ОтБор выездная проверка
Подборка наиболее важных документов по запросу ОтБор выездная проверка (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 89 "Выездная налоговая проверка" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщики обратились в суд с заявлением о признании недействующим п. 7 Общедоступных критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемых налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, утвержденных приказом Федеральной налоговой службы от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@. Верховный Суд РФ отказал в удовлетворении требований. Верховный Суд РФ указал, что в силу положений ст. 89 НК РФ вопрос планирования выездных налоговых проверок и выбора проверяемых налогоплательщиков является предметом исключительного усмотрения налоговых органов. Оспариваемый акт определяет общую систему планирования налоговыми органами выездных налоговых проверок, не регламентирует порядок проведения таких проверок и, следовательно, не вводит нового правового регулирования, не изменяет и не прекращает действие нормативных правовых актов, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям. Приведенные в оспариваемом акте суммовые показатели деятельности налогоплательщика (налоговая нагрузка в процентах от выручки по видам деятельности, доля профессиональных налоговых вычетов в общей сумме доходов индивидуальных предпринимателей, рентабельность продаж) являются критериями отбора объектов налоговых проверок при планировании выездных налоговых проверок, что относится к компетенции налоговых органов; сам по себе факт соответствия этим критериям не влечет возникновения у налогоплательщика неблагоприятных правовых последствий, а лишь указывает органам налогового контроля и самому налогоплательщику на большую долю вероятности включения налогоплательщика в план выездных налоговых проверок. Наличие у налогоплательщика какого-либо критерия из числа содержащихся в оспариваемом акте не является безусловным основанием для назначения выездной налоговой проверки и не препятствует налогоплательщику в осуществлении его предпринимательской деятельности. Оспариваемый акт не нарушает и не ограничивает права и законные интересы налогоплательщиков, не содержит властных предписаний, а имеет лишь программно-целевой характер, формулирует цели и задачи контрольно-надзорной деятельности территориальных налоговых органов.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщики обратились в суд с заявлением о признании недействующим п. 7 Общедоступных критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемых налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, утвержденных приказом Федеральной налоговой службы от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@. Верховный Суд РФ отказал в удовлетворении требований. Верховный Суд РФ указал, что в силу положений ст. 89 НК РФ вопрос планирования выездных налоговых проверок и выбора проверяемых налогоплательщиков является предметом исключительного усмотрения налоговых органов. Оспариваемый акт определяет общую систему планирования налоговыми органами выездных налоговых проверок, не регламентирует порядок проведения таких проверок и, следовательно, не вводит нового правового регулирования, не изменяет и не прекращает действие нормативных правовых актов, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям. Приведенные в оспариваемом акте суммовые показатели деятельности налогоплательщика (налоговая нагрузка в процентах от выручки по видам деятельности, доля профессиональных налоговых вычетов в общей сумме доходов индивидуальных предпринимателей, рентабельность продаж) являются критериями отбора объектов налоговых проверок при планировании выездных налоговых проверок, что относится к компетенции налоговых органов; сам по себе факт соответствия этим критериям не влечет возникновения у налогоплательщика неблагоприятных правовых последствий, а лишь указывает органам налогового контроля и самому налогоплательщику на большую долю вероятности включения налогоплательщика в план выездных налоговых проверок. Наличие у налогоплательщика какого-либо критерия из числа содержащихся в оспариваемом акте не является безусловным основанием для назначения выездной налоговой проверки и не препятствует налогоплательщику в осуществлении его предпринимательской деятельности. Оспариваемый акт не нарушает и не ограничивает права и законные интересы налогоплательщиков, не содержит властных предписаний, а имеет лишь программно-целевой характер, формулирует цели и задачи контрольно-надзорной деятельности территориальных налоговых органов.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 82 "Общие положения о налоговом контроле" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Предприниматели обратились в Верховный Суд РФ с заявлением о признании недействующим п. 7 Общедоступных критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемых налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, утвержденных Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@. Предприниматели указали, что налоговое законодательство не предусматривает право налоговых органов устанавливать цифровые относительные показатели между доходами и расходами индивидуальных предпринимателей. Верховный Суд РФ отказал в удовлетворении требований, указав, что вопрос планирования выездной налоговой проверки и выбора проверяемых налогоплательщиков является предметом исключительного усмотрения налоговых органов, соответствие деятельности налогоплательщика критериям не является основанием возникновения у налогоплательщика неблагоприятных правовых последствий, а лишь указывает органам налогового контроля и самому налогоплательщику на большую долю вероятности включения налогоплательщика в план выездных налоговых проверок. Установленные ФНС России суммовые критерии деятельности налогоплательщика (налоговая нагрузка в процентах от выручки по видам деятельности, рентабельность продаж) являются лишь критериями отбора объектов налоговых проверок при планировании выездных налоговых проверок, сам по себе факт соответствия этим критериям отбора не является безусловным доказательством совершения налогоплательщиком налогового правонарушения. Верховный Суд РФ указал, что оспариваемый приказ не содержит правовых норм, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, адресован непосредственно налоговым органам и должностным лицам, обязательность содержащихся в нем разъяснений для налогоплательщиков нормативно не закреплена.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Предприниматели обратились в Верховный Суд РФ с заявлением о признании недействующим п. 7 Общедоступных критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемых налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, утвержденных Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@. Предприниматели указали, что налоговое законодательство не предусматривает право налоговых органов устанавливать цифровые относительные показатели между доходами и расходами индивидуальных предпринимателей. Верховный Суд РФ отказал в удовлетворении требований, указав, что вопрос планирования выездной налоговой проверки и выбора проверяемых налогоплательщиков является предметом исключительного усмотрения налоговых органов, соответствие деятельности налогоплательщика критериям не является основанием возникновения у налогоплательщика неблагоприятных правовых последствий, а лишь указывает органам налогового контроля и самому налогоплательщику на большую долю вероятности включения налогоплательщика в план выездных налоговых проверок. Установленные ФНС России суммовые критерии деятельности налогоплательщика (налоговая нагрузка в процентах от выручки по видам деятельности, рентабельность продаж) являются лишь критериями отбора объектов налоговых проверок при планировании выездных налоговых проверок, сам по себе факт соответствия этим критериям отбора не является безусловным доказательством совершения налогоплательщиком налогового правонарушения. Верховный Суд РФ указал, что оспариваемый приказ не содержит правовых норм, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, адресован непосредственно налоговым органам и должностным лицам, обязательность содержащихся в нем разъяснений для налогоплательщиков нормативно не закреплена.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по налогам. Практическое пособие по налоговым проверкамГЛАВА 9. ПО КАКИМ КРИТЕРИЯМ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ
Готовое решение: По каким критериям отбирают налогоплательщиков для выездной налоговой проверки
(КонсультантПлюс, 2025)Для отбора на выездную проверку налоговые органы анализируют всю информацию о налогоплательщике, которая у них есть. В первую очередь в план выездных проверок включат тех, кто участвует в схемах по уходу от налогов, и тех, у кого предположительно есть налоговые нарушения. Есть 12 критериев, по которым оценивают налогоплательщиков, они приведены в Приложении N 2 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@. Большинство из них применяют как к организациям, так и к ИП.
(КонсультантПлюс, 2025)Для отбора на выездную проверку налоговые органы анализируют всю информацию о налогоплательщике, которая у них есть. В первую очередь в план выездных проверок включат тех, кто участвует в схемах по уходу от налогов, и тех, у кого предположительно есть налоговые нарушения. Есть 12 критериев, по которым оценивают налогоплательщиков, они приведены в Приложении N 2 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@. Большинство из них применяют как к организациям, так и к ИП.
Нормативные акты
Приказ ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@
(ред. от 10.05.2012)
"Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок"3. Структура отбора налогоплательщиков для проведения
(ред. от 10.05.2012)
"Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок"3. Структура отбора налогоплательщиков для проведения
Готовое решение: Как оценивают налогоплательщика, чтобы провести мероприятия налогового контроля
(КонсультантПлюс, 2025)Так, для отбора на выездную проверку есть 12 критериев оценки рисков. Среди них такие, как низкая заработная плата или низкая рентабельность.
(КонсультантПлюс, 2025)Так, для отбора на выездную проверку есть 12 критериев оценки рисков. Среди них такие, как низкая заработная плата или низкая рентабельность.
Готовое решение: Налоговая нагрузка
(КонсультантПлюс, 2025)При налоговой нагрузке ниже среднеотраслевого показателя инспекторы могут вами заинтересоваться. Особенно если вы попадаете под другие критерии отбора для выездной проверки.
(КонсультантПлюс, 2025)При налоговой нагрузке ниже среднеотраслевого показателя инспекторы могут вами заинтересоваться. Особенно если вы попадаете под другие критерии отбора для выездной проверки.
Готовое решение: Какие регламенты используют налоговые органы при проведении выездных проверок
(КонсультантПлюс, 2025)по отбору налогоплательщиков для выездной проверки - Приказ ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@;
(КонсультантПлюс, 2025)по отбору налогоплательщиков для выездной проверки - Приказ ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@;
Готовое решение: "Безопасная" доля вычетов по НДС
(КонсультантПлюс, 2025)Рекомендуем дать подробные пояснения и представить подтверждающие документы, даже если налоговый орган их не истребовал. Это снизит риск отбора вашей организации для выездной проверки.
(КонсультантПлюс, 2025)Рекомендуем дать подробные пояснения и представить подтверждающие документы, даже если налоговый орган их не истребовал. Это снизит риск отбора вашей организации для выездной проверки.
"Методика доказывания умысла на неуплату налогов: стратегия защиты прав налогоплательщика: практические рекомендации"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Шишкин Р.Н.)
("Юстицинформ", 2023)5) информированию налогоплательщиков об основных критериях отбора для проведения выездных налоговых проверок.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Шишкин Р.Н.)
("Юстицинформ", 2023)5) информированию налогоплательщиков об основных критериях отбора для проведения выездных налоговых проверок.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Согласно ведомственным актам ФНС России, общедоступными критериями самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемыми налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, могут являться следующие <213>.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Согласно ведомственным актам ФНС России, общедоступными критериями самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемыми налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, могут являться следующие <213>.
Готовое решение: Выездная проверка по страховым взносам
(КонсультантПлюс, 2025)Порядок отбора плательщиков страховых взносов для проведения выездных проверок также различается в зависимости от вида взносов.
(КонсультантПлюс, 2025)Порядок отбора плательщиков страховых взносов для проведения выездных проверок также различается в зависимости от вида взносов.
Статья: Налоговый мониторинг в контексте правоприменительной практики
(Громов В.В.)
("Закон", 2024, N 11)3) получая мотивированное мнение, налогоплательщик начинает ходить по "острию ножа". Шансы попасть в круг организаций, у которых будет проведена выездная налоговая проверка, значительно возрастают при наличии мотивированного мнения, которое - если не выполняется - становится для участника налогового мониторинга фактически наводкой на самого себя. Один лишь факт разового невыполнения мотивированного мнения считается признаком очень высокого риска недобросовестности и достаточен для того, чтобы налоговая инспекция провела выездную налоговую проверку в обход всех типовых критериев, на основе которых обычно производится отбор организаций для целей проведения у них выездных налоговых проверок <30>. Не имеют значения ни фактический уровень налоговой нагрузки (насколько он отличается от среднеотраслевого), ни наличие/отсутствие регулярных убытков, ни показатель рентабельности, ни соотношение расходов и доходов, ни прочие критерии, которые, взятые за тот или иной продолжительный период, могли бы указывать на реальные риски злоупотреблений и правонарушений. Действующие правила позволяют проводить выездные налоговые проверки даже при отсутствии каких-либо отклонений от нормальных показателей деятельности и при единичных случаях невыполнения мотивированного мнения, что позволяет включать в круг усиленно проверяемых организаций даже добросовестных налогоплательщиков и, соответственно, является отступлением от риск-ориентированного подхода, активно продвигаемого в сфере налогового контроля. В дополнение ко всему право инициативы в подготовке мотивированных мнений разделено между налогоплательщиком и налоговым органом, полномочия которого в этой области достаточно широки, особенно в свете того, что запрос налогоплательщика для составления мнения не обязателен и что налогоплательщик, с позиции ФНС России <31>, не выбирает состав налогов, в отношении которых проводится налоговый мониторинг (а значит, мотивированные мнения могут быть подготовлены по какому угодно налогу). Нежелание попасть в отбор для проведения выездных налоговых проверок является сильным мотивом для выполнения мнений, что дает налоговым органам своеобразный административно-правовой рычаг для направления действий налогоплательщиков в правильное, с точки зрения налоговой инспекции, русло. Но не вызывает сомнений, что навязанные мнения, упавшие как снег на голову, могут восприниматься как давление на бизнес, связанное с попытками управлять налоговыми последствиями сделок и операций в фискальных интересах, без какого-либо согласования позиций.
(Громов В.В.)
("Закон", 2024, N 11)3) получая мотивированное мнение, налогоплательщик начинает ходить по "острию ножа". Шансы попасть в круг организаций, у которых будет проведена выездная налоговая проверка, значительно возрастают при наличии мотивированного мнения, которое - если не выполняется - становится для участника налогового мониторинга фактически наводкой на самого себя. Один лишь факт разового невыполнения мотивированного мнения считается признаком очень высокого риска недобросовестности и достаточен для того, чтобы налоговая инспекция провела выездную налоговую проверку в обход всех типовых критериев, на основе которых обычно производится отбор организаций для целей проведения у них выездных налоговых проверок <30>. Не имеют значения ни фактический уровень налоговой нагрузки (насколько он отличается от среднеотраслевого), ни наличие/отсутствие регулярных убытков, ни показатель рентабельности, ни соотношение расходов и доходов, ни прочие критерии, которые, взятые за тот или иной продолжительный период, могли бы указывать на реальные риски злоупотреблений и правонарушений. Действующие правила позволяют проводить выездные налоговые проверки даже при отсутствии каких-либо отклонений от нормальных показателей деятельности и при единичных случаях невыполнения мотивированного мнения, что позволяет включать в круг усиленно проверяемых организаций даже добросовестных налогоплательщиков и, соответственно, является отступлением от риск-ориентированного подхода, активно продвигаемого в сфере налогового контроля. В дополнение ко всему право инициативы в подготовке мотивированных мнений разделено между налогоплательщиком и налоговым органом, полномочия которого в этой области достаточно широки, особенно в свете того, что запрос налогоплательщика для составления мнения не обязателен и что налогоплательщик, с позиции ФНС России <31>, не выбирает состав налогов, в отношении которых проводится налоговый мониторинг (а значит, мотивированные мнения могут быть подготовлены по какому угодно налогу). Нежелание попасть в отбор для проведения выездных налоговых проверок является сильным мотивом для выполнения мнений, что дает налоговым органам своеобразный административно-правовой рычаг для направления действий налогоплательщиков в правильное, с точки зрения налоговой инспекции, русло. Но не вызывает сомнений, что навязанные мнения, упавшие как снег на голову, могут восприниматься как давление на бизнес, связанное с попытками управлять налоговыми последствиями сделок и операций в фискальных интересах, без какого-либо согласования позиций.
Статья: Плановые проверки юридических лиц
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Если в ходе выездной проверки осуществлялся отбор проб (образцов) продукции (товаров) и не были выявлены нарушения обязательных требований к безопасности и (или) качеству продукции (товаров), влекущие риски причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а продукция (товары) не подлежит возврату вследствие утраты продукцией (товарами) потребительских свойств либо в соответствии с требованиями, установленными правилами продажи отдельных видов продукции (товаров), контрольный (надзорный) орган возмещает лицу, у которого она была изъята, стоимость утраченной продукции (утраченных товаров) за счет средств соответствующего бюджета (за исключением случаев проведения выездной проверки при осуществлении контроля и надзора в сфере обращения лекарственных средств, медицинских изделий, донорской крови, ее компонентов и биомедицинских клеточных продуктов) (ч. 11 ст. 73 Закона о государственном и муниципальном контроле);
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Если в ходе выездной проверки осуществлялся отбор проб (образцов) продукции (товаров) и не были выявлены нарушения обязательных требований к безопасности и (или) качеству продукции (товаров), влекущие риски причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а продукция (товары) не подлежит возврату вследствие утраты продукцией (товарами) потребительских свойств либо в соответствии с требованиями, установленными правилами продажи отдельных видов продукции (товаров), контрольный (надзорный) орган возмещает лицу, у которого она была изъята, стоимость утраченной продукции (утраченных товаров) за счет средств соответствующего бюджета (за исключением случаев проведения выездной проверки при осуществлении контроля и надзора в сфере обращения лекарственных средств, медицинских изделий, донорской крови, ее компонентов и биомедицинских клеточных продуктов) (ч. 11 ст. 73 Закона о государственном и муниципальном контроле);
Статья: Как своевременно выявить и снизить риски доначисления налогов: практические рекомендации
(Головина О.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 9)ФНС России достигает успехов в результате планомерной серьезной и систематизированной работы по подготовке к проверке и отбору кандидатов. Выездная налоговая проверка не проводится спонтанно. Налогоплательщик, в отношении которого будет проведена выездная налоговая проверка, выбирается по методике, изложенной в Концепции системы планирования выездных налоговых проверок (Приказ Федеральной налоговой службы от 30 мая 2007 года N ММ-3-06/333@), согласно которой сначала проводится предпроверочный анализ, по результатам которого выбирается налогоплательщик, в отношении которого будет проводиться выездная проверка.
(Головина О.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 9)ФНС России достигает успехов в результате планомерной серьезной и систематизированной работы по подготовке к проверке и отбору кандидатов. Выездная налоговая проверка не проводится спонтанно. Налогоплательщик, в отношении которого будет проведена выездная налоговая проверка, выбирается по методике, изложенной в Концепции системы планирования выездных налоговых проверок (Приказ Федеральной налоговой службы от 30 мая 2007 года N ММ-3-06/333@), согласно которой сначала проводится предпроверочный анализ, по результатам которого выбирается налогоплательщик, в отношении которого будет проводиться выездная проверка.