Освобождение инвалидов от уплаты страховых взносов
Подборка наиболее важных документов по запросу Освобождение инвалидов от уплаты страховых взносов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 20.1 "Объект обложения страховыми взносами и база для начисления страховых взносов" Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению Отделения ФСС РФ, оплата работникам дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за ребенком-инвалидом, производится в рамках трудовых отношений, носит систематический характер, исчисляется исходя из среднего заработка, не поименована в перечне выплат, освобождаемых от уплаты страховых взносов, следовательно, такая выплата подлежит обложению страховыми взносами.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению Отделения ФСС РФ, оплата работникам дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за ребенком-инвалидом, производится в рамках трудовых отношений, носит систематический характер, исчисляется исходя из среднего заработка, не поименована в перечне выплат, освобождаемых от уплаты страховых взносов, следовательно, такая выплата подлежит обложению страховыми взносами.
Важнейшая практика по ст. 430 НК РФАдвоката могут освободить от уплаты страховых взносов раньше даты принятия решения о приостановлении статуса (в частности, с даты установления инвалидности), если из-за состояния здоровья он не подал вовремя заявление в адвокатскую палату и фактически не вел деятельность >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Обзор правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации по налоговым спорам за февраль - март 2025 года
(Ядрихинский С.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2025, N 5)Статус инвалида не предполагает освобождения от уплаты страховых взносов лиц, приобретших статус адвоката. Отнесение адвокатов к числу лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию, и возложение на них обязанности по уплате страховых взносов - с учетом социально-правовой природы и предназначения таких взносов - сами по себе не могут расцениваться как не согласующиеся с требованиями Конституции РФ; граждане, самостоятельно обеспечивающие себя работой, подвержены такому же социальному страховому риску в связи с наступлением страхового случая, как и лица, работающие по трудовому договору, и уплата страховых взносов обеспечивает приобретение ими права на получение соответствующих социальных выплат.
(Ядрихинский С.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2025, N 5)Статус инвалида не предполагает освобождения от уплаты страховых взносов лиц, приобретших статус адвоката. Отнесение адвокатов к числу лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию, и возложение на них обязанности по уплате страховых взносов - с учетом социально-правовой природы и предназначения таких взносов - сами по себе не могут расцениваться как не согласующиеся с требованиями Конституции РФ; граждане, самостоятельно обеспечивающие себя работой, подвержены такому же социальному страховому риску в связи с наступлением страхового случая, как и лица, работающие по трудовому договору, и уплата страховых взносов обеспечивает приобретение ими права на получение соответствующих социальных выплат.
Готовое решение: Облагается ли страховыми взносами оплата отпуска по уходу за ребенком-инвалидом
(КонсультантПлюс, 2025)ИП без работников освобождается от уплаты страховых взносов за период ухода за ребенком-инвалидом (пп. 2 п. 1 ст. 419, п. 7 ст. 430 НК РФ, п. 6 ч. 1 ст. 12 Закона о страховых пенсиях).
(КонсультантПлюс, 2025)ИП без работников освобождается от уплаты страховых взносов за период ухода за ребенком-инвалидом (пп. 2 п. 1 ст. 419, п. 7 ст. 430 НК РФ, п. 6 ч. 1 ст. 12 Закона о страховых пенсиях).
Нормативные акты
Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 17.11.2011 N 148
<Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации>При этом суд отклонил довод налогового органа о том, что положения названного Постановления Конституционного Суда Российской Федерации признают не соответствующими Конституции Российской Федерации лишь конкретные нормы законодательства в той части, в какой они не освобождают от уплаты страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды общественные организации инвалидов, не входящие в состав общероссийских общественных организаций инвалидов, в связи с чем эта правовая позиция не распространяется на иные нормы законодательства, в частности на пункт 3 статьи 381 НК РФ.
<Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации>При этом суд отклонил довод налогового органа о том, что положения названного Постановления Конституционного Суда Российской Федерации признают не соответствующими Конституции Российской Федерации лишь конкретные нормы законодательства в той части, в какой они не освобождают от уплаты страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды общественные организации инвалидов, не входящие в состав общероссийских общественных организаций инвалидов, в связи с чем эта правовая позиция не распространяется на иные нормы законодательства, в частности на пункт 3 статьи 381 НК РФ.
Определение Конституционного Суда РФ от 14.10.2004 N 390-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Фофонова Павла Кирилловича на нарушение его конституционных прав и свобод положениями пункта 11 статьи 1 Федерального закона "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" и Федерального закона "О внесении изменения в статью 243 Налогового кодекса Российской Федерации"2.2. Как следует из жалобы гражданина П.К. Фофонова, фактически его требования сводятся к установлению для общественных организаций инвалидов льготы в виде освобождения от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, что напрямую связано с внесением изменений и дополнений в действующее законодательство. Разрешение таких вопросов - прерогатива законодателя и в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, установленную статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не входит.
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Фофонова Павла Кирилловича на нарушение его конституционных прав и свобод положениями пункта 11 статьи 1 Федерального закона "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" и Федерального закона "О внесении изменения в статью 243 Налогового кодекса Российской Федерации"2.2. Как следует из жалобы гражданина П.К. Фофонова, фактически его требования сводятся к установлению для общественных организаций инвалидов льготы в виде освобождения от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, что напрямую связано с внесением изменений и дополнений в действующее законодательство. Разрешение таких вопросов - прерогатива законодателя и в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, установленную статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не входит.
"Уголовно-правовая охрана финансово-бюджетной сферы: научно-практическое пособие"
(отв. ред. И.И. Кучеров, О.А. Зайцев, С.Л. Нудель)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2021)Подделка официальных документов (например, пенсионных удостоверений, удостоверений инвалидов и иных документов, предоставляющих льготы или освобождающих от обязанностей по уплате налогов (справок о строительстве дома, квартиры)) в целях уклонения от уплаты налогов, сборов, страховых взносов должно квалифицироваться по совокупности со ст. 327 УК РФ.
(отв. ред. И.И. Кучеров, О.А. Зайцев, С.Л. Нудель)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2021)Подделка официальных документов (например, пенсионных удостоверений, удостоверений инвалидов и иных документов, предоставляющих льготы или освобождающих от обязанностей по уплате налогов (справок о строительстве дома, квартиры)) в целях уклонения от уплаты налогов, сборов, страховых взносов должно квалифицироваться по совокупности со ст. 327 УК РФ.
Вопрос: Об уплате страховых взносов на ОПС и ОМС адвокатом, осуществляющим уход за инвалидом I группы.
(Письмо Минфина России от 27.01.2025 N 03-15-05/6816)Таким образом, адвокат, который осуществляет уход за инвалидом I группы, не исчисляет и не уплачивает за этот период страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование при условии неосуществления деятельности в этот период и представления в налоговый орган заявления об освобождении от уплаты страховых взносов и подтверждающих такой уход документов.
(Письмо Минфина России от 27.01.2025 N 03-15-05/6816)Таким образом, адвокат, который осуществляет уход за инвалидом I группы, не исчисляет и не уплачивает за этот период страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование при условии неосуществления деятельности в этот период и представления в налоговый орган заявления об освобождении от уплаты страховых взносов и подтверждающих такой уход документов.
Вопрос: О предложении по снижению ставки по НДФЛ и фиксированных размеров страховых взносов на ОПС и ОМС для адвокатов, являющихся ветеранами боевых действий и пенсионерами.
(Письмо Минфина России от 15.02.2024 N 03-15-05/12997)В настоящее время главой 34 "Страховые взносы" Кодекса не предусмотрено освобождение адвокатов, в том числе достигших пенсионного возраста, от обязанностей по уплате страховых взносов, за исключением определенных периодов, указанных в абзаце втором пункта 7 статьи 430 Кодекса (например, период ухода за инвалидом I группы, за лицом, достигшим возраста 80 лет, и др.), в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность, при условии представления ими в налоговый орган по месту учета заявления об освобождении от уплаты страховых взносов и подтверждающих документов, а также периодов, в которых приостановлен статус адвоката, при условии представления в налоговый орган по месту учета заявления об освобождении от уплаты страховых взносов (пункт 7 статьи 430 Кодекса).
(Письмо Минфина России от 15.02.2024 N 03-15-05/12997)В настоящее время главой 34 "Страховые взносы" Кодекса не предусмотрено освобождение адвокатов, в том числе достигших пенсионного возраста, от обязанностей по уплате страховых взносов, за исключением определенных периодов, указанных в абзаце втором пункта 7 статьи 430 Кодекса (например, период ухода за инвалидом I группы, за лицом, достигшим возраста 80 лет, и др.), в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность, при условии представления ими в налоговый орган по месту учета заявления об освобождении от уплаты страховых взносов и подтверждающих документов, а также периодов, в которых приостановлен статус адвоката, при условии представления в налоговый орган по месту учета заявления об освобождении от уплаты страховых взносов (пункт 7 статьи 430 Кодекса).
Вопрос: Об уплате НДФЛ и фиксированных страховых взносов на ОПС и ОМС адвокатами, в том числе достигшими пенсионного возраста.
(Письмо Минфина России от 10.01.2024 N 03-04-05/437)Уплачиваемые за себя адвокатами страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по солидарному принципу являются основным источником финансирования выплат страховых пенсий и фиксированных выплат к ним нынешним пенсионерам, а также выплат в пользу граждан, потерявших кормильца или трудоспособность по причине возраста или инвалидности.
(Письмо Минфина России от 10.01.2024 N 03-04-05/437)Уплачиваемые за себя адвокатами страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по солидарному принципу являются основным источником финансирования выплат страховых пенсий и фиксированных выплат к ним нынешним пенсионерам, а также выплат в пользу граждан, потерявших кормильца или трудоспособность по причине возраста или инвалидности.
Вопрос: Как облагается налогами и страховыми взносами деятельность оценщика, занимающегося частной практикой?
(Консультация эксперта, 2025)Исчерпывающий перечень случаев, в которых оценщики, занимающиеся частной практикой, не исчисляют и не уплачивают страховые взносы, определен в п. 7 ст. 430 НК РФ. Они освобождаются от уплаты фиксированных страховых взносов, в частности, за периоды прохождения военной службы по призыву, по контракту (при его заключении в соответствии с п. 7 ст. 38 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ) и периоды пребывания в добровольческом формировании, содействующем ВС РФ, периоды ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста 1,5 года, но не более 6 лет в общей сложности, периоды ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет. Для получения освобождения нужно представить в налоговый орган по месту учета заявление об освобождении от уплаты страховых взносов и подтверждающие документы в срок не позднее 3 лет с даты возникновения права на такое освобождение. Указанное ограничение срока не распространяется на плательщиков, право на освобождение у которых возникло до 01.01.2025 (Письмо ФНС России от 17.04.2025 N СД-4-11/3927@).
(Консультация эксперта, 2025)Исчерпывающий перечень случаев, в которых оценщики, занимающиеся частной практикой, не исчисляют и не уплачивают страховые взносы, определен в п. 7 ст. 430 НК РФ. Они освобождаются от уплаты фиксированных страховых взносов, в частности, за периоды прохождения военной службы по призыву, по контракту (при его заключении в соответствии с п. 7 ст. 38 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ) и периоды пребывания в добровольческом формировании, содействующем ВС РФ, периоды ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста 1,5 года, но не более 6 лет в общей сложности, периоды ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет. Для получения освобождения нужно представить в налоговый орган по месту учета заявление об освобождении от уплаты страховых взносов и подтверждающие документы в срок не позднее 3 лет с даты возникновения права на такое освобождение. Указанное ограничение срока не распространяется на плательщиков, право на освобождение у которых возникло до 01.01.2025 (Письмо ФНС России от 17.04.2025 N СД-4-11/3927@).
Вопрос: О мероприятиях по повышению мотивации работодателей трудоустраивать граждан из социально незащищенных групп населения, в том числе об освобождении от уплаты страховых взносов.
(Письмо Минфина России от 19.08.2024 N 03-15-03/78112)Страховые взносы уплачиваются с выплат наемным работникам независимо от их возраста, статуса (лицо предпенсионного возраста, пенсионер, инвалид и т.д.).
(Письмо Минфина России от 19.08.2024 N 03-15-03/78112)Страховые взносы уплачиваются с выплат наемным работникам независимо от их возраста, статуса (лицо предпенсионного возраста, пенсионер, инвалид и т.д.).
Последние изменения: Страховые взносы ИП за себя
(КонсультантПлюс, 2025)Минфин России разъяснил, как ИП-пенсионеру подтвердить право на освобождение от уплаты страховых взносов на время ухода за инвалидом I группы.
(КонсультантПлюс, 2025)Минфин России разъяснил, как ИП-пенсионеру подтвердить право на освобождение от уплаты страховых взносов на время ухода за инвалидом I группы.
Статья: Цифровой профиль работника и квотирование рабочих мест для инвалидов: есть ли точки соприкосновения?
(Серова А.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2025, N 3)5. В Постановлении Правительства РФ от 30 мая 2024 г. N 709 "О порядке выполнения работодателями квоты для приема на работу инвалидов" модернизированы Правила заключения работодателем соглашения о трудоустройстве инвалидов: уточнено правило с точки зрения территориальной сферы действия соглашения - трудоустройство инвалидов должно осуществляться на территории субъекта РФ по месту нахождения работодателя (его представительства, филиала) <4>; утверждена форма соглашения; уточнено содержание отдельных положений соглашения (например, в части финансирования работодателем расходов на оплату труда инвалидов, принятых на работу в иную организацию, установлено требование о минимальном размере такого финансирования: в месяц оно не может быть меньше минимального размера оплаты труда и начисляемых за трудоустроенного инвалида страховых взносов в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования).
(Серова А.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2025, N 3)5. В Постановлении Правительства РФ от 30 мая 2024 г. N 709 "О порядке выполнения работодателями квоты для приема на работу инвалидов" модернизированы Правила заключения работодателем соглашения о трудоустройстве инвалидов: уточнено правило с точки зрения территориальной сферы действия соглашения - трудоустройство инвалидов должно осуществляться на территории субъекта РФ по месту нахождения работодателя (его представительства, филиала) <4>; утверждена форма соглашения; уточнено содержание отдельных положений соглашения (например, в части финансирования работодателем расходов на оплату труда инвалидов, принятых на работу в иную организацию, установлено требование о минимальном размере такого финансирования: в месяц оно не может быть меньше минимального размера оплаты труда и начисляемых за трудоустроенного инвалида страховых взносов в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования).
"Судебная практика и развитие законодательства о труде и социальном обеспечении: научно-практическое пособие"
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Во исполнение указанного Постановления Конституционного Суда РФ Правительством РФ был разработан проект федерального закона N 285551-8, предусматривающий внесение изменений в ст. 6 и 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" об исключении не только адвокатов, но и индивидуальных предпринимателей, арбитражных управляющих, нотариусов, занимающихся частной практикой, являющихся получателями пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности в соответствии с Законом N 4468-1, из числа страхователей и застрахованных лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, что, соответственно, влечет за собой освобождение указанных лиц от уплаты страховых взносов. При этом за данными лицами из числа военных пенсионеров сохраняется право добровольной уплаты взносов на обязательное пенсионное страхование <1>. Очевидно, что принятие указанных поправок положит конец многочисленным судебным спорам об обжаловании гражданами из числа военных пенсионеров и занимающихся частной практикой, кроме адвокатов, отказов со стороны налоговых органов о снятии их с учета в качестве плательщиков страховых взносов, учитывая невозможность воспользоваться пенсионными правами при существующей модели их формирования в системе обязательного пенсионного страхования.
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Во исполнение указанного Постановления Конституционного Суда РФ Правительством РФ был разработан проект федерального закона N 285551-8, предусматривающий внесение изменений в ст. 6 и 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" об исключении не только адвокатов, но и индивидуальных предпринимателей, арбитражных управляющих, нотариусов, занимающихся частной практикой, являющихся получателями пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности в соответствии с Законом N 4468-1, из числа страхователей и застрахованных лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, что, соответственно, влечет за собой освобождение указанных лиц от уплаты страховых взносов. При этом за данными лицами из числа военных пенсионеров сохраняется право добровольной уплаты взносов на обязательное пенсионное страхование <1>. Очевидно, что принятие указанных поправок положит конец многочисленным судебным спорам об обжаловании гражданами из числа военных пенсионеров и занимающихся частной практикой, кроме адвокатов, отказов со стороны налоговых органов о снятии их с учета в качестве плательщиков страховых взносов, учитывая невозможность воспользоваться пенсионными правами при существующей модели их формирования в системе обязательного пенсионного страхования.
Вопрос: О предложении по освобождению микроорганизаций от страховых взносов с выплат единственному учредителю - руководителю, являющемуся пенсионером, а также ИП-пенсионеров от страховых взносов на ОПС.
(Письмо Минфина России от 24.01.2024 N 03-15-05/5652)Что касается предложения об освобождении от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование индивидуальных предпринимателей - пенсионеров, имеющих также страховой стаж не менее 30 лет, то в настоящее время главой 34 "Страховые взносы" Кодекса не предусмотрено освобождение индивидуальных предпринимателей, в том числе достигших пенсионного возраста, от обязанностей по уплате страховых взносов, за исключением определенных периодов, указанных в абзаце втором пункта 7 статьи 430 Кодекса (например, период ухода за инвалидом I группы, за лицом, достигшим возраста 80 лет, и др.), в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность, при условии представления ими в налоговый орган по месту учета заявления об освобождении от уплаты страховых взносов и подтверждающих документов (пункт 7 статьи 430 Кодекса).
(Письмо Минфина России от 24.01.2024 N 03-15-05/5652)Что касается предложения об освобождении от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование индивидуальных предпринимателей - пенсионеров, имеющих также страховой стаж не менее 30 лет, то в настоящее время главой 34 "Страховые взносы" Кодекса не предусмотрено освобождение индивидуальных предпринимателей, в том числе достигших пенсионного возраста, от обязанностей по уплате страховых взносов, за исключением определенных периодов, указанных в абзаце втором пункта 7 статьи 430 Кодекса (например, период ухода за инвалидом I группы, за лицом, достигшим возраста 80 лет, и др.), в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность, при условии представления ими в налоговый орган по месту учета заявления об освобождении от уплаты страховых взносов и подтверждающих документов (пункт 7 статьи 430 Кодекса).