Освобождение от исполнения обязанностей военной службы
Подборка наиболее важных документов по запросу Освобождение от исполнения обязанностей военной службы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 28 "Обязанности призывной комиссии по призыву граждан на военную службу и порядок работы призывной комиссии" Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе""Анализ приведенных законоположений свидетельствует о том, что необходимым и достаточным условием при зачислении в запас состоящего на воинском учете гражданина, достигшего возраста 27 лет, по основанию, предусмотренному пунктом 1.1. статьи 28 названного Федерального закона, является наличие в документах воинского учета данных о том, что призывник не прошел военную службу, не имея на то законных оснований, с которыми закон после 1 января 2014 года связывает освобождение, отсрочку от призыва на военную службу или освобождения от исполнения воинской обязанности."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Подлог документов или иной обман как способы уклонения военнослужащего от исполнения обязанностей военной службы
(Мелешко П.Е.)
("Право в Вооруженных Силах", 2025, N 2)Положения ст. 339 УК РФ предусматривают ответственность за временное уклонение или уклонение в целях полного освобождения от исполнения обязанностей военной службы путем причинения вреда своему здоровью (членовредительства), симуляции болезни, подлога документов или иного обмана. Таким образом, преступным является только уклонение, совершенное одним из перечисленных в статье способов.
(Мелешко П.Е.)
("Право в Вооруженных Силах", 2025, N 2)Положения ст. 339 УК РФ предусматривают ответственность за временное уклонение или уклонение в целях полного освобождения от исполнения обязанностей военной службы путем причинения вреда своему здоровью (членовредительства), симуляции болезни, подлога документов или иного обмана. Таким образом, преступным является только уклонение, совершенное одним из перечисленных в статье способов.
Нормативные акты
Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)
"О воинской обязанности и военной службе"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 15.11.2025)Статья 23. Освобождение от призыва на военную службу. Граждане, не подлежащие призыву на военную службу. Освобождение от исполнения воинской обязанности
(ред. от 04.11.2025)
"О воинской обязанности и военной службе"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 15.11.2025)Статья 23. Освобождение от призыва на военную службу. Граждане, не подлежащие призыву на военную службу. Освобождение от исполнения воинской обязанности
Ситуация: Кому выдается военный билет?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Если гражданин признан по состоянию здоровья не годным к военной службе, он освобождается от исполнения воинской обязанности и зачисляется в запас. Военный билет ему выдается на основании решения призывной комиссии (п. 4 ст. 23, п. 1 ст. 52 Закона N 53-ФЗ; п. 17(5) Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 N 663).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Если гражданин признан по состоянию здоровья не годным к военной службе, он освобождается от исполнения воинской обязанности и зачисляется в запас. Военный билет ему выдается на основании решения призывной комиссии (п. 4 ст. 23, п. 1 ст. 52 Закона N 53-ФЗ; п. 17(5) Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 N 663).
Ситуация: Как осуществляется призыв на военную службу?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Наличие оснований для предоставления гражданам отсрочек и освобождений от призыва по состоянию здоровья, освобождений от исполнения воинской обязанности в связи с признанием граждан не годными к военной службе по состоянию здоровья и правильности их предоставления проверяются призывной комиссией субъекта РФ, которая по результатам проверки утверждает или отменяет соответствующее решение призывной комиссии муниципального образования (п. 22(1) Положения N 565).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Наличие оснований для предоставления гражданам отсрочек и освобождений от призыва по состоянию здоровья, освобождений от исполнения воинской обязанности в связи с признанием граждан не годными к военной службе по состоянию здоровья и правильности их предоставления проверяются призывной комиссией субъекта РФ, которая по результатам проверки утверждает или отменяет соответствующее решение призывной комиссии муниципального образования (п. 22(1) Положения N 565).
Статья: Квалификация взяточничества (решение спорных моментов уголовно-правовой квалификации военными судами)
(Смирнов Д.В.)
("Право в Вооруженных Силах", 2021, N 9)Содеянное Г. судом было квалифицировано как совокупность преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 286 и ст. 291.2 УК РФ: в части действий Г. по незаконному освобождению военнослужащего С. от исполнения обязанностей военной службы и сокрытию этого от командования как превышение должностных полномочий, а в части получения от С. за это денег как мелкое взяточничество. В данном случае суд следовал устоявшейся судебной практике, основанной на положениях п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях" от 9 июля 2013 г. N 24 о том, что совершение должностным лицом за взятку действия (бездействия), образующих самостоятельный состав преступления, не охватывается объективной стороной преступления, предусмотренного ст. 290 УК РФ. В таких случаях содеянное взяткополучателем подлежит квалификации по совокупности преступлений как получение взятки за незаконные действия по службе и по соответствующей статье Особенной части УК РФ, предусматривающей ответственность за злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, служебный подлог, фальсификацию доказательств и т.п.
(Смирнов Д.В.)
("Право в Вооруженных Силах", 2021, N 9)Содеянное Г. судом было квалифицировано как совокупность преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 286 и ст. 291.2 УК РФ: в части действий Г. по незаконному освобождению военнослужащего С. от исполнения обязанностей военной службы и сокрытию этого от командования как превышение должностных полномочий, а в части получения от С. за это денег как мелкое взяточничество. В данном случае суд следовал устоявшейся судебной практике, основанной на положениях п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях" от 9 июля 2013 г. N 24 о том, что совершение должностным лицом за взятку действия (бездействия), образующих самостоятельный состав преступления, не охватывается объективной стороной преступления, предусмотренного ст. 290 УК РФ. В таких случаях содеянное взяткополучателем подлежит квалификации по совокупности преступлений как получение взятки за незаконные действия по службе и по соответствующей статье Особенной части УК РФ, предусматривающей ответственность за злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, служебный подлог, фальсификацию доказательств и т.п.
Статья: О некоторых спорных вопросах военно-судебной практики по уголовным делам
(Харитонов С.С., Смирнов Д.В.)
("Право в Вооруженных Силах", 2021, N 4)В качестве доказательства причинения потерпевшему телесного повреждения, повлекшего расстройство здоровья продолжительностью свыше трех недель (более 21 дня), т.е. относящегося к вреду здоровья средней тяжести, суд в приговоре привел заключение эксперта, проводившего судебно-медицинскую экспертизу, а также его показания, данные им в судебном заседании, о том, что длительность расстройства здоровья потерпевшего Д. была определена путем арифметического сложения периодов нахождения последнего на лечении в медицинском учреждении (19 дней) и последующего освобождения от исполнения обязанностей военной службы (3 дня) и составила 22 дня.
(Харитонов С.С., Смирнов Д.В.)
("Право в Вооруженных Силах", 2021, N 4)В качестве доказательства причинения потерпевшему телесного повреждения, повлекшего расстройство здоровья продолжительностью свыше трех недель (более 21 дня), т.е. относящегося к вреду здоровья средней тяжести, суд в приговоре привел заключение эксперта, проводившего судебно-медицинскую экспертизу, а также его показания, данные им в судебном заседании, о том, что длительность расстройства здоровья потерпевшего Д. была определена путем арифметического сложения периодов нахождения последнего на лечении в медицинском учреждении (19 дней) и последующего освобождения от исполнения обязанностей военной службы (3 дня) и составила 22 дня.
"Комментарий к Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(Жеребцов А.Н., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Агибалова Е.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Данилов П.С., Менкенов А.В., Пучкова В.В., Ротко С.В., Самойлова Ю.Б., Сенокосова Е.К., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Кроме указанного законодательного положения, комментируемая норма содержит бланкетное предписание, определяющее особенности организации оказания медицинской помощи военнослужащим и приравненным к ним лицам, в том числе порядок их освобождения от исполнения обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с заболеванием и иными причинами.
(Жеребцов А.Н., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Агибалова Е.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Данилов П.С., Менкенов А.В., Пучкова В.В., Ротко С.В., Самойлова Ю.Б., Сенокосова Е.К., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Кроме указанного законодательного положения, комментируемая норма содержит бланкетное предписание, определяющее особенности организации оказания медицинской помощи военнослужащим и приравненным к ним лицам, в том числе порядок их освобождения от исполнения обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с заболеванием и иными причинами.
Статья: Денежное довольствие военнослужащих как фактор совершенствования воинского мастерства в плоскости решений военных судов
(Харитонов С.С., Миронов В.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2023, N 3)Как усматривалось из материалов дела, в августе 2020 г. О. была установлена премия в размере 25%. С 20 августа по 1 октября 2020 г. он был освобожден от исполнения обязанностей военной службы по состоянию здоровья в связи с нахождением на стационарном лечении, что само по себе исключает возможность оценить его служебную деятельность в спорный период. В силу п. 99 вышеназванного Порядка военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, денежное довольствие выплачивается в полном объеме за период непрерывного нахождения на лечении в медицинских организациях и в отпуске по болезни, предусмотренном Положением о порядке прохождения военной службы. Принимая во внимание то, что О. на основании изданных командиром приказов и заключения ВВК освобождался от исполнения обязанностей военной службы, с 7 по 17 сентября 2020 г. проходил стационарное лечение, а также учитывая положения п. 99 Порядка, у командира воинской части не было достаточных оснований для установления ему оспариваемой выплаты в меньшем размере. С учетом того что иных оснований для снижения размера премии командованием не представлено, а в соответствии с приказом командира воинской части О. выплачена премия в размере 5%, окружной военный суд пришел к выводу, что устранение нарушения прав О. возможно путем возложения на командира части обязанности по изданию приказа об установлении О. премии за сентябрь 2020 г. в размере 25% с внесением данных сведений в СПО "Алушта" для доплаты денежных средств <12>.
(Харитонов С.С., Миронов В.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2023, N 3)Как усматривалось из материалов дела, в августе 2020 г. О. была установлена премия в размере 25%. С 20 августа по 1 октября 2020 г. он был освобожден от исполнения обязанностей военной службы по состоянию здоровья в связи с нахождением на стационарном лечении, что само по себе исключает возможность оценить его служебную деятельность в спорный период. В силу п. 99 вышеназванного Порядка военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, денежное довольствие выплачивается в полном объеме за период непрерывного нахождения на лечении в медицинских организациях и в отпуске по болезни, предусмотренном Положением о порядке прохождения военной службы. Принимая во внимание то, что О. на основании изданных командиром приказов и заключения ВВК освобождался от исполнения обязанностей военной службы, с 7 по 17 сентября 2020 г. проходил стационарное лечение, а также учитывая положения п. 99 Порядка, у командира воинской части не было достаточных оснований для установления ему оспариваемой выплаты в меньшем размере. С учетом того что иных оснований для снижения размера премии командованием не представлено, а в соответствии с приказом командира воинской части О. выплачена премия в размере 5%, окружной военный суд пришел к выводу, что устранение нарушения прав О. возможно путем возложения на командира части обязанности по изданию приказа об установлении О. премии за сентябрь 2020 г. в размере 25% с внесением данных сведений в СПО "Алушта" для доплаты денежных средств <12>.
Ситуация: Какие льготы и гарантии предусмотрены для военнослужащих и членов их семей?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Освобождение от исполнения обязанностей военной службы в день сдачи крови и ее компонентов, а также право на дополнительный день отдыха после каждого дня сдачи крови (п. 2.2 ст. 16 Закона N 76-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Освобождение от исполнения обязанностей военной службы в день сдачи крови и ее компонентов, а также право на дополнительный день отдыха после каждого дня сдачи крови (п. 2.2 ст. 16 Закона N 76-ФЗ).