Отчетность по закупкам 44-ФЗ
Подборка наиболее важных документов по запросу Отчетность по закупкам 44-ФЗ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Закупка аудиторских услуг по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)...из буквального содержания части 4 статьи 1 Закона N 223-ФЗ следует, что законодателем прямо исключены из сферы регулирования Закона N 223-ФЗ отношения, связанные с отбором аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчика в соответствии со статьей 5 Закона N 307-ФЗ.
(КонсультантПлюс, 2025)...из буквального содержания части 4 статьи 1 Закона N 223-ФЗ следует, что законодателем прямо исключены из сферы регулирования Закона N 223-ФЗ отношения, связанные с отбором аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчика в соответствии со статьей 5 Закона N 307-ФЗ.
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Проверки государственных органов
(КонсультантПлюс, 2025)Административная ответственность за непредоставление первичных статистических данных (отчетности)
(КонсультантПлюс, 2025)Административная ответственность за непредоставление первичных статистических данных (отчетности)
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Коррупционные риски в правовом обеспечении финансирования публичных закупок
(Кикавец В.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 4)Ярко выраженный акцент действующей антикоррупционной политики в части соблюдения всеми субъектами сферы закупок конкурентных процедур с одновременным ужесточением ответственности за их нарушения сформировал основу для отчетности по эффективности и результативности осуществления закупки в рамках Закона N 44-ФЗ и полностью детерминировал эффективность и результативность расхода бюджетных средств. Например, ряд ученых рассматривают проблему существенного снижения цены (демпинг) не как эффективное снижение цены и экономию бюджетных средств, а как некомпетентность заказчика или недобросовестность поставщика, что так или иначе может привести к срывам поставок или рискам использования некачественной продукции [23, с. 26].
(Кикавец В.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 4)Ярко выраженный акцент действующей антикоррупционной политики в части соблюдения всеми субъектами сферы закупок конкурентных процедур с одновременным ужесточением ответственности за их нарушения сформировал основу для отчетности по эффективности и результативности осуществления закупки в рамках Закона N 44-ФЗ и полностью детерминировал эффективность и результативность расхода бюджетных средств. Например, ряд ученых рассматривают проблему существенного снижения цены (демпинг) не как эффективное снижение цены и экономию бюджетных средств, а как некомпетентность заказчика или недобросовестность поставщика, что так или иначе может привести к срывам поставок или рискам использования некачественной продукции [23, с. 26].
Статья: Публичный аудит сферы закупок в системе национального аудита
(Кикавец В.В.)
("Финансовое право", 2025, N 3)Бюджетный аудит осуществляется в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, реализуемых посредством публичных закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с Законом N 44-ФЗ, Бюджетным кодексом РФ и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации, соответствующего субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
(Кикавец В.В.)
("Финансовое право", 2025, N 3)Бюджетный аудит осуществляется в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, реализуемых посредством публичных закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с Законом N 44-ФЗ, Бюджетным кодексом РФ и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации, соответствующего субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Нормативные акты
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)5) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)5) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;
Решение Ханты-Мансийского УФАС России от 28.11.2024 N 086/07/3-1849/2024
Обстоятельства: Поступила жалоба на неправомерные действия Заказчика, а именно его заявка была не допущена до участия в конкурсе по причине отсутствия в заявке обоснования предлагаемой цены договора, которая была снижена более чем 25%.
Решение: Признать жалобу необоснованной.В подпункте 3 пункта 1 Письма Минфина России и Федеральной антимонопольной службы от 24 января 2018 г. N 24-04-06/3691/РП/4072/18 "О позиции Минфина России и ФАС России по вопросам применения Федеральных законов от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" при осуществлении закупок на оказание услуг обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности" содержится указание на то, что юридические лица, являющиеся заказчиками в соответствии с Законом N 223-ФЗ, но не указанные в части 4 статьи 5 Закона N 307-ФЗ, осуществляют закупку на оказание услуг обязательного аудита в порядке, установленном Законом N 223-ФЗ, положением заказчика о закупке.
Обстоятельства: Поступила жалоба на неправомерные действия Заказчика, а именно его заявка была не допущена до участия в конкурсе по причине отсутствия в заявке обоснования предлагаемой цены договора, которая была снижена более чем 25%.
Решение: Признать жалобу необоснованной.В подпункте 3 пункта 1 Письма Минфина России и Федеральной антимонопольной службы от 24 января 2018 г. N 24-04-06/3691/РП/4072/18 "О позиции Минфина России и ФАС России по вопросам применения Федеральных законов от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" при осуществлении закупок на оказание услуг обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности" содержится указание на то, что юридические лица, являющиеся заказчиками в соответствии с Законом N 223-ФЗ, но не указанные в части 4 статьи 5 Закона N 307-ФЗ, осуществляют закупку на оказание услуг обязательного аудита в порядке, установленном Законом N 223-ФЗ, положением заказчика о закупке.
Статья: Ответственность корпоративных заказчиков за размещение недостоверных сведений
(Альбицкий П.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 7)На текущий момент последствия в виде размещения недостоверной информации наступают в основном при публикации ежемесячной и годовой отчетности, о чем подробнее мы поговорим дальше. Положения Закона N 223-ФЗ содержат прямое указание, что размещение недостоверной информации о годовом объеме закупок у субъектов МСП влечет за собой применение заказчиком отдельных процедурных норм Закона N 44-ФЗ <1>. Несмотря на то что про ежемесячную отчетность в законодательстве речь не идет, наличие недостоверных сведений в такой отчетности тоже может повлечь за собой негативные последствия для заказчика.
(Альбицкий П.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 7)На текущий момент последствия в виде размещения недостоверной информации наступают в основном при публикации ежемесячной и годовой отчетности, о чем подробнее мы поговорим дальше. Положения Закона N 223-ФЗ содержат прямое указание, что размещение недостоверной информации о годовом объеме закупок у субъектов МСП влечет за собой применение заказчиком отдельных процедурных норм Закона N 44-ФЗ <1>. Несмотря на то что про ежемесячную отчетность в законодательстве речь не идет, наличие недостоверных сведений в такой отчетности тоже может повлечь за собой негативные последствия для заказчика.
Готовое решение: Как получить независимую гарантию для обеспечения заявки, исполнения государственного контракта, гарантийных обязательств по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)проект контракта (контракт) и информация о закупке. Если получаете гарантию для обеспечения исполнения контракта, а заказчик еще не направил вам проект, предоставьте банку проект контракта, который размещен в составе извещения о закупке (документации о закупке, если она предусмотрена Законом N 44-ФЗ). Некоторым банкам достаточно предоставить ссылку на закупку на официальном сайте ЕИС - zakupki.gov.ru.
(КонсультантПлюс, 2025)проект контракта (контракт) и информация о закупке. Если получаете гарантию для обеспечения исполнения контракта, а заказчик еще не направил вам проект, предоставьте банку проект контракта, который размещен в составе извещения о закупке (документации о закупке, если она предусмотрена Законом N 44-ФЗ). Некоторым банкам достаточно предоставить ссылку на закупку на официальном сайте ЕИС - zakupki.gov.ru.
Готовое решение: В каком порядке проводить закупку аудиторских услуг по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Заказчики, которые работают по Закону N 223-ФЗ, но относятся к лицам, перечисленным в ч. 4 ст. 5 Закона об аудиторской деятельности, отбирают аудиторскую организацию для обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности путем проведения не реже чем один раз в пять лет электронного конкурса, соблюдая процедурные правила Закона N 44-ФЗ. При этом если указанные лица относятся к заказчикам в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 3 Закона N 44-ФЗ, то они проводят закупку по всем правилам данного Закона. Указанные выводы подтверждаются позициями Минфина и ФАС России (см. Письмо ФАС России от 14.11.2023 N 28/94743/23, Письмо Минфина России N 24-04-06/3691, ФАС России N РП/4072/18 от 24.01.2018).
(КонсультантПлюс, 2025)Заказчики, которые работают по Закону N 223-ФЗ, но относятся к лицам, перечисленным в ч. 4 ст. 5 Закона об аудиторской деятельности, отбирают аудиторскую организацию для обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности путем проведения не реже чем один раз в пять лет электронного конкурса, соблюдая процедурные правила Закона N 44-ФЗ. При этом если указанные лица относятся к заказчикам в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 3 Закона N 44-ФЗ, то они проводят закупку по всем правилам данного Закона. Указанные выводы подтверждаются позициями Минфина и ФАС России (см. Письмо ФАС России от 14.11.2023 N 28/94743/23, Письмо Минфина России N 24-04-06/3691, ФАС России N РП/4072/18 от 24.01.2018).
Вопрос: Об оформлении ф. 0510452 и приемке товаров, работ, услуг при закупке, без участия поставщика (подрядчика, исполнителя), при качественных, количественных расхождениях и несоответствии ассортимента.
(Письмо Минфина России от 05.03.2025 N 02-07-10/21337)При исполнении контракта, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), предусмотрено в силу закона составление документа о приемке поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки (пункт 1 части 13 статьи 34 Закона N 44-ФЗ).
(Письмо Минфина России от 05.03.2025 N 02-07-10/21337)При исполнении контракта, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), предусмотрено в силу закона составление документа о приемке поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки (пункт 1 части 13 статьи 34 Закона N 44-ФЗ).
Готовое решение: Когда заказчикам проводить закупки по Закону N 44-ФЗ, а когда по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Переход автономного учреждения с Закона N 223-ФЗ на Закон N 44-ФЗ возможен лишь как санкция за неразмещение положения о закупке либо невыполнение объема закупок у СМСП и самозанятых или за нарушения в отчетности о таких закупках.
(КонсультантПлюс, 2025)Переход автономного учреждения с Закона N 223-ФЗ на Закон N 44-ФЗ возможен лишь как санкция за неразмещение положения о закупке либо невыполнение объема закупок у СМСП и самозанятых или за нарушения в отчетности о таких закупках.
"Финансовый контроль публичных закупок в Российской Федерации: монография"
(Кикавец В.В., Цареградская Ю.К.)
(под ред. В.В. Кикавца)
("Проспект", 2022)Ярко выраженный акцент действующей антикоррупционной политики в части соблюдения всеми субъектами сферы закупок конкурентных процедур с одновременным ужесточением ответственности за их нарушения сформировал основу для отчетности по эффективности и результативности осуществления закупки в рамках Закона N 44-ФЗ, но полностью детерминировал эффективность и результативность расхода бюджетных средств. Например, ряд ученых рассматривают проблему существенного снижения цены (демпинг) не как эффективное снижение цены и экономию бюджетных средств, а как некомпетентность заказчика или недобросовестность поставщика, что так или иначе может привести к срывам поставок или рискам использования некачественной продукции <209>.
(Кикавец В.В., Цареградская Ю.К.)
(под ред. В.В. Кикавца)
("Проспект", 2022)Ярко выраженный акцент действующей антикоррупционной политики в части соблюдения всеми субъектами сферы закупок конкурентных процедур с одновременным ужесточением ответственности за их нарушения сформировал основу для отчетности по эффективности и результативности осуществления закупки в рамках Закона N 44-ФЗ, но полностью детерминировал эффективность и результативность расхода бюджетных средств. Например, ряд ученых рассматривают проблему существенного снижения цены (демпинг) не как эффективное снижение цены и экономию бюджетных средств, а как некомпетентность заказчика или недобросовестность поставщика, что так или иначе может привести к срывам поставок или рискам использования некачественной продукции <209>.
Готовое решение: В каком порядке проводить закупку аудиторских услуг в рамках Закона N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Из п. 3 ч. 6 ст. 43 Закона N 44-ФЗ следует, что нельзя требовать от участника предоставить в составе заявки документы, подтверждающие соответствие данному требованию. Доптребований по ч. 2 ст. 31 Закона N 44-ФЗ к участникам закупки аудиторских услуг не установлено.
(КонсультантПлюс, 2025)Из п. 3 ч. 6 ст. 43 Закона N 44-ФЗ следует, что нельзя требовать от участника предоставить в составе заявки документы, подтверждающие соответствие данному требованию. Доптребований по ч. 2 ст. 31 Закона N 44-ФЗ к участникам закупки аудиторских услуг не установлено.
Статья: Закупка обязательного аудита: какие требования законодательства следует учесть корпоративным заказчикам?
(Байрашев В.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 12)В явном виде ответ на этот вопрос не сформулирован даже в специальном совместном Письме Минфина России N 24-04-06/3691, ФАС России N РП/4072/18 от 24.01.2018 "О позиции Минфина России и ФАС России по вопросам применения Федеральных законов от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" при осуществлении закупок на оказание услуг обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности". Ведомства лишь отмечают, что Закон N 44-ФЗ применяется заказчиками исключительно в части определения поставщика (подрядчика, исполнителя) <4> и не применяется при планировании и исполнении контрактов <5>.
(Байрашев В.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 12)В явном виде ответ на этот вопрос не сформулирован даже в специальном совместном Письме Минфина России N 24-04-06/3691, ФАС России N РП/4072/18 от 24.01.2018 "О позиции Минфина России и ФАС России по вопросам применения Федеральных законов от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" при осуществлении закупок на оказание услуг обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности". Ведомства лишь отмечают, что Закон N 44-ФЗ применяется заказчиками исключительно в части определения поставщика (подрядчика, исполнителя) <4> и не применяется при планировании и исполнении контрактов <5>.
Статья: Квотирование закупок по Закону N 223-ФЗ
(Байрашев В.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 3)<16> https://regulation.gov.ru/projects#npa=112175 (законопроект касается закупок по Закону N 44-ФЗ, но подобное с определенной вероятностью может появиться и в рамках Закона N 223-ФЗ ввиду схожих механизмов регулирования квотирования).
(Байрашев В.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 3)<16> https://regulation.gov.ru/projects#npa=112175 (законопроект касается закупок по Закону N 44-ФЗ, но подобное с определенной вероятностью может появиться и в рамках Закона N 223-ФЗ ввиду схожих механизмов регулирования квотирования).
Вопрос: Об оформлении Акта приемки товаров, работ, услуг (ф. 0510452) при приемке товаров, работ, услуг в рамках закупок и без присутствия поставщика (подрядчика, исполнителя).
(Письмо Минфина России от 13.03.2025 N 02-07-10/24865)При исполнении контракта, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), предусмотрено в силу закона составление документа о приемке поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки (пункт 1 части 13 статьи 34 Закона N 44-ФЗ).
(Письмо Минфина России от 13.03.2025 N 02-07-10/24865)При исполнении контракта, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), предусмотрено в силу закона составление документа о приемке поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки (пункт 1 части 13 статьи 34 Закона N 44-ФЗ).