Отходы 5 класса опасности
Подборка наиболее важных документов по запросу Отходы 5 класса опасности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 1 "Основные понятия" Федерального закона "Об отходах производства и потребления""Ссылки ответчика на то, что вывоз отходов осуществлялся не истцом, а обществом с ограниченной ответственностью "ТехноПарк" по договору об оказании услуг по вывозу (транспортированию) отходов и передаче на размещение от 01.11.2021 N 44, апелляционным судом признаются необоснованными, поскольку по условиям указанного договора обществом "ТехноПарк" осуществлялся вывоз отходов производства и потребления 4-5 классов опасности, тогда как по смыслу правовых дефиниций, приведенных в статье 1 Закона N 89-ФЗ, понятие отходов производства и потребления не тождественно понятию ТКО."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Отходы производства
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)V класс - практически неопасные отходы.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)V класс - практически неопасные отходы.
Статья: Значение комплексной геолого-экономической оценки для определения правового режима и дальнейшего использования отходов недропользования
(Прощалыгин Р.А.)
("Юрист", 2024, N 9)Между тем закрепленное в ч. 2 ст. 23.4 Федерального закона "О недрах" право хозяйствующего субъекта по использованию отходов 5-го класса опасности для удовлетворения своих потребностей без проведения ГЭО и установления наличия в них полезных ископаемых противоречит праву собственности государства на соответствующие природные ресурсы и компоненты. Кроме того, в силу данного правового предписания происходит ограничение права собственности субъекта РФ на общераспространенные полезные ископаемые. Как верно отмечает В.А. Болдырев, право собственности может быть ограниченным чьими-то вещными или обязательственными правами <7>. Однако такое ограничение в рассматриваемом случае возможно лишь на основе соглашения с собственником природных ресурсов (РФ, субъектом РФ), которое должно подтверждаться выдачей лицензии на право пользования соответствующими полезными ископаемыми, содержащимися в отходах недропользования. Какого-либо ограниченного вещного права на данные отходы для хозяйствующего субъекта в рамках действующего законодательства не предусмотрено.
(Прощалыгин Р.А.)
("Юрист", 2024, N 9)Между тем закрепленное в ч. 2 ст. 23.4 Федерального закона "О недрах" право хозяйствующего субъекта по использованию отходов 5-го класса опасности для удовлетворения своих потребностей без проведения ГЭО и установления наличия в них полезных ископаемых противоречит праву собственности государства на соответствующие природные ресурсы и компоненты. Кроме того, в силу данного правового предписания происходит ограничение права собственности субъекта РФ на общераспространенные полезные ископаемые. Как верно отмечает В.А. Болдырев, право собственности может быть ограниченным чьими-то вещными или обязательственными правами <7>. Однако такое ограничение в рассматриваемом случае возможно лишь на основе соглашения с собственником природных ресурсов (РФ, субъектом РФ), которое должно подтверждаться выдачей лицензии на право пользования соответствующими полезными ископаемыми, содержащимися в отходах недропользования. Какого-либо ограниченного вещного права на данные отходы для хозяйствующего субъекта в рамках действующего законодательства не предусмотрено.
Нормативные акты
Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об отходах производства и потребления"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)V класс - практически неопасные отходы.
(ред. от 31.07.2025)
"Об отходах производства и потребления"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)V класс - практически неопасные отходы.
Приказ Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242
(ред. от 20.12.2024)
"Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов"
(Зарегистрировано в Минюсте России 08.06.2017 N 47008)Зарегистрировано в Минюсте России 8 июня 2017 г. N 47008
(ред. от 20.12.2024)
"Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов"
(Зарегистрировано в Минюсте России 08.06.2017 N 47008)Зарегистрировано в Минюсте России 8 июня 2017 г. N 47008
Готовое решение: Как заполнить декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду
(КонсультантПлюс, 2025)строка 164 = столбец 27 разд. 5 по строке "Всего по тем классам опасности отходов производства, по которым осуществляется корректировка размера платы";
(КонсультантПлюс, 2025)строка 164 = столбец 27 разд. 5 по строке "Всего по тем классам опасности отходов производства, по которым осуществляется корректировка размера платы";
"Рекультивация земель: особенности и проблемы правового регулирования"
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)5. Транспортирование отходов I класса опасности.
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)5. Транспортирование отходов I класса опасности.
Статья: Новый порядок обеспечения работников СИЗ и смывающими средствами
(Агуреева Н.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2023, N 9)После списания СИЗ необходимо правильно утилизировать. Информацию об этой части жизненного цикла СИЗ мы не сможем найти в Правилах, так как это вотчина Росприроднадзора (и, соответственно, зона ответственности эколога предприятия). Основы можно прочитать в Федеральном законе от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". По правилам компании не могут выкидывать пришедшие в негодность СИЗ в близлежащие мусорные контейнеры. Вещества разного происхождения, образовавшиеся в результате производства или другой деятельности человека, - это отходы. В целях защиты окружающей среды все отходы разделены на 5 классов опасности (где V - практически не опасные отходы):
(Агуреева Н.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2023, N 9)После списания СИЗ необходимо правильно утилизировать. Информацию об этой части жизненного цикла СИЗ мы не сможем найти в Правилах, так как это вотчина Росприроднадзора (и, соответственно, зона ответственности эколога предприятия). Основы можно прочитать в Федеральном законе от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". По правилам компании не могут выкидывать пришедшие в негодность СИЗ в близлежащие мусорные контейнеры. Вещества разного происхождения, образовавшиеся в результате производства или другой деятельности человека, - это отходы. В целях защиты окружающей среды все отходы разделены на 5 классов опасности (где V - практически не опасные отходы):
Готовое решение: Как рассчитать плату за негативное воздействие на окружающую среду
(КонсультантПлюс, 2025)размещение отходов IV класса опасности (не ТКО) - 1,5 т. Это в пределах лимитов на размещение отходов.
(КонсультантПлюс, 2025)размещение отходов IV класса опасности (не ТКО) - 1,5 т. Это в пределах лимитов на размещение отходов.
Готовое решение: Как рассчитать сумму платы за НВОС при размещении отходов производства и потребления, хранении вскрышных и вмещающих горных пород, размещении побочных продуктов животноводства
(КонсультантПлюс, 2025)Плата за НВОС при размещении ТКО за отчетный год, которую вносят региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению, равна сумме платы по каждому классу опасности отходов, отнесенных к ТКО (п. п. 5, 9, 52 Правил исчисления и взимания платы за НВОС).
(КонсультантПлюс, 2025)Плата за НВОС при размещении ТКО за отчетный год, которую вносят региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению, равна сумме платы по каждому классу опасности отходов, отнесенных к ТКО (п. п. 5, 9, 52 Правил исчисления и взимания платы за НВОС).
Готовое решение: Какие коэффициенты применяются при расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду
(КонсультантПлюс, 2025)коэффициент 0,5 - для отходов IV, V классов опасности, которые образовались при утилизации ранее размещенных отходов перерабатывающей и добывающей промышленности;
(КонсультантПлюс, 2025)коэффициент 0,5 - для отходов IV, V классов опасности, которые образовались при утилизации ранее размещенных отходов перерабатывающей и добывающей промышленности;
Статья: Правовое регулирование оценки и учета накопленного вреда окружающей среде
(Лиманская А.П.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 11)В правовой литературе отмечается, что одним из факторов, способствующих появлению этой проблемы, является противоречие законодательства об отходах, состоящее в отождествлении правового режима твердых коммунальных отходов и опасных промышленных отходов. Так, в статьях 13.2 и 13.3 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрены единые требования к разработке и реализации региональных программ в области обращения с отходами, касающихся деятельности как по обращению с отходами производства, так и по обращению с твердыми коммунальными отходами. Этот парадокс приводит специалистов к выводу о "регулировании законодательством только отношений по обращению со смешанными отходами, поскольку на свалках и полигонах ведется смешанное захоронение коммунальных отходов 5-го класса опасности и отходов 1 - 4-го класса опасности" <9>. Зачастую опасные отходы вывозятся на заброшенные свалки коммунальных отходов.
(Лиманская А.П.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 11)В правовой литературе отмечается, что одним из факторов, способствующих появлению этой проблемы, является противоречие законодательства об отходах, состоящее в отождествлении правового режима твердых коммунальных отходов и опасных промышленных отходов. Так, в статьях 13.2 и 13.3 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрены единые требования к разработке и реализации региональных программ в области обращения с отходами, касающихся деятельности как по обращению с отходами производства, так и по обращению с твердыми коммунальными отходами. Этот парадокс приводит специалистов к выводу о "регулировании законодательством только отношений по обращению со смешанными отходами, поскольку на свалках и полигонах ведется смешанное захоронение коммунальных отходов 5-го класса опасности и отходов 1 - 4-го класса опасности" <9>. Зачастую опасные отходы вывозятся на заброшенные свалки коммунальных отходов.
Статья: Прокурорский надзор за исполнением экологического законодательства
(Копылова О.П., Медведева С.В.)
("Экологическое право", 2021, N 3)По другому факту проверкой было установлено, что в результате производственной деятельности филиала МРУ АО "Транснефть - Дружба" от ремонта коммуникаций и замены труб нефтепровода образуются отходы лома и черных металлов, которые отнесены к 4-му классу опасности. Однако указанные отходы хранились на открытой площадке и были учтены как отходы 5-го класса опасности. Поэтому их учет не исполнялся, информация об образующихся отходах была искажена. Ведущий инженер за сокрытие или искажение экологической информации был привлечен к административной ответственности.
(Копылова О.П., Медведева С.В.)
("Экологическое право", 2021, N 3)По другому факту проверкой было установлено, что в результате производственной деятельности филиала МРУ АО "Транснефть - Дружба" от ремонта коммуникаций и замены труб нефтепровода образуются отходы лома и черных металлов, которые отнесены к 4-му классу опасности. Однако указанные отходы хранились на открытой площадке и были учтены как отходы 5-го класса опасности. Поэтому их учет не исполнялся, информация об образующихся отходах была искажена. Ведущий инженер за сокрытие или искажение экологической информации был привлечен к административной ответственности.