Отказ от трансплантации органов
Подборка наиболее важных документов по запросу Отказ от трансплантации органов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(Жеребцов А.Н., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Агибалова Е.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Данилов П.С., Менкенов А.В., Пучкова В.В., Ротко С.В., Самойлова Ю.Б., Сенокосова Е.К., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Считается, что любой гражданин становится по умолчанию донором, если не выразит свою волю об отказе трансплантации органов и тканей при жизни. Это подтверждается ч. 10 комментируемой статьи, согласно которой трансплантация органов у трупа не допускается, если медицинская организация в момент изъятия органов поставлена в известность о том, что лицо еще при жизни выразил свое несогласие на изъятие органов и тканей после его смерти для трансплантации. Следовательно, действует презумпция согласия на изъятие органов и тканей.
(Жеребцов А.Н., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Агибалова Е.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Данилов П.С., Менкенов А.В., Пучкова В.В., Ротко С.В., Самойлова Ю.Б., Сенокосова Е.К., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Считается, что любой гражданин становится по умолчанию донором, если не выразит свою волю об отказе трансплантации органов и тканей при жизни. Это подтверждается ч. 10 комментируемой статьи, согласно которой трансплантация органов у трупа не допускается, если медицинская организация в момент изъятия органов поставлена в известность о том, что лицо еще при жизни выразил свое несогласие на изъятие органов и тканей после его смерти для трансплантации. Следовательно, действует презумпция согласия на изъятие органов и тканей.
Статья: О некоторых недостатках правового регулирования отношений по трансплантации органов и тканей человека
(Карнушин В.Е.)
("Медицинское право", 2023, N 1)В статье обосновывается необходимость переработки действующего законодательства о трансплантации органов и тканей человека. Высказаны идеи о расширении перечня объектов трансплантации и отказа от устаревших ненаучных моральных и религиозных принципов правового регулирования трансплантации.
(Карнушин В.Е.)
("Медицинское право", 2023, N 1)В статье обосновывается необходимость переработки действующего законодательства о трансплантации органов и тканей человека. Высказаны идеи о расширении перечня объектов трансплантации и отказа от устаревших ненаучных моральных и религиозных принципов правового регулирования трансплантации.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2025)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 08.10.2025)В пункте 2.2.1.1 Условий страхования указано, что страховыми случаями не являются и страховая выплата не производится в случае, если лица находятся в группе риска по развитию тяжелых форм заболевания коронавирусной инфекцией COVID-19 и имеют один или несколько следующих диагнозов при положительном тесте на коронавирусную инфекцию COVID-19: ожирение, диабет 1 и 2 типа, гипертоническая болезнь 2 степени и выше, бронхиальная астма, онкологические/аутоиммунные заболевания, лица, перенесшие трансплантацию органов, аорто-коронарное шунтирование, лица, имеющие врожденные или генетические заболевания, лица, имеющие хронические заболевания, осложненные хронической легочной, и/или сердечно-сосудистой, и/или почечной, и/или печеночной недостаточностью (подпункт 3).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 08.10.2025)В пункте 2.2.1.1 Условий страхования указано, что страховыми случаями не являются и страховая выплата не производится в случае, если лица находятся в группе риска по развитию тяжелых форм заболевания коронавирусной инфекцией COVID-19 и имеют один или несколько следующих диагнозов при положительном тесте на коронавирусную инфекцию COVID-19: ожирение, диабет 1 и 2 типа, гипертоническая болезнь 2 степени и выше, бронхиальная астма, онкологические/аутоиммунные заболевания, лица, перенесшие трансплантацию органов, аорто-коронарное шунтирование, лица, имеющие врожденные или генетические заболевания, лица, имеющие хронические заболевания, осложненные хронической легочной, и/или сердечно-сосудистой, и/или почечной, и/или печеночной недостаточностью (подпункт 3).
Приказ Росздравнадзора от 21.11.2024 N 6598
"Об утверждении программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) качества и безопасности медицинской деятельности в 2025 году"отсутствие в медицинской документации пациента информированного добровольного согласия на различные виды медицинских вмешательств или отказ от медицинского вмешательства, в том числе живого донора на проведение изъятия его органов и тканей для трансплантации (пересадки), реципиента на проведение трансплантации (пересадки) органов и тканей человека;
"Об утверждении программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) качества и безопасности медицинской деятельности в 2025 году"отсутствие в медицинской документации пациента информированного добровольного согласия на различные виды медицинских вмешательств или отказ от медицинского вмешательства, в том числе живого донора на проведение изъятия его органов и тканей для трансплантации (пересадки), реципиента на проведение трансплантации (пересадки) органов и тканей человека;
Статья: Право быть человеком - фундаментальное право и конституционный нарратив в системе личных прав и свобод в парадигме гуманизма
(Умнова-Конюхова И.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 11)В таком понимании не может быть, к примеру, принуждения к аборту, стерилизации, несогласованного использования крови и плазмы, грудного молока и волос человека, трансплантации органов, редактирования генов, принудительного вкрапления в человека инородных механизмов, обеспечивающих управление им, навязывания генно-модифицированной продукции, без оставления права выбора другой здоровой еды, создания опасного фона электромагнитного излучения, радиации, химического, бактериологического и иного загрязнения, влияющего на жизнь и здоровье людей, усиливающего процессы мутации человеческого организма, провоцирующего эпидемии и пандемии, рост массовых заболеваний. Банки тканей и органов, которые выступают будущей гарантией реализации права распоряжения своими генетическими материалами и органами (спермы, эмбрионов, плазмы, костного мозга), должны формироваться исключительно на добровольной основе.
(Умнова-Конюхова И.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 11)В таком понимании не может быть, к примеру, принуждения к аборту, стерилизации, несогласованного использования крови и плазмы, грудного молока и волос человека, трансплантации органов, редактирования генов, принудительного вкрапления в человека инородных механизмов, обеспечивающих управление им, навязывания генно-модифицированной продукции, без оставления права выбора другой здоровой еды, создания опасного фона электромагнитного излучения, радиации, химического, бактериологического и иного загрязнения, влияющего на жизнь и здоровье людей, усиливающего процессы мутации человеческого организма, провоцирующего эпидемии и пандемии, рост массовых заболеваний. Банки тканей и органов, которые выступают будущей гарантией реализации права распоряжения своими генетическими материалами и органами (спермы, эмбрионов, плазмы, костного мозга), должны формироваться исключительно на добровольной основе.
Статья: Цивилистические основания донорства
(Киктенко К.Г., Кирилина А.А.)
("Закон", 2023, N 8)<113> В то же время в России запрещена реклама только возмездного отчуждения органов. См.: Определение КС РФ от 10.02.2016 N 224-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Бирюковой Татьяны Михайловны, Саблиной Елены Владимировны и Саблиной Нэлли Степановны на нарушение их конституционных прав статьей 8 Закона Российской Федерации "О трансплантации органов и (или) тканей человека".
(Киктенко К.Г., Кирилина А.А.)
("Закон", 2023, N 8)<113> В то же время в России запрещена реклама только возмездного отчуждения органов. См.: Определение КС РФ от 10.02.2016 N 224-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Бирюковой Татьяны Михайловны, Саблиной Елены Владимировны и Саблиной Нэлли Степановны на нарушение их конституционных прав статьей 8 Закона Российской Федерации "О трансплантации органов и (или) тканей человека".
"Судебные расходы в гражданском судопроизводстве"
(Бортникова Н.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)<1> См.: Определение Конституционного Суда РФ от 04.12.2003 N 459-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Саратовского областного суда о проверке конституционности статьи 8 Закона Российской Федерации "О трансплантации органов и (или) тканей человека" // Вестник КС РФ. 2004. N 3.
(Бортникова Н.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)<1> См.: Определение Конституционного Суда РФ от 04.12.2003 N 459-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Саратовского областного суда о проверке конституционности статьи 8 Закона Российской Федерации "О трансплантации органов и (или) тканей человека" // Вестник КС РФ. 2004. N 3.
"Уголовно-правовая охрана человека от посягательств на его анатомические и физиологические свойства: Монография"
(Чукреев В.А.)
("Прометей", 2022)Важным представляется Определение Конституционного Суда РФ от 10 февраля 2016 года N 224-О "Об отказе в принятии в рассмотрение жалобы граждан Бирюковой Татьяны Михайловны, Саблиной Елены Владимировны и Саблиной Нэлли Степановны на нарушение их конституционных прав статьей 8 Закона Российской Федерации "О трансплантации органов и (или) тканей человека" <267>, в котором приводятся следующие аргументы в пользу обеспечения посредством законодательной модели "презумпции согласия" справедливого баланса интересов донора и реципиента (на наш взгляд, с учетом приоритета последних): во-первых, признание негуманным спрашивать родственников одновременно с сообщением о смерти близкого человека или непосредственно перед операцией об изъятии органов и (или) тканей; во-вторых, невозможность выяснения воли данных лиц после смерти человека в сроки, обеспечивающие сохранность трансплантата; в-третьих, наличие опубликованного акта, устанавливающего анализируемую презумпцию; в-четвертых, соответствие российского законодательства общепризнанным принципам и нормам международного права; в-пятых, необходимость достижения цели развития в стране донорства и трансплантации с использованием такого регулирования, которое способствовало бы увеличению пригодных для трансплантации органов и тканей и спасению жизни как можно большего числа нуждающихся лиц <268>.
(Чукреев В.А.)
("Прометей", 2022)Важным представляется Определение Конституционного Суда РФ от 10 февраля 2016 года N 224-О "Об отказе в принятии в рассмотрение жалобы граждан Бирюковой Татьяны Михайловны, Саблиной Елены Владимировны и Саблиной Нэлли Степановны на нарушение их конституционных прав статьей 8 Закона Российской Федерации "О трансплантации органов и (или) тканей человека" <267>, в котором приводятся следующие аргументы в пользу обеспечения посредством законодательной модели "презумпции согласия" справедливого баланса интересов донора и реципиента (на наш взгляд, с учетом приоритета последних): во-первых, признание негуманным спрашивать родственников одновременно с сообщением о смерти близкого человека или непосредственно перед операцией об изъятии органов и (или) тканей; во-вторых, невозможность выяснения воли данных лиц после смерти человека в сроки, обеспечивающие сохранность трансплантата; в-третьих, наличие опубликованного акта, устанавливающего анализируемую презумпцию; в-четвертых, соответствие российского законодательства общепризнанным принципам и нормам международного права; в-пятых, необходимость достижения цели развития в стране донорства и трансплантации с использованием такого регулирования, которое способствовало бы увеличению пригодных для трансплантации органов и тканей и спасению жизни как можно большего числа нуждающихся лиц <268>.
Статья: К вопросу о возможности предоставления правовой охраны способу модификации генетической целостности клеток зародышевой линии человека: аналитический обзор судебного дела N СИП-960/2019
(Домовская Е.В.)
("Российский судья", 2021, N 6)Несмотря на то что указанные международные акты не являются источниками российского законодательства и имеют для государств рекомендательный характер, Суд по интеллектуальным правам пришел к выводу, что содержащиеся в них этические принципы необходимо учитывать не только на законодательном уровне, но и в судебной практике в процессе разрешения возникающих споров (как отметил суд, аналогичный подход отражен в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 10.02.2016 N 224-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Бирюковой Татьяны Михайловны, Саблиной Елены Владимировны и Саблиной Нэлли Степановны на нарушение их конституционных прав статьей 8 Закона Российской Федерации "О трансплантации органов и (или) тканей человека").
(Домовская Е.В.)
("Российский судья", 2021, N 6)Несмотря на то что указанные международные акты не являются источниками российского законодательства и имеют для государств рекомендательный характер, Суд по интеллектуальным правам пришел к выводу, что содержащиеся в них этические принципы необходимо учитывать не только на законодательном уровне, но и в судебной практике в процессе разрешения возникающих споров (как отметил суд, аналогичный подход отражен в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 10.02.2016 N 224-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Бирюковой Татьяны Михайловны, Саблиной Елены Владимировны и Саблиной Нэлли Степановны на нарушение их конституционных прав статьей 8 Закона Российской Федерации "О трансплантации органов и (или) тканей человека").
"Физические лица как субъекты российского гражданского права: монография"
(отв. ред. Н.В. Козлова, С.Ю. Филиппова)
("Статут", 2022)<1> Определение от 10 февраля 2016 г. N 224-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Бирюковой Татьяны Михайловны, Саблиной Елены Владимировны и Саблиной Нэлли Степановны на нарушение их конституционных прав статьей 8 Закона Российской Федерации "О трансплантации органов и (или) тканей человека" // СПС "КонсультантПлюс".
(отв. ред. Н.В. Козлова, С.Ю. Филиппова)
("Статут", 2022)<1> Определение от 10 февраля 2016 г. N 224-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Бирюковой Татьяны Михайловны, Саблиной Елены Владимировны и Саблиной Нэлли Степановны на нарушение их конституционных прав статьей 8 Закона Российской Федерации "О трансплантации органов и (или) тканей человека" // СПС "КонсультантПлюс".
Статья: Опровержение презумпции материнства в случае медицинской ошибки при применении ЭКО
(Барщевский М.Ю., Козлова Е.Б., Родионова О.М.)
("Юрист", 2025, N 2)Кроме того, очевидно, что в том случае, если у ребенка, рожденного генетически чужой ему женщиной, появятся наследственные заболевания, лечение которых невозможно без трансплантации органов, совпадающих по генотипу (например, костного мозга), то он будет лишен права на жизнь, ведь воспитывающие его лица не являются теми, кто может быть донорами.
(Барщевский М.Ю., Козлова Е.Б., Родионова О.М.)
("Юрист", 2025, N 2)Кроме того, очевидно, что в том случае, если у ребенка, рожденного генетически чужой ему женщиной, появятся наследственные заболевания, лечение которых невозможно без трансплантации органов, совпадающих по генотипу (например, костного мозга), то он будет лишен права на жизнь, ведь воспитывающие его лица не являются теми, кто может быть донорами.
Статья: Нормы международного права в сфере приложения результатов научных исследований в области биотехнологий (на примере терапевтического и репродуктивного клонирования и редактирования генома человека) и их патентная защита
(Ахмадова М.А.)
("Международное право и международные организации", 2024, N 3)23. Определение КС РФ от 10.02.2016 "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Бирюковой Татьяны Михайловны, Саблиной Елены Владимировны и Саблиной Нэлли Степановны на нарушение их конституционных прав статьей 8 Закона Российской Федерации "О трансплантации органов и (или) тканей человека" // СПС "КонсультантПлюс".
(Ахмадова М.А.)
("Международное право и международные организации", 2024, N 3)23. Определение КС РФ от 10.02.2016 "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Бирюковой Татьяны Михайловны, Саблиной Елены Владимировны и Саблиной Нэлли Степановны на нарушение их конституционных прав статьей 8 Закона Российской Федерации "О трансплантации органов и (или) тканей человека" // СПС "КонсультантПлюс".
Статья: К вопросу об обязательности вакцинации и ответственности за отказ от прививок. Анализ постановления Европейского суда по правам человека
(Внукова В.А., Мадыгина О.А., Бурдина М.В.)
("Российский судья", 2021, N 8)<11> Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Саратовского областного суда о проверке конституционности статьи 8 Закона Российской Федерации "О трансплантации органов и (или) тканей человека": Определение Конституционного Суда РФ от 4 декабря 2003 г. N 459-О.
(Внукова В.А., Мадыгина О.А., Бурдина М.В.)
("Российский судья", 2021, N 8)<11> Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Саратовского областного суда о проверке конституционности статьи 8 Закона Российской Федерации "О трансплантации органов и (или) тканей человека": Определение Конституционного Суда РФ от 4 декабря 2003 г. N 459-О.
Статья: Модели правового регулирования отношений в сфере трансплантации органов
(Сергеев Ю.Д., Заневская Н.А.)
("Медицинское право", 2024, N 4)Казалось бы, что государства, избравшие "систему предполагаемого согласия" ("презумпцию согласия"), не обязаны формировать у своих граждан одобрительное отношение к посмертному донорству, поскольку при отсутствии запрета лица производить забор своих органов после смерти оно автоматически становится потенциальным донором. Власти некоторых государств и вовсе могут счесть информирование граждан о возможности самостоятельно решить вопрос юридической судьбы их останков лишним, вредным и наносящим вред обществу: чем меньше граждане знают о юридической стороне трансплантации, тем меньше лиц выразит свой отказ от этой процедуры. Власти других стран могут стремиться в принудительном порядке заставить граждан или отдельные группы лиц выразить свою волю и даже принять определенное решение; лишить некоторые категории лиц права принимать решение. Особенно уязвимыми в такой ситуации оказываются военнослужащие, поскольку речь идет не просто о спасении жизни человека, на кону безопасность страны. Но на практике дело обстоит иначе: попытки "умолчать" о праве граждан, ограничить или вовсе лишить их прав приведут к нарастанию социальной напряженности, недоверию к врачам и к органам власти, дестабилизируют общество, что также сильно может подорвать безопасность страны. В целях предотвращения негативных последствий для государства и общества следует пойти по пути предоставления населению информации по вопросу государственной политики в области посмертной трансплантации с одновременным предоставлением права каждому выразить отказ от такого вида донорства. Предоставляемая информация должна касаться всех аспектов, связанных с забором органов: начиная с права лица выразить запрет на проведение таких действий, порядка констатации смерти, требований, предъявляемых к медицинским организациям и сотрудникам, проводящим изъятие органов и тканей, перечня трансплантируемых органов и их юридической судьбы, заканчивая вопросами внешнего облика лица при погребении. Указанные сведения должны отвечать определенным требованиям: объективности, полноте, понятности, достоверности, доступности и актуальности. Объективность информации в вопросах посмертного донорства, на наш взгляд, должна заключаться в описании медицинских и юридических процедур и полностью исключать выражение субъективной позиции каких-либо лиц. Информация по данному вопросу будет считаться полной в том случае, когда все этапы обращения с телом будут четко и детально зафиксированы. Критерий понятности информации будет выполнен при условии доведения сведений до граждан таким образом, чтобы дополнительные разъяснения им не требовались: информация должна быть понятной лицам, не обладающим специальными медицинскими и юридическими познаниями. Достоверность информации в области посмертной трансплантологии будет определяться не только соответствием предоставляемых сведений достижениям современной медицины, но и их соответствием действующим нормативным правовым актам.
(Сергеев Ю.Д., Заневская Н.А.)
("Медицинское право", 2024, N 4)Казалось бы, что государства, избравшие "систему предполагаемого согласия" ("презумпцию согласия"), не обязаны формировать у своих граждан одобрительное отношение к посмертному донорству, поскольку при отсутствии запрета лица производить забор своих органов после смерти оно автоматически становится потенциальным донором. Власти некоторых государств и вовсе могут счесть информирование граждан о возможности самостоятельно решить вопрос юридической судьбы их останков лишним, вредным и наносящим вред обществу: чем меньше граждане знают о юридической стороне трансплантации, тем меньше лиц выразит свой отказ от этой процедуры. Власти других стран могут стремиться в принудительном порядке заставить граждан или отдельные группы лиц выразить свою волю и даже принять определенное решение; лишить некоторые категории лиц права принимать решение. Особенно уязвимыми в такой ситуации оказываются военнослужащие, поскольку речь идет не просто о спасении жизни человека, на кону безопасность страны. Но на практике дело обстоит иначе: попытки "умолчать" о праве граждан, ограничить или вовсе лишить их прав приведут к нарастанию социальной напряженности, недоверию к врачам и к органам власти, дестабилизируют общество, что также сильно может подорвать безопасность страны. В целях предотвращения негативных последствий для государства и общества следует пойти по пути предоставления населению информации по вопросу государственной политики в области посмертной трансплантации с одновременным предоставлением права каждому выразить отказ от такого вида донорства. Предоставляемая информация должна касаться всех аспектов, связанных с забором органов: начиная с права лица выразить запрет на проведение таких действий, порядка констатации смерти, требований, предъявляемых к медицинским организациям и сотрудникам, проводящим изъятие органов и тканей, перечня трансплантируемых органов и их юридической судьбы, заканчивая вопросами внешнего облика лица при погребении. Указанные сведения должны отвечать определенным требованиям: объективности, полноте, понятности, достоверности, доступности и актуальности. Объективность информации в вопросах посмертного донорства, на наш взгляд, должна заключаться в описании медицинских и юридических процедур и полностью исключать выражение субъективной позиции каких-либо лиц. Информация по данному вопросу будет считаться полной в том случае, когда все этапы обращения с телом будут четко и детально зафиксированы. Критерий понятности информации будет выполнен при условии доведения сведений до граждан таким образом, чтобы дополнительные разъяснения им не требовались: информация должна быть понятной лицам, не обладающим специальными медицинскими и юридическими познаниями. Достоверность информации в области посмертной трансплантологии будет определяться не только соответствием предоставляемых сведений достижениям современной медицины, но и их соответствием действующим нормативным правовым актам.