Отказ в ознакомлении с материалами проверки
Подборка наиболее важных документов по запросу Отказ в ознакомлении с материалами проверки (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Ознакомление с материалами прокурорской проверки
(КонсультантПлюс, 2025)"...А. обратился в прокуратуру... с заявлением об ознакомлении с материалами проверки, по итогам рассмотрения которого заместителем прокурора... дан ответ... об отказе в ознакомлении с материалами проверки.
(КонсультантПлюс, 2025)"...А. обратился в прокуратуру... с заявлением об ознакомлении с материалами проверки, по итогам рассмотрения которого заместителем прокурора... дан ответ... об отказе в ознакомлении с материалами проверки.
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Камеральная таможенная проверка
(КонсультантПлюс, 2025)Часть 2 статьи 235 Закона N 289-ФЗ, за исключением возможности отказа в ознакомлении с материалами таможенной проверки, содержащими сведения, составляющие государственную тайну, сведения, составляющие коммерческую, налоговую, банковскую тайну третьих лиц и иную охраняемую законом тайну (секреты), не содержит прямых указаний на объем и порядок ознакомления проверяемого лица с материалами таможенной проверки.
(КонсультантПлюс, 2025)Часть 2 статьи 235 Закона N 289-ФЗ, за исключением возможности отказа в ознакомлении с материалами таможенной проверки, содержащими сведения, составляющие государственную тайну, сведения, составляющие коммерческую, налоговую, банковскую тайну третьих лиц и иную охраняемую законом тайну (секреты), не содержит прямых указаний на объем и порядок ознакомления проверяемого лица с материалами таможенной проверки.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как можно ознакомиться с материалами прокурорской проверки
(КонсультантПлюс, 2025)4.1. Что делать, если прокурор отказал в ознакомлении с материалами проверки
(КонсультантПлюс, 2025)4.1. Что делать, если прокурор отказал в ознакомлении с материалами проверки
Тематический выпуск: Судебная практика по налоговым и финансовым спорам. 2022 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 4)(-) 2. По мнению налогоплательщика, являются незаконными действия ИФНС в части нарушения процедуры рассмотрения материалов выездной проверки, а именно в части отказа в ознакомлении с материалами проверки.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 4)(-) 2. По мнению налогоплательщика, являются незаконными действия ИФНС в части нарушения процедуры рассмотрения материалов выездной проверки, а именно в части отказа в ознакомлении с материалами проверки.
Нормативные акты
Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-I
(ред. от 03.02.2025)
"О прокуратуре Российской Федерации"Решение об ознакомлении гражданина с материалами проверки либо мотивированное решение об отказе в ознакомлении с материалами проверки принимается в десятидневный срок со дня подачи обращения гражданина. В случае принятия решения об отказе в ознакомлении с материалами проверки гражданину разъясняется право обжаловать принятое решение вышестоящему прокурору и (или) в суд.
(ред. от 03.02.2025)
"О прокуратуре Российской Федерации"Решение об ознакомлении гражданина с материалами проверки либо мотивированное решение об отказе в ознакомлении с материалами проверки принимается в десятидневный срок со дня подачи обращения гражданина. В случае принятия решения об отказе в ознакомлении с материалами проверки гражданину разъясняется право обжаловать принятое решение вышестоящему прокурору и (или) в суд.
Приказ Генпрокуратуры России от 30.01.2013 N 45
(ред. от 03.07.2025)
"Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации"4.16. Решение об ознакомлении гражданина с материалами проверки либо мотивированное решение об отказе в ознакомлении с материалами проверки принимается в десятидневный срок со дня подачи обращения гражданина. В случае принятия решения об отказе в ознакомлении с материалами проверки гражданину разъясняется право на обжалование принятого решения вышестоящему прокурору и (или) в суд.
(ред. от 03.07.2025)
"Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации"4.16. Решение об ознакомлении гражданина с материалами проверки либо мотивированное решение об отказе в ознакомлении с материалами проверки принимается в десятидневный срок со дня подачи обращения гражданина. В случае принятия решения об отказе в ознакомлении с материалами проверки гражданину разъясняется право на обжалование принятого решения вышестоящему прокурору и (или) в суд.
Статья: Комментарий к Постановлению Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30.05.2024 N Ф04-1460/2024 по делу N А70-14321/2023 <Когда ФНС вправе не знакомить налогоплательщика с материалами проверки?>
(Веселов А.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 13)Организация посчитала неправомерным отказ фискалов ознакомить ее с материалами налоговой проверки и контроля. Однако арбитры АС Западно-Сибирского округа "криминала" в действиях инспекторов не обнаружили.
(Веселов А.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 13)Организация посчитала неправомерным отказ фискалов ознакомить ее с материалами налоговой проверки и контроля. Однако арбитры АС Западно-Сибирского округа "криминала" в действиях инспекторов не обнаружили.
Статья: К вопросу о реализации участниками проверки сообщения о преступлении отдельных процессуальных прав
(Буфетова М.Ш., Морозов М.А.)
("Адвокатская практика", 2022, N 3)Однако для лиц, в отношении которых проводится проверка сообщения о преступлении, все не так однозначно. Согласно ранее упомянутому Определению Конституционного Суда РФ N 1135-О "лицо, в отношении которого проводится проверка сообщения о преступлении, не может наделяться большими правами, чем подозреваемый, в том числе правом на ознакомление с материалами проверки сообщения о преступлении". Указанная противоречивая позиция приводит к тому, что уполномоченные органы в ряде случаев отказывают таким лицам в ознакомлении с материалами проверки сообщения о преступлении, а судебные инстанции не признают такой отказ незаконным. В частности, подобный пример имел место в уже приведенном выше Апелляционном определении Иркутского областного суда от 15 марта 2021 г. по делу N 22-728/2021.
(Буфетова М.Ш., Морозов М.А.)
("Адвокатская практика", 2022, N 3)Однако для лиц, в отношении которых проводится проверка сообщения о преступлении, все не так однозначно. Согласно ранее упомянутому Определению Конституционного Суда РФ N 1135-О "лицо, в отношении которого проводится проверка сообщения о преступлении, не может наделяться большими правами, чем подозреваемый, в том числе правом на ознакомление с материалами проверки сообщения о преступлении". Указанная противоречивая позиция приводит к тому, что уполномоченные органы в ряде случаев отказывают таким лицам в ознакомлении с материалами проверки сообщения о преступлении, а судебные инстанции не признают такой отказ незаконным. В частности, подобный пример имел место в уже приведенном выше Апелляционном определении Иркутского областного суда от 15 марта 2021 г. по делу N 22-728/2021.
"Актуальная судебно-арбитражная практика по налогам за 2024 год"
(Головкин А.)
("Филинъ", 2025)Не согласившись с действиями (бездействием) налогового органа по отказу в ознакомлении с материалами налоговой проверки, проводимой в отношении Общества на основании вынесенного уведомления о вызове налогоплательщика, Общество обратилось в арбитражный суд.
(Головкин А.)
("Филинъ", 2025)Не согласившись с действиями (бездействием) налогового органа по отказу в ознакомлении с материалами налоговой проверки, проводимой в отношении Общества на основании вынесенного уведомления о вызове налогоплательщика, Общество обратилось в арбитражный суд.
Статья: Актуальные вопросы ознакомления заявителя и заинтересованного лица с материалами доследственной проверки и материалами уголовного дела
(Буфетова М.Ш., Гаврилов А.Д.)
("Адвокатская практика", 2025, N 1)Конституция Российской Федерации <*> (далее - Конституция РФ) закрепляет право каждого на защиту от преступления. Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации <**> (далее - УПК РФ) законодатель в качестве лиц, пострадавших от преступления, называет потерпевшего, заявителя и заинтересованное лицо, вместе с тем в законе закреплен только правовой статус потерпевшего. Правовой статус заявителя и заинтересованного лица как лиц, пострадавших от преступления, законодателем не регулируется, в связи с чем существенным образом нарушаются права данных лиц, в том числе право на информацию. В частности, данные лица в связи с отсутствием установленного правового статуса не наделяются правами ознакомления с материалами уголовного дела или материалами доследственной проверки, что лишает их права аргументированно обосновывать свою позицию при обжаловании действий и решений должностных лиц в соответствии со ст. 124 и 125 УПК РФ, а также в иных случаях. Выявлены недостатки в части правового регулирования права на ознакомление с материалами приостановленного или прекращенного уголовного дела представителя заявителя и заинтересованного лица. Установлена проблема ознакомления с материалами доследственной проверки заявителей, которым было отказано в возбуждении уголовного дела. В результате проведенного исследования сделан вывод о необходимости изменения уголовно-процессуального законодательства.
(Буфетова М.Ш., Гаврилов А.Д.)
("Адвокатская практика", 2025, N 1)Конституция Российской Федерации <*> (далее - Конституция РФ) закрепляет право каждого на защиту от преступления. Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации <**> (далее - УПК РФ) законодатель в качестве лиц, пострадавших от преступления, называет потерпевшего, заявителя и заинтересованное лицо, вместе с тем в законе закреплен только правовой статус потерпевшего. Правовой статус заявителя и заинтересованного лица как лиц, пострадавших от преступления, законодателем не регулируется, в связи с чем существенным образом нарушаются права данных лиц, в том числе право на информацию. В частности, данные лица в связи с отсутствием установленного правового статуса не наделяются правами ознакомления с материалами уголовного дела или материалами доследственной проверки, что лишает их права аргументированно обосновывать свою позицию при обжаловании действий и решений должностных лиц в соответствии со ст. 124 и 125 УПК РФ, а также в иных случаях. Выявлены недостатки в части правового регулирования права на ознакомление с материалами приостановленного или прекращенного уголовного дела представителя заявителя и заинтересованного лица. Установлена проблема ознакомления с материалами доследственной проверки заявителей, которым было отказано в возбуждении уголовного дела. В результате проведенного исследования сделан вывод о необходимости изменения уголовно-процессуального законодательства.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Так, в одном из дел гражданин, обратившийся с заявлением о преступлении, на основании которого было принято постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, в административном исковом заявлении просил признать незаконным отказ органа внутренних дел ознакомить его с материалами проверки по его заявлению. Судья суда первой инстанции, с которым согласились апелляционный и кассационный суды, отказал в принятии административного искового заявления к производству суда, сославшись на то, что заявленные требования подлежат рассмотрению по правилам ст. 125 УПК РФ. Судья Верховного Суда Российской Федерации с этим выводом не согласился, обратив внимание на то, что административный истец не является участником уголовного судопроизводства, а процедура ознакомления с материалами об отказе в возбуждении уголовного дела не регламентирована УПК РФ. Кроме этого, требования административного истца обусловлены несогласием с действиями органов полиции при осуществлении административно-распорядительных функций, не связанных с исполнением полномочий по осуществлению уголовного преследования. В связи с этим вынесенные судебные акты отменены, а материал направлен в суд первой инстанции для рассмотрения административного искового заявления по существу (Кассационное определение от 22.04.2022 N 16-КАД22-2-К4).
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Так, в одном из дел гражданин, обратившийся с заявлением о преступлении, на основании которого было принято постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, в административном исковом заявлении просил признать незаконным отказ органа внутренних дел ознакомить его с материалами проверки по его заявлению. Судья суда первой инстанции, с которым согласились апелляционный и кассационный суды, отказал в принятии административного искового заявления к производству суда, сославшись на то, что заявленные требования подлежат рассмотрению по правилам ст. 125 УПК РФ. Судья Верховного Суда Российской Федерации с этим выводом не согласился, обратив внимание на то, что административный истец не является участником уголовного судопроизводства, а процедура ознакомления с материалами об отказе в возбуждении уголовного дела не регламентирована УПК РФ. Кроме этого, требования административного истца обусловлены несогласием с действиями органов полиции при осуществлении административно-распорядительных функций, не связанных с исполнением полномочий по осуществлению уголовного преследования. В связи с этим вынесенные судебные акты отменены, а материал направлен в суд первой инстанции для рассмотрения административного искового заявления по существу (Кассационное определение от 22.04.2022 N 16-КАД22-2-К4).
Статья: Ознакомление с материалом проверки лица, в отношении которого она проводилась
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)На этом можно было бы и завершить исследование настоящей проблемы. Между тем, представляется, не до конца еще понятным остается ответ на вопрос о возможности (отсутствии таковой) ознакомления заподозренного с материалами проверки и постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела, которые могут в себе содержать сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)На этом можно было бы и завершить исследование настоящей проблемы. Между тем, представляется, не до конца еще понятным остается ответ на вопрос о возможности (отсутствии таковой) ознакомления заподозренного с материалами проверки и постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела, которые могут в себе содержать сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.
Статья: Ознакомление с материалами налогового контроля при вызове для дачи пояснений
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 23)Инспекция в выдаче копий и документов отказала. Компания обратилась в суд с требованием о признании незаконными действий, выразившихся в отказе в ознакомлении с материалами налоговой проверки и налогового контроля о возможном занижении базы для начисления страховых взносов и обязании налогового органа ознакомить компанию с указанными материалами.
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 23)Инспекция в выдаче копий и документов отказала. Компания обратилась в суд с требованием о признании незаконными действий, выразившихся в отказе в ознакомлении с материалами налоговой проверки и налогового контроля о возможном занижении базы для начисления страховых взносов и обязании налогового органа ознакомить компанию с указанными материалами.