Отчет по валютным счетам физлица
Подборка наиболее важных документов по запросу Отчет по валютным счетам физлица (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Важнейшая практика по ст. 15.25 КоАП РФСрок давности привлечения к ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ за получение физлицом-резидентом наличных денежных средств от нерезидента, минуя счет в уполномоченном банке, исчисляется со дня совершения валютной операции >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Финансовые активы и электронные средства платежа за пределами Российской Федерации: особенности валютного регулирования
(Цепова Е.А.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 5)За последние несколько лет Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" <2> претерпел множество изменений. Понятийный аппарат валютного права был дополнен такими терминами, как "финансовый актив", "организация финансового рынка" и "электронное средство платежа", была расширена сфера регулирования операций по счетам, открываемым российскими резидентами за пределами страны <3>. Юридические и физические лица - владельцы счетов в банках и иных организациях финансового рынка за пределами Российской Федерации обязаны соблюдать валютные ограничения, а также исполнять дополнительные процессуальные обязанности. Указанные обязанности включают уведомление налоговых органов (выполняющих в том числе функции органов валютного контроля) об открытии, закрытии и изменении реквизитов иностранных счетов в течение одного календарного месяца; представление отчетов о движении денежных средств и иных финансовых активов по таким счетам, а также документов, подтверждающих совершение валютных операций. Физические лица представляют налоговым органам отчеты ежегодно до 1 июня следующего календарного года, а юридические лица и индивидуальные предприниматели - ежеквартально в течение 30 дней после окончания отчетного квартала.
(Цепова Е.А.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 5)За последние несколько лет Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" <2> претерпел множество изменений. Понятийный аппарат валютного права был дополнен такими терминами, как "финансовый актив", "организация финансового рынка" и "электронное средство платежа", была расширена сфера регулирования операций по счетам, открываемым российскими резидентами за пределами страны <3>. Юридические и физические лица - владельцы счетов в банках и иных организациях финансового рынка за пределами Российской Федерации обязаны соблюдать валютные ограничения, а также исполнять дополнительные процессуальные обязанности. Указанные обязанности включают уведомление налоговых органов (выполняющих в том числе функции органов валютного контроля) об открытии, закрытии и изменении реквизитов иностранных счетов в течение одного календарного месяца; представление отчетов о движении денежных средств и иных финансовых активов по таким счетам, а также документов, подтверждающих совершение валютных операций. Физические лица представляют налоговым органам отчеты ежегодно до 1 июня следующего календарного года, а юридические лица и индивидуальные предприниматели - ежеквартально в течение 30 дней после окончания отчетного квартала.
Статья: Гражданин России утратил статус налогового резидента России: анализ ситуации и основные последствия
(Жигачев А.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)4. Физические лица - валютные резиденты, находящиеся за пределами России в течение календарного года в совокупности более 183 дней, вправе не представлять отчеты по своим счетам (вкладам) в иностранных банках и иных организациях финансового рынка, а также отчеты о переводах денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг (ч. 7, 8 ст. 12 Закона N 173-ФЗ).
(Жигачев А.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)4. Физические лица - валютные резиденты, находящиеся за пределами России в течение календарного года в совокупности более 183 дней, вправе не представлять отчеты по своим счетам (вкладам) в иностранных банках и иных организациях финансового рынка, а также отчеты о переводах денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг (ч. 7, 8 ст. 12 Закона N 173-ФЗ).
Нормативные акты
Указание Банка России от 10.04.2023 N 6406-У
(ред. от 17.04.2025)
"О формах, сроках, порядке составления и представления отчетности кредитных организаций (банковских групп) в Центральный банк Российской Федерации, а также о перечне информации о деятельности кредитных организаций (банковских групп)"
(Зарегистрировано в Минюсте России 16.08.2023 N 74823)6.3. В разделе 3 Отчета (далее - раздел 3) указывается информация о движении средств по банковским счетам (вкладам) физических лиц - резидентов при осуществлении ими валютных операций.
(ред. от 17.04.2025)
"О формах, сроках, порядке составления и представления отчетности кредитных организаций (банковских групп) в Центральный банк Российской Федерации, а также о перечне информации о деятельности кредитных организаций (банковских групп)"
(Зарегистрировано в Минюсте России 16.08.2023 N 74823)6.3. В разделе 3 Отчета (далее - раздел 3) указывается информация о движении средств по банковским счетам (вкладам) физических лиц - резидентов при осуществлении ими валютных операций.
Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ
(ред. от 28.12.2024)
"О валютном регулировании и валютном контроле"8. Требования к порядку открытия счетов (вкладов) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, проведения по указанным счетам (вкладам) валютных операций, осуществления переводов денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг, а также представления отчетов о движении денежных средств и иных финансовых активов по счетам (вкладам) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и о переводах денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг, установленные настоящей статьей, не применяются к уполномоченным банкам, которые открывают счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, проводят по ним валютные операции и представляют отчеты в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации, и к физическим лицам - резидентам, срок пребывания которых за пределами территории Российской Федерации в течение календарного года в совокупности составит более 183 дней, а также к физическим лицам - резидентам, указанным в абзаце первом пункта 4 статьи 207 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае признания федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, таких физических лиц не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации в соответствующем налоговом периоде.
(ред. от 28.12.2024)
"О валютном регулировании и валютном контроле"8. Требования к порядку открытия счетов (вкладов) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, проведения по указанным счетам (вкладам) валютных операций, осуществления переводов денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг, а также представления отчетов о движении денежных средств и иных финансовых активов по счетам (вкладам) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и о переводах денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг, установленные настоящей статьей, не применяются к уполномоченным банкам, которые открывают счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, проводят по ним валютные операции и представляют отчеты в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации, и к физическим лицам - резидентам, срок пребывания которых за пределами территории Российской Федерации в течение календарного года в совокупности составит более 183 дней, а также к физическим лицам - резидентам, указанным в абзаце первом пункта 4 статьи 207 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае признания федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, таких физических лиц не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации в соответствующем налоговом периоде.
"Комментарий к Федеральному закону от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Указание на физических лиц - резидентов, срок пребывания которых за пределами территории России в течение календарного года в совокупности составит более 183 дней, введено в абз. 1 ч. 8 комментируемой статьи Федеральным законом от 28 декабря 2017 г. N 427-ФЗ, которым и введены в данную часть абз. 2 - 4. Как отмечено в отношении этих изменений в письме ФНС России от 25 января 2018 г. N ОА-4-17/1317 "О направлении разъяснений", с 1 января 2018 г. физические лица - резиденты, срок пребывания которых за пределами территории Российской Федерации в течение календарного года в совокупности составил более 183 дней, согласно новой редакции ч. 8 комментируемой статьи освобождаются от обязанности уведомлять налоговые органы об открытии (закрытии, изменении реквизитов) зарубежных счетов (вкладов), а также от обязанности представлять отчеты о движении средств по зарубежным счетам (вкладам); кроме того, такая категория физических лиц - резидентов вправе без ограничений осуществлять валютные операции по своим зарубежным счетам (вкладам), в том числе между собой; вместе с тем установлен порядок представления уведомлений и отчетов физических лиц - резидентов, срок пребывания которых за пределами территории России в истекшем календарном году в совокупности составил менее 183 дней и которые ранее не представляли уведомления и отчеты.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Указание на физических лиц - резидентов, срок пребывания которых за пределами территории России в течение календарного года в совокупности составит более 183 дней, введено в абз. 1 ч. 8 комментируемой статьи Федеральным законом от 28 декабря 2017 г. N 427-ФЗ, которым и введены в данную часть абз. 2 - 4. Как отмечено в отношении этих изменений в письме ФНС России от 25 января 2018 г. N ОА-4-17/1317 "О направлении разъяснений", с 1 января 2018 г. физические лица - резиденты, срок пребывания которых за пределами территории Российской Федерации в течение календарного года в совокупности составил более 183 дней, согласно новой редакции ч. 8 комментируемой статьи освобождаются от обязанности уведомлять налоговые органы об открытии (закрытии, изменении реквизитов) зарубежных счетов (вкладов), а также от обязанности представлять отчеты о движении средств по зарубежным счетам (вкладам); кроме того, такая категория физических лиц - резидентов вправе без ограничений осуществлять валютные операции по своим зарубежным счетам (вкладам), в том числе между собой; вместе с тем установлен порядок представления уведомлений и отчетов физических лиц - резидентов, срок пребывания которых за пределами территории России в истекшем календарном году в совокупности составил менее 183 дней и которые ранее не представляли уведомления и отчеты.
Тематический выпуск: Актуальные вопросы применения ФСБУ 14/2022 из практики нашего консалтинга
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 6)Кроме того, в соответствии с ч. 8 ст. 12 Закона о валютном регулировании требования к порядку открытия счетов (вкладов) в зарубежных банках и ИОФР... представления отчетов о движении денежных средств... не применяются к физическим лицам - резидентам, срок пребывания которых за пределами РФ в течение календарного года в совокупности составит более 183 дней, а также к физическим лицам - резидентам, указанным в абз. 1 п. 4 ст. 207 НК РФ, перечень которых определяется Правительством РФ (в отношении которых действовали меры ограничительного характера, введенные иностранным государством и т.п.).
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 6)Кроме того, в соответствии с ч. 8 ст. 12 Закона о валютном регулировании требования к порядку открытия счетов (вкладов) в зарубежных банках и ИОФР... представления отчетов о движении денежных средств... не применяются к физическим лицам - резидентам, срок пребывания которых за пределами РФ в течение календарного года в совокупности составит более 183 дней, а также к физическим лицам - резидентам, указанным в абз. 1 п. 4 ст. 207 НК РФ, перечень которых определяется Правительством РФ (в отношении которых действовали меры ограничительного характера, введенные иностранным государством и т.п.).
Статья: Об изменении назначения загрансчета лучше уведомить налоговиков
("Главная книга", 2024, N 5)- в электронном виде через раздел "Каталог обращений - Прочие обращения" личного кабинета налогоплательщика-физлица на сайте ФНС.
("Главная книга", 2024, N 5)- в электронном виде через раздел "Каталог обращений - Прочие обращения" личного кабинета налогоплательщика-физлица на сайте ФНС.
Вопрос: Может ли физическое лицо в целях налогообложения НДФЛ при продаже валюты воспользоваться льготами и имущественными вычетами, предусмотренными гл. 23 НК РФ, при соблюдении установленных требований?
(Консультация эксперта, 2024)В случае если иностранная валюта приобреталась налогоплательщиком с привлечением брокера, для подтверждения расходов на ее приобретение, а также периода владения валютой правомерно использовать выписки по брокерским счетам, отчеты брокера об исполнении заявок на продажу валюты либо иные документы, которые достоверно свидетельствуют о стоимости приобретения иностранной валюты, объеме и дате совершения соответствующих операций.
(Консультация эксперта, 2024)В случае если иностранная валюта приобреталась налогоплательщиком с привлечением брокера, для подтверждения расходов на ее приобретение, а также периода владения валютой правомерно использовать выписки по брокерским счетам, отчеты брокера об исполнении заявок на продажу валюты либо иные документы, которые достоверно свидетельствуют о стоимости приобретения иностранной валюты, объеме и дате совершения соответствующих операций.
Статья: Физлицам скоро надо отчитаться перед ИФНС о зарубежных счетах
("Главная книга", 2024, N 11)Налоговая служба напоминает физлицам-резидентам, имеющим зарубежные счета, а также иностранные электронные кошельки, о необходимости отчитаться о движении денежных средств за 2023 г. <1> Срок подачи отчета - не позднее 3 июня.
("Главная книга", 2024, N 11)Налоговая служба напоминает физлицам-резидентам, имеющим зарубежные счета, а также иностранные электронные кошельки, о необходимости отчитаться о движении денежных средств за 2023 г. <1> Срок подачи отчета - не позднее 3 июня.
Вопрос: Гражданин РФ открыл счет в иностранном банке для личных целей. В уведомлении об открытии он указал код 2 - физлицо-резидент. Впоследствии он регистрируется в качестве ИП и собирается использовать этот счет для предпринимательских целей. Как ИП должен уведомить налоговый орган об этом?
(Консультация эксперта, 2025)При этом валютное законодательство разграничивает деятельность физических лиц - резидентов, связанную с личными нуждами, и предпринимательскую деятельность, в том числе в целях определения прав и обязанностей при представлении уведомлений об открытии (закрытии) счета (вклада) и отчетов о движении денежных средств по зарубежным счетам (Письмо ФНС России от 06.10.2023 N ЗГ-3-17/12982).
(Консультация эксперта, 2025)При этом валютное законодательство разграничивает деятельность физических лиц - резидентов, связанную с личными нуждами, и предпринимательскую деятельность, в том числе в целях определения прав и обязанностей при представлении уведомлений об открытии (закрытии) счета (вклада) и отчетов о движении денежных средств по зарубежным счетам (Письмо ФНС России от 06.10.2023 N ЗГ-3-17/12982).
Статья: Отчетность по форме 0409129 "Данные о средневзвешенных процентных ставках по привлеченным кредитной организацией вкладам, депозитам и о текущих счетах физических лиц - резидентов в рублях"
("Официальный сайт Банка России", 2025)Вопрос: Правильно ли Банк понимает, что раздел 2 формы 0409129 не заполняется, если политикой Банка не предусмотрено начисление процентов по размещенным на текущих счетах физических лиц - резидентов (с отчетности на 01.02.2025 в том числе нерезидентов) денежным средствам в рублях (с отчетности на 01.02.2025 включая счета в иностранной валюте)?
("Официальный сайт Банка России", 2025)Вопрос: Правильно ли Банк понимает, что раздел 2 формы 0409129 не заполняется, если политикой Банка не предусмотрено начисление процентов по размещенным на текущих счетах физических лиц - резидентов (с отчетности на 01.02.2025 в том числе нерезидентов) денежным средствам в рублях (с отчетности на 01.02.2025 включая счета в иностранной валюте)?
Вопрос: О представлении физлицом-резидентом уведомления об открытии (закрытии) счетов (вкладов) в банках за пределами РФ, а также отчетов о движении денежных средств по этим счетам (вкладам).
(Письмо ФНС России от 17.03.2023 N ЗГ-3-17/3814@)<4> Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".
(Письмо ФНС России от 17.03.2023 N ЗГ-3-17/3814@)<4> Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".
Вопрос: О представлении физлицом-резидентом в налоговые органы отчета о движении денежных средств и иных финансовых активов по счетам (вкладам), открытым за пределами РФ.
(Письмо ФНС России от 19.01.2024 N ЗГ-2-17/699)Вместе с тем, исходя из общих требований валютного законодательства Российской Федерации, считаем возможным сообщить следующее.
(Письмо ФНС России от 19.01.2024 N ЗГ-2-17/699)Вместе с тем, исходя из общих требований валютного законодательства Российской Федерации, считаем возможным сообщить следующее.