Отчет о лесовосстановлении
Подборка наиболее важных документов по запросу Отчет о лесовосстановлении (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 63.1 "Особенности осуществления лесовосстановления и лесоразведения отдельными категориями лиц" ЛК РФ"Довод общества о необходимости применения положений пункта 2 части 7 статьи 63.1 Лесного кодекса, исключающего проведение мероприятий по лесовосстановлению в связи с осуществлением рубки лесных насаждений при геологическом изучении недр, суды отклонили. Исходя из условий заключенных сторонами договоров аренды, предусматривающего такие виды разрешенного использования лесов, как: выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых и заготовка древесины, суды признали не доказанным факт того, что спорная рубка лесных насаждений осуществлена исключительно в целях геологического изучения недр. Так, из представленных в дело доказательств (лесных деклараций, отчетов об использовании лесов за 2019 год) следует, что общество в рамках указанных министерством договоров аренды осуществляло рубку лесных насаждений, в том числе в целях устройства карьера (т. 5, л.д. 6, 10 - 28), что относится к горно-подготовительным работам, входящим в добычные, вскрышные и вспомогательные процессы разработки месторождения мергеля (т. 3, л.д. 15)."
Апелляционное определение Иркутского областного суда от 25.10.2022 по делу N 33-8782/2022 (УИД 38RS0003-01-2020-002153-64)
Категория спора: Причинение вреда окружающей среде.
Требования уполномоченных органов: О возмещении вреда, причиненного лесным объектам.
Обстоятельства: Поскольку законные основания для осуществления рубки лесных насаждений на основании оспоренного дополнительного соглашения у арендатора отсутствовали, рубка являлась незаконной.
Решение: Удовлетворено.Доводы ответчика о принятых министерством отчетах о проведенных мероприятиях по лесовосстановлению не свидетельствуют о возмещении ответчиком того объема ущерба, который повлекли незаконные рубки леса, поскольку частично совершение указанных мероприятий не подтверждено в ходе судебного разбирательства, частично - основано на проекте лесовосстановления, созданном по инициативе лесозаготовителя в целях реализации признанного недействительным дополнительного соглашения.
Категория спора: Причинение вреда окружающей среде.
Требования уполномоченных органов: О возмещении вреда, причиненного лесным объектам.
Обстоятельства: Поскольку законные основания для осуществления рубки лесных насаждений на основании оспоренного дополнительного соглашения у арендатора отсутствовали, рубка являлась незаконной.
Решение: Удовлетворено.Доводы ответчика о принятых министерством отчетах о проведенных мероприятиях по лесовосстановлению не свидетельствуют о возмещении ответчиком того объема ущерба, который повлекли незаконные рубки леса, поскольку частично совершение указанных мероприятий не подтверждено в ходе судебного разбирательства, частично - основано на проекте лесовосстановления, созданном по инициативе лесозаготовителя в целях реализации признанного недействительным дополнительного соглашения.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: В каком порядке организации должны осуществлять лесовосстановление?
(Консультация эксперта, 2025)Отчет о выполненных работах и приемка работ по лесовосстановлению
(Консультация эксперта, 2025)Отчет о выполненных работах и приемка работ по лесовосстановлению
Статья: Анализ результатов работы мониторинговой миссии Центра всемирного наследия ЮНЕСКО и Международного союза охраны природы на озере Байкал
(Колобов Р.Ю.)
("Экологическое право", 2025, N 1)Именно отсутствие такой оценки, а не сами по себе решения, предлагаемые в находящемся на рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации законопроекте N 387575-8, стало основной причиной, по которой эксперты рекомендовали воздержаться от его принятия. Очень ярко отсутствие понимания последствий планируемых изменений демонстрируется в Отчете на примере проблем лесовосстановления в центральной экологической зоне Байкальской природной территории <14>. Такие мероприятия могут привести к обратному эффекту, поскольку при отсутствии должного изучения и планирования процессы посадки деревьев способны оказать негативное влияние на состояние биоразнообразия, в том числе с учетом большого числа эндемичных видов флоры и фауны на данной территории, равно как и на нетронутость объекта, послужившее одной из причин его внесения в Список <15>. В этой связи эксперты рекомендовали оценить влияние указанных и иных изменений на состояние экосистемы озера Байкал с использованием специального инструментария, разработанного консультативными органами системы охраны всемирного наследия для этих целей <16>.
(Колобов Р.Ю.)
("Экологическое право", 2025, N 1)Именно отсутствие такой оценки, а не сами по себе решения, предлагаемые в находящемся на рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации законопроекте N 387575-8, стало основной причиной, по которой эксперты рекомендовали воздержаться от его принятия. Очень ярко отсутствие понимания последствий планируемых изменений демонстрируется в Отчете на примере проблем лесовосстановления в центральной экологической зоне Байкальской природной территории <14>. Такие мероприятия могут привести к обратному эффекту, поскольку при отсутствии должного изучения и планирования процессы посадки деревьев способны оказать негативное влияние на состояние биоразнообразия, в том числе с учетом большого числа эндемичных видов флоры и фауны на данной территории, равно как и на нетронутость объекта, послужившее одной из причин его внесения в Список <15>. В этой связи эксперты рекомендовали оценить влияние указанных и иных изменений на состояние экосистемы озера Байкал с использованием специального инструментария, разработанного консультативными органами системы охраны всемирного наследия для этих целей <16>.
Нормативные акты
"Лесной кодекс Российской Федерации" от 04.12.2006 N 200-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)3. Граждане, юридические лица, осуществляющие лесовосстановление, в целях подтверждения соблюдения правил лесовосстановления прилагают к отчету о воспроизводстве лесов материалы фотофиксации, изготовленные с использованием специального программного обеспечения, указанного в части 6 статьи 19 настоящего Кодекса.
(ред. от 26.12.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)3. Граждане, юридические лица, осуществляющие лесовосстановление, в целях подтверждения соблюдения правил лесовосстановления прилагают к отчету о воспроизводстве лесов материалы фотофиксации, изготовленные с использованием специального программного обеспечения, указанного в части 6 статьи 19 настоящего Кодекса.
Справочная информация: "Правовой календарь на III квартал 2025 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)- об отнесении земель, предназначенных для лесовосстановления, к землям, на которых расположены леса.
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)- об отнесении земель, предназначенных для лесовосстановления, к землям, на которых расположены леса.
Статья: Правовые аспекты цифровизации лесной отрасли
(Жаворонкова Н.Г., Шпаковский Ю.Г.)
("Право и цифровая экономика", 2021, N 4)В настоящее время ежегодные объемы лесовосстановления в России стабилизировались на уровне 800 - 900 тыс. гектаров. Это недостаточно для полного восстановления леса, тем более нужно учитывать замену высококачественного леса низкокачественным. По данным Счетной палаты РФ, по состоянию на 1 января 2018 г. фонд лесовосстановления составлял 32 728,8 тыс. гектара. При этом работы по лесовосстановлению ежегодно не превышают 2,9% от площади фонда лесовосстановления, хотя текущие затраты на лесовосстановление постоянно растут <7>.
(Жаворонкова Н.Г., Шпаковский Ю.Г.)
("Право и цифровая экономика", 2021, N 4)В настоящее время ежегодные объемы лесовосстановления в России стабилизировались на уровне 800 - 900 тыс. гектаров. Это недостаточно для полного восстановления леса, тем более нужно учитывать замену высококачественного леса низкокачественным. По данным Счетной палаты РФ, по состоянию на 1 января 2018 г. фонд лесовосстановления составлял 32 728,8 тыс. гектара. При этом работы по лесовосстановлению ежегодно не превышают 2,9% от площади фонда лесовосстановления, хотя текущие затраты на лесовосстановление постоянно растут <7>.
Статья: Защита прав предпринимателей в сфере лесопользования средствами прокурорского надзора
(Ишин А.В., Куницына Е.А.)
("Законность", 2024, N 11)По факту сложившейся ситуации, связанной с неактуальностью лесоустроительных материалов, Сыктывкарская природоохранная межрайонная прокуратура в 2022 - 2023 гг. предъявила в суды 11 административных исковых заявлений с требованием признать бездействие Минприроды Республики Коми (в период до 31 декабря 2021 г., а с 1 января 2022 г. - Федерального агентства лесного хозяйства), выразившееся в непроведении лесоустройства, таксации лесов и проектирования мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов на территории подведомственных лесничеств, незаконным (заявления рассмотрены и удовлетворены). На Минприроды Республики Коми в судебном порядке возложена обязанность подготовить нормативно-справочную информацию, используемую при предыдущем лесоустройстве, копии отчетов об использовании лесов, об охране лесов от пожаров, о защите лесов, об охране лесов от загрязнения и иного негативного воздействия, о воспроизводстве лесов и лесоразведении, актов отнесения земель, предназначенных для лесовосстановления, к землям, на которых расположены леса, актов лесопатологического обследования; скан-образов лесоустроительной документации.
(Ишин А.В., Куницына Е.А.)
("Законность", 2024, N 11)По факту сложившейся ситуации, связанной с неактуальностью лесоустроительных материалов, Сыктывкарская природоохранная межрайонная прокуратура в 2022 - 2023 гг. предъявила в суды 11 административных исковых заявлений с требованием признать бездействие Минприроды Республики Коми (в период до 31 декабря 2021 г., а с 1 января 2022 г. - Федерального агентства лесного хозяйства), выразившееся в непроведении лесоустройства, таксации лесов и проектирования мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов на территории подведомственных лесничеств, незаконным (заявления рассмотрены и удовлетворены). На Минприроды Республики Коми в судебном порядке возложена обязанность подготовить нормативно-справочную информацию, используемую при предыдущем лесоустройстве, копии отчетов об использовании лесов, об охране лесов от пожаров, о защите лесов, об охране лесов от загрязнения и иного негативного воздействия, о воспроизводстве лесов и лесоразведении, актов отнесения земель, предназначенных для лесовосстановления, к землям, на которых расположены леса, актов лесопатологического обследования; скан-образов лесоустроительной документации.
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Взимается ли арендная плата за период просрочки возврата имущества, связанной с уклонением арендодателя от его приемки после прекращения договора аренды
(КонсультантПлюс, 2025)Требованием N 71026/1 от 26.10.2017 ООО "Лесинтек" известил субарендатора о необходимости исполнения договорных обязательств, установленных в подпунктах "г", "д" пункта 11 договора от 04.10.2016 N 6/16, и передачи подлинников отчетов, лесных деклараций, проектов лесовосстановления, актов проверки и приемки работ, составленных с участием лесничества, а также передачи лесного участка арендатору.
Взимается ли арендная плата за период просрочки возврата имущества, связанной с уклонением арендодателя от его приемки после прекращения договора аренды
(КонсультантПлюс, 2025)Требованием N 71026/1 от 26.10.2017 ООО "Лесинтек" известил субарендатора о необходимости исполнения договорных обязательств, установленных в подпунктах "г", "д" пункта 11 договора от 04.10.2016 N 6/16, и передачи подлинников отчетов, лесных деклараций, проектов лесовосстановления, актов проверки и приемки работ, составленных с участием лесничества, а также передачи лесного участка арендатору.
Статья: Отчет о результатах контрольного мероприятия "Аудит системы мониторинга и учета лесных ресурсов Российской Федерации, а также охраны лесов от пожаров за 2020 - 2021 годы и истекший период 2022 года"
(Мамедов С.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2023, N 4)С учетом превышения <8> в 2012 - 2020 годах площади выбытия лесных насаждений над площадью их прироста (31,5%) в субъектах Российской Федерации в последующие годы прогнозируется сокращение указанной разницы за счет увеличения площадей лесовосстановления в рамках реализации федерального проекта "Сохранение лесов" и дальнейшего отнесения этих площадей к землям, на которых расположены леса.
(Мамедов С.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2023, N 4)С учетом превышения <8> в 2012 - 2020 годах площади выбытия лесных насаждений над площадью их прироста (31,5%) в субъектах Российской Федерации в последующие годы прогнозируется сокращение указанной разницы за счет увеличения площадей лесовосстановления в рамках реализации федерального проекта "Сохранение лесов" и дальнейшего отнесения этих площадей к землям, на которых расположены леса.
Статья: О формировании административно-правового регулирования вопросов реализации лесоклиматических проектов в России
(Гершинкова Д.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 8)Согласно критериям климатических проектов мероприятия должны иметь дополнительность, не дублировать требования, установленные законом <13>. Помимо того что на фоне высоких показателей естественного лесовосстановления во многих регионах страны обеспечить дополнительность проектов будет непросто, 77% лесных земель в России уже управляется государством <14>, а лесопользователи имеют обязательства по охране и воспроизводству лесов <15>.
(Гершинкова Д.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 8)Согласно критериям климатических проектов мероприятия должны иметь дополнительность, не дублировать требования, установленные законом <13>. Помимо того что на фоне высоких показателей естественного лесовосстановления во многих регионах страны обеспечить дополнительность проектов будет непросто, 77% лесных земель в России уже управляется государством <14>, а лесопользователи имеют обязательства по охране и воспроизводству лесов <15>.
Статья: Анализ структуры и содержания ФСБУ 28/2023 "Инвентаризация"
(Копылова Е.К., Копылова Т.И.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 7)4. Балданова Л.П., Зорина Ю.И. Цифровизация государственной инвентаризации лесов как инструмент актуализации фонда лесовосстановления // Известия Байкальского государственного университета. 2021. Т. 31. N 2. С. 262 - 270. URL: https://doi.org/10.17150/2500-2759.2021.31(2).262-270.
(Копылова Е.К., Копылова Т.И.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 7)4. Балданова Л.П., Зорина Ю.И. Цифровизация государственной инвентаризации лесов как инструмент актуализации фонда лесовосстановления // Известия Байкальского государственного университета. 2021. Т. 31. N 2. С. 262 - 270. URL: https://doi.org/10.17150/2500-2759.2021.31(2).262-270.