Отходы класса б лицензия
Подборка наиболее важных документов по запросу Отходы класса б лицензия (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Закупка услуг по обращению с медицинскими отходами
(Александров Г.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 2)Пример. Заказчик объявил аукцион на оказание услуг по обезвреживанию, утилизации медицинских отходов класса Б. В документации было установлено требование к участникам закупки о наличии лицензии на деятельность по обращению с отходами I - IV классов опасности. Участник закупки оспорил правомерность данного требования.
(Александров Г.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 2)Пример. Заказчик объявил аукцион на оказание услуг по обезвреживанию, утилизации медицинских отходов класса Б. В документации было установлено требование к участникам закупки о наличии лицензии на деятельность по обращению с отходами I - IV классов опасности. Участник закупки оспорил правомерность данного требования.
Вопрос: Как получить лицензию на вывоз ТКО?
(Консультация эксперта, 2025)сведения о работниках соискателя лицензии, допущенных к осуществлению деятельности в области обращения с отходами, - страховой номер индивидуального лицевого счета, дата рождения, а также реквизиты документов, подтверждающих получение этими лицами профессионального обучения или дополнительного профессионального образования, необходимого для работ с отходами I - IV классов опасности.
(Консультация эксперта, 2025)сведения о работниках соискателя лицензии, допущенных к осуществлению деятельности в области обращения с отходами, - страховой номер индивидуального лицевого счета, дата рождения, а также реквизиты документов, подтверждающих получение этими лицами профессионального обучения или дополнительного профессионального образования, необходимого для работ с отходами I - IV классов опасности.
Нормативные акты
Федеральный закон от 04.08.2023 N 451-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"а) пункт 2 после слов "реестр лицензий" дополнить словами "на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности (далее - реестр лицензий)";
(ред. от 08.08.2024)
"О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"а) пункт 2 после слов "реестр лицензий" дополнить словами "на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности (далее - реестр лицензий)";
Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1096
(ред. от 27.08.2025)
"О федеральном государственном экологическом контроле (надзоре)"
(вместе с "Положением о федеральном государственном экологическом контроле (надзоре)")
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)а) соблюдение обязательных требований в области охраны окружающей среды, включая требования, содержащиеся в разрешительных документах и установленные в соответствии с международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом "Об охране окружающей среды", Федеральным законом "Об экологической экспертизе", Федеральным законом "О континентальном шельфе Российской Федерации", Федеральным законом "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами", Федеральным законом "Об отходах производства и потребления", Федеральным законом "Об охране атмосферного воздуха", Федеральным законом "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации", Федеральным законом "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации", Федеральным законом "Об охране озера Байкал", Градостроительным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении", Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральным законом "О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха" и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также лицензионных требований к деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности в отношении объектов, указанных в подпунктах "б" - "к" пункта 8 настоящего Положения;
(ред. от 27.08.2025)
"О федеральном государственном экологическом контроле (надзоре)"
(вместе с "Положением о федеральном государственном экологическом контроле (надзоре)")
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)а) соблюдение обязательных требований в области охраны окружающей среды, включая требования, содержащиеся в разрешительных документах и установленные в соответствии с международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом "Об охране окружающей среды", Федеральным законом "Об экологической экспертизе", Федеральным законом "О континентальном шельфе Российской Федерации", Федеральным законом "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами", Федеральным законом "Об отходах производства и потребления", Федеральным законом "Об охране атмосферного воздуха", Федеральным законом "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации", Федеральным законом "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации", Федеральным законом "Об охране озера Байкал", Градостроительным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении", Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральным законом "О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха" и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также лицензионных требований к деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности в отношении объектов, указанных в подпунктах "б" - "к" пункта 8 настоящего Положения;
Готовое решение: Как оказываются услуги по вывозу мусора и каким требованиям они должны соответствовать
(КонсультантПлюс, 2025)Данная норма устанавливает ответственность за предпринимательскую деятельность с нарушением требований и условий, предусмотренных лицензией. Деятельность по транспортированию отходов I - IV классов опасности является лицензируемой (п. 30 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании). Такая лицензия необходима для вывоза ТКО, поскольку, по мнению специалистов Минприроды России, в составе ТКО присутствуют в основном отходы материалов и изделий, отнесенных к IV и/или V классу опасности (Информация Минприроды России). В числе лицензионных требований есть наличие транспортных средств, которые должны быть оснащены аппаратурой спутниковой навигации (п. 1 ч. 3 ст. 8 Закона о лицензировании, пп. "б" п. 3 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.12.2020 N 2290, п. 47 Правил обращения с ТКО, Информация Росприроднадзора).
(КонсультантПлюс, 2025)Данная норма устанавливает ответственность за предпринимательскую деятельность с нарушением требований и условий, предусмотренных лицензией. Деятельность по транспортированию отходов I - IV классов опасности является лицензируемой (п. 30 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании). Такая лицензия необходима для вывоза ТКО, поскольку, по мнению специалистов Минприроды России, в составе ТКО присутствуют в основном отходы материалов и изделий, отнесенных к IV и/или V классу опасности (Информация Минприроды России). В числе лицензионных требований есть наличие транспортных средств, которые должны быть оснащены аппаратурой спутниковой навигации (п. 1 ч. 3 ст. 8 Закона о лицензировании, пп. "б" п. 3 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.12.2020 N 2290, п. 47 Правил обращения с ТКО, Информация Росприроднадзора).
Готовое решение: Как вывозятся жидкие бытовые отходы
(КонсультантПлюс, 2025)- ИП и работники исполнителя (который осуществляет обращение с отходами, не считающимися сточными водами по водному законодательству), допущенные к деятельности в области обращения с отходами, должны пройти профессиональное обучение (иметь дополнительное профессиональное образование) для работы с такими отходами. Это должно быть подтверждено документами об образовании и (или) о квалификации (п. 1 ст. 15 Закона об отходах, пп. "б" п. 3 Положения о лицензировании). Типовая дополнительная профессиональная программа (программа повышения квалификации) в области сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов I - IV классов опасности утверждена Приказом Минприроды России от 15.10.2021 N 755. На ее основании образовательные организации разрабатывают дополнительную профессиональную программу повышения квалификации;
(КонсультантПлюс, 2025)- ИП и работники исполнителя (который осуществляет обращение с отходами, не считающимися сточными водами по водному законодательству), допущенные к деятельности в области обращения с отходами, должны пройти профессиональное обучение (иметь дополнительное профессиональное образование) для работы с такими отходами. Это должно быть подтверждено документами об образовании и (или) о квалификации (п. 1 ст. 15 Закона об отходах, пп. "б" п. 3 Положения о лицензировании). Типовая дополнительная профессиональная программа (программа повышения квалификации) в области сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов I - IV классов опасности утверждена Приказом Минприроды России от 15.10.2021 N 755. На ее основании образовательные организации разрабатывают дополнительную профессиональную программу повышения квалификации;
Статья: ESG-принципы и гринвошинг: правовые проблемы дифференциации
(Агафонов В.Б.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 9)Следует также отметить, что принцип повторного использования / хранения применим не только к сфере обращения с отходами производства и потребления. Например, в настоящее время создана правовая основа размещения углекислого газа в подземные пласты <15>. С 1 сентября 2024 г. вступает в силу Приказ Минприроды России N 489, Роснедр N 08 от 07.08.2023 "Об утверждении Порядка осуществления на основании проектной документации, предусмотренной ст. 23.2 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" <16>, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, в том числе для размещения углекислого газа (за исключением подземных сооружений для захоронения отходов производства и потребления I - V классов опасности), пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу полезных ископаемых или по совмещенной лицензии геологическое изучение, разведку и добычу полезных ископаемых (за исключением общераспространенных полезных ископаемых), в границах предоставленных им в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" участков недр" <17>.
(Агафонов В.Б.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 9)Следует также отметить, что принцип повторного использования / хранения применим не только к сфере обращения с отходами производства и потребления. Например, в настоящее время создана правовая основа размещения углекислого газа в подземные пласты <15>. С 1 сентября 2024 г. вступает в силу Приказ Минприроды России N 489, Роснедр N 08 от 07.08.2023 "Об утверждении Порядка осуществления на основании проектной документации, предусмотренной ст. 23.2 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" <16>, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, в том числе для размещения углекислого газа (за исключением подземных сооружений для захоронения отходов производства и потребления I - V классов опасности), пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу полезных ископаемых или по совмещенной лицензии геологическое изучение, разведку и добычу полезных ископаемых (за исключением общераспространенных полезных ископаемых), в границах предоставленных им в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" участков недр" <17>.
"Рекультивация земель: особенности и проблемы правового регулирования"
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)- сведения о работниках соискателя лицензии, допущенных к осуществлению деятельности в области обращения с отходами, - страховой номер индивидуального лицевого счета, дата рождения, а также реквизиты документов, подтверждающих получение этими лицами профессионального обучения или дополнительного профессионального образования, необходимого для работ с отходами I - IV классов опасности;
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)- сведения о работниках соискателя лицензии, допущенных к осуществлению деятельности в области обращения с отходами, - страховой номер индивидуального лицевого счета, дата рождения, а также реквизиты документов, подтверждающих получение этими лицами профессионального обучения или дополнительного профессионального образования, необходимого для работ с отходами I - IV классов опасности;
Готовое решение: В каком порядке вывозится строительный мусор
(КонсультантПлюс, 2025)Лица, допущенные к транспортированию отходов I - IV классов опасности (работники организаций и ИП, а также сами ИП, которые осуществляют эту деятельность), должны иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с такими отходами (п. 1 ст. 15 Закона об отходах, пп. "б" п. 3 Положения о лицензировании деятельности по работе с отходами).
(КонсультантПлюс, 2025)Лица, допущенные к транспортированию отходов I - IV классов опасности (работники организаций и ИП, а также сами ИП, которые осуществляют эту деятельность), должны иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с такими отходами (п. 1 ст. 15 Закона об отходах, пп. "б" п. 3 Положения о лицензировании деятельности по работе с отходами).