Отказ в возмещении НДС
Подборка наиболее важных документов по запросу Отказ в возмещении НДС (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: НДС: Перечень всех ситуаций
(КонсультантПлюс, 2025)1.6. Налоговый орган отказал в вычете (возмещении) НДС
(КонсультантПлюс, 2025)1.6. Налоговый орган отказал в вычете (возмещении) НДС
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как возместить НДС
(КонсультантПлюс, 2025)3.2. Причины для отказа в возмещении НДС
(КонсультантПлюс, 2025)3.2. Причины для отказа в возмещении НДС
Типовая ситуация: Возмещение НДС: документы, сроки, причины отказа
(Издательство "Главная книга", 2025)Основные причины отказа в возмещении НДС: работа с однодневками, критичные ошибки в счетах-фактурах и другие нарушения условий для вычета. Основания отказа укажут в акте проверки.
(Издательство "Главная книга", 2025)Основные причины отказа в возмещении НДС: работа с однодневками, критичные ошибки в счетах-фактурах и другие нарушения условий для вычета. Основания отказа укажут в акте проверки.
Нормативные акты
Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57
"О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации"При этом в силу пункта 3 статьи 176 НК РФ вывод о возмещении полностью или частично либо об отказе в возмещении суммы НДС излагается в отдельном решении, принимаемом в дополнение к решению о привлечении (об отказе в привлечении) налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.
"О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации"При этом в силу пункта 3 статьи 176 НК РФ вывод о возмещении полностью или частично либо об отказе в возмещении суммы НДС излагается в отдельном решении, принимаемом в дополнение к решению о привлечении (об отказе в привлечении) налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.
"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ
(ред. от 17.11.2025)4. Налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении о возмещении (полностью или частично) или об отказе в возмещении в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения.
(ред. от 17.11.2025)4. Налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении о возмещении (полностью или частично) или об отказе в возмещении в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения.
Статья: Частичное возмещение сумм НДС по результатам камеральной проверки декларации
(Герасимова Н.В.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 6)Организация ЖКХ сдала декларацию по НДС за IV квартал 2022 года, в которой указана сумма НДС к возмещению (допустим, 5 млн руб.). В мае 2023 года организация получила из налоговой инспекции решение о возмещении частично суммы НДС, заявленной к возмещению, от 05.05.2023. Из решения следует, что налоговая инспекция, рассмотрев материалы камеральной налоговой проверки, проведенной в период с 25.01.2023 по 27.04.2023 в отношении декларации по НДС за IV квартал 2022 года, установила, что применение налоговых вычетов в сумме 4 млн руб. неправомерно, и решила возместить организации ЖКХ НДС частично (только 1 млн руб.). При принятии решения налоговая инспекция руководствовалась п. 2 ст. 176 НК РФ. Может ли организация ЖКХ в будущем применить вычет по НДС в той сумме, по которой налоговая инспекция установила, что вычет необоснован? Должен ли быть приложен к решению какой-либо документ, из которого можно понять, в отношении каких именно сумм получен отрицательный результат и каковы причины отказа в возмещении НДС?
(Герасимова Н.В.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 6)Организация ЖКХ сдала декларацию по НДС за IV квартал 2022 года, в которой указана сумма НДС к возмещению (допустим, 5 млн руб.). В мае 2023 года организация получила из налоговой инспекции решение о возмещении частично суммы НДС, заявленной к возмещению, от 05.05.2023. Из решения следует, что налоговая инспекция, рассмотрев материалы камеральной налоговой проверки, проведенной в период с 25.01.2023 по 27.04.2023 в отношении декларации по НДС за IV квартал 2022 года, установила, что применение налоговых вычетов в сумме 4 млн руб. неправомерно, и решила возместить организации ЖКХ НДС частично (только 1 млн руб.). При принятии решения налоговая инспекция руководствовалась п. 2 ст. 176 НК РФ. Может ли организация ЖКХ в будущем применить вычет по НДС в той сумме, по которой налоговая инспекция установила, что вычет необоснован? Должен ли быть приложен к решению какой-либо документ, из которого можно понять, в отношении каких именно сумм получен отрицательный результат и каковы причины отказа в возмещении НДС?
Статья: НДС и налоговая реформа - 2025
(Дегтяренко А.)
("Юридический справочник руководителя", 2024, N 12; 2025, NN 1, 2, 3)Отказ в возмещении НДС возможен в случае:
(Дегтяренко А.)
("Юридический справочник руководителя", 2024, N 12; 2025, NN 1, 2, 3)Отказ в возмещении НДС возможен в случае:
Статья: О порядке возмещения НДС
(Дегтяренко А.)
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 11)- об отказе в возмещении НДС полностью, который был заявлен бизнесом;
(Дегтяренко А.)
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 11)- об отказе в возмещении НДС полностью, который был заявлен бизнесом;
Готовое решение: Камеральная налоговая проверка при возмещении НДС
(КонсультантПлюс, 2025)если проверяющие полностью отказывают вам в возмещении налога, то выносится решение об отказе в возмещении полностью суммы НДС;
(КонсультантПлюс, 2025)если проверяющие полностью отказывают вам в возмещении налога, то выносится решение об отказе в возмещении полностью суммы НДС;
Готовое решение: Налоговые риски
(КонсультантПлюс, 2025)отказ в возмещении НДС.
(КонсультантПлюс, 2025)отказ в возмещении НДС.
"Цифровизация публичного финансового контроля: монография"
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)Следующей системой, которая заслуживает отдельного внимания, является АСК НДС-2, правовую основу функционирования которой составляет письмо ФНС России от 03.06.2016 N ЕД-4-15/9933@ <1> и которая стала второй улучшенной программой. Она в автоматическом режиме отслеживает уплату налога на добавленную стоимость по всей цепочке заключенных контрактов, выявляя злоупотребление со стороны налогоплательщиков и отказывая в неправомерном возмещении налога на добавленную стоимость, основываясь на риск-ориентированном подходе. Налоговые органы при получении заявления на возмещение налога на добавленную стоимость могут увидеть, с кем был заключен договор, уплатила ли организация - получатель средств налог, привлекала ли она субподрядчиков, сколько их было далее в цепочке, все ли контрагенты платили налог или нет. Сотрудникам налоговых органов не нужно, как ранее в ручном режиме, длительное время рассматривать документы, искать необходимые данные, поскольку программа анализирует все имеющиеся в ней данные, сигнализируя в форме красного либо зеленого индикатора о наличии либо отсутствии нарушений. Данная система позволила вывести реализацию принципа независимости на новый уровень, исключив влияние человеческой ошибки при принятии решения. Система также позволяет формировать историю добросовестных и недобросовестных налогоплательщиков, поскольку она вся сохраняется в единой базе: декларации, счета-фактуры. Благодаря автоматизации происходит сопоставление данных, предоставляемых всеми участниками сделки. При выявлении недостоверных сведений, расхождений в данных в отношении таких налогоплательщиков проводятся дополнительные контрольные мероприятия, постоянный мониторинг за их деятельностью, что позволяет минимизировать риски и предупреждать нарушения на ранней стадии с целью обеспечения формирования бюджета и исключения неправомерного получения из бюджета денежных средств. Кроме того, именно возможности программного продукта позволяют сокращать сроки для рассмотрения и принятия решения налоговыми органами, что влечет понимание налогоплательщиком сроков рассмотрения его документов в рамках проведения камеральной налоговой проверки, при этом отношения между органами и объектами контроля становятся прозрачными, стабильными, и формируется доверие со стороны налогоплательщика. Хотя в то же время возникают вопросы со стороны налогоплательщика о неправомерности перекладывания на него ответственности за третьих, четвертых и так далее контрагентов в цепочке. На наш взгляд, для разрешения подобной проблемы необходимо создание и внедрение налоговыми органами программы, работающей в онлайн-режиме и позволяющей проводить налогоплательщикам более всестороннюю проверку контрагентов до заключения договора, в частности, сведений о неуплате налога на добавленную стоимость либо наличии задолженности по уплате налогов и сборов. Внедрение АСК НДС-2 "значительно улучшило контроль за налогом" <2>. Представляется целесообразным внести изменения в действующее законодательство о налогах и сборах в части закрепления признания налогоплательщика добросовестным в случае использования такого ресурса по проверке контрагента.
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)Следующей системой, которая заслуживает отдельного внимания, является АСК НДС-2, правовую основу функционирования которой составляет письмо ФНС России от 03.06.2016 N ЕД-4-15/9933@ <1> и которая стала второй улучшенной программой. Она в автоматическом режиме отслеживает уплату налога на добавленную стоимость по всей цепочке заключенных контрактов, выявляя злоупотребление со стороны налогоплательщиков и отказывая в неправомерном возмещении налога на добавленную стоимость, основываясь на риск-ориентированном подходе. Налоговые органы при получении заявления на возмещение налога на добавленную стоимость могут увидеть, с кем был заключен договор, уплатила ли организация - получатель средств налог, привлекала ли она субподрядчиков, сколько их было далее в цепочке, все ли контрагенты платили налог или нет. Сотрудникам налоговых органов не нужно, как ранее в ручном режиме, длительное время рассматривать документы, искать необходимые данные, поскольку программа анализирует все имеющиеся в ней данные, сигнализируя в форме красного либо зеленого индикатора о наличии либо отсутствии нарушений. Данная система позволила вывести реализацию принципа независимости на новый уровень, исключив влияние человеческой ошибки при принятии решения. Система также позволяет формировать историю добросовестных и недобросовестных налогоплательщиков, поскольку она вся сохраняется в единой базе: декларации, счета-фактуры. Благодаря автоматизации происходит сопоставление данных, предоставляемых всеми участниками сделки. При выявлении недостоверных сведений, расхождений в данных в отношении таких налогоплательщиков проводятся дополнительные контрольные мероприятия, постоянный мониторинг за их деятельностью, что позволяет минимизировать риски и предупреждать нарушения на ранней стадии с целью обеспечения формирования бюджета и исключения неправомерного получения из бюджета денежных средств. Кроме того, именно возможности программного продукта позволяют сокращать сроки для рассмотрения и принятия решения налоговыми органами, что влечет понимание налогоплательщиком сроков рассмотрения его документов в рамках проведения камеральной налоговой проверки, при этом отношения между органами и объектами контроля становятся прозрачными, стабильными, и формируется доверие со стороны налогоплательщика. Хотя в то же время возникают вопросы со стороны налогоплательщика о неправомерности перекладывания на него ответственности за третьих, четвертых и так далее контрагентов в цепочке. На наш взгляд, для разрешения подобной проблемы необходимо создание и внедрение налоговыми органами программы, работающей в онлайн-режиме и позволяющей проводить налогоплательщикам более всестороннюю проверку контрагентов до заключения договора, в частности, сведений о неуплате налога на добавленную стоимость либо наличии задолженности по уплате налогов и сборов. Внедрение АСК НДС-2 "значительно улучшило контроль за налогом" <2>. Представляется целесообразным внести изменения в действующее законодательство о налогах и сборах в части закрепления признания налогоплательщика добросовестным в случае использования такого ресурса по проверке контрагента.
Статья: Отказ в вычете НДС связан с фактом занижения организацией базы НДС на сумму полученной субсидии - судебный квест по налогам
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 4)Основанием отказа в возмещении НДС явился установленный факт занижения обществом базы НДС на сумму полученной субсидии. Суд отказал в удовлетворении требования организации. В случае если субсидии из федерального бюджета предоставляются налогоплательщику в целях возмещения недополученных доходов в связи с предоставлением им отдельным покупателям скидки на реализуемые товары (работы, услуги) с учетом НДС, то суммы таких субсидий включаются в базу НДС в налоговом периоде, в котором они получены, скидка на цену товаров рассчитана заявителем с учетом НДС. Полученная обществом из бюджета субсидия компенсировала скидку на цену товара и НДС, приходящуюся на указанную цену товара. Полученные заявителем суммы в виде субсидии должны быть включены в базу НДС.
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 4)Основанием отказа в возмещении НДС явился установленный факт занижения обществом базы НДС на сумму полученной субсидии. Суд отказал в удовлетворении требования организации. В случае если субсидии из федерального бюджета предоставляются налогоплательщику в целях возмещения недополученных доходов в связи с предоставлением им отдельным покупателям скидки на реализуемые товары (работы, услуги) с учетом НДС, то суммы таких субсидий включаются в базу НДС в налоговом периоде, в котором они получены, скидка на цену товаров рассчитана заявителем с учетом НДС. Полученная обществом из бюджета субсидия компенсировала скидку на цену товара и НДС, приходящуюся на указанную цену товара. Полученные заявителем суммы в виде субсидии должны быть включены в базу НДС.