Освобождение от уплаты земельного налога, объект культурного наследия
Подборка наиболее важных документов по запросу Освобождение от уплаты земельного налога, объект культурного наследия (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Верховного Суда РФ от 28.07.2021 N 304-ЭС21-11473 по делу N А67-3611/2020
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании недействительными решений налогового органа в части, обязании устранить нарушения, возврате налога и пеней.
Обжалуемый результат спора: Требование удовлетворено в части признания неправомерным доначисления налога по участку, занятому учебным ядерным реактором, и участку, который за учреждением на вещном праве не закреплен. В удовлетворении остальной части требования отказано, поскольку спорные участки не ограничены в обороте.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, признав недоказанным заявителем нахождение на спорных земельных участках особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, объектов, включенных в Список всемирного наследия, историко-культурных заповедников, объектов археологического наследия, музеев-заповедников, суды пришли к выводам об отсутствии оснований для отнесения земельных участков к ограниченным в обороте согласно пункту 4 части 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации и освобождения заявителя от уплаты земельного налога в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации.
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании недействительными решений налогового органа в части, обязании устранить нарушения, возврате налога и пеней.
Обжалуемый результат спора: Требование удовлетворено в части признания неправомерным доначисления налога по участку, занятому учебным ядерным реактором, и участку, который за учреждением на вещном праве не закреплен. В удовлетворении остальной части требования отказано, поскольку спорные участки не ограничены в обороте.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, признав недоказанным заявителем нахождение на спорных земельных участках особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, объектов, включенных в Список всемирного наследия, историко-культурных заповедников, объектов археологического наследия, музеев-заповедников, суды пришли к выводам об отсутствии оснований для отнесения земельных участков к ограниченным в обороте согласно пункту 4 части 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации и освобождения заявителя от уплаты земельного налога в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации.
Подборка судебных решений за 2018 год: Статья 406 "Налоговые ставки" главы 32 "Налог на имущество физических лиц" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщик оспаривал конституционность подп. 3 п. 4 ст. 374, п. 2 ст. 389, п. 3 ст. 401, п. 5 ст. 406 НК РФ, поскольку они не предполагают освобождение от налогообложения налогом на имущество и земельным налогом объектов недвижимого имущества, относящихся к объектам культурного наследия регионального значения. Отказывая в принятии жалобы к рассмотрению, КС РФ указал, что освобождение от уплаты налогов по своей природе льгота, которая является исключением из вытекающих из Конституции РФ (ст. ст. 19 и 57) принципов всеобщности и равенства налогообложения, льготы всегда носят адресный характер и их установление относится к исключительной прерогативе законодателя. Именно законодатель вправе определять (сужать или расширять) круг лиц, на которых распространяются налоговые льготы.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщик оспаривал конституционность подп. 3 п. 4 ст. 374, п. 2 ст. 389, п. 3 ст. 401, п. 5 ст. 406 НК РФ, поскольку они не предполагают освобождение от налогообложения налогом на имущество и земельным налогом объектов недвижимого имущества, относящихся к объектам культурного наследия регионального значения. Отказывая в принятии жалобы к рассмотрению, КС РФ указал, что освобождение от уплаты налогов по своей природе льгота, которая является исключением из вытекающих из Конституции РФ (ст. ст. 19 и 57) принципов всеобщности и равенства налогообложения, льготы всегда носят адресный характер и их установление относится к исключительной прерогативе законодателя. Именно законодатель вправе определять (сужать или расширять) круг лиц, на которых распространяются налоговые льготы.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Налог на землю: проблемы и пути совершенствования
(Пансков В.Г.)
("Финансы", 2024, N 1)Во-первых, федеральным законодательством одновременно с чисто налоговыми льготами установлен достаточно широкий перечень земельных участков, которые не могут быть объектами налогообложения и их пользователи, соответственно, не входят в число лиц, получивших налоговые льготы в соответствии с федеральным законодательством. В частности, в число освобожденных от уплаты налога на землю включены земельные участки, изъятые из оборота, а также ограниченные в обороте в связи с тем, что они заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками. Не признаны в качестве объектов налогообложения также и земельные участки из состава земель лесного фонда и занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда, а также некоторые иные земельные участки.
(Пансков В.Г.)
("Финансы", 2024, N 1)Во-первых, федеральным законодательством одновременно с чисто налоговыми льготами установлен достаточно широкий перечень земельных участков, которые не могут быть объектами налогообложения и их пользователи, соответственно, не входят в число лиц, получивших налоговые льготы в соответствии с федеральным законодательством. В частности, в число освобожденных от уплаты налога на землю включены земельные участки, изъятые из оборота, а также ограниченные в обороте в связи с тем, что они заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками. Не признаны в качестве объектов налогообложения также и земельные участки из состава земель лесного фонда и занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда, а также некоторые иные земельные участки.
Вопрос: Об освобождении от уплаты земельного налога земельных участков, занятых объектами культурного наследия народов РФ.
(Письмо Минфина России от 08.09.2017 N 03-05-05-02/57723)Вопрос: Об освобождении от уплаты земельного налога земельных участков, занятых объектами культурного наследия народов РФ.
(Письмо Минфина России от 08.09.2017 N 03-05-05-02/57723)Вопрос: Об освобождении от уплаты земельного налога земельных участков, занятых объектами культурного наследия народов РФ.
Нормативные акты
<Информация> ФНС РФ от 13.07.2011
"Об исчислении, уплате и льготах по земельному налогу для юридических лиц"Таким образом, факт отсутствия государственной регистрации прав на земельный участок не является основанием для освобождения налогоплательщика от уплаты земельного налога.
"Об исчислении, уплате и льготах по земельному налогу для юридических лиц"Таким образом, факт отсутствия государственной регистрации прав на земельный участок не является основанием для освобождения налогоплательщика от уплаты земельного налога.
Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 01.11.2005 N 1681
"О Петербургской стратегии сохранения культурного наследия"5. Внести в Закон Санкт-Петербурга от 26.11.2003 N 684-96 "О налоге на имущество организаций" дополнения, предусматривающие освобождение от уплаты налога организаций, основным видом деятельности которых является реставрация объектов культурного наследия.
"О Петербургской стратегии сохранения культурного наследия"5. Внести в Закон Санкт-Петербурга от 26.11.2003 N 684-96 "О налоге на имущество организаций" дополнения, предусматривающие освобождение от уплаты налога организаций, основным видом деятельности которых является реставрация объектов культурного наследия.
Вопрос: Облагаются ли земельным налогом религиозные организации?
("Налоговый вестник", 2004, N 4)Таким образом, религиозные объединения освобождаются от уплаты земельного налога только за земли, на которых находятся используемые ими здания, охраняемые государством как памятники истории, культуры и архитектуры, при наличии паспорта объекта культурного наследия на соответствующий объект. Правоустанавливающий документ на земельный участок под объектом культурного наследия должен содержать ссылку на отношение данного земельного участка к землям историко-культурного назначения.
("Налоговый вестник", 2004, N 4)Таким образом, религиозные объединения освобождаются от уплаты земельного налога только за земли, на которых находятся используемые ими здания, охраняемые государством как памятники истории, культуры и архитектуры, при наличии паспорта объекта культурного наследия на соответствующий объект. Правоустанавливающий документ на земельный участок под объектом культурного наследия должен содержать ссылку на отношение данного земельного участка к землям историко-культурного назначения.
Статья: Комментарий к главе 31 "Земельный налог" Налогового кодекса Российской Федерации (введена Федеральным законом от 29.11.2004 N 141-ФЗ)
(Ильюшихин И.Н.)
("Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", 2005, N 7)Практическим следствием данного вывода является то, что отсутствие обязанности по уплате земельного налога на основании п. 2 ст. 389 НК РФ не может носить заявительного характера (исключительно уведомительный); в отношении данной обязанности не применяются нормы о приостановлении или отказе от использования налоговой льготы (п. 2 ст. 56 НК РФ), а также особенности установления налоговых льгот по местным налогам (п. 3 ст. 56 НК РФ). В отношении земельного налога представительный орган муниципального образования не вправе расширять перечень тех земельных участков, которые освобождены от налогообложения (отметим, правда, что такое ограничение может быть обойдено муниципальными образованиями посредством расширения перечня налоговых льгот).
(Ильюшихин И.Н.)
("Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", 2005, N 7)Практическим следствием данного вывода является то, что отсутствие обязанности по уплате земельного налога на основании п. 2 ст. 389 НК РФ не может носить заявительного характера (исключительно уведомительный); в отношении данной обязанности не применяются нормы о приостановлении или отказе от использования налоговой льготы (п. 2 ст. 56 НК РФ), а также особенности установления налоговых льгот по местным налогам (п. 3 ст. 56 НК РФ). В отношении земельного налога представительный орган муниципального образования не вправе расширять перечень тех земельных участков, которые освобождены от налогообложения (отметим, правда, что такое ограничение может быть обойдено муниципальными образованиями посредством расширения перечня налоговых льгот).
Вопрос: О подтверждении принадлежности объектов к объектам культурного наследия народов РФ для освобождения университета от уплаты земельного налога в отношении земельных участков, на которых такие объекты находятся.
(Письмо Минфина России от 25.06.2015 N 03-05-05-02/36790)Вопрос: О подтверждении принадлежности объектов к объектам культурного наследия народов РФ для освобождения университета от уплаты земельного налога в отношении земельных участков, на которых такие объекты находятся.
(Письмо Минфина России от 25.06.2015 N 03-05-05-02/36790)Вопрос: О подтверждении принадлежности объектов к объектам культурного наследия народов РФ для освобождения университета от уплаты земельного налога в отношении земельных участков, на которых такие объекты находятся.
Вопрос: Предоставленный налогоплательщику в бессрочное пользование архитектурный ансамбль является особо ценным объектом культурного наследия народов РФ, который в силу пп. 2 п. 2 ст. 389 НК РФ освобождается от уплаты земельного налога. Может ли налогоплательщик воспользоваться данной налоговой льготой, если им был утерян паспорт на указанный объект культурного наследия?
(Консультация эксперта, Минфин РФ, 2008)Вопрос: Предоставленный налогоплательщику в бессрочное пользование архитектурный ансамбль является особо ценным объектом культурного наследия народов РФ, который в силу пп. 2 п. 2 ст. 389 НК РФ освобождается от уплаты земельного налога. Может ли налогоплательщик воспользоваться данной налоговой льготой, если им был утерян паспорт на указанный объект культурного наследия?
(Консультация эксперта, Минфин РФ, 2008)Вопрос: Предоставленный налогоплательщику в бессрочное пользование архитектурный ансамбль является особо ценным объектом культурного наследия народов РФ, который в силу пп. 2 п. 2 ст. 389 НК РФ освобождается от уплаты земельного налога. Может ли налогоплательщик воспользоваться данной налоговой льготой, если им был утерян паспорт на указанный объект культурного наследия?
Вопрос: Уплачивают ли религиозные объединения земельный налог за земли, занятые памятниками истории и культуры, охраняемые государством?
("Финансовая газета", 2002, N 52)Ответ: Согласно п.4 ст.12 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" (с изменениями и дополнениями) от уплаты земельного налога полностью освобождаются религиозные объединения, на земле которых находятся используемые ими здания, охраняемые государством как памятники истории, культуры и архитектуры. В соответствии со ст.3 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно - прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры. К объектам культурного наследия отнесены также памятники религиозного назначения: церкви, колокольни, часовни, костелы, кирхи, мечети, буддистские храмы, пагоды, синагоги, молельные дома и другие объекты, специально предназначенные для богослужений, а также храмовые комплексы, дацаны, монастыри, подворья.
("Финансовая газета", 2002, N 52)Ответ: Согласно п.4 ст.12 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" (с изменениями и дополнениями) от уплаты земельного налога полностью освобождаются религиозные объединения, на земле которых находятся используемые ими здания, охраняемые государством как памятники истории, культуры и архитектуры. В соответствии со ст.3 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно - прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры. К объектам культурного наследия отнесены также памятники религиозного назначения: церкви, колокольни, часовни, костелы, кирхи, мечети, буддистские храмы, пагоды, синагоги, молельные дома и другие объекты, специально предназначенные для богослужений, а также храмовые комплексы, дацаны, монастыри, подворья.
Статья: О налоговом расчете по авансовым платежам по земельному налогу (Начало)
(Немоляев А.Д.)
("Официальные материалы для бухгалтера. Комментарии и консультации", 2009, N 5)Налоговый расчет по авансовым платежам должны представлять налогоплательщики, которые освобождены от уплаты земельного налога на основании предоставляемых льгот по земельному налогу согласно ст. ст. 395 и 387 НК РФ.
(Немоляев А.Д.)
("Официальные материалы для бухгалтера. Комментарии и консультации", 2009, N 5)Налоговый расчет по авансовым платежам должны представлять налогоплательщики, которые освобождены от уплаты земельного налога на основании предоставляемых льгот по земельному налогу согласно ст. ст. 395 и 387 НК РФ.
Статья: "Вмененщику" о земельном налоге
(Зайцева С.Н.)
("Единый налог на вмененный доход: бухгалтерский учет и налогообложение", 2015, N 6)Организации и индивидуальные предприниматели (плательщики ЕНВД) могут приобрести земельный участок, чтобы, например, оборудовать на нем стоянку для хранения автотранспортных средств либо занять этот участок под строительство кафе или... впрочем, не важно для чего. И, вероятнее всего, такой участок будет являться объектом обложения земельным налогом (согласно п. 2 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения не признаются земельные участки, изъятые из оборота либо ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ <1> (пп. 1, 2 и 5), земли лесного фонда (пп. 4) и земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома (пп. 6)). Тогда перед "вмененщиком" встанет задача исчислить и уплатить в бюджет земельный налог (специальный налоговый режим препятствием тому не будет, ведь обязанность уплаты названного налога не зависит от применяемой системы налогообложения). А если вы - организация, придется еще оформить декларацию по земельному налогу (начиная с отчетности за 2015 г. коммерсанты от этой обязанности освобождены; теперь налог для них рассчитывают налоговые контролеры, они же оповещают ипэшников (путем уведомления) о сумме, подлежащей уплате в бюджет).
(Зайцева С.Н.)
("Единый налог на вмененный доход: бухгалтерский учет и налогообложение", 2015, N 6)Организации и индивидуальные предприниматели (плательщики ЕНВД) могут приобрести земельный участок, чтобы, например, оборудовать на нем стоянку для хранения автотранспортных средств либо занять этот участок под строительство кафе или... впрочем, не важно для чего. И, вероятнее всего, такой участок будет являться объектом обложения земельным налогом (согласно п. 2 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения не признаются земельные участки, изъятые из оборота либо ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ <1> (пп. 1, 2 и 5), земли лесного фонда (пп. 4) и земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома (пп. 6)). Тогда перед "вмененщиком" встанет задача исчислить и уплатить в бюджет земельный налог (специальный налоговый режим препятствием тому не будет, ведь обязанность уплаты названного налога не зависит от применяемой системы налогообложения). А если вы - организация, придется еще оформить декларацию по земельному налогу (начиная с отчетности за 2015 г. коммерсанты от этой обязанности освобождены; теперь налог для них рассчитывают налоговые контролеры, они же оповещают ипэшников (путем уведомления) о сумме, подлежащей уплате в бюджет).
Вопрос: Религиозные объединения освобождаются от уплаты земельного налога за земли, на которых находятся используемые ими здания. Какие документы являются основанием для освобождения от уплаты земельного налога?
(Консультация эксперта, МНС РФ, 2003)Ответ: Пунктом 4 ст.12 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" (с изменениями и дополнениями) установлено, что от уплаты земельного налога полностью освобождаются религиозные объединения, на земле которых находятся используемые ими здания, охраняемые государством как памятники истории, культуры и архитектуры.
(Консультация эксперта, МНС РФ, 2003)Ответ: Пунктом 4 ст.12 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" (с изменениями и дополнениями) установлено, что от уплаты земельного налога полностью освобождаются религиозные объединения, на земле которых находятся используемые ими здания, охраняемые государством как памятники истории, культуры и архитектуры.
Вопрос: Организация взяла в аренду земельный участок, расположенный на территории национального парка, для оказания услуг в сфере туризма. Подлежит ли уплате земельный налог в этом случае?
("Бухгалтерия в вопросах и ответах", 2004, N 4)Кроме того, на основании п.1 ст.17 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" обеспечение регулируемого туризма и отдыха на территориях национальных парков осуществляется в соответствии с утвержденными проектами на основании лицензий на осуществление деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха, предоставляемых дирекциями национальных парков, если предлагаемые услуги по организации обслуживания посетителей не противоречат целям деятельности национальных парков и не причиняют ущерба природным комплексам и объектам историко-культурного наследия. Форма лицензии утверждается государственным органом Российской Федерации, в ведении которого находятся национальные парки.
("Бухгалтерия в вопросах и ответах", 2004, N 4)Кроме того, на основании п.1 ст.17 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" обеспечение регулируемого туризма и отдыха на территориях национальных парков осуществляется в соответствии с утвержденными проектами на основании лицензий на осуществление деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха, предоставляемых дирекциями национальных парков, если предлагаемые услуги по организации обслуживания посетителей не противоречат целям деятельности национальных парков и не причиняют ущерба природным комплексам и объектам историко-культурного наследия. Форма лицензии утверждается государственным органом Российской Федерации, в ведении которого находятся национальные парки.
Вопрос: О налоге на имущество физлиц в отношении недвижимости, используемой в предпринимательской деятельности в Пермском крае, и земельном налоге в отношении участка, занятого объектом культурного наследия.
(Письмо Минфина России от 22.10.2018 N 03-05-06-01/75696)В отношении налогообложения земельного участка, на котором расположен используемый в предпринимательской деятельности объект культурного наследия народов Российской Федерации, сообщается, что на основании подпункта 2 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса объектом налогообложения по земельному налогу не признаются земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации.
(Письмо Минфина России от 22.10.2018 N 03-05-06-01/75696)В отношении налогообложения земельного участка, на котором расположен используемый в предпринимательской деятельности объект культурного наследия народов Российской Федерации, сообщается, что на основании подпункта 2 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса объектом налогообложения по земельному налогу не признаются земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации.