Отказ от туристической путевки
Подборка наиболее важных документов по запросу Отказ от туристической путевки (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 03.09.2024 N 88-18058/2024 (УИД 75RS0001-02-2023-003358-90)
Категория спора: Возмездное оказание услуг.
Требования заказчика: 1) О взыскании убытков; 2) О взыскании штрафа; 3) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: В материалах дела отсутствуют надлежащие доказательства, подтверждающие факт несения туроператором расходов при отмене истцами тура.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Отказано; 3) Отказано.Проверяя законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции дополнительно запросил у ООО "Анекс Туризм" документы, подтверждающие фактически понесенные расходы, связанные с отказом истцов от тура. Изучив предоставленный ответ на запрос, установив, что он соответствует ранее предоставленной туроператором суду первой инстанции информации, указав, что он не подтверждает фактически понесенные туроператором расходы, связанные с отказом от туристической путевки, судебная коллегия согласилась с оценкой обстоятельств по делу, данной судом первой инстанции.
Категория спора: Возмездное оказание услуг.
Требования заказчика: 1) О взыскании убытков; 2) О взыскании штрафа; 3) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: В материалах дела отсутствуют надлежащие доказательства, подтверждающие факт несения туроператором расходов при отмене истцами тура.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Отказано; 3) Отказано.Проверяя законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции дополнительно запросил у ООО "Анекс Туризм" документы, подтверждающие фактически понесенные расходы, связанные с отказом истцов от тура. Изучив предоставленный ответ на запрос, установив, что он соответствует ранее предоставленной туроператором суду первой инстанции информации, указав, что он не подтверждает фактически понесенные туроператором расходы, связанные с отказом от туристической путевки, судебная коллегия согласилась с оценкой обстоятельств по делу, данной судом первой инстанции.
Апелляционное определение Забайкальского краевого суда от 25.04.2024 по делу N 33-1066/2024 (УИД 75RS0001-02-2023-003358-90)
Категория спора: Возмездное оказание услуг.
Требования заказчика: 1) О взыскании убытков; 2) О взыскании штрафа; 3) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: В материалах дела отсутствуют надлежащие доказательства, подтверждающие факт несения туроператором расходов при отмене истцами тура.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Отказано; 3) Отказано.Данная информация ранее была приобщена судом первой инстанции к материалам дела, и судебная коллегия соглашается с оценкой обстоятельств по делу данной судом первой инстанции, поскольку в действительности указанный ответ на запрос не подтверждает фактически понесенные туроператором расходы в связи с отказом от туристической путевки.
Категория спора: Возмездное оказание услуг.
Требования заказчика: 1) О взыскании убытков; 2) О взыскании штрафа; 3) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: В материалах дела отсутствуют надлежащие доказательства, подтверждающие факт несения туроператором расходов при отмене истцами тура.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Отказано; 3) Отказано.Данная информация ранее была приобщена судом первой инстанции к материалам дела, и судебная коллегия соглашается с оценкой обстоятельств по делу данной судом первой инстанции, поскольку в действительности указанный ответ на запрос не подтверждает фактически понесенные туроператором расходы в связи с отказом от туристической путевки.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Какие фактические расходы исполнителя оплачиваются потребителем при отказе от договора возмездного оказания услуг?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Такое возможно, например, при отказе потребителя от туристической путевки, услуг юриста, автосервиса, ателье и пр.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Такое возможно, например, при отказе потребителя от туристической путевки, услуг юриста, автосервиса, ателье и пр.
Ситуация: Как вернуть деньги за туристическую путевку?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)стихийные бедствия и иные обстоятельства, свидетельствующие о возникновении угрозы безопасности жизни и здоровью в стране предполагаемого отдыха. МИД России и Минэкономразвития России публикуют на официальных сайтах сообщения с констатацией угрозы в стране временного пребывания и с просьбой воздержаться от поездок в проблемные регионы. В таком случае вам вернут полную стоимость туристской путевки при отказе от нее до начала путешествия;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)стихийные бедствия и иные обстоятельства, свидетельствующие о возникновении угрозы безопасности жизни и здоровью в стране предполагаемого отдыха. МИД России и Минэкономразвития России публикуют на официальных сайтах сообщения с констатацией угрозы в стране временного пребывания и с просьбой воздержаться от поездок в проблемные регионы. В таком случае вам вернут полную стоимость туристской путевки при отказе от нее до начала путешествия;
Нормативные акты
Решение Верховного Суда РФ от 10.08.1999 N ГКПИ99-540
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействительным Письма Минфина РФ N 04-03-07, Госналогслужбы РФ N ВЗ-4-03/58Н, ГКФТ РФ N СШ-01/449 от 25.09.1996 "О налоге на добавленную стоимость">В соответствии с подпунктом "у" пункта 1 ст. 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" от 6 декабря 1991 г. к перечню товаров (работ, услуг), освобождаемых от налога на добавленную стоимость, отнесены туристские и экскурсионные путевки (в редакции Федерального закона от 28.04.97 N 73-ФЗ).
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействительным Письма Минфина РФ N 04-03-07, Госналогслужбы РФ N ВЗ-4-03/58Н, ГКФТ РФ N СШ-01/449 от 25.09.1996 "О налоге на добавленную стоимость">В соответствии с подпунктом "у" пункта 1 ст. 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" от 6 декабря 1991 г. к перечню товаров (работ, услуг), освобождаемых от налога на добавленную стоимость, отнесены туристские и экскурсионные путевки (в редакции Федерального закона от 28.04.97 N 73-ФЗ).
Статья: Работник уходит в отпуск по графику
(Зуев С.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2025, N 5)Если же работодатель не обязан следовать пожеланиям работника, то сопоставляя свои возможности и потребности работника, он может пойти ему навстречу по доброй воле. Ситуация с отказом в визе и сменой турпутевки относится к таковым (см. "2" в примере 2).
(Зуев С.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2025, N 5)Если же работодатель не обязан следовать пожеланиям работника, то сопоставляя свои возможности и потребности работника, он может пойти ему навстречу по доброй воле. Ситуация с отказом в визе и сменой турпутевки относится к таковым (см. "2" в примере 2).
Статья: Особенности претензионного порядка защиты прав потребителей при реализации туристских услуг
(Илюшников Д.С.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2023, N 5)Необходимо учитывать, что в соответствии с п. 11 Обзора судебной практики по делам о защите прав потребителей (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 октября 2021 г. <7>) содержание договора между турагентом и туроператором на права потребителя не влияет. Поэтому в случае отказа возвращения полной стоимости путевки турфирма обязана предоставить полную и достоверную информацию о фактически понесенных ею затратах (расходы на оплату гостиничных номеров, оформление страховых полисов и проч.) на дату отказа от тура, причем подтвержденных документально. При отказе в удовлетворении претензионных требований в досудебном порядке турист вправе обратиться с исковым заявлением к туроператору в суд. Кроме того, необходимо учесть, что согласно ч. 2 ст. 131 ГПК РФ в исковом заявлении должны быть указаны все требования и обстоятельства, на которых основаны требования и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства. В силу ст. 15 Закона РФ "О защите прав потребителей" кроме взыскания суммы уплаченных денежных средств за путевку, при наличии соответствующих обстоятельств, граждане вправе потребовать компенсации морального вреда. В соответствии с п. 6 ст. 13 Закона РФ "О защите прав потребителей" при удовлетворении судом требований потребителя взыскивается "с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя" <8>. В соответствии с п. 46 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" указано, что "при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных ФЗ "О защите прав потребителей", которые не были удовлетворены в добровольном порядке" исполнителем, "суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду" <9>. Так, к примеру, по одному из дел установлено, что в январе 2020 г. гражданка К. обратилась в ООО "Все туры" с целью приобрести туристскую путевку в Турцию. В соответствии с заключенными договорами реализации туристских продуктов ООО "Все туры" обязалось организовать туры в Турцию гражданке К. и членам ее семьи в указанный в договоре период. Денежные средства были уплачены в полном объеме. В связи с неблагополучной эпидемиологической обстановкой, связанной с распространением коронавирусной эпидемии в мире, из-за угрозы безопасности их жизни и здоровью истец направила в ООО "Все туры" претензию, в которой отказалась от туристской поездки и потребовала вернуть уплаченные денежные средства. В 10-дневный срок, отведенный для рассмотрения претензий Законом РФ "О защите прав потребителей", денежные средства возвращены не были. Гражданка К. обратилась в суд с иском к ООО "Все туры" о защите прав потребителя в сфере туристских услуг.
(Илюшников Д.С.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2023, N 5)Необходимо учитывать, что в соответствии с п. 11 Обзора судебной практики по делам о защите прав потребителей (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 октября 2021 г. <7>) содержание договора между турагентом и туроператором на права потребителя не влияет. Поэтому в случае отказа возвращения полной стоимости путевки турфирма обязана предоставить полную и достоверную информацию о фактически понесенных ею затратах (расходы на оплату гостиничных номеров, оформление страховых полисов и проч.) на дату отказа от тура, причем подтвержденных документально. При отказе в удовлетворении претензионных требований в досудебном порядке турист вправе обратиться с исковым заявлением к туроператору в суд. Кроме того, необходимо учесть, что согласно ч. 2 ст. 131 ГПК РФ в исковом заявлении должны быть указаны все требования и обстоятельства, на которых основаны требования и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства. В силу ст. 15 Закона РФ "О защите прав потребителей" кроме взыскания суммы уплаченных денежных средств за путевку, при наличии соответствующих обстоятельств, граждане вправе потребовать компенсации морального вреда. В соответствии с п. 6 ст. 13 Закона РФ "О защите прав потребителей" при удовлетворении судом требований потребителя взыскивается "с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя" <8>. В соответствии с п. 46 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" указано, что "при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных ФЗ "О защите прав потребителей", которые не были удовлетворены в добровольном порядке" исполнителем, "суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду" <9>. Так, к примеру, по одному из дел установлено, что в январе 2020 г. гражданка К. обратилась в ООО "Все туры" с целью приобрести туристскую путевку в Турцию. В соответствии с заключенными договорами реализации туристских продуктов ООО "Все туры" обязалось организовать туры в Турцию гражданке К. и членам ее семьи в указанный в договоре период. Денежные средства были уплачены в полном объеме. В связи с неблагополучной эпидемиологической обстановкой, связанной с распространением коронавирусной эпидемии в мире, из-за угрозы безопасности их жизни и здоровью истец направила в ООО "Все туры" претензию, в которой отказалась от туристской поездки и потребовала вернуть уплаченные денежные средства. В 10-дневный срок, отведенный для рассмотрения претензий Законом РФ "О защите прав потребителей", денежные средства возвращены не были. Гражданка К. обратилась в суд с иском к ООО "Все туры" о защите прав потребителя в сфере туристских услуг.
Вопрос: Какую ответственность несет перевозчик перед пассажиром при отмене авиарейса?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Таким образом, в случае ненадлежащего исполнения перевозчиком обязанности по перевозке пассажир имеет право на возврат уплаченных денежных средств за билет на отмененный рейс, компенсацию понесенных убытков (например, разница между стоимостью билетов на отмененный рейс и стоимостью купленных билетов на другой рейс в том же направлении, иные расходы на дорогу, расходы на питание, возмещение стоимости неиспользованной туристической путевки), компенсацию морального вреда.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Таким образом, в случае ненадлежащего исполнения перевозчиком обязанности по перевозке пассажир имеет право на возврат уплаченных денежных средств за билет на отмененный рейс, компенсацию понесенных убытков (например, разница между стоимостью билетов на отмененный рейс и стоимостью купленных билетов на другой рейс в том же направлении, иные расходы на дорогу, расходы на питание, возмещение стоимости неиспользованной туристической путевки), компенсацию морального вреда.
Статья: Спор о защите прав потребителей при невыполнении (ненадлежащем выполнении) обязательств турагентами и туроператорами (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Об этом свидетельствуют договор/заявка на бронирование к туристскому продукту/лист бронирования/туристическая путевка/квитанция об оплате/кассовые чеки/сообщение об аннулировании тура/скриншоты из системы бронирования/уведомление консульства об отказе в выдаче визы истцу/документы, подтверждающие обращение истца в полицию/претензия к представителю ответчика о замене отеля/расчет стоимости неоказанных услуг/карточка на занимаемый номер в отеле/сообщение, размещенное на сайте, о переселении гостей отеля из-за форс-мажорных обстоятельств/выписки со счета истца, подтверждающие понесенные истцом дополнительные расходы в связи с ненадлежащим оказанием туристических услуг ответчиком/показания истца/объяснения ответчика/сообщения по электронной почте, электронная переписка с ответчиком, смс-сообщения, подтверждающие оказание истцу услуг ненадлежащего качества/иное.
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Об этом свидетельствуют договор/заявка на бронирование к туристскому продукту/лист бронирования/туристическая путевка/квитанция об оплате/кассовые чеки/сообщение об аннулировании тура/скриншоты из системы бронирования/уведомление консульства об отказе в выдаче визы истцу/документы, подтверждающие обращение истца в полицию/претензия к представителю ответчика о замене отеля/расчет стоимости неоказанных услуг/карточка на занимаемый номер в отеле/сообщение, размещенное на сайте, о переселении гостей отеля из-за форс-мажорных обстоятельств/выписки со счета истца, подтверждающие понесенные истцом дополнительные расходы в связи с ненадлежащим оказанием туристических услуг ответчиком/показания истца/объяснения ответчика/сообщения по электронной почте, электронная переписка с ответчиком, смс-сообщения, подтверждающие оказание истцу услуг ненадлежащего качества/иное.