Отказ в продлении разрешения на строительство
Подборка наиболее важных документов по запросу Отказ в продлении разрешения на строительство (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2023 N 15АП-12577/2023 по делу N А32-52196/2022
Требование: О признании незаконным отказа в продлении срока действия разрешения на строительство.
Решение: Требование удовлетворено в части.Доводы о самовольности строительства спорного объекта ввиду того, что застройщик не направил своевременно письмо о начале строительства, не принимается апелляционным судом. Само по себе отсутствие уведомления о начале строительства однозначно не свидетельствует о том, что возводимый объект недвижимости на основании разрешения на строительства от 01.08.2016, носит самовольный характер. Более того, основанием для отказа в продлении разрешения на строительство данное обстоятельство не являлось. При этом апелляционный суд отмечает, что предметом мирового соглашения являлось 4 этажное здание, а спорный объект представляет 7 этажное здание.
Требование: О признании незаконным отказа в продлении срока действия разрешения на строительство.
Решение: Требование удовлетворено в части.Доводы о самовольности строительства спорного объекта ввиду того, что застройщик не направил своевременно письмо о начале строительства, не принимается апелляционным судом. Само по себе отсутствие уведомления о начале строительства однозначно не свидетельствует о том, что возводимый объект недвижимости на основании разрешения на строительства от 01.08.2016, носит самовольный характер. Более того, основанием для отказа в продлении разрешения на строительство данное обстоятельство не являлось. При этом апелляционный суд отмечает, что предметом мирового соглашения являлось 4 этажное здание, а спорный объект представляет 7 этажное здание.
Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2024 N 11АП-6183/2024 по делу N А55-26503/2023
Требование: О признании незаконным решения административного органа об отказе в продлении срока действия разрешения на строительство объекта капитального строительства, об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов.
Решение: В удовлетворении требования отказано.ООО "Самарский Деловой Центр" считает отказ Министерства строительства Самарской области незаконным и необоснованным, полагает, что уведомление об отказе в продлении срока действия разрешения на строительство нарушает его права и законные интересы.
Требование: О признании незаконным решения административного органа об отказе в продлении срока действия разрешения на строительство объекта капитального строительства, об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов.
Решение: В удовлетворении требования отказано.ООО "Самарский Деловой Центр" считает отказ Министерства строительства Самарской области незаконным и необоснованным, полагает, что уведомление об отказе в продлении срока действия разрешения на строительство нарушает его права и законные интересы.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Международный инвестиционный арбитраж как сфера международного публичного и конституционного права
(Исполинов А.С.)
("Закон", 2023, N 12)Это же решение арбитражного трибунала рассматривается как "молчаливая революция" <20> в инвестиционном праве в силу того, что такое толкование двусторонних инвестиционных соглашений открывало инвесторам доступ к международному арбитражу, предоставляя им право решать, когда, где и что именно из действий принимающего инвестиции государства они будут оспаривать. Как правило, именно в рамках этих соглашений оспариваются сейчас индивидуальные акты органов власти (отказы в выдаче разрешения на строительство, ввода в эксплуатацию или в продлении действующих разрешений), а также нормативные акты, принимаемые в рамках общей регулирующей деятельности государства в сфере экономики, налогообложения, охраны природы, здоровья и прав человека, которые направлены на защиту публичных интересов, но, по мнению инвесторов, оказывают на их инвестиции негативное влияние. Оспаривание суверенных действий государства тоже радикально расходилось с ожидаемым государствами предметом инвестиционных споров (как было показано, ожидалось, что абсолютное большинство инвестиционных споров будут вытекать из инвестиционных контрактов).
(Исполинов А.С.)
("Закон", 2023, N 12)Это же решение арбитражного трибунала рассматривается как "молчаливая революция" <20> в инвестиционном праве в силу того, что такое толкование двусторонних инвестиционных соглашений открывало инвесторам доступ к международному арбитражу, предоставляя им право решать, когда, где и что именно из действий принимающего инвестиции государства они будут оспаривать. Как правило, именно в рамках этих соглашений оспариваются сейчас индивидуальные акты органов власти (отказы в выдаче разрешения на строительство, ввода в эксплуатацию или в продлении действующих разрешений), а также нормативные акты, принимаемые в рамках общей регулирующей деятельности государства в сфере экономики, налогообложения, охраны природы, здоровья и прав человека, которые направлены на защиту публичных интересов, но, по мнению инвесторов, оказывают на их инвестиции негативное влияние. Оспаривание суверенных действий государства тоже радикально расходилось с ожидаемым государствами предметом инвестиционных споров (как было показано, ожидалось, что абсолютное большинство инвестиционных споров будут вытекать из инвестиционных контрактов).
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)21.14. В ч. 21.14 комментируемой статьи установлен срок, равный пяти рабочим дням, исчисляемым со дня получения уведомления, указанного в ч. 21.10 комментируемой статьи, или со дня получения заявления застройщика о внесении изменений в разрешение на строительство (в том числе в связи с необходимостью продления срока действия разрешения на строительство), в течение которого уполномоченные на выдачу разрешений органы и корпорации принимают решение о внесении изменений в разрешение на строительство или об отказе во внесении изменений в такое разрешение с указанием причин отказа.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)21.14. В ч. 21.14 комментируемой статьи установлен срок, равный пяти рабочим дням, исчисляемым со дня получения уведомления, указанного в ч. 21.10 комментируемой статьи, или со дня получения заявления застройщика о внесении изменений в разрешение на строительство (в том числе в связи с необходимостью продления срока действия разрешения на строительство), в течение которого уполномоченные на выдачу разрешений органы и корпорации принимают решение о внесении изменений в разрешение на строительство или об отказе во внесении изменений в такое разрешение с указанием причин отказа.
Нормативные акты
"Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)21.15. Основанием для отказа во внесении изменений в разрешение на строительство является:
(ред. от 31.07.2025)21.15. Основанием для отказа во внесении изменений в разрешение на строительство является:
Статья: Спор о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство (на основании судебной практики Московского областного суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)При недоказанности административным истцом (заявителем) наличия у него прав на участок отказ административного ответчика (заинтересованного лица) в выдаче разрешения на строительство может быть признан правомерным. Так, суд отказался признать незаконным отказ администрации выдать заявителю разрешение на строительство, поскольку на момент принятия заинтересованным лицом оспариваемого решения договор аренды земельного участка не являлся действующим, администрация была уведомлена, что арендодатель не имеет намерения продлевать действие договора аренды. При рассмотрении спора суд установил, что арендатор не использует участок по целевому назначению, не обращался к арендодателю с ходатайством о заключении договора аренды на новый срок (например, Апелляционное определение Московского областного суда от 12.03.2014 по делу N 33-5554/2014).
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)При недоказанности административным истцом (заявителем) наличия у него прав на участок отказ административного ответчика (заинтересованного лица) в выдаче разрешения на строительство может быть признан правомерным. Так, суд отказался признать незаконным отказ администрации выдать заявителю разрешение на строительство, поскольку на момент принятия заинтересованным лицом оспариваемого решения договор аренды земельного участка не являлся действующим, администрация была уведомлена, что арендодатель не имеет намерения продлевать действие договора аренды. При рассмотрении спора суд установил, что арендатор не использует участок по целевому назначению, не обращался к арендодателю с ходатайством о заключении договора аренды на новый срок (например, Апелляционное определение Московского областного суда от 12.03.2014 по делу N 33-5554/2014).
Статья: Понятие и особенности строительства подъездных дорог
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Росавтодор в течение 5 рабочих дней с момента поступления заявления и документов, необходимых для выдачи разрешения на строительство автомобильных дорог, принимает решение о выдаче такого разрешения и выдает его либо принимает решение об отказе в выдаче разрешения на строительство (п. 13 Административного регламента).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Росавтодор в течение 5 рабочих дней с момента поступления заявления и документов, необходимых для выдачи разрешения на строительство автомобильных дорог, принимает решение о выдаче такого разрешения и выдает его либо принимает решение об отказе в выдаче разрешения на строительство (п. 13 Административного регламента).
Статья: Практика применения альтернативного способа разрешения споров с органами государственной власти
(Хочешева О.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 8)Случай из практики. Организация после смены руководства обратилась в администрацию с заявлением о продлении разрешения на строительство здания. Отдел архитектуры потребовал градостроительный план, как предусмотрено административным регламентом. На момент обращения ГПЗУ не оказалось, необходимо было его заказать. Срок изготовления градостроительного плана составляет 14 рабочих дней, тогда как согласно ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации срок действия разрешения на строительство может быть продлен органом исполнительной власти, выдавшим разрешение на строительство, по заявлению застройщика, поданному до истечения срока действия такого разрешения. С момента обращения за продлением срока действия разрешения на строительство до его истечения оставалось девять дней, соответственно, ГПЗУ получить до истечения срока подачи документов не представилось возможным. Отдел архитектуры был вынужден отказать, тогда как организацией было предложено все же принять заявление при условии выполнения обязательства по изготовлению градостроительного плана и дальнейшего его приобщения к заявлению. После согласования с руководством отдел архитектуры принял заявление.
(Хочешева О.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 8)Случай из практики. Организация после смены руководства обратилась в администрацию с заявлением о продлении разрешения на строительство здания. Отдел архитектуры потребовал градостроительный план, как предусмотрено административным регламентом. На момент обращения ГПЗУ не оказалось, необходимо было его заказать. Срок изготовления градостроительного плана составляет 14 рабочих дней, тогда как согласно ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации срок действия разрешения на строительство может быть продлен органом исполнительной власти, выдавшим разрешение на строительство, по заявлению застройщика, поданному до истечения срока действия такого разрешения. С момента обращения за продлением срока действия разрешения на строительство до его истечения оставалось девять дней, соответственно, ГПЗУ получить до истечения срока подачи документов не представилось возможным. Отдел архитектуры был вынужден отказать, тогда как организацией было предложено все же принять заявление при условии выполнения обязательства по изготовлению градостроительного плана и дальнейшего его приобщения к заявлению. После согласования с руководством отдел архитектуры принял заявление.
Статья: Основные изменения в земельном и градостроительном законодательстве конца 2021 г.
(Филиал партнерства с ограниченной ответственностью Брайан Кейв Лейтон Пейзнер (Раша) ЛЛП в г. Москве, Недвижимость и строительство)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Год назад действие этой нормы было ограничено (ч. 10 ст. 4 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ", введена Федеральным законом от 29.12.2020 N 468-ФЗ). Теперь это ограничение продлено. Согласно Федеральному закону от 30.12.2021 N 447-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 января 2025 г. в отношении объектов капитального строительства, разрешения на строительство которых выданы до 1 января 2022 г. и по которым не выданы разрешения на ввод их в эксплуатацию, отказ в выдаче разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию осуществляется в случае несоответствия такого объекта капитального строительства разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, на дату выдачи разрешения на строительство такого объекта капитального строительства. При этом положения п. 5 ч. 6 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации не применяются.
(Филиал партнерства с ограниченной ответственностью Брайан Кейв Лейтон Пейзнер (Раша) ЛЛП в г. Москве, Недвижимость и строительство)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Год назад действие этой нормы было ограничено (ч. 10 ст. 4 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ", введена Федеральным законом от 29.12.2020 N 468-ФЗ). Теперь это ограничение продлено. Согласно Федеральному закону от 30.12.2021 N 447-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 января 2025 г. в отношении объектов капитального строительства, разрешения на строительство которых выданы до 1 января 2022 г. и по которым не выданы разрешения на ввод их в эксплуатацию, отказ в выдаче разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию осуществляется в случае несоответствия такого объекта капитального строительства разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, на дату выдачи разрешения на строительство такого объекта капитального строительства. При этом положения п. 5 ч. 6 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации не применяются.
"Годовой отчет для учреждений культуры и искусства - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)- 33 "Срок действия разрешения на строительство истек" (при условии, что срок действия такого разрешения не был продлен в порядке, установленном Градостроительным кодексом);
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)- 33 "Срок действия разрешения на строительство истек" (при условии, что срок действия такого разрешения не был продлен в порядке, установленном Градостроительным кодексом);
Статья: Комментарий к Приказу Минфина России от 01.12.2022 N 183н
(Обухова Т.)
("Автономные учреждения: акты и комментарии для бухгалтера", 2023, N 2)- 33 - срок действия разрешения на строительство истек (при условии, что срок действия такого разрешения на строительство не был продлен в порядке, установленном ст. 51 ГрК РФ);
(Обухова Т.)
("Автономные учреждения: акты и комментарии для бухгалтера", 2023, N 2)- 33 - срок действия разрешения на строительство истек (при условии, что срок действия такого разрешения на строительство не был продлен в порядке, установленном ст. 51 ГрК РФ);
"Годовой отчет для автономных учреждений - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)- 33 - срок действия разрешения на строительство истек (при условии, что срок действия такого разрешения на строительство не был продлен в порядке, установленном ГрК РФ;
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)- 33 - срок действия разрешения на строительство истек (при условии, что срок действия такого разрешения на строительство не был продлен в порядке, установленном ГрК РФ;
Статья: Обзор изменений, вносимых в Инструкцию N 33н
(Иванова А.)
("Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 3)- 33 - срок действия разрешения на строительство истек (при условии, что срок действия такого разрешения на строительство не был продлен в порядке, установленном ст. 51 ГрК РФ);
(Иванова А.)
("Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 3)- 33 - срок действия разрешения на строительство истек (при условии, что срок действия такого разрешения на строительство не был продлен в порядке, установленном ст. 51 ГрК РФ);
Статья: Комментарий к Приказу Минфина России от 01.12.2022 N 183н "О внесении изменений в Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 25 марта 2011 г. N 33н "Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений"
(Обухова Т.)
("Бюджетные организации: акты и комментарии для бухгалтера", 2023, N 4)- 33 - срок действия разрешения на строительство истек (при условии, что срок действия такого разрешения на строительство не был продлен в порядке, установленном ст. 51 ГрК РФ);
(Обухова Т.)
("Бюджетные организации: акты и комментарии для бухгалтера", 2023, N 4)- 33 - срок действия разрешения на строительство истек (при условии, что срок действия такого разрешения на строительство не был продлен в порядке, установленном ст. 51 ГрК РФ);
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<1> В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 440 срок действия всех разрешений на строительство, которые истекали в период с 06.04.2020 по 01.01.2022, автоматически пролонгирован на один год.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<1> В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 440 срок действия всех разрешений на строительство, которые истекали в период с 06.04.2020 по 01.01.2022, автоматически пролонгирован на один год.