Отцепочный ремонт
Подборка наиболее важных документов по запросу Отцепочный ремонт (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Перечень позиций высших судов к ст. 1064 ГК РФ "Общие основания ответственности за причинение вреда"2.1.2. Расходы на текущий отцепочный ремонт вагонов возмещаются использующими их лицами только при наличии причинно-следственной связи между возникновением таких расходов и действиями этих лиц (позиция ВС РФ, ВАС РФ) >>>
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Претензия к подрядчику о возмещении убытков
(КонсультантПлюс, 2025)Само по себе последующее направление заказчиком претензий с требованием о возмещении убытков на произведенный текущий отцепочный ремонт не является заявлением о возникшей неисправности, поскольку о неисправности было уже заявлено при расследовании случая отцепки вагона и составлении акта-рекламации, что соответствует заявлению о недостатках в порядке ст. 725 ГК РФ и началу течения срока исковой давности.
(КонсультантПлюс, 2025)Само по себе последующее направление заказчиком претензий с требованием о возмещении убытков на произведенный текущий отцепочный ремонт не является заявлением о возникшей неисправности, поскольку о неисправности было уже заявлено при расследовании случая отцепки вагона и составлении акта-рекламации, что соответствует заявлению о недостатках в порядке ст. 725 ГК РФ и началу течения срока исковой давности.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации: основные направления реформирования
(Баукин В.Г.)
("Транспортное право", 2025, N 3)С момента вступления в силу УЖДТ РФ было принято более 25 законов, изменяющих его положения. Как правило, это была незначительная корректировка, отражающая своего рода конъюнктурно-адаптивный подход. В частности, реакция на ковидную пандемию <6>. Наиболее объемные дополнения - это правила перевозки порожнего грузового вагона <7> или уменьшение ответственности перевозчика за просрочку доставки <8>; содержание многих иных корректирующих законов, как правило, сводилось к замене отдельных слов (например, замена слова "леса" словом "древесины") или введением второстепенных понятий (текущий отцепочный ремонт, порожний грузовой вагон). Незначительными были дополнения, связанные с пассажирской перевозкой.
(Баукин В.Г.)
("Транспортное право", 2025, N 3)С момента вступления в силу УЖДТ РФ было принято более 25 законов, изменяющих его положения. Как правило, это была незначительная корректировка, отражающая своего рода конъюнктурно-адаптивный подход. В частности, реакция на ковидную пандемию <6>. Наиболее объемные дополнения - это правила перевозки порожнего грузового вагона <7> или уменьшение ответственности перевозчика за просрочку доставки <8>; содержание многих иных корректирующих законов, как правило, сводилось к замене отдельных слов (например, замена слова "леса" словом "древесины") или введением второстепенных понятий (текущий отцепочный ремонт, порожний грузовой вагон). Незначительными были дополнения, связанные с пассажирской перевозкой.
Нормативные акты
Распоряжение ОАО "РЖД" от 31.12.2019 N 3116/р
(ред. от 28.12.2023)
"Об утверждении Единого типового технологического процесса коммерческого осмотра вагонов и поездов на железнодорожных станциях"3.10. Подраздел "Порядок передачи и приема вагонов с путей пункта текущего отцепочного ремонта (ТОР)"
(ред. от 28.12.2023)
"Об утверждении Единого типового технологического процесса коммерческого осмотра вагонов и поездов на железнодорожных станциях"3.10. Подраздел "Порядок передачи и приема вагонов с путей пункта текущего отцепочного ремонта (ТОР)"
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 2)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2023)В рамках годичного срока исковой давности могут быть поданы иски о возмещении расходов на текущий отцепочный ремонт <1> и о взыскании упущенной выгоды по получению арендной платы из-за простоя неисправных вагонов <2>; иски, связанные с недостатками в проектных работах <3>; с невозможностью установления в жилых помещениях необходимого температурного режима из-за допущенных в проектной документации ошибок <4>; с некачественным производством взрыва с последующим устранением негабаритов и порогов, а также ликвидацией отказавших зарядов <5>; иски из самостоятельных соглашений, заключенных наряду с договором подряда (например, из соглашения о порядке компенсации ответчиком понесенных истцом расходов вследствие претензий клиентов страховой компании о некачественно выполненном ремонте <6>). Специальный срок исковой давности распространяется только на требования, предусмотренные ст. 723 ГК РФ <7>.
(выпуск 2)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2023)В рамках годичного срока исковой давности могут быть поданы иски о возмещении расходов на текущий отцепочный ремонт <1> и о взыскании упущенной выгоды по получению арендной платы из-за простоя неисправных вагонов <2>; иски, связанные с недостатками в проектных работах <3>; с невозможностью установления в жилых помещениях необходимого температурного режима из-за допущенных в проектной документации ошибок <4>; с некачественным производством взрыва с последующим устранением негабаритов и порогов, а также ликвидацией отказавших зарядов <5>; иски из самостоятельных соглашений, заключенных наряду с договором подряда (например, из соглашения о порядке компенсации ответчиком понесенных истцом расходов вследствие претензий клиентов страховой компании о некачественно выполненном ремонте <6>). Специальный срок исковой давности распространяется только на требования, предусмотренные ст. 723 ГК РФ <7>.
Статья: О типологии обычаев в нормативном регулировании и правоприменительной практике
(Усанова В.А.)
("Вестник арбитражной практики", 2025, N 2)В качестве примера обычно предъявляемых требований в правоприменительной практике можно привести активно используемый РД 32 ЦВ-056-97 "Руководящий документ. Грузовые вагоны железных дорог колеи 1 520 мм. Руководство по текущему отцепочному ремонту" (утв. МПС России 02.09.1997), который не является нормативным правовым актом, не содержит подписи федерального министра, принят подразделением федерального органа исполнительной власти. Применение Руководящего документа осуществляется при указании на это в договоре, при этом в самом документе указывается, что требования "Руководства являются обязательными", "Руководство содержит общие технические требования, которым должны удовлетворять грузовые вагоны после текущего отцепочного ремонта". Суды, принимая решение, определяют правовую основу для разрешения спора, применяют в том числе данный и подобные источники. Например, арбитражным судом Красноярского края рассматривался спор между ОАО "Российские железные дороги" (истец) и АО "Уголь-Транс" (ответчик) о взыскании задолженности за выполненные работы по ремонту вагона. В соответствии с п. 4.1.1 договора от 03.08.2021, заключенного между истцом и ответчиком, было предусмотрено, что подрядчик обязуется произвести текущий отцепочный ремонт в соответствии с требованиями Руководства по текущему отцепочному ремонту грузовых вагонов N РД 32 ЦВ-056-97, утвержденного МПС России 02.09.1997, и других действующих нормативных документов МПС России и ОАО "РЖД" в части проведения ТР-2 грузовых вагонов.
(Усанова В.А.)
("Вестник арбитражной практики", 2025, N 2)В качестве примера обычно предъявляемых требований в правоприменительной практике можно привести активно используемый РД 32 ЦВ-056-97 "Руководящий документ. Грузовые вагоны железных дорог колеи 1 520 мм. Руководство по текущему отцепочному ремонту" (утв. МПС России 02.09.1997), который не является нормативным правовым актом, не содержит подписи федерального министра, принят подразделением федерального органа исполнительной власти. Применение Руководящего документа осуществляется при указании на это в договоре, при этом в самом документе указывается, что требования "Руководства являются обязательными", "Руководство содержит общие технические требования, которым должны удовлетворять грузовые вагоны после текущего отцепочного ремонта". Суды, принимая решение, определяют правовую основу для разрешения спора, применяют в том числе данный и подобные источники. Например, арбитражным судом Красноярского края рассматривался спор между ОАО "Российские железные дороги" (истец) и АО "Уголь-Транс" (ответчик) о взыскании задолженности за выполненные работы по ремонту вагона. В соответствии с п. 4.1.1 договора от 03.08.2021, заключенного между истцом и ответчиком, было предусмотрено, что подрядчик обязуется произвести текущий отцепочный ремонт в соответствии с требованиями Руководства по текущему отцепочному ремонту грузовых вагонов N РД 32 ЦВ-056-97, утвержденного МПС России 02.09.1997, и других действующих нормативных документов МПС России и ОАО "РЖД" в части проведения ТР-2 грузовых вагонов.
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 1)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2022)Президиум ВАС РФ <1> поддержал позиции нижестоящих судов, которые отказали в иске арендатору, посчитав, что подрядчик несет ответственность за некачественный ремонт лишь перед заказчиком: "Сам по себе факт несения расходов на отцепочный ремонт обществом "АТА" (арендатор. - А.Б.), которое не связано договорными отношениями с обществом "Трансвагонмаш" (подрядчик. - А.Б.), не может влиять на квалификацию последствий ненадлежащего качества планового ремонта, выполненного обществом "Трансвагонмаш" по договору с компанией "Вагонпарк" (заказчик. - А.Б.). В силу п. 1 ст. 723 Кодекса право предъявления требования, вытекающего из ненадлежащего качества выполненных работ по договору подряда, лежит на заказчике, т.е. в данном деле - на компании "Вагонпарк".
(выпуск 1)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2022)Президиум ВАС РФ <1> поддержал позиции нижестоящих судов, которые отказали в иске арендатору, посчитав, что подрядчик несет ответственность за некачественный ремонт лишь перед заказчиком: "Сам по себе факт несения расходов на отцепочный ремонт обществом "АТА" (арендатор. - А.Б.), которое не связано договорными отношениями с обществом "Трансвагонмаш" (подрядчик. - А.Б.), не может влиять на квалификацию последствий ненадлежащего качества планового ремонта, выполненного обществом "Трансвагонмаш" по договору с компанией "Вагонпарк" (заказчик. - А.Б.). В силу п. 1 ст. 723 Кодекса право предъявления требования, вытекающего из ненадлежащего качества выполненных работ по договору подряда, лежит на заказчике, т.е. в данном деле - на компании "Вагонпарк".
Статья: Надзор за исполнением законодательства о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта
(Рубцова М.В.)
("Законность", 2025, N 4)Проверка соблюдения требований законодательства о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта при ремонте подвижного состава, проведенная Белореченской транспортной прокуратурой, позволила выявить грубые нарушения требований Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации и других нормативных документов. Нарушения выражались в ненадлежащем содержании колесных пар, тормозных колодок, отсутствии контактной планки опорной балки авторежима, которые повлекли за собой отмену технической готовности грузового поезда и отцепку в текущий отцепочный ремонт шести вагонов. В связи с этим начальнику эксплуатационного вагонного депо Краснодар транспортная прокуратура внесла представление, которое рассмотрено и удовлетворено. Два должностных лица привлечены к дисциплинарной ответственности <13>.
(Рубцова М.В.)
("Законность", 2025, N 4)Проверка соблюдения требований законодательства о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта при ремонте подвижного состава, проведенная Белореченской транспортной прокуратурой, позволила выявить грубые нарушения требований Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации и других нормативных документов. Нарушения выражались в ненадлежащем содержании колесных пар, тормозных колодок, отсутствии контактной планки опорной балки авторежима, которые повлекли за собой отмену технической готовности грузового поезда и отцепку в текущий отцепочный ремонт шести вагонов. В связи с этим начальнику эксплуатационного вагонного депо Краснодар транспортная прокуратура внесла представление, которое рассмотрено и удовлетворено. Два должностных лица привлечены к дисциплинарной ответственности <13>.