Отчет по добыче полезных ископаемых
Подборка наиболее важных документов по запросу Отчет по добыче полезных ископаемых (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 339 "Порядок определения количества добытого полезного ископаемого" главы 26 "Налог на добычу полезных ископаемых" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество оспорило доначисление НДПИ, возникшее из-за разногласий в методике расчета количества добытого угля. Налогоплательщик для расчета количества добытого полезного ископаемого использовал средние показатели зольности чистой угольной пачки из геологических отчетов по пласту в целом. Инспекция посчитала такой подход неверным, указав на необходимость определять зольность ежемесячно по фактически выработанному пространству. Суд поддержал налоговый орган, указав, что применяемый обществом косвенный метод расчета требует, чтобы показатели зольности были привязаны к выработанному пространству, где велась добыча в конкретном налоговом периоде (месяце). Использование усредненных данных из геологических отчетов, которые, как показала проверка, отличались от фактических, недопустимо. Поскольку общество не представило доказательств правильности своих расчетов, суд признал доначисление НДПИ законным.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество оспорило доначисление НДПИ, возникшее из-за разногласий в методике расчета количества добытого угля. Налогоплательщик для расчета количества добытого полезного ископаемого использовал средние показатели зольности чистой угольной пачки из геологических отчетов по пласту в целом. Инспекция посчитала такой подход неверным, указав на необходимость определять зольность ежемесячно по фактически выработанному пространству. Суд поддержал налоговый орган, указав, что применяемый обществом косвенный метод расчета требует, чтобы показатели зольности были привязаны к выработанному пространству, где велась добыча в конкретном налоговом периоде (месяце). Использование усредненных данных из геологических отчетов, которые, как показала проверка, отличались от фактических, недопустимо. Поскольку общество не представило доказательств правильности своих расчетов, суд признал доначисление НДПИ законным.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 339 "Порядок определения количества добытого полезного ископаемого" главы 26 "Налог на добычу полезных ископаемых" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Обществу был доначислен НДПИ в связи с переквалификацией полезного ископаемого с "известняк" на "щебень". Налогоплательщик, не оспаривая выводы налогового органа относительно неправильного определения вида и, соответственно, стоимости единицы добываемого обществом полезного ископаемого, был не согласен с вменяемым инспекцией объемом добытого щебня, полагая, что расчет объемов произведенного щебня произведен некорректно, при использовании неверных формул перевода известняка в щебень вменяемый объем значительно превышает объемы реализации щебня налогоплательщиком, равно как и объемы произведенного щебня, указанные в статистической отчетности предприятия. Общество вело журнал движения горной массы и количество известняка определяло исходя из данных указанного журнала. Налоговый орган количество добытого полезного ископаемого щебня определил расчетным путем, исходя из формулы, указанной в первоначальных редакциях планов развития горных работ как нормирующих документов, а также данных маркшейдерского, оперативного, бухгалтерского и налогового учета, имеющихся в распоряжении налогового органа, - к указанному в декларациях налогоплательщика по НДПИ количеству добытого полезного ископаемого прибавил указанный в журналах движения горной массы объем неубранной горной массы. Суд отметил, что план развития горных работ не определяет и не регулирует порядок расчета выхода готовой продукции - такой расчет определяется недропользователем на основании отчета о доразведке месторождения. Суд пришел к выводу, что налоговым органом неверно определено количество добытого полезного ископаемого щебня, что привело к неправильному доначислению НДПИ, принял для расчета представленную налогоплательщиком формулу и удовлетворил требования общества.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Обществу был доначислен НДПИ в связи с переквалификацией полезного ископаемого с "известняк" на "щебень". Налогоплательщик, не оспаривая выводы налогового органа относительно неправильного определения вида и, соответственно, стоимости единицы добываемого обществом полезного ископаемого, был не согласен с вменяемым инспекцией объемом добытого щебня, полагая, что расчет объемов произведенного щебня произведен некорректно, при использовании неверных формул перевода известняка в щебень вменяемый объем значительно превышает объемы реализации щебня налогоплательщиком, равно как и объемы произведенного щебня, указанные в статистической отчетности предприятия. Общество вело журнал движения горной массы и количество известняка определяло исходя из данных указанного журнала. Налоговый орган количество добытого полезного ископаемого щебня определил расчетным путем, исходя из формулы, указанной в первоначальных редакциях планов развития горных работ как нормирующих документов, а также данных маркшейдерского, оперативного, бухгалтерского и налогового учета, имеющихся в распоряжении налогового органа, - к указанному в декларациях налогоплательщика по НДПИ количеству добытого полезного ископаемого прибавил указанный в журналах движения горной массы объем неубранной горной массы. Суд отметил, что план развития горных работ не определяет и не регулирует порядок расчета выхода готовой продукции - такой расчет определяется недропользователем на основании отчета о доразведке месторождения. Суд пришел к выводу, что налоговым органом неверно определено количество добытого полезного ископаемого щебня, что привело к неправильному доначислению НДПИ, принял для расчета представленную налогоплательщиком формулу и удовлетворил требования общества.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Об определении степени выработанности запасов залежи углеводородного сырья в целях НДПИ и НДД.
(Письмо Минфина России от 27.09.2023 N 03-06-06-01/92022)Пунктом 15 Порядка N 265 установлено, что Роснедра осуществляют составление государственного баланса запасов полезных ископаемых в установленном порядке на основании данных ежегодной государственной отчетности, представленной недропользователями, осуществляющими разведку и добычу полезных ископаемых.
(Письмо Минфина России от 27.09.2023 N 03-06-06-01/92022)Пунктом 15 Порядка N 265 установлено, что Роснедра осуществляют составление государственного баланса запасов полезных ископаемых в установленном порядке на основании данных ежегодной государственной отчетности, представленной недропользователями, осуществляющими разведку и добычу полезных ископаемых.
Готовое решение: Как заполнить и представить форму N 4-ОС
(КонсультантПлюс, 2025)Не указывайте в отчете налоги, сборы и платежи, в том числе за природопользование и при природопользовании. В частности, не отражайте налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, экологический сбор, налог на имущество (п. 3 Указаний).
(КонсультантПлюс, 2025)Не указывайте в отчете налоги, сборы и платежи, в том числе за природопользование и при природопользовании. В частности, не отражайте налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, экологический сбор, налог на имущество (п. 3 Указаний).
Нормативные акты
"Методические указания по контролю за технической обоснованностью расчетов платежей при пользовании недрами"
(утв. Постановлением Госгортехнадзора РФ 10.12.1998 N 76, N РД-07-261-98)
(дата введения 01.07.1999)3. 70-тп (годовая). "Отчет об извлечении полезных ископаемых при добыче";
(утв. Постановлением Госгортехнадзора РФ 10.12.1998 N 76, N РД-07-261-98)
(дата введения 01.07.1999)3. 70-тп (годовая). "Отчет об извлечении полезных ископаемых при добыче";
Приказ Минфина РФ от 06.10.2011 N 125н
"Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет затрат на освоение природных ресурсов" (ПБУ 24/2011)"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 30.12.2011 N 22875)Расходы от списания поисковых активов, относящихся к участку недр, на котором добыча полезных ископаемых признана организацией бесперспективной, раскрываются в отчете о прибылях и убытках обособленно от поисковых затрат, признаваемых расходами по обычным видам деятельности (с учетом существенности).
"Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет затрат на освоение природных ресурсов" (ПБУ 24/2011)"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 30.12.2011 N 22875)Расходы от списания поисковых активов, относящихся к участку недр, на котором добыча полезных ископаемых признана организацией бесперспективной, раскрываются в отчете о прибылях и убытках обособленно от поисковых затрат, признаваемых расходами по обычным видам деятельности (с учетом существенности).
"Годовой отчет 2024"
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)Кроме того, при заполнении отчета необходимо учитывать требование п. 28 ПБУ 24/2011. Этот пункт обязывает отражать в ОФР расходы от списания поисковых активов, относящихся к участку недр, на котором добыча полезных ископаемых признана бесперспективной, обособленно от поисковых затрат, признаваемых расходами по обычным видам деятельности (с учетом существенности).
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)Кроме того, при заполнении отчета необходимо учитывать требование п. 28 ПБУ 24/2011. Этот пункт обязывает отражать в ОФР расходы от списания поисковых активов, относящихся к участку недр, на котором добыча полезных ископаемых признана бесперспективной, обособленно от поисковых затрат, признаваемых расходами по обычным видам деятельности (с учетом существенности).
Готовое решение: Какую отчетность и в какие сроки нужно сдавать при УСН
(КонсультантПлюс, 2025)Если у вас нет показателей для отражения в отчетности, вам нужно сдать:
(КонсультантПлюс, 2025)Если у вас нет показателей для отражения в отчетности, вам нужно сдать:
Тематический выпуск: Налог на прибыль: актуальные вопросы из практики налогового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 7)Как указал суд, признавая позицию ИФНС необоснованной в данной части, налогоплательщиком при проведении работ в рамках договора подряда были добыты полезные ископаемые, которые в последующем были реализованы спорному контрагенту, а затем последним - в адрес третьих лиц. При этом налогоплательщик в бухгалтерской и налоговой отчетности не отразил информацию о количестве и стоимости реализованного в проверяемом периоде товара.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 7)Как указал суд, признавая позицию ИФНС необоснованной в данной части, налогоплательщиком при проведении работ в рамках договора подряда были добыты полезные ископаемые, которые в последующем были реализованы спорному контрагенту, а затем последним - в адрес третьих лиц. При этом налогоплательщик в бухгалтерской и налоговой отчетности не отразил информацию о количестве и стоимости реализованного в проверяемом периоде товара.
Статья: Развитие учетной практики применения оценочных значений в фокусе раскрытия отчетной информации о ESG-факторах и рисках
(Сафонова И.В., Карташов В.С.)
("Аудитор", 2023, N 6)Оценочные обязательства, возникающие из обязательств, относящихся к окружающей среде и климату, отдельно выделяются аудиторами. Это объясняется тем обстоятельством, что, с одной стороны, существует ряд случаев, когда "показатели не могут быть измерены напрямую, но могут быть экспертно оценены, что приводит к возникновению неопределенности в измерении" [3], с другой - сумма данных обязательств может быть значительной для целей аудита. Например, в аудиторском заключении ПАО "АК "Алроса" по консолидированной финансовой отчетности за 2021 г. в качестве одного из ключевых вопросов аудита выделен расчет резерва по обязательству на рекультивацию земель. Аудиторы обосновали его важность тем, что деятельность ПАО "АК "Алроса" непосредственно связана с добычей полезных ископаемых. Следствием этого является наличие лицензионных соглашений на разработку месторождений и требований законодательства о рекультивации земель, что обязывает взять на себя обязательства по проведению рекультивации нарушенных земель и хвостохранилищ в зоне производственной деятельности компании. Расчет величины оценочного обязательства по каждому месторождению и хвостохранилищу производится на основе оценки будущих затрат и предполагает использование значительных суждений и допущений, включаемых в расчет оценочного обязательства (срок проведения работ по восстановлению земель, стоимость планируемых мероприятий по восстановлению, прогноз инфляции, ставки дисконтирования).
(Сафонова И.В., Карташов В.С.)
("Аудитор", 2023, N 6)Оценочные обязательства, возникающие из обязательств, относящихся к окружающей среде и климату, отдельно выделяются аудиторами. Это объясняется тем обстоятельством, что, с одной стороны, существует ряд случаев, когда "показатели не могут быть измерены напрямую, но могут быть экспертно оценены, что приводит к возникновению неопределенности в измерении" [3], с другой - сумма данных обязательств может быть значительной для целей аудита. Например, в аудиторском заключении ПАО "АК "Алроса" по консолидированной финансовой отчетности за 2021 г. в качестве одного из ключевых вопросов аудита выделен расчет резерва по обязательству на рекультивацию земель. Аудиторы обосновали его важность тем, что деятельность ПАО "АК "Алроса" непосредственно связана с добычей полезных ископаемых. Следствием этого является наличие лицензионных соглашений на разработку месторождений и требований законодательства о рекультивации земель, что обязывает взять на себя обязательства по проведению рекультивации нарушенных земель и хвостохранилищ в зоне производственной деятельности компании. Расчет величины оценочного обязательства по каждому месторождению и хвостохранилищу производится на основе оценки будущих затрат и предполагает использование значительных суждений и допущений, включаемых в расчет оценочного обязательства (срок проведения работ по восстановлению земель, стоимость планируемых мероприятий по восстановлению, прогноз инфляции, ставки дисконтирования).
Энциклопедия спорных ситуаций по части первой Налогового кодекса РФ.
Вправе ли инспекция истребовать документы, не предусмотренные налоговым или бухгалтерским законодательством
(КонсультантПлюс, 2025)Минфин России рассмотрел вопрос о правомерности истребования у налогоплательщика форм статистической отчетности, отражающих данные, связанные с добычей организацией-недропользователем полезных ископаемых (N 5-гр, N 70-тп, N 11-ШРП, N 2-ТП).
Вправе ли инспекция истребовать документы, не предусмотренные налоговым или бухгалтерским законодательством
(КонсультантПлюс, 2025)Минфин России рассмотрел вопрос о правомерности истребования у налогоплательщика форм статистической отчетности, отражающих данные, связанные с добычей организацией-недропользователем полезных ископаемых (N 5-гр, N 70-тп, N 11-ШРП, N 2-ТП).