Освобождение от ндс программное обеспечение
Подборка наиболее важных документов по запросу Освобождение от ндс программное обеспечение (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 149 "Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество (лицензиат) заключило сублицензионный договор, передав сублицензиату на условиях простой (неисключительной) лицензии права на использование программ для электронно-вычислительных машин Microsoft на три лицензионных года (2020, 2021, 2022 годы). Вознаграждение по условиям договора не облагалось НДС на основании подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ, цена договора не подлежала изменению в течение срока его действия, лицензиат принял на себя обязательство не предъявлять сублицензиату претензий по доплате впоследствии суммы НДС, в случае признания некорректной квалификации сделки относительно налоговой нормы подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ. До наступления второго лицензионного года использования программного обеспечения (01.01.2021 - 31.12.2021) был принят Федеральный закон от 31.07.2020 N 265-ФЗ, изменивший порядок уплаты НДС по сделкам реализации прав на программы для ЭВМ и базы данных, освобождение от уплаты НДС предусматривалось только при реализации прав на программы для ЭВМ и базы данных, включенные в единый Реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных. Поскольку программное обеспечение Microsoft не было включено в Реестр российских программ, общество во втором лицензионному году (2021) предъявило сублицензиату документы о выплате вознаграждения, в состав которого включило НДС по ставке 20 процентов. Верховный Суд РФ пришел к выводу, что в данном случае сублицензиат обязан доплатить обществу НДС, поскольку изменение цены договора обусловлено изменением налогового законодательства, подлежащего обязательному применению в отношении товаров (работ, услуг), реализуемых (выполненных, оказанных) начиная с 01.01.2021, независимо от даты и условий заключения договоров о реализации указанных товаров (работ, услуг), и не предполагает обязательного внесения изменений в заключенные ранее договоры. Сторонами договора было прямо предусмотрено, что услуга не облагается НДС в силу закона, поэтому при изменении законодательства общество правомерно увеличило цену договора. Изменение цены договора связано не с ошибками общества при квалификации сделки, а исключительно с изменением условий налогообложения.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество (лицензиат) заключило сублицензионный договор, передав сублицензиату на условиях простой (неисключительной) лицензии права на использование программ для электронно-вычислительных машин Microsoft на три лицензионных года (2020, 2021, 2022 годы). Вознаграждение по условиям договора не облагалось НДС на основании подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ, цена договора не подлежала изменению в течение срока его действия, лицензиат принял на себя обязательство не предъявлять сублицензиату претензий по доплате впоследствии суммы НДС, в случае признания некорректной квалификации сделки относительно налоговой нормы подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ. До наступления второго лицензионного года использования программного обеспечения (01.01.2021 - 31.12.2021) был принят Федеральный закон от 31.07.2020 N 265-ФЗ, изменивший порядок уплаты НДС по сделкам реализации прав на программы для ЭВМ и базы данных, освобождение от уплаты НДС предусматривалось только при реализации прав на программы для ЭВМ и базы данных, включенные в единый Реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных. Поскольку программное обеспечение Microsoft не было включено в Реестр российских программ, общество во втором лицензионному году (2021) предъявило сублицензиату документы о выплате вознаграждения, в состав которого включило НДС по ставке 20 процентов. Верховный Суд РФ пришел к выводу, что в данном случае сублицензиат обязан доплатить обществу НДС, поскольку изменение цены договора обусловлено изменением налогового законодательства, подлежащего обязательному применению в отношении товаров (работ, услуг), реализуемых (выполненных, оказанных) начиная с 01.01.2021, независимо от даты и условий заключения договоров о реализации указанных товаров (работ, услуг), и не предполагает обязательного внесения изменений в заключенные ранее договоры. Сторонами договора было прямо предусмотрено, что услуга не облагается НДС в силу закона, поэтому при изменении законодательства общество правомерно увеличило цену договора. Изменение цены договора связано не с ошибками общества при квалификации сделки, а исключительно с изменением условий налогообложения.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 149 "Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению ИФНС, в рамках рассматриваемых договоров между обществом и партнерами сложились взаимоотношения по договорам коммерческой концессии, поэтому освобождение от НДС, предусмотренное подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ при передаче исключительных прав на программы для ЭВМ, неприменимо.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению ИФНС, в рамках рассматриваемых договоров между обществом и партнерами сложились взаимоотношения по договорам коммерческой концессии, поэтому освобождение от НДС, предусмотренное подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ при передаче исключительных прав на программы для ЭВМ, неприменимо.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Об НДС при реализации услуг по предоставлению прав на использование программ для ЭВМ, а также услуг по технической поддержке и иных связанных услуг на основании лицензионного договора.
(Письмо Минфина России от 03.08.2023 N 03-07-07/72795)Одновременно сообщается, что согласно подпункту 26 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость применяется в отношении услуг по передаче исключительных прав на программы для ЭВМ и баз данных, включенные в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных, прав на использование таких программ и баз данных (включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности), в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет.
(Письмо Минфина России от 03.08.2023 N 03-07-07/72795)Одновременно сообщается, что согласно подпункту 26 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость применяется в отношении услуг по передаче исключительных прав на программы для ЭВМ и баз данных, включенные в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных, прав на использование таких программ и баз данных (включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности), в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет.
Типовая ситуация: Как учесть лицензионное программное обеспечение (для бюджетной организации)
(Издательство "Главная книга", 2025)Операции по передаче прав на использование лицензионного ПО (в том числе через Интернет и при предоставлении удаленного доступа через Интернет) не облагаются НДС при условии, что они включены в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных либо в единый реестр результатов НИОКР и технологических работ военного, специального или двойного назначения. При этом передаваемые права не могут предполагать возможность распространять рекламную информацию в Интернете и (или) получать доступ к ней, размещать предложения (объявления) о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав, осуществлять поиск информации о потенциальных покупателях (продавцах) и (или) заключать сделки (пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ).
(Издательство "Главная книга", 2025)Операции по передаче прав на использование лицензионного ПО (в том числе через Интернет и при предоставлении удаленного доступа через Интернет) не облагаются НДС при условии, что они включены в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных либо в единый реестр результатов НИОКР и технологических работ военного, специального или двойного назначения. При этом передаваемые права не могут предполагать возможность распространять рекламную информацию в Интернете и (или) получать доступ к ней, размещать предложения (объявления) о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав, осуществлять поиск информации о потенциальных покупателях (продавцах) и (или) заключать сделки (пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ).
Нормативные акты
"КонсультантПлюс: Новости для бухгалтера"НДС при продаже прав на ПО в составе ПАК: Минфин напомнил, когда налога нет (26.09.2025)
"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ
(ред. от 17.11.2025)2. Не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации:
(ред. от 17.11.2025)2. Не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации:
Готовое решение: Меры налоговой поддержки для IT-компаний
(КонсультантПлюс, 2025)6. В каких случаях от НДС освобождается передача исключительных прав на программу для ЭВМ (базу данных) и прав на ее использование
(КонсультантПлюс, 2025)6. В каких случаях от НДС освобождается передача исключительных прав на программу для ЭВМ (базу данных) и прав на ее использование
Статья: Правовые стимулы и правовые ограничения как инструменты импортозамещения
(Илюхина Ю.В.)
("Предпринимательское право", 2023, N 2)Стимулы и ограничения в правовой плоскости могут быть выражены через частноправовые или публично-правовые средства. Среди частноправовых средств обеспечения импортозамещения в настоящее время особо можно выделить специальный инвестиционный контракт, который ранее был направлен на стимулирование производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, а в настоящее время (СПИК 2.0) на разработку и (или) внедрение современных технологий в целях освоения серийного производства промышленной продукции на их основе <16>. Частноправовые средства, например льготная ставка по аренде, используются для активизации промышленного производства, например, в Москве, где земля предоставляется за 1 рубль для реализации масштабных инвестиционных проектов <17>, в особых экономических зонах, инновационных научно-технологических центрах. К публично-правовым средствам относятся различные налоговые льготы, бюджетные субсидии, квоты, запреты, ограничения и т.д. В качестве примера можно привести освобождение от НДС при условии включения программного обеспечения в реестр российского программного обеспечения <18>. Кроме того, примером может служить установление для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд ограничений и условий допуска отдельных видов медицинских изделий <19>, лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших <20>, а также запрета на допуск программного обеспечения <21>, которые происходят из иностранных государств. Представляется, что публично-правовые средства обеспечения импортозамещения предполагают обращение к административным, а не рыночным механизмам его внедрения, что подходит в качестве временной антикризисной меры реагирования, но не может создавать основу для долгосрочной стратегии импортозамещения, основным субъектом реализации которой должно выступать не государство, а субъекты предпринимательской деятельности.
(Илюхина Ю.В.)
("Предпринимательское право", 2023, N 2)Стимулы и ограничения в правовой плоскости могут быть выражены через частноправовые или публично-правовые средства. Среди частноправовых средств обеспечения импортозамещения в настоящее время особо можно выделить специальный инвестиционный контракт, который ранее был направлен на стимулирование производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, а в настоящее время (СПИК 2.0) на разработку и (или) внедрение современных технологий в целях освоения серийного производства промышленной продукции на их основе <16>. Частноправовые средства, например льготная ставка по аренде, используются для активизации промышленного производства, например, в Москве, где земля предоставляется за 1 рубль для реализации масштабных инвестиционных проектов <17>, в особых экономических зонах, инновационных научно-технологических центрах. К публично-правовым средствам относятся различные налоговые льготы, бюджетные субсидии, квоты, запреты, ограничения и т.д. В качестве примера можно привести освобождение от НДС при условии включения программного обеспечения в реестр российского программного обеспечения <18>. Кроме того, примером может служить установление для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд ограничений и условий допуска отдельных видов медицинских изделий <19>, лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших <20>, а также запрета на допуск программного обеспечения <21>, которые происходят из иностранных государств. Представляется, что публично-правовые средства обеспечения импортозамещения предполагают обращение к административным, а не рыночным механизмам его внедрения, что подходит в качестве временной антикризисной меры реагирования, но не может создавать основу для долгосрочной стратегии импортозамещения, основным субъектом реализации которой должно выступать не государство, а субъекты предпринимательской деятельности.
Статья: Соотношение цены договора и НДС: новая постановка старой проблемы
(Зарипов В.М.)
("Закон", 2025, N 5)Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 265-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" с 1 января 2021 года было отменено освобождение от НДС при реализации прав на программное обеспечение, не включенное в реестр российских программ.
(Зарипов В.М.)
("Закон", 2025, N 5)Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 265-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" с 1 января 2021 года было отменено освобождение от НДС при реализации прав на программное обеспечение, не включенное в реестр российских программ.
Статья: Кто сможет работать без НДС на упрощенке
(Артемов А.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 47)От НДС освобождена продажа программного обеспечения и лицензий на него. Это установлено п. 26 ч. 2 ст. 149 НК РФ. Под освобождение подпадает не только правообладатель, но и вся цепочка поставки: вендор -> дистрибьютор -> интегратор.
(Артемов А.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 47)От НДС освобождена продажа программного обеспечения и лицензий на него. Это установлено п. 26 ч. 2 ст. 149 НК РФ. Под освобождение подпадает не только правообладатель, но и вся цепочка поставки: вендор -> дистрибьютор -> интегратор.
Вопрос: О применении освобождения от НДС при реализации прав на использование программ для ЭВМ и баз данных, включенных в единый реестр, третьим лицам по сублицензионным договорам.
(Письмо Минфина России от 30.07.2025 N 03-07-08/73798)Вопрос: О применении освобождения от НДС при реализации прав на использование программ для ЭВМ и баз данных, включенных в единый реестр, третьим лицам по сублицензионным договорам.
(Письмо Минфина России от 30.07.2025 N 03-07-08/73798)Вопрос: О применении освобождения от НДС при реализации прав на использование программ для ЭВМ и баз данных, включенных в единый реестр, третьим лицам по сублицензионным договорам.
Готовое решение: Вычеты по НДС
(КонсультантПлюс, 2025)освобожденных от НДС прав на программы для ЭВМ и базы данных, зарегистрированные в реестре российского ПО. В этом случае можно принять к вычету НДС только по рекламным и маркетинговым услугам, приобретенным для такой реализации (пп. 4 п. 2 ст. 171 НК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)освобожденных от НДС прав на программы для ЭВМ и базы данных, зарегистрированные в реестре российского ПО. В этом случае можно принять к вычету НДС только по рекламным и маркетинговым услугам, приобретенным для такой реализации (пп. 4 п. 2 ст. 171 НК РФ).
"Правовые аспекты разработки и коммерциализации программного обеспечения"
(Савельев А.И.)
("Статут", 2024)Из этого следует тот факт, что для законного использования обновлений программы необходимо наличие законного основания в виде разрешения правообладателя или указания закона. Разрешение правообладателя на использование результата интеллектуальной деятельности, которым выступает обновление программы, обычно оформляется посредством лицензионного договора. На это указывает и НК РФ, отмечая, что не подлежит налогообложению НДС реализация прав на использование программ, включенных в Реестр отечественного ПО, "включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности" (подп. 26 п. 2 ст. 149). Минфин России при этом также прямо указал, что "от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождается передача налогоплательщиком обновлений к программе для ЭВМ, включенной в Реестр" <1>, тем самым также приравняв обновление программы к полноценной программе для ЭВМ.
(Савельев А.И.)
("Статут", 2024)Из этого следует тот факт, что для законного использования обновлений программы необходимо наличие законного основания в виде разрешения правообладателя или указания закона. Разрешение правообладателя на использование результата интеллектуальной деятельности, которым выступает обновление программы, обычно оформляется посредством лицензионного договора. На это указывает и НК РФ, отмечая, что не подлежит налогообложению НДС реализация прав на использование программ, включенных в Реестр отечественного ПО, "включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности" (подп. 26 п. 2 ст. 149). Минфин России при этом также прямо указал, что "от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождается передача налогоплательщиком обновлений к программе для ЭВМ, включенной в Реестр" <1>, тем самым также приравняв обновление программы к полноценной программе для ЭВМ.
Статья: Судебные споры о прекращении технической поддержки программного обеспечения иностранными правообладателями
(Канашевский В.А.)
("Журнал российского права", 2024, N 12)Ранее (до 2021 г.) российские дистрибьюторы могли экономить значительные суммы при покупке иностранного ПО за счет льготы по НДС. Однако с начала 2021 г. ситуация изменилась, и теперь согласно новой редакции подп. 26 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ реализация исключительных прав на программы ЭВМ не подлежит обложению НДС только в случае, если соответствующее ПО (программа ЭВМ) включено в реестр российских программ для ЭВМ. Таким образом, покупка у иностранного правообладателя ПО в настоящее время облагается НДС.
(Канашевский В.А.)
("Журнал российского права", 2024, N 12)Ранее (до 2021 г.) российские дистрибьюторы могли экономить значительные суммы при покупке иностранного ПО за счет льготы по НДС. Однако с начала 2021 г. ситуация изменилась, и теперь согласно новой редакции подп. 26 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ реализация исключительных прав на программы ЭВМ не подлежит обложению НДС только в случае, если соответствующее ПО (программа ЭВМ) включено в реестр российских программ для ЭВМ. Таким образом, покупка у иностранного правообладателя ПО в настоящее время облагается НДС.
Корреспонденция счетов: Как отразить в учете казенного учреждения приобретение комплектующих для компьютера и его сборку? Одновременно у другой организации приобретено право пользования программным обеспечением (операционной системой) по лицензионному договору. Сборка, установка программного обеспечения (операционной системы) и настройка компьютера произведены сторонним физическим лицом (не ИП и не самозанятым) по договору гражданско-правового характера...
(Консультация эксперта, 2025)По приобретенному праву пользования программным обеспечением НДС не предъявлялся, поскольку такая операция не подлежит налогообложению согласно пп. 26.1 п. 2 ст. 149 НК РФ.
(Консультация эксперта, 2025)По приобретенному праву пользования программным обеспечением НДС не предъявлялся, поскольку такая операция не подлежит налогообложению согласно пп. 26.1 п. 2 ст. 149 НК РФ.