Отказ от форс-мажора
Подборка наиболее важных документов по запросу Отказ от форс-мажора (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Договор поставки
(КонсультантПлюс, 2025)Расторжение договора поставки из-за форс-мажора
(КонсультантПлюс, 2025)Расторжение договора поставки из-за форс-мажора
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Обзор практики рассмотрения обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (II квартал 2023 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)2. Отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций в отношении заказчика не является обстоятельством непреодолимой силы для принятия решения об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)2. Отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций в отношении заказчика не является обстоятельством непреодолимой силы для принятия решения об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр.
"Обзор судебной практики в сфере закупок по 223-ФЗ (декабрь 2020 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)2. Заказчик вправе отказаться от проведения закупки исключительно в связи с обстоятельством непреодолимой силы.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)2. Заказчик вправе отказаться от проведения закупки исключительно в связи с обстоятельством непреодолимой силы.
Нормативные акты
Постановление Совета ТПП РФ от 24.06.2021 N 7-2
(ред. от 15.04.2025)
"Об утверждении положения о свидетельствовании уполномоченными торгово-промышленными палатами обстоятельств непреодолимой силы по договорам (контрактам), заключенным в рамках внутрироссийской экономической деятельности"5.6. Оформление мотивированного отказа в свидетельствовании обстоятельств непреодолимой силы.
(ред. от 15.04.2025)
"Об утверждении положения о свидетельствовании уполномоченными торгово-промышленными палатами обстоятельств непреодолимой силы по договорам (контрактам), заключенным в рамках внутрироссийской экономической деятельности"5.6. Оформление мотивированного отказа в свидетельствовании обстоятельств непреодолимой силы.
Обзор: "Обзор судебной практики в связи с антикризисными мерами"
(КонсультантПлюс, 2025)Апелляция и кассация не признали недействительным решение УФАС по региону о включении в РНП исполнителя, отказавшегося в одностороннем порядке от исполнения контракта. Суды не усмотрели, что исполнение контракта оказалось невозможным из-за форс-мажора. Односторонний отказ исполнителя не позволил удовлетворить государственную потребность заказчика в ежедневной уборке помещений санатория. Исполнитель не доказал вынужденный характер одностороннего отказа из-за существенного повышения цен на ресурсы, необходимые для исполнения контракта. При этом он полгода исполнял контракт в полном объеме, несмотря на повышение стоимости этих ресурсов, что в т.ч. указывает на его недобросовестность.
(КонсультантПлюс, 2025)Апелляция и кассация не признали недействительным решение УФАС по региону о включении в РНП исполнителя, отказавшегося в одностороннем порядке от исполнения контракта. Суды не усмотрели, что исполнение контракта оказалось невозможным из-за форс-мажора. Односторонний отказ исполнителя не позволил удовлетворить государственную потребность заказчика в ежедневной уборке помещений санатория. Исполнитель не доказал вынужденный характер одностороннего отказа из-за существенного повышения цен на ресурсы, необходимые для исполнения контракта. При этом он полгода исполнял контракт в полном объеме, несмотря на повышение стоимости этих ресурсов, что в т.ч. указывает на его недобросовестность.
Готовое решение: Какую ответственность сторон предусмотреть в договоре при закупке по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)введением политических или экономических санкций и мер ограничительного характера. Важно отметить, что, когда такие санкции и меры введены в отношении заказчика, они не могут признаваться форс-мажором и обосновывать уклонение участника закупки от заключения договора или отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения договора по этим причинам.
(КонсультантПлюс, 2025)введением политических или экономических санкций и мер ограничительного характера. Важно отметить, что, когда такие санкции и меры введены в отношении заказчика, они не могут признаваться форс-мажором и обосновывать уклонение участника закупки от заключения договора или отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения договора по этим причинам.
Готовое решение: Что делать арендатору недвижимости, если аренда стала обременительной в ситуации распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) (до 31 мая 2023 г. включительно)
(КонсультантПлюс, 2023)Считается ли эпидемия коронавирусной инфекции форс-мажором для одностороннего отказа от договора аренды
(КонсультантПлюс, 2023)Считается ли эпидемия коронавирусной инфекции форс-мажором для одностороннего отказа от договора аренды
Статья: Контрактные основания прекращения договора поставки. Санкции как форс-мажор в рамках внутринациональных договоров поставки. Можно ли прекратить договор поставки в связи с форс-мажором?
(Васильева А.А.)
("Вестник арбитражной практики", 2025, N 3)Таким образом, российский поставщик - импортер строго буквально не может при доказывании факта прекращения договора или при осуществлении отказа от договора со ссылкой на форс-мажор опираться на п. 3 ст. 401 ГК РФ, а договорные условия о возможности такого отказа со ссылкой на форс-мажор блокируются обязательством поставщика о представлении сертификата ТПП о форс-мажоре, которое на 100% будет нарушено, поскольку такой сертификат невозможно получить с весны 2022 года.
(Васильева А.А.)
("Вестник арбитражной практики", 2025, N 3)Таким образом, российский поставщик - импортер строго буквально не может при доказывании факта прекращения договора или при осуществлении отказа от договора со ссылкой на форс-мажор опираться на п. 3 ст. 401 ГК РФ, а договорные условия о возможности такого отказа со ссылкой на форс-мажор блокируются обязательством поставщика о представлении сертификата ТПП о форс-мажоре, которое на 100% будет нарушено, поскольку такой сертификат невозможно получить с весны 2022 года.
Готовое решение: Как поставщику (подрядчику, исполнителю) исполнить государственный (муниципальный) контракт по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)При решении вопроса о включении сведений в РНП вы вправе представить на заседание контрольного органа информацию, документы и объяснения, подтверждающие в том числе ваше добросовестное поведение. Сведения в РНП не включат, если удастся доказать, что вы принимали меры для надлежащего исполнения условий контракта или ненадлежащее исполнение возникло из-за обстоятельств непреодолимой силы. Учтите, что к таким обстоятельствам не относится отказ от исполнения контракта из-за санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика (пп. "а" п. 13, пп. "а" п. 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078).
(КонсультантПлюс, 2025)При решении вопроса о включении сведений в РНП вы вправе представить на заседание контрольного органа информацию, документы и объяснения, подтверждающие в том числе ваше добросовестное поведение. Сведения в РНП не включат, если удастся доказать, что вы принимали меры для надлежащего исполнения условий контракта или ненадлежащее исполнение возникло из-за обстоятельств непреодолимой силы. Учтите, что к таким обстоятельствам не относится отказ от исполнения контракта из-за санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика (пп. "а" п. 13, пп. "а" п. 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078).