусмотренным частями 9 и 10 настоящей статьи, заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем установления факта, являющегося основанием для такого отказа, формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе протокол об отказе от заключения контракта, содержащий информацию об идентификационном номере заявки на участие в закупке, поданной таким победителем, о факте, являющемся основанием для такого отказа, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт. Указанный протокол в течение двух рабочих дней с даты его подписания направляется заказчиком данному победителю. При этом заказчик вправе заключить контракт с иным участником закупки, который предложил такие же, как и победитель такой закупки, цену контракта, сумму цен единиц товара, работы, услуги или предложение о цене контракта, сумме цен единиц товара, работы, услуги которого содержит лучшие условия по цене контракта, сумме цен единиц товара, работы, услуги, следующие после условий, предложенных победителем в порядке, установленном для заключения контракта в случае уклонения победителя закупки от заключения контракта. В случае отказа заказчика от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по основаниям, предусмотренным пунктом 2 части 10 настоящей статьи, победитель признается уклонившимся от заключения контракта.
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)11. В случае отказа заказчика от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по основаниям, предусмотренным частями 9 и 10 настоящей статьи, заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем установления факта, являющегося основанием для такого отказа, формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе протокол об отказе от заключения контракта, содержащий информацию об идентификационном номере заявки на участие в закупке, поданной таким победителем, о факте, являющемся основанием для такого отказа, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт. Указанный протокол в течение двух рабочих дней с даты его подписания направляется заказчиком данному победителю. При этом заказчик вправе заключить контракт с иным участником закупки, который предложил такие же, как и победитель такой закупки, цену контракта, сумму цен единиц товара, работы, услуги или предложение о цене контракта, сумме цен единиц товара, работы, услуги которого содержит лучшие условия по цене контракта, сумме цен единиц товара, работы, услуги, следующие после условий, предложенных победителем в порядке, установленном для заключения контракта в случае уклонения победителя закупки от заключения контракта. В случае отказа заказчика от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по основаниям, предусмотренным пунктом 2 части 10 настоящей статьи, победитель признается уклонившимся от заключения контракта.
Постановление Правительства РФ от 10.09.2012 N 908
(ред. от 23.12.2024)
"Об утверждении Положения о размещении в единой информационной системе, на официальном сайте такой системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" положения о закупке, типового положения о закупке, информации о закупке"30. В случае если положением о закупке, размещенном в единой информационной системе, предусмотрено размещение в единой информационной системе информации об отказе заказчика от проведения закупки и заказчиком принято решение об отказе от проведения закупки, документ, содержащий сведения об отказе от проведения закупки, размещается в единой информационной системе.
(ред. от 23.12.2024)
"Об утверждении Положения о размещении в единой информационной системе, на официальном сайте такой системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" положения о закупке, типового положения о закупке, информации о закупке"30. В случае если положением о закупке, размещенном в единой информационной системе, предусмотрено размещение в единой информационной системе информации об отказе заказчика от проведения закупки и заказчиком принято решение об отказе от проведения закупки, документ, содержащий сведения об отказе от проведения закупки, размещается в единой информационной системе.
Готовое решение: Что такое запрос котировок по Закону N 44-ФЗ и когда он проводится
(КонсультантПлюс, 2025)товаров, работ, услуг по контракту, расторгнутому при одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта. Закупка осуществляется с учетом ч. 18 ст. 95 Закона N 44-ФЗ;
(КонсультантПлюс, 2025)товаров, работ, услуг по контракту, расторгнутому при одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта. Закупка осуществляется с учетом ч. 18 ст. 95 Закона N 44-ФЗ;
Готовое решение: Как предоставить обеспечение исполнения контракта по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Такая возможность Законом N 44-ФЗ не предусмотрена. Требования к независимой гарантии и ее типовая форма также прямо не предусматривают возможности указать в одной гарантии несколько сумм гарантии, обеспечиваемых обязательств и иных условий, зависящих от условий того или иного контракта. Кроме того, при несоответствии указанных условий извещению о конкретной закупке заказчик отказывает в принятии независимой гарантии (п. п. 1, 2, 5 ч. 2, ч. 6 ст. 45 Закона N 44-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)Такая возможность Законом N 44-ФЗ не предусмотрена. Требования к независимой гарантии и ее типовая форма также прямо не предусматривают возможности указать в одной гарантии несколько сумм гарантии, обеспечиваемых обязательств и иных условий, зависящих от условий того или иного контракта. Кроме того, при несоответствии указанных условий извещению о конкретной закупке заказчик отказывает в принятии независимой гарантии (п. п. 1, 2, 5 ч. 2, ч. 6 ст. 45 Закона N 44-ФЗ).
"Настольная книга специалиста по корпоративным закупкам"
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)Также положением о закупке могут быть предусмотрены основания для отказа от заключения договора. Разумеется, они не должны приводить к не предусмотренной Законом 223-ФЗ отмене закупки, но судебная практика признает обоснованным отказ заказчика от заключения договора в случае предоставления в составе заявки недостоверных сведений <1>.
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)Также положением о закупке могут быть предусмотрены основания для отказа от заключения договора. Разумеется, они не должны приводить к не предусмотренной Законом 223-ФЗ отмене закупки, но судебная практика признает обоснованным отказ заказчика от заключения договора в случае предоставления в составе заявки недостоверных сведений <1>.
Готовое решение: Как получить независимую гарантию для обеспечения заявки, исполнения государственного контракта, гарантийных обязательств по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)В реестр включается информация о гаранте, поставщике (подрядчике, исполнителе), заказчике, выданной независимой гарантии (сумма, срок действия), идентификационном коде закупки и об отказе заказчика в принятии независимой гарантии, а также иные необходимые информация и документы (ч. 9 ст. 45 Закона N 44-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)В реестр включается информация о гаранте, поставщике (подрядчике, исполнителе), заказчике, выданной независимой гарантии (сумма, срок действия), идентификационном коде закупки и об отказе заказчика в принятии независимой гарантии, а также иные необходимые информация и документы (ч. 9 ст. 45 Закона N 44-ФЗ).
Готовое решение: Как провести запрос котировок в электронной форме по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)товаров, работ, услуг по контракту, расторгнутому в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта. Такая закупка осуществляется с учетом ч. 18 ст. 95 названного Закона;
(КонсультантПлюс, 2025)товаров, работ, услуг по контракту, расторгнутому в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта. Такая закупка осуществляется с учетом ч. 18 ст. 95 названного Закона;
"Руководство по рассмотрению заявок в соответствии с Законом N 44-ФЗ"
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)Участник закупки оспорил отказ заказчика от заключения контракта: по его мнению, установление недостатков объекта закупки возможно только на стадии исполнения контракта.
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)Участник закупки оспорил отказ заказчика от заключения контракта: по его мнению, установление недостатков объекта закупки возможно только на стадии исполнения контракта.
"Комментарий практики рассмотрения экономических споров (судебно-арбитражной практики). Выпуск 31"
(отв. ред. О.В. Гутников, С.А. Синицын)
("Инфотропик Медиа", 2025)Во-вторых, суды применяют ч. 23 ст. 95 Закона о контрактной системе даже в ситуациях, когда контракт вообще не был заключен, поскольку заказчик неправомерно уклонился от подписания договора. Так, в рассматриваемом Арбитражным судом Московского округа деле заказчик объявил государственную закупку в форме торгов, при проведении которых существенно нарушил процедуру, а именно присудил победу не тому лицу. В результате контракт был заключен с поставщиком, предложившим менее выгодные условия. Участник торгов, который должен быть признан победителем, предъявил иск о признании отказа заказчика от заключения контракта и самого договора недействительным. Суды удовлетворили требования истца <1>. Последний предъявил еще один иск о взыскании упущенной выгоды, вызванной неправомерным уклонением заказчика от заключения контракта. Суды первых двух инстанций удовлетворили требования истца, но суд округа не согласился с таким подходом, указав на отсутствие у истца права претендовать на взыскание упущенной выгоды с заказчика, существенно нарушившего требования Закона о контрактной системе. Арбитражный суд Московского округа в обоснование своей позиции сослался на ч. 23 ст. 95 Закона. Суд не нашел препятствий для ее применения, несмотря на то, что условием для этого является заключенный и расторгнутый контракт. Причем заключен он должен быть с лицом, которое потребовало взыскания убытков. Суд округа отметил, что "ввиду схожести правоотношений положения части 23 статьи 95 Закона о контрактной системе подлежат применению и к ситуации отказа заказчика от заключения государственного контракта" <2>. Иными словами, была применена аналогия закона при отсутствии какого-либо пробела регулирования. При этом цель такого применения заключалась лишь в том, чтобы не привлекать к ответственности заказчика, совершившего явные неправомерные действия. Похожим образом Арбитражный суд Московского округа поступил в другом деле, где был признан неправомерным отказ заказчика от заключения контракта, но требования пострадавшего участника закупки были отклонены со ссылкой на ч. 23 ст. 95 Закона о контрактной системе <3>.
(отв. ред. О.В. Гутников, С.А. Синицын)
("Инфотропик Медиа", 2025)Во-вторых, суды применяют ч. 23 ст. 95 Закона о контрактной системе даже в ситуациях, когда контракт вообще не был заключен, поскольку заказчик неправомерно уклонился от подписания договора. Так, в рассматриваемом Арбитражным судом Московского округа деле заказчик объявил государственную закупку в форме торгов, при проведении которых существенно нарушил процедуру, а именно присудил победу не тому лицу. В результате контракт был заключен с поставщиком, предложившим менее выгодные условия. Участник торгов, который должен быть признан победителем, предъявил иск о признании отказа заказчика от заключения контракта и самого договора недействительным. Суды удовлетворили требования истца <1>. Последний предъявил еще один иск о взыскании упущенной выгоды, вызванной неправомерным уклонением заказчика от заключения контракта. Суды первых двух инстанций удовлетворили требования истца, но суд округа не согласился с таким подходом, указав на отсутствие у истца права претендовать на взыскание упущенной выгоды с заказчика, существенно нарушившего требования Закона о контрактной системе. Арбитражный суд Московского округа в обоснование своей позиции сослался на ч. 23 ст. 95 Закона. Суд не нашел препятствий для ее применения, несмотря на то, что условием для этого является заключенный и расторгнутый контракт. Причем заключен он должен быть с лицом, которое потребовало взыскания убытков. Суд округа отметил, что "ввиду схожести правоотношений положения части 23 статьи 95 Закона о контрактной системе подлежат применению и к ситуации отказа заказчика от заключения государственного контракта" <2>. Иными словами, была применена аналогия закона при отсутствии какого-либо пробела регулирования. При этом цель такого применения заключалась лишь в том, чтобы не привлекать к ответственности заказчика, совершившего явные неправомерные действия. Похожим образом Арбитражный суд Московского округа поступил в другом деле, где был признан неправомерным отказ заказчика от заключения контракта, но требования пострадавшего участника закупки были отклонены со ссылкой на ч. 23 ст. 95 Закона о контрактной системе <3>.
"Обзор судебной практики в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд (июль 2024 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)3. Недопустим отказ заказчика от заключения контракта с участником закупки ввиду несоответствия его уровня ответственности как члена саморегулируемой организации фактическому совокупному размеру обязательств по договорам подряда.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)3. Недопустим отказ заказчика от заключения контракта с участником закупки ввиду несоответствия его уровня ответственности как члена саморегулируемой организации фактическому совокупному размеру обязательств по договорам подряда.