Отказ от льготных лекарств
Подборка наиболее важных документов по запросу Отказ от льготных лекарств (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Волгоградского областного суда от 24.11.2022 N 33-13416/2022 (УИД 34RS0005-01-2022-003438-18)
Категория спора: Социальная помощь в натуральной форме.
Требования заявителя: О признании права на бесплатное лечение, возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами, выдавать рецепты.
Обстоятельства: Ребенок-инвалид истца нуждается по жизненным показаниям в лечении лекарственным препаратом на постоянной основе. Истцом были предприняты необходимые меры к соблюдению установленного законом порядка назначения его ребенку жизненно важного лекарственного препарата, однако решение принято не было.
Решение: Удовлетворено.Ссылка в апелляционной жалобе комитета здравоохранения Волгоградской области на нарушение порядка льготного лекарственного обеспечения граждан за счет бюджетных средств, в соответствии с которым рекомендация врача ООО "Медицинская фирма "Доктор Айболит", не входящей в Территориальный регистр медицинских организаций, имеющих право на оказание первичной медико-санитарной помощи отдельным категориям граждан в части обеспечения необходимыми лекарственными препаратами, о назначении лекарственного препарата за счет средств федерального и областного бюджетов, не может являться основанием для выдачи рецепта на его получение, судебной коллегией отклоняется. Отказ в обеспечении <...> за счет соответствующих бюджетных средств по жизненным показаниям лекарственным препаратом <...> лишит его права на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи.
Категория спора: Социальная помощь в натуральной форме.
Требования заявителя: О признании права на бесплатное лечение, возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами, выдавать рецепты.
Обстоятельства: Ребенок-инвалид истца нуждается по жизненным показаниям в лечении лекарственным препаратом на постоянной основе. Истцом были предприняты необходимые меры к соблюдению установленного законом порядка назначения его ребенку жизненно важного лекарственного препарата, однако решение принято не было.
Решение: Удовлетворено.Ссылка в апелляционной жалобе комитета здравоохранения Волгоградской области на нарушение порядка льготного лекарственного обеспечения граждан за счет бюджетных средств, в соответствии с которым рекомендация врача ООО "Медицинская фирма "Доктор Айболит", не входящей в Территориальный регистр медицинских организаций, имеющих право на оказание первичной медико-санитарной помощи отдельным категориям граждан в части обеспечения необходимыми лекарственными препаратами, о назначении лекарственного препарата за счет средств федерального и областного бюджетов, не может являться основанием для выдачи рецепта на его получение, судебной коллегией отклоняется. Отказ в обеспечении <...> за счет соответствующих бюджетных средств по жизненным показаниям лекарственным препаратом <...> лишит его права на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовые инновации в сфере редких (орфанных) заболеваний: от временных мер к устойчивой модели
(Посадкова М.В.)
("Медицинское право", 2025, N 3)Также пациенты, проживающие в различных регионах, могут оказаться в неравном положении в связи с различной финансовой обеспеченностью субъектов РФ. Так, анализ судебной практики показал, что региональные министерства здравоохранения могут отказывать в организации льготного лекарственного обеспечения в связи с отсутствием денежных средств (финансовый вопрос) <7>. Таким образом, в настоящее время в связи с дефектами правового регулирования обеспечение преемственности лекарственного обеспечения не представляется возможным, что ведет к прогрессированию заболевания и инвалидизации, нивелируя результаты длительной терапии в детском возрасте.
(Посадкова М.В.)
("Медицинское право", 2025, N 3)Также пациенты, проживающие в различных регионах, могут оказаться в неравном положении в связи с различной финансовой обеспеченностью субъектов РФ. Так, анализ судебной практики показал, что региональные министерства здравоохранения могут отказывать в организации льготного лекарственного обеспечения в связи с отсутствием денежных средств (финансовый вопрос) <7>. Таким образом, в настоящее время в связи с дефектами правового регулирования обеспечение преемственности лекарственного обеспечения не представляется возможным, что ведет к прогрессированию заболевания и инвалидизации, нивелируя результаты длительной терапии в детском возрасте.
Статья: Отдельные вопросы защиты прав детей с редкими (орфанными) заболеваниями на лекарственное обеспечение
(Огурцова М.Л.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 1)Отсутствие лекарственного препарата в льготных перечнях лекарственных средств не является основанием для отказа в их назначении <15>.
(Огурцова М.Л.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 1)Отсутствие лекарственного препарата в льготных перечнях лекарственных средств не является основанием для отказа в их назначении <15>.
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 09.07.2009 N 12-П
"По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 10 Закона Российской Федерации "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" в связи с жалобой гражданина С.Н. Борозенца"Согласно пункту 6 данной статьи право на установление ежемесячной денежной выплаты Герой Советского Союза получает при условии отказа на следующий календарный год от льгот по бесплатному медицинскому, санаторно-курортному обслуживанию, протезно-ортопедическому и лекарственному обеспечению, бесплатному получению в собственность занимаемых жилых помещений, содержанию жилья и предоставлению коммунально-бытовых услуг, бесплатному пользованию транспортными средствами, бесплатному посещению государственных музеев, картинных галерей, выставочных залов и центров, выставок и ярмарок; если заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты не было подано в срок до 1 октября текущего года, то в течение следующего календарного года названные льготы предоставляются в натуральной форме.
"По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 10 Закона Российской Федерации "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" в связи с жалобой гражданина С.Н. Борозенца"Согласно пункту 6 данной статьи право на установление ежемесячной денежной выплаты Герой Советского Союза получает при условии отказа на следующий календарный год от льгот по бесплатному медицинскому, санаторно-курортному обслуживанию, протезно-ортопедическому и лекарственному обеспечению, бесплатному получению в собственность занимаемых жилых помещений, содержанию жилья и предоставлению коммунально-бытовых услуг, бесплатному пользованию транспортными средствами, бесплатному посещению государственных музеев, картинных галерей, выставочных залов и центров, выставок и ярмарок; если заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты не было подано в срок до 1 октября текущего года, то в течение следующего календарного года названные льготы предоставляются в натуральной форме.
"Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.06.2020)Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что оснований для возмещения истцу понесенных расходов на покупку лекарственного препарата не имелось, поскольку со стороны фармацевтической организации не было допущено противоправных действий, а компенсация расходов, понесенных получателем льгот на приобретение лекарственного препарата за свой счет, действующим законодательством не предусмотрена.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.06.2020)Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что оснований для возмещения истцу понесенных расходов на покупку лекарственного препарата не имелось, поскольку со стороны фармацевтической организации не было допущено противоправных действий, а компенсация расходов, понесенных получателем льгот на приобретение лекарственного препарата за свой счет, действующим законодательством не предусмотрена.
Статья: К вопросу о понятии социального риска и его роли в механизме правового регулирования социально-обеспечительных отношений
(Тучкова Э.Г.)
("Социальное и пенсионное право", 2022, N 4)г) принятие юридического акта о применении нормы права, т.е. решения о предоставлении либо отказе в установлении истребуемого вида обеспечения.
(Тучкова Э.Г.)
("Социальное и пенсионное право", 2022, N 4)г) принятие юридического акта о применении нормы права, т.е. решения о предоставлении либо отказе в установлении истребуемого вида обеспечения.
"Цифровая экономика: актуальные направления правового регулирования: научно-практическое пособие"
(под ред. И.И. Кучерова, С.А. Синицына)
("ИЗиСП", "НОРМА", 2022)Значительный блок вопросов связан со сферой медицины. Это и переход на ведение медицинской документации в форме электронных документов, предусматривающий отказ от ведения указанной документации на бумажном носителе; перевод здравоохранения на работу с искусственным интеллектом; хранение и использование обезличенных медицинских данных как для обучения систем искусственного интеллекта, так и для возможной передачи третьим лицам; расширение дистанционного взаимодействия врача и пациента; система электронных рецептов и автоматизированное управление льготным лекарственным обеспечением, в том числе обеспечение инвалидов необходимым оборудованием. Все эти вопросы требуют законодательного решения.
(под ред. И.И. Кучерова, С.А. Синицына)
("ИЗиСП", "НОРМА", 2022)Значительный блок вопросов связан со сферой медицины. Это и переход на ведение медицинской документации в форме электронных документов, предусматривающий отказ от ведения указанной документации на бумажном носителе; перевод здравоохранения на работу с искусственным интеллектом; хранение и использование обезличенных медицинских данных как для обучения систем искусственного интеллекта, так и для возможной передачи третьим лицам; расширение дистанционного взаимодействия врача и пациента; система электронных рецептов и автоматизированное управление льготным лекарственным обеспечением, в том числе обеспечение инвалидов необходимым оборудованием. Все эти вопросы требуют законодательного решения.
Статья: Взаимодействие врача и пациента: орфанный ракурс
(Посадкова М.В., Гавриленко Д.В.)
("Медицинское право", 2024, N 4)В-четвертых, лица с установленной инвалидностью имеют право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, в состав которых включено обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов <22>. Обеспечение лиц с инвалидностью лекарственными препаратами осуществляется за счет средств федерального бюджета. Однако привязка лекарственного обеспечения к установлению инвалидности для пациентов с редкими (орфанными) заболеваниями в ряде случаев не является актуальной. Например, для отдельных заболеваний из Перечня вовсе не установлены критерии инвалидности (например, средиземноморская лихорадка), что позволяет установить инвалидность только по сопутствующим заболеваниям. Для других после установления инвалидности и получения жизненно необходимой терапии у пациентов отсутствуют функциональные ограничения организма, а значит, оснований для повторного установления инвалидности не зафиксировано. Основной вопрос в том, что в таком случае пациенты теряют ключевое основание для льготного лекарственного обеспечения, что подвергает их жизнь и здоровье опасности. Также критерии установления инвалидности достаточно редко подлежат обновлению, в связи с этим они не учитывают особенности и тяжесть течения заболевания, что приводит к отказу от установления инвалидности.
(Посадкова М.В., Гавриленко Д.В.)
("Медицинское право", 2024, N 4)В-четвертых, лица с установленной инвалидностью имеют право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, в состав которых включено обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов <22>. Обеспечение лиц с инвалидностью лекарственными препаратами осуществляется за счет средств федерального бюджета. Однако привязка лекарственного обеспечения к установлению инвалидности для пациентов с редкими (орфанными) заболеваниями в ряде случаев не является актуальной. Например, для отдельных заболеваний из Перечня вовсе не установлены критерии инвалидности (например, средиземноморская лихорадка), что позволяет установить инвалидность только по сопутствующим заболеваниям. Для других после установления инвалидности и получения жизненно необходимой терапии у пациентов отсутствуют функциональные ограничения организма, а значит, оснований для повторного установления инвалидности не зафиксировано. Основной вопрос в том, что в таком случае пациенты теряют ключевое основание для льготного лекарственного обеспечения, что подвергает их жизнь и здоровье опасности. Также критерии установления инвалидности достаточно редко подлежат обновлению, в связи с этим они не учитывают особенности и тяжесть течения заболевания, что приводит к отказу от установления инвалидности.
Статья: Надзор за соблюдением прав граждан на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами
(Селищева (Курилова) Е.В.)
("Законность", 2022, N 5)Документом, подтверждающим право гражданина на бесплатное получение необходимого лекарственного препарата в определенном количестве, является льготный бесплатный рецепт установленного образца.
(Селищева (Курилова) Е.В.)
("Законность", 2022, N 5)Документом, подтверждающим право гражданина на бесплатное получение необходимого лекарственного препарата в определенном количестве, является льготный бесплатный рецепт установленного образца.
Статья: Семья с редким (орфанным) пациентом как субъект правоотношений в сфере здравоохранения: миф или реальность?
(Посадкова М.В.)
("Медицинское право", 2025, N 2)Данный вопрос стал предметом рассмотрения и российского органа конституционной юстиции. Так, в Постановлении от 26 сентября 2024 г. N 41-П Конституционный Суд РФ указал: "Кроме того, как уже было сказано, значительное число орфанных заболеваний не перечислено ни в пункте 21 части 2 статьи 14 Закона об основах охраны здоровья, ни в Перечне по Постановлению N 403, т.е. источник бюджетного финансирования лекарственного обеспечения страдающих ими граждан не определен. <...> Отмечено, что Закон об основах охраны здоровья не предполагает установления каких-либо ограничительных перечней лекарственных препаратов для обеспечения больных, страдающих орфанными заболеваниями, и указано на недопустимость отказов им в лекарственном обеспечении за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации" <17>. Орган конституционной юстиции также отметил, что пациенты с редкими (орфанными) заболеваниями в целях предотвращения необратимого ухудшения здоровья нуждаются в особом организационно-правовом механизме. В дальнейшем попытка выстраивания такого организационно-правового механизма была предпринята в предоставлении межбюджетных трансфертов для льготного лекарственного обеспечения от федерации к нуждающимся регионам <18>.
(Посадкова М.В.)
("Медицинское право", 2025, N 2)Данный вопрос стал предметом рассмотрения и российского органа конституционной юстиции. Так, в Постановлении от 26 сентября 2024 г. N 41-П Конституционный Суд РФ указал: "Кроме того, как уже было сказано, значительное число орфанных заболеваний не перечислено ни в пункте 21 части 2 статьи 14 Закона об основах охраны здоровья, ни в Перечне по Постановлению N 403, т.е. источник бюджетного финансирования лекарственного обеспечения страдающих ими граждан не определен. <...> Отмечено, что Закон об основах охраны здоровья не предполагает установления каких-либо ограничительных перечней лекарственных препаратов для обеспечения больных, страдающих орфанными заболеваниями, и указано на недопустимость отказов им в лекарственном обеспечении за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации" <17>. Орган конституционной юстиции также отметил, что пациенты с редкими (орфанными) заболеваниями в целях предотвращения необратимого ухудшения здоровья нуждаются в особом организационно-правовом механизме. В дальнейшем попытка выстраивания такого организационно-правового механизма была предпринята в предоставлении межбюджетных трансфертов для льготного лекарственного обеспечения от федерации к нуждающимся регионам <18>.
"Комментарий к Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(Жеребцов А.Н., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Агибалова Е.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Данилов П.С., Менкенов А.В., Пучкова В.В., Ротко С.В., Самойлова Ю.Б., Сенокосова Е.К., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Пример. В отношении городской поликлиники территориальным органом Росздравнадзора было вынесено предписание об устранении выявленных нарушений законодательства, в котором на городскую поликлинику в том числе возлагалась обязанность не допускать нарушений прав детей первых трех лет жизни при выписке льготных рецептов на лекарственные препараты для амбулаторного лечения ребенка, а также не допускать нарушения порядка ведения медицинской карты. Поликлиника обжаловала в суд предписание и потребовала признания его недействительным в указанной части. По данному делу суд первой инстанции удовлетворил исковые требования.
(Жеребцов А.Н., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Агибалова Е.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Данилов П.С., Менкенов А.В., Пучкова В.В., Ротко С.В., Самойлова Ю.Б., Сенокосова Е.К., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Пример. В отношении городской поликлиники территориальным органом Росздравнадзора было вынесено предписание об устранении выявленных нарушений законодательства, в котором на городскую поликлинику в том числе возлагалась обязанность не допускать нарушений прав детей первых трех лет жизни при выписке льготных рецептов на лекарственные препараты для амбулаторного лечения ребенка, а также не допускать нарушения порядка ведения медицинской карты. Поликлиника обжаловала в суд предписание и потребовала признания его недействительным в указанной части. По данному делу суд первой инстанции удовлетворил исковые требования.
Статья: К вопросу о бюджетно-правовом регулировании лекарственного обеспечения инвалидов
(Лисовина О.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 3)Учитывая изложенное, требуются законодательные изменения в части ограничения предоставляемых органами региональной власти инвалидам лекарств в рамках региональной льготы, от которых в рамках федеральной льготы данные граждане отказались и реализовали свое право на получение денежной компенсации.
(Лисовина О.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 3)Учитывая изложенное, требуются законодательные изменения в части ограничения предоставляемых органами региональной власти инвалидам лекарств в рамках региональной льготы, от которых в рамках федеральной льготы данные граждане отказались и реализовали свое право на получение денежной компенсации.
Ситуация: Какие льготы и выплаты положены Героям России?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)льготы по медицинскому, санаторно-курортному обслуживанию и лекарственному обеспечению:
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)льготы по медицинскому, санаторно-курортному обслуживанию и лекарственному обеспечению:
Информация: Выбрать форму социальных услуг можно до 1 октября
("Официальный сайт СФР", 2025)Россияне, имеющие право на федеральные льготы и меры социальной поддержки, могут до конца сентября определить, в какой форме получать набор социальных услуг: натуральной или денежной. Натуральная форма предусматривает предоставление лекарств и медицинских изделий, путевки в санаторий, бесплатного проезда на пригородных электричках, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. Если человек не планирует пользоваться перечисленными услугами, он может отказаться от них в пользу компенсации деньгами.
("Официальный сайт СФР", 2025)Россияне, имеющие право на федеральные льготы и меры социальной поддержки, могут до конца сентября определить, в какой форме получать набор социальных услуг: натуральной или денежной. Натуральная форма предусматривает предоставление лекарств и медицинских изделий, путевки в санаторий, бесплатного проезда на пригородных электричках, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. Если человек не планирует пользоваться перечисленными услугами, он может отказаться от них в пользу компенсации деньгами.