Отчуждение арендованного имущества
Подборка наиболее важных документов по запросу Отчуждение арендованного имущества (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Согласие арендодателя на неотделимые улучшения (перепланировку) арендованного имущества
(КонсультантПлюс, 2025)Согласие арендодателя на неотделимые улучшения арендованного имущества считается предоставленным, даже если оно выдано прежним арендодателем до отчуждения арендованного имущества новому собственнику, который знал об обременении имущества арендой
(КонсультантПлюс, 2025)Согласие арендодателя на неотделимые улучшения арендованного имущества считается предоставленным, даже если оно выдано прежним арендодателем до отчуждения арендованного имущества новому собственнику, который знал об обременении имущества арендой
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Отчуждение муниципального имущества (в рамках Закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ)
(КонсультантПлюс, 2025)1. Перечни муниципального имущества, предназначенного для выкупа и не подлежащего отчуждению
(КонсультантПлюс, 2025)1. Перечни муниципального имущества, предназначенного для выкупа и не подлежащего отчуждению
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по судебной практике. Аренда. Общие положения9. Правовые последствия заключения договора аренды недвижимого имущества после отчуждения такого имущества арендодателем
Путеводитель по корпоративным спорам. Вопросы судебной практики: Выход участника из общества с ограниченной ответственностью1.11. Вывод из судебной практики: Сделка по отчуждению обществом имущества (в том числе договор купли-продажи, договор аренды с правом выкупа, передача имущества в счет выплаты действительной стоимости доли в уставном капитале вышедшему участнику), направленная на то, чтобы сделать невозможным взыскание с ООО действительной стоимости доли ранее вышедшего (исключенного) из него участника, признается недействительной на основании ст. ст. 10 и 168 ГК РФ.
Нормативные акты
Федеральный закон от 22.07.2008 N 159-ФЗ
(ред. от 06.04.2024)
"Об особенностях отчуждения движимого и недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"Статья 2. Особенности отчуждения арендуемого имущества
(ред. от 06.04.2024)
"Об особенностях отчуждения движимого и недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"Статья 2. Особенности отчуждения арендуемого имущества
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018)
(ред. от 01.06.2022)Абзацем первым ст. 3 Закона N 159-ФЗ установлено преимущественное право субъектов малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018)
(ред. от 01.06.2022)Абзацем первым ст. 3 Закона N 159-ФЗ установлено преимущественное право субъектов малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ).
"Комментарий к Федеральному закону от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)"
(постатейный)
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В этом же пункте делается отсылка к п. 3 ст. 335 ГК, установившему, что залогодателем может быть лицо, которому принадлежит закладываемое право. Однако в ч. 2 этого пункта установлено, что залог права аренды не допускается без согласия ее собственника или лица, имеющего на нее право хозяйственного ведения, если законом или договором запрещено отчуждение этого права без согласия указанных лиц. В комментируемом пункте содержится однозначно толкуемое правило о необходимости получения согласия собственника или субъекта права хозяйственного ведения на заключение договора аренды недвижимого имущества. Таким образом, при заключении договора ипотеки, предметом которого является право аренды недвижимого имущества, необходимо получить согласие не только арендатора, но и арендодателя. По существу в комментируемом пункте воспроизводится правило, содержащееся в п. 2 ст. 615 ГК, о необходимости получения согласия арендодателя на любые сделки, которые могут повлечь отчуждение арендованного имущества.
(постатейный)
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В этом же пункте делается отсылка к п. 3 ст. 335 ГК, установившему, что залогодателем может быть лицо, которому принадлежит закладываемое право. Однако в ч. 2 этого пункта установлено, что залог права аренды не допускается без согласия ее собственника или лица, имеющего на нее право хозяйственного ведения, если законом или договором запрещено отчуждение этого права без согласия указанных лиц. В комментируемом пункте содержится однозначно толкуемое правило о необходимости получения согласия собственника или субъекта права хозяйственного ведения на заключение договора аренды недвижимого имущества. Таким образом, при заключении договора ипотеки, предметом которого является право аренды недвижимого имущества, необходимо получить согласие не только арендатора, но и арендодателя. По существу в комментируемом пункте воспроизводится правило, содержащееся в п. 2 ст. 615 ГК, о необходимости получения согласия арендодателя на любые сделки, которые могут повлечь отчуждение арендованного имущества.
Статья: Реализация преимущественного права покупки при приватизации долей в праве общей собственности на недвижимое имущество
(Холоденко Ю.В., Наземцев Д.М., Пятков Д.В.)
("Нотариальный вестник", 2023, N 9)Вместе с тем ч. 1 ст. 6 указанного Закона предусмотрено, что сделки по приватизации государственного или муниципального имущества и иные сделки, направленные на возмездное отчуждение государственного или муниципального имущества и совершенные с нарушением требований, установленных настоящим Федеральным законом, ничтожны. Представляется, что законодатель подразумевал любые нарушения этого Закона, не связанные с возмездным отчуждением арендуемого имущества не арендатору, а иным лицам, поэтому данное последствие неприменимо к случаям, когда арендуемое имущество продано третьему лицу или сособственнику в обход преимущественного права арендатора, поскольку выше сказано, что последний имеет право потребовать перевода на себя прав и обязанностей покупателя. Эта конструкция аналогична той, что предусмотрена п. 3 ст. 250 ГК РФ <6>.
(Холоденко Ю.В., Наземцев Д.М., Пятков Д.В.)
("Нотариальный вестник", 2023, N 9)Вместе с тем ч. 1 ст. 6 указанного Закона предусмотрено, что сделки по приватизации государственного или муниципального имущества и иные сделки, направленные на возмездное отчуждение государственного или муниципального имущества и совершенные с нарушением требований, установленных настоящим Федеральным законом, ничтожны. Представляется, что законодатель подразумевал любые нарушения этого Закона, не связанные с возмездным отчуждением арендуемого имущества не арендатору, а иным лицам, поэтому данное последствие неприменимо к случаям, когда арендуемое имущество продано третьему лицу или сособственнику в обход преимущественного права арендатора, поскольку выше сказано, что последний имеет право потребовать перевода на себя прав и обязанностей покупателя. Эта конструкция аналогична той, что предусмотрена п. 3 ст. 250 ГК РФ <6>.
Готовое решение: Как выкупить арендованный земельный участок из публичной собственности
(КонсультантПлюс, 2025)Субъект малого и среднего предпринимательства может выкупить арендованный земельный участок из публичной собственности в порядке, установленном земельным законодательством или законодательством о приватизации. Действие Закона N 159-ФЗ, предусматривающего особый порядок отчуждения подобным субъектам арендуемого ими публичного имущества, на выкуп земли не распространяется (п. 1 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 05.11.2009 N 134).
(КонсультантПлюс, 2025)Субъект малого и среднего предпринимательства может выкупить арендованный земельный участок из публичной собственности в порядке, установленном земельным законодательством или законодательством о приватизации. Действие Закона N 159-ФЗ, предусматривающего особый порядок отчуждения подобным субъектам арендуемого ими публичного имущества, на выкуп земли не распространяется (п. 1 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 05.11.2009 N 134).
Статья: Последствия перехода права собственности на арендованную вещь в римском праве
(Пестов М.М.)
("Вестник гражданского права", 2024, N 4)Учитывая это, стоит признать, что закрепленное отечественным законодателем правовое положение приобретателя отражает не столько пережитки советской доктрины, сколько результат многовековой дискуссии о существе арендного правоотношения. В этой дискуссии особое место занимала и занимает ситуация, когда у арендованной вещи сменяется собственник. В содержании ст. 617 ГК РФ, предусматривающей сохранение в этом случае арендного обязательства, принято видеть его овеществление (Verdinglichung) <13>. Данное решение законодателя трудно понять и дать взвешенную оценку, ограничиваясь лишь недавним прошлым. Существует необходимость его изучения в контексте истории частного права, центральной точкой которого является древнеримский правопорядок. До сих пор этот вопрос не был специально исследован в отечественной литературе <14>, в то время как зарубежная романистика ушла далеко вперед <15>. Ее результаты отражают два направления исследований: реконструкция системы отношений при отчуждении арендованного имущества в римском праве и переосмысление этой системы в последующие эпохи. Первое направление и лежит в основе настоящей работы.
(Пестов М.М.)
("Вестник гражданского права", 2024, N 4)Учитывая это, стоит признать, что закрепленное отечественным законодателем правовое положение приобретателя отражает не столько пережитки советской доктрины, сколько результат многовековой дискуссии о существе арендного правоотношения. В этой дискуссии особое место занимала и занимает ситуация, когда у арендованной вещи сменяется собственник. В содержании ст. 617 ГК РФ, предусматривающей сохранение в этом случае арендного обязательства, принято видеть его овеществление (Verdinglichung) <13>. Данное решение законодателя трудно понять и дать взвешенную оценку, ограничиваясь лишь недавним прошлым. Существует необходимость его изучения в контексте истории частного права, центральной точкой которого является древнеримский правопорядок. До сих пор этот вопрос не был специально исследован в отечественной литературе <14>, в то время как зарубежная романистика ушла далеко вперед <15>. Ее результаты отражают два направления исследований: реконструкция системы отношений при отчуждении арендованного имущества в римском праве и переосмысление этой системы в последующие эпохи. Первое направление и лежит в основе настоящей работы.
Тематический выпуск: Налогообложение доходов физических лиц и страховые взносы: сложные вопросы исчисления и уплаты
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 9)МСП при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком (ст. 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 9)МСП при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком (ст. 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
"Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)отчуждение имущества, его передача в залог или в аренду, совершение иных способных привести к отчуждению имущества хозяйственного общества действий, если стоимость такого имущества превышает 5% уставного капитала хозяйственного общества или более чем в 50 раз превышает установленный федеральным законом минимальный размер уставного капитала публичного общества (в прежней редакции говорилось о превышении более чем в 50 тысяч раз установленный федеральным законом МРОТ; изменение внесено с 13 августа 2019 г. Федеральным законом от 2 августа 2019 г. N 301-ФЗ, внесшим изменения в отдельные законодательные акты РФ в целях приведения их в соответствие со ст. 3 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда");
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)отчуждение имущества, его передача в залог или в аренду, совершение иных способных привести к отчуждению имущества хозяйственного общества действий, если стоимость такого имущества превышает 5% уставного капитала хозяйственного общества или более чем в 50 раз превышает установленный федеральным законом минимальный размер уставного капитала публичного общества (в прежней редакции говорилось о превышении более чем в 50 тысяч раз установленный федеральным законом МРОТ; изменение внесено с 13 августа 2019 г. Федеральным законом от 2 августа 2019 г. N 301-ФЗ, внесшим изменения в отдельные законодательные акты РФ в целях приведения их в соответствие со ст. 3 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда");
Статья: Определение Верховного Суда от 24 декабря 2020 г. N 305-ЭС20-14025
(Юридическая фирма "Щекин и партнеры")
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)<1> Тарасенко Ю.А., Ястржембский И.А. Отчуждение арендованного имущества // Закон. 2008. N 3.
(Юридическая фирма "Щекин и партнеры")
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)<1> Тарасенко Ю.А., Ястржембский И.А. Отчуждение арендованного имущества // Закон. 2008. N 3.
Статья: Выкуп публичного имущества: об НДС-льготе
(Карпова Е.В.)
("НДС: проблемы и решения", 2023, N 5)В силу ст. 3 Федерального закона N 159-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком. Данное преимущественное право может быть реализовано при условии, что:
(Карпова Е.В.)
("НДС: проблемы и решения", 2023, N 5)В силу ст. 3 Федерального закона N 159-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком. Данное преимущественное право может быть реализовано при условии, что:
Путеводитель по судебной практике: Продажа недвижимости.
Как устанавливается выкупная цена публичного имущества, арендуемого субъектом малого и среднего предпринимательства, в случае спора
(КонсультантПлюс, 2025)Согласно части 1 статьи 3 Закона N 159-ФЗ при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной или муниципальной собственности субъекты малого и среднего предпринимательства пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Законом N 135-ФЗ.
Как устанавливается выкупная цена публичного имущества, арендуемого субъектом малого и среднего предпринимательства, в случае спора
(КонсультантПлюс, 2025)Согласно части 1 статьи 3 Закона N 159-ФЗ при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной или муниципальной собственности субъекты малого и среднего предпринимательства пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Законом N 135-ФЗ.
Статья: Среднее предпринимательство
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)При возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной или муниципальной собственности ССП пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком (ст. 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения движимого и недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об отчуждении движимого и недвижимого имущества)). Оплата арендуемого имущества осуществляется единовременно или в рассрочку посредством ежемесячных или ежеквартальных выплат в равных долях. Срок рассрочки оплаты такого имущества устанавливается соответственно нормативным правовым актом Правительства РФ, законом субъекта РФ, муниципальным правовым актом, но не должен составлять менее 5 лет для недвижимого имущества и менее 3 лет для движимого имущества (ч. 1 ст. 5 Закона об отчуждении движимого и недвижимого имущества);
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)При возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной или муниципальной собственности ССП пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком (ст. 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения движимого и недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об отчуждении движимого и недвижимого имущества)). Оплата арендуемого имущества осуществляется единовременно или в рассрочку посредством ежемесячных или ежеквартальных выплат в равных долях. Срок рассрочки оплаты такого имущества устанавливается соответственно нормативным правовым актом Правительства РФ, законом субъекта РФ, муниципальным правовым актом, но не должен составлять менее 5 лет для недвижимого имущества и менее 3 лет для движимого имущества (ч. 1 ст. 5 Закона об отчуждении движимого и недвижимого имущества);