Освобождение опекуна
Подборка наиболее важных документов по запросу Освобождение опекуна (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 63 "Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей" СК РФ"Разрешая дело, суд, руководствуясь положениями статьи 63 Семейного кодекса Российской Федерации о преимущественном праве родителей на воспитание детей перед всеми другими лицами, а также положениями пунктом 1 статьи 39 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающими освобождение опекуна от исполнения им своих обязанностей в случае возвращения несовершеннолетнего его родителям, пришел к выводу о том, что для удовлетворения заявления ФИО1 о признании незаконным постановления администрации МО город-курорт Анапа об освобождении ее от исполнения обязанностей опекуна в отношении несовершеннолетнего ФИО6 не имеется предусмотренных законом оснований. При этом судом было учтено желание матери несовершеннолетнего ребенка ФИО6 воспитывать сына и наличие у матери надлежащих жилищных условий и материальных возможностей для воспитания и содержания несовершеннолетнего ребенка."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Каковы основания и последствия прекращения опеки (попечительства)?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Освобождение опекуна (попечителя) от исполнения обязанностей
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Освобождение опекуна (попечителя) от исполнения обязанностей
"Комментарий к Федеральному закону от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Возможность оспаривания соответствующих актов ООиП предусмотрена также иными положениями комментируемого Закона: акт ООиП о назначении или об отказе в назначении опекуна или попечителя может быть оспорен заинтересованными лицами в судебном порядке (ч. 7 ст. 11); предварительное разрешение, выданное ООиП, или отказ в выдаче такого разрешения могут быть оспорены в судебном порядке опекуном или попечителем, иными заинтересованными лицами, а также прокурором (ч. 3 ст. 21); акт ООиП об освобождении опекуна или попечителя от исполнения возложенных на него обязанностей либо о его отстранении от исполнения возложенных на него обязанностей может быть оспорен лицом, в отношении которого он принят, в судебном порядке (ч. 7 ст. 29).
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Возможность оспаривания соответствующих актов ООиП предусмотрена также иными положениями комментируемого Закона: акт ООиП о назначении или об отказе в назначении опекуна или попечителя может быть оспорен заинтересованными лицами в судебном порядке (ч. 7 ст. 11); предварительное разрешение, выданное ООиП, или отказ в выдаче такого разрешения могут быть оспорены в судебном порядке опекуном или попечителем, иными заинтересованными лицами, а также прокурором (ч. 3 ст. 21); акт ООиП об освобождении опекуна или попечителя от исполнения возложенных на него обязанностей либо о его отстранении от исполнения возложенных на него обязанностей может быть оспорен лицом, в отношении которого он принят, в судебном порядке (ч. 7 ст. 29).
Нормативные акты
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)Статья 39. Освобождение и отстранение опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)Статья 39. Освобождение и отстранение опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей
Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)
"Об опеке и попечительстве"Статья 29. Основания прекращения опеки и попечительства
(ред. от 29.09.2025)
"Об опеке и попечительстве"Статья 29. Основания прекращения опеки и попечительства
Готовое решение: Как облагается НДФЛ материальная помощь
(КонсультантПлюс, 2025)При этом сумма выплаченной материальной помощи в размере, не превышающем 50 000 руб. на каждого ребенка, освобождается от НДФЛ у каждого из родителей, усыновителей, опекунов (Письма Минфина России от 08.07.2019 N 03-04-06/50324, от 21.03.2018 N 03-04-06/17568, от 26.09.2017 N 03-04-07/62184 (направлено для сведения и использования в работе Письмом ФНС России от 05.10.2017 N ГД-4-11/20041@)). С суммы превышения нужно платить НДФЛ.
(КонсультантПлюс, 2025)При этом сумма выплаченной материальной помощи в размере, не превышающем 50 000 руб. на каждого ребенка, освобождается от НДФЛ у каждого из родителей, усыновителей, опекунов (Письма Минфина России от 08.07.2019 N 03-04-06/50324, от 21.03.2018 N 03-04-06/17568, от 26.09.2017 N 03-04-07/62184 (направлено для сведения и использования в работе Письмом ФНС России от 05.10.2017 N ГД-4-11/20041@)). С суммы превышения нужно платить НДФЛ.
"Гражданское право. Общая часть: учебник"
(под ред. Е.С. Болтановой)
("ИНФРА-М", 2023)Следует иметь в виду, что опека (попечительство) - это комплексный институт. С одной стороны, он представляет собой гражданско-правовой институт, направленный на восполнение недостающей гражданской дееспособности физических лиц. С другой стороны, нормы, регулирующие установление опеки (попечительства) в отношении несовершеннолетних, являются семейно-правовыми, поскольку опекун (попечитель) призван восполнить недостающее родительское попечение, обеспечить воспитание и социализацию ребенка. Наконец, нормы, устанавливающие процедуру подбора и назначения опекуна (попечителя), контроль за его деятельностью со стороны органов опеки и попечительства, основания и порядок отстранения (освобождения) опекуна (попечителя) от исполнения своих обязанностей, являются административно-правовыми.
(под ред. Е.С. Болтановой)
("ИНФРА-М", 2023)Следует иметь в виду, что опека (попечительство) - это комплексный институт. С одной стороны, он представляет собой гражданско-правовой институт, направленный на восполнение недостающей гражданской дееспособности физических лиц. С другой стороны, нормы, регулирующие установление опеки (попечительства) в отношении несовершеннолетних, являются семейно-правовыми, поскольку опекун (попечитель) призван восполнить недостающее родительское попечение, обеспечить воспитание и социализацию ребенка. Наконец, нормы, устанавливающие процедуру подбора и назначения опекуна (попечителя), контроль за его деятельностью со стороны органов опеки и попечительства, основания и порядок отстранения (освобождения) опекуна (попечителя) от исполнения своих обязанностей, являются административно-правовыми.
Статья: Социально-правовые риски воспитания ребенка в приемной семье
(Ильина О.Ю.)
("Семейное и жилищное право", 2025, N 4)Казалось бы, определенная стабильность продолжительности воспитания в приемной семье есть, что не исключает досрочного прекращения опеки и попечительства в случае освобождения или отстранения опекуна (попечителя) от исполнения своих полномочий.
(Ильина О.Ю.)
("Семейное и жилищное право", 2025, N 4)Казалось бы, определенная стабильность продолжительности воспитания в приемной семье есть, что не исключает досрочного прекращения опеки и попечительства в случае освобождения или отстранения опекуна (попечителя) от исполнения своих полномочий.
"Современное гражданское и семейное право: перспективы развития доктрины, законодательства и правоприменительной практики: монография"
(отв. ред. Е.В. Вавилин, О.М. Родионова)
("Статут", 2024)Выход из подобного положения видится не в том, чтобы запрещать браки между лицами, состоящими в указанных правоотношениях, а в том, чтобы установить, что вступление в брак лиц, состоящих в подобных правоотношениях, было закреплено в качестве основания прекращения таких правоотношений между указанными лицами. С этой целью желательно внести соответствующие изменения в ст. 35 ГК РФ. В данной статье необходимо закрепить положение о том, что не может быть назначен опекуном или попечителем недееспособного или не полностью дееспособного лица его супруг. В ст. 39 ГК РФ в качестве оснований освобождения опекуна или попечителя от исполнения своих функций по опеке или попечительству следует установить вступление в брак опекуна (попечителя) с подопечным. Подобные нормы необходимо предусмотреть и в специальном законе, т.е. в Законе об опеке и попечительстве. Следует также исключить из ч. 5 ст. 10 данного Закона положение о преимущественном праве супруга недееспособного или не полностью дееспособного лица быть его опекуном или попечителем.
(отв. ред. Е.В. Вавилин, О.М. Родионова)
("Статут", 2024)Выход из подобного положения видится не в том, чтобы запрещать браки между лицами, состоящими в указанных правоотношениях, а в том, чтобы установить, что вступление в брак лиц, состоящих в подобных правоотношениях, было закреплено в качестве основания прекращения таких правоотношений между указанными лицами. С этой целью желательно внести соответствующие изменения в ст. 35 ГК РФ. В данной статье необходимо закрепить положение о том, что не может быть назначен опекуном или попечителем недееспособного или не полностью дееспособного лица его супруг. В ст. 39 ГК РФ в качестве оснований освобождения опекуна или попечителя от исполнения своих функций по опеке или попечительству следует установить вступление в брак опекуна (попечителя) с подопечным. Подобные нормы необходимо предусмотреть и в специальном законе, т.е. в Законе об опеке и попечительстве. Следует также исключить из ч. 5 ст. 10 данного Закона положение о преимущественном праве супруга недееспособного или не полностью дееспособного лица быть его опекуном или попечителем.
Статья: Какие субсидии может получить работодатель при трудоустройстве участников СВО?
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 10)А также лицам, освобожденным из заключения по уголовным делам и ищущим работу в течение одного года после освобождения; одиноким и многодетным родителям, усыновителям, опекунам (попечителям), воспитывающим несовершеннолетних детей, детей-инвалидов.
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 10)А также лицам, освобожденным из заключения по уголовным делам и ищущим работу в течение одного года после освобождения; одиноким и многодетным родителям, усыновителям, опекунам (попечителям), воспитывающим несовершеннолетних детей, детей-инвалидов.
Статья: Проблемные аспекты опеки над детьми, оставшимися без попечения родителей: роль прокурорского надзора
(Бобина Р.В.)
("Законность", 2025, N 1)И здесь значимая роль отводится прокурорскому надзору, благодаря которому обеспечивается соблюдение прав несовершеннолетних. Основным руководящим правовым актом в рассматриваемой сфере является Приказ Генерального прокурора РФ от 13 декабря 2021 г. N 744 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних, соблюдением их прав и законных интересов", согласно которому прокурорам предписано обеспечить надлежащее исполнение уполномоченными органами функций по выявлению, учету и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, соблюдению порядка отобрания ребенка у родителей, освобождения и отстранения опекуна или попечителя от исполнения обязанностей, ежедневно проводить мониторинг соблюдения прав несовершеннолетних, незамедлительно реагировать на факты их нарушения, результаты анализа учитывать при планировании надзорной деятельности. Полагаем, что при планировании работы важно использовать данные о преступности несовершеннолетних и в отношении их, вычленяя преступления, совершенные как детьми, оставшимися без попечения родителей, так и в отношении их, с целью определения состояния законности.
(Бобина Р.В.)
("Законность", 2025, N 1)И здесь значимая роль отводится прокурорскому надзору, благодаря которому обеспечивается соблюдение прав несовершеннолетних. Основным руководящим правовым актом в рассматриваемой сфере является Приказ Генерального прокурора РФ от 13 декабря 2021 г. N 744 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних, соблюдением их прав и законных интересов", согласно которому прокурорам предписано обеспечить надлежащее исполнение уполномоченными органами функций по выявлению, учету и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, соблюдению порядка отобрания ребенка у родителей, освобождения и отстранения опекуна или попечителя от исполнения обязанностей, ежедневно проводить мониторинг соблюдения прав несовершеннолетних, незамедлительно реагировать на факты их нарушения, результаты анализа учитывать при планировании надзорной деятельности. Полагаем, что при планировании работы важно использовать данные о преступности несовершеннолетних и в отношении их, вычленяя преступления, совершенные как детьми, оставшимися без попечения родителей, так и в отношении их, с целью определения состояния законности.
Статья: Процессуальный статус гражданина, признанного недееспособным или ограниченно дееспособным, в делах искового производства: сравнительно-правовое исследование
(Останина Е.А.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 5)Закон об опеке и попечительстве содержит норму о том, что "орган опеки и попечительства может освободить опекуна или попечителя от исполнения своих обязанностей, в том числе временно, в случае возникновения противоречий между интересами подопечного и интересами опекуна или попечителя" (п. 4 ст. 29). Это полезная норма, рассчитанная на регулирование ситуаций возможного конфликта интересов законного представителя и представляемого; но она, к сожалению, не имеет продолжения в процессуальном законодательстве. Прежде всего в этой норме говорится о том, что противоречие между интересами недееспособного и его законного представителя обнаруживает не суд, а орган опеки и попечительства. Представляется, что право, предоставленное органу опеки и попечительства, тем более должно считаться предоставленным и суду тоже (учитывая, что дискреционные полномочия суда в отношении недееспособного шире, чем дискреционные полномочия органа опеки и попечительства).
(Останина Е.А.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 5)Закон об опеке и попечительстве содержит норму о том, что "орган опеки и попечительства может освободить опекуна или попечителя от исполнения своих обязанностей, в том числе временно, в случае возникновения противоречий между интересами подопечного и интересами опекуна или попечителя" (п. 4 ст. 29). Это полезная норма, рассчитанная на регулирование ситуаций возможного конфликта интересов законного представителя и представляемого; но она, к сожалению, не имеет продолжения в процессуальном законодательстве. Прежде всего в этой норме говорится о том, что противоречие между интересами недееспособного и его законного представителя обнаруживает не суд, а орган опеки и попечительства. Представляется, что право, предоставленное органу опеки и попечительства, тем более должно считаться предоставленным и суду тоже (учитывая, что дискреционные полномочия суда в отношении недееспособного шире, чем дискреционные полномочия органа опеки и попечительства).
Статья: Способы и формы защиты прав несовершеннолетних детей
(Муратова С.А.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 6)Среди мер защиты прав и законных интересов несовершеннолетних можно выделить установление происхождения ребенка; установление отцовства в судебном порядке; установление факта признания отцовства; оспаривание отцовства (материнства); определение места жительства ребенка; определение порядка осуществления родительских прав; ограничение родительских прав при отсутствии вины родителей; осуществление алиментных обязательств родителей в пользу детей; отмена усыновления при отсутствии вины усыновителей; освобождение опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей; прекращение договора о приемной и о патронатной семье при отсутствии вины приемных родителей.
(Муратова С.А.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 6)Среди мер защиты прав и законных интересов несовершеннолетних можно выделить установление происхождения ребенка; установление отцовства в судебном порядке; установление факта признания отцовства; оспаривание отцовства (материнства); определение места жительства ребенка; определение порядка осуществления родительских прав; ограничение родительских прав при отсутствии вины родителей; осуществление алиментных обязательств родителей в пользу детей; отмена усыновления при отсутствии вины усыновителей; освобождение опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей; прекращение договора о приемной и о патронатной семье при отсутствии вины приемных родителей.