Отчуждение имущества унитарного предприятия
Подборка наиболее важных документов по запросу Отчуждение имущества унитарного предприятия (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Продажа имущества унитарного предприятия
(КонсультантПлюс, 2025)...В силу подпункта 9 пункта 2 статьи 3 Федерального закона... "О приватизации государственного и муниципального имущества" действие этого Федерального закона не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении государственными и муниципальными унитарными предприятиями имущества, закрепленного за ними в хозяйственном ведении.
(КонсультантПлюс, 2025)...В силу подпункта 9 пункта 2 статьи 3 Федерального закона... "О приватизации государственного и муниципального имущества" действие этого Федерального закона не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении государственными и муниципальными унитарными предприятиями имущества, закрепленного за ними в хозяйственном ведении.
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 295 "Права собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении" ГК РФ"По смыслу п. 2 ст. 295 ГК РФ, ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и ч. 3 ст. 2 Закона N 159-ФЗ сделки, направленные на возмездное отчуждение имущества, которое принадлежит государственному или муниципальному унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения совершаются на основании Решения собственника о согласии на совершение такой сделки."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Об отчуждении унитарным предприятием недвижимого имущества без земельного участка, на котором оно расположено.
(Письмо Минфина России от 25.04.2024 N 28-01-10/39067)Вопрос: Об отчуждении унитарным предприятием недвижимого имущества без земельного участка, на котором оно расположено.
(Письмо Минфина России от 25.04.2024 N 28-01-10/39067)Вопрос: Об отчуждении унитарным предприятием недвижимого имущества без земельного участка, на котором оно расположено.
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Возвращаясь к судебному делу N А40-156255/13-10-1374, необходимо отметить, что действия уполномоченных органов по выдаче разрешительных документов на строительство объекта недвижимости привели к тому, что собственник объекта недвижимости в силу норм ЗК РФ приобрел право на выкуп земельного участка, предоставленного для строительства. Иными словами, действия уполномоченных органов способствовали отчуждению земельного участка, предоставленного унитарному предприятию; соответственно, в границах этого земельного участка оно лишилось условий для осуществления своей уставной деятельности. Такой подход нельзя признать законным: создание возможности даже частичного отчуждения имущества унитарного предприятия представляет собой неограниченное вмешательство и "размывание" целевой правоспособности, которая применительно к ГУП "Московский метрополитен" обеспечивает, наряду с транспортными функциями, безопасность граждан, находящихся на территории метрополитена.
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Возвращаясь к судебному делу N А40-156255/13-10-1374, необходимо отметить, что действия уполномоченных органов по выдаче разрешительных документов на строительство объекта недвижимости привели к тому, что собственник объекта недвижимости в силу норм ЗК РФ приобрел право на выкуп земельного участка, предоставленного для строительства. Иными словами, действия уполномоченных органов способствовали отчуждению земельного участка, предоставленного унитарному предприятию; соответственно, в границах этого земельного участка оно лишилось условий для осуществления своей уставной деятельности. Такой подход нельзя признать законным: создание возможности даже частичного отчуждения имущества унитарного предприятия представляет собой неограниченное вмешательство и "размывание" целевой правоспособности, которая применительно к ГУП "Московский метрополитен" обеспечивает, наряду с транспортными функциями, безопасность граждан, находящихся на территории метрополитена.
Нормативные акты
Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ
(ред. от 28.12.2024)
"О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 21.2. Порядок государственной регистрации при прекращении унитарного предприятия, а также государственного или муниципального учреждения в связи с отчуждением их имущества в случаях, предусмотренных федеральными законами
(ред. от 28.12.2024)
"О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 21.2. Порядок государственной регистрации при прекращении унитарного предприятия, а также государственного или муниципального учреждения в связи с отчуждением их имущества в случаях, предусмотренных федеральными законами
Федеральный закон от 22.07.2008 N 159-ФЗ
(ред. от 06.04.2024)
"Об особенностях отчуждения движимого и недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"5) государственное или муниципальное движимое и недвижимое имущество, если на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества (далее - заявление) опубликовано объявление о продаже такого имущества на торгах или заключен договор, предусматривающий отчуждение такого имущества унитарным предприятием;
(ред. от 06.04.2024)
"Об особенностях отчуждения движимого и недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"5) государственное или муниципальное движимое и недвижимое имущество, если на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества (далее - заявление) опубликовано объявление о продаже такого имущества на торгах или заключен договор, предусматривающий отчуждение такого имущества унитарным предприятием;
Статья: Проблема самостоятельного значения института обхода закона
(Иноземцева А.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, NN 3, 4)Но допустим, что в конкретном случае субъекту удалось с разумной степенью убедительности обосновать, что при выборе той или иной правовой конструкции им преследовалась некая разумная экономическая цель. Представим себе, например, что государственному унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения было передано некое имущество, находящееся в государственной собственности. Далее, по истечении не слишком продолжительного времени (например, трех месяцев) это имущество было продано частному лицу без проведения конкурсных процедур на том основании, что в силу подп. 9 п. 2 ст. 3 Федерального закона от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" действие указанного Закона не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении государственными унитарными предприятиями имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения. Впоследствии возник спор о том, не была ли такая последовательность действий обусловлена обходом норм о порядке приватизации государственного имущества. Сторонам же соответствующих сделок удалось обосновать, что отчуждение государственного имущества частному лицу было вызвано хозяйственными потребностями государственного предприятия и было вполне разумным с экономической точки зрения. Должен ли правоприменитель отказаться учитывать это обстоятельство и применить соответствующие нормы законодательства о приватизации?
(Иноземцева А.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, NN 3, 4)Но допустим, что в конкретном случае субъекту удалось с разумной степенью убедительности обосновать, что при выборе той или иной правовой конструкции им преследовалась некая разумная экономическая цель. Представим себе, например, что государственному унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения было передано некое имущество, находящееся в государственной собственности. Далее, по истечении не слишком продолжительного времени (например, трех месяцев) это имущество было продано частному лицу без проведения конкурсных процедур на том основании, что в силу подп. 9 п. 2 ст. 3 Федерального закона от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" действие указанного Закона не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении государственными унитарными предприятиями имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения. Впоследствии возник спор о том, не была ли такая последовательность действий обусловлена обходом норм о порядке приватизации государственного имущества. Сторонам же соответствующих сделок удалось обосновать, что отчуждение государственного имущества частному лицу было вызвано хозяйственными потребностями государственного предприятия и было вполне разумным с экономической точки зрения. Должен ли правоприменитель отказаться учитывать это обстоятельство и применить соответствующие нормы законодательства о приватизации?
Готовое решение: Как унитарному предприятию продать государственное или муниципальное имущество в хозяйственном ведении
(КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, при реализации имущества унитарного предприятия, признанного банкротом по решению суда, Закон о банкротстве не требует согласия собственника на отчуждение его имущества.
(КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, при реализации имущества унитарного предприятия, признанного банкротом по решению суда, Закон о банкротстве не требует согласия собственника на отчуждение его имущества.
Статья: Право на проведение оценки (определение стоимости) объектов гражданских прав
(Березин Д.А.)
("Хозяйство и право", 2024, N 3)Часть 5 ст. 10 Федерального закона об оценочной деятельности ограничивает круг заказчиков договора на проведение оценки, если объектом оценки является имущество, принадлежащее публичным образованиям. Заказчик оценки - представитель собственника имущества. Вот такого заказчика определяет норма ч. 5 ст. 10, которым может быть представитель собственника имущества. В последнем случае это может быть движимое имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения унитарному предприятию, отчуждение которого не требует согласия собственника унитарного предприятия - публичного образования (ч. 2 ст. 8 Федерального закона об оценочной деятельности, ст. 18 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"). Можно предположить следующую ситуацию. Арендатором (нанимателем) недвижимого имущества, принадлежащего на праве собственности публичному образованию, наделенному ответственностью за его сохранность, причинен вред. Оценщик в силу ч. 5 ст. 10 Федерального закона об оценочной деятельности данному лицу вынужден будет отказать в заключении с ним договора на проведение оценки. Иными словами, согласно обсуждаемой норме арендатор (наниматель) такого имущества не может самостоятельно обратиться к независимому оценщику, однако он (арендатор) является владельцем этого объекта <2>. Таким образом, при отнесении объекта вещных прав к объектам оценки действующее законодательство учитывает не только оборотоспособность вещи, но и ее классификацию с формой собственности. Например, если недвижимая вещь, находящаяся в публичной форме собственности, передана созданной собственником унитарной организации в право хозяйственного ведения, субъект хозяйственного ведения не вправе самостоятельно проводить оценку этой недвижимой вещи.
(Березин Д.А.)
("Хозяйство и право", 2024, N 3)Часть 5 ст. 10 Федерального закона об оценочной деятельности ограничивает круг заказчиков договора на проведение оценки, если объектом оценки является имущество, принадлежащее публичным образованиям. Заказчик оценки - представитель собственника имущества. Вот такого заказчика определяет норма ч. 5 ст. 10, которым может быть представитель собственника имущества. В последнем случае это может быть движимое имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения унитарному предприятию, отчуждение которого не требует согласия собственника унитарного предприятия - публичного образования (ч. 2 ст. 8 Федерального закона об оценочной деятельности, ст. 18 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"). Можно предположить следующую ситуацию. Арендатором (нанимателем) недвижимого имущества, принадлежащего на праве собственности публичному образованию, наделенному ответственностью за его сохранность, причинен вред. Оценщик в силу ч. 5 ст. 10 Федерального закона об оценочной деятельности данному лицу вынужден будет отказать в заключении с ним договора на проведение оценки. Иными словами, согласно обсуждаемой норме арендатор (наниматель) такого имущества не может самостоятельно обратиться к независимому оценщику, однако он (арендатор) является владельцем этого объекта <2>. Таким образом, при отнесении объекта вещных прав к объектам оценки действующее законодательство учитывает не только оборотоспособность вещи, но и ее классификацию с формой собственности. Например, если недвижимая вещь, находящаяся в публичной форме собственности, передана созданной собственником унитарной организации в право хозяйственного ведения, субъект хозяйственного ведения не вправе самостоятельно проводить оценку этой недвижимой вещи.
Готовое решение: Какая сделка унитарного предприятия считается крупной и как получить на нее согласие собственника
(КонсультантПлюс, 2025)Пример определения размера крупной сделки в случае, когда имущество отчуждается для унитарного предприятия
(КонсультантПлюс, 2025)Пример определения размера крупной сделки в случае, когда имущество отчуждается для унитарного предприятия
Статья: Особенности контроля за деятельностью федерального государственного унитарного предприятия
(Маслова Т.С., Аристова В.Ф.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 14)Иной формой контроля является контроль над всеми крупными сделками, совершаемыми ФГУПом. В соответствии с положениями ст. 23 Федерального закона N 161-ФЗ крупными сделками признаются сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения унитарным предприятием прямо либо косвенно имущества, цена или балансовая стоимость которого составляет более десяти процентов уставного фонда. Положения ст. 12 того же Федерального закона говорят о том, что уставный фонд государственного предприятия должен быть не менее чем 500 тыс. руб. В большинстве случаев ради повышения вовлеченности в деятельность ФГУПа уполномоченный орган устанавливает минимально возможный уставный фонд [6, с. 4], таким образом, можно прийти к выводу, что крупной сделкой будет признаваться любая законом регламентированная сделка ФГУПа на сумму более 50 тыс. руб.
(Маслова Т.С., Аристова В.Ф.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 14)Иной формой контроля является контроль над всеми крупными сделками, совершаемыми ФГУПом. В соответствии с положениями ст. 23 Федерального закона N 161-ФЗ крупными сделками признаются сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения унитарным предприятием прямо либо косвенно имущества, цена или балансовая стоимость которого составляет более десяти процентов уставного фонда. Положения ст. 12 того же Федерального закона говорят о том, что уставный фонд государственного предприятия должен быть не менее чем 500 тыс. руб. В большинстве случаев ради повышения вовлеченности в деятельность ФГУПа уполномоченный орган устанавливает минимально возможный уставный фонд [6, с. 4], таким образом, можно прийти к выводу, что крупной сделкой будет признаваться любая законом регламентированная сделка ФГУПа на сумму более 50 тыс. руб.