Освидетельствование управление транспортным средством
Подборка наиболее важных документов по запросу Освидетельствование управление транспортным средством (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 30.17 "Виды постановлений, принимаемых по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов" КоАП РФ"Вместе с тем, постановление мирового судьи на основании пункта 2 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит изменению путем исключения из описательно-мотивировочной части ссылки на Правила освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2008 года N 475, и Административный регламент исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения, утвержденный Приказом МВД России от 23 августа 2017 года N 664, которые утратили силу на момент совершения И. административного правонарушения."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Как по медицинским показаниям прекращается действие права на управление транспортным средством?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Прекращение действия права на управление автомобилем в результате медицинского освидетельствования
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Прекращение действия права на управление автомобилем в результате медицинского освидетельствования
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 27.12. Отстранение от управления транспортным средством, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения
(ред. от 04.11.2025)Статья 27.12. Отстранение от управления транспортным средством, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения
Указ Президента РФ от 25.03.2015 N 161
(ред. от 24.06.2025)
"Об утверждении Устава военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации"7) направлять и (или) доставлять военнослужащих на медицинское освидетельствование на состояние опьянения в соответствующие медицинские организации, если результат освидетельствования необходим в связи с совершением преступления, административного правонарушения или грубого дисциплинарного проступка для объективного установления обстоятельств правонарушения, а также проводить освидетельствование лиц, управляющих транспортными средствами Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, на состояние опьянения в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
(ред. от 24.06.2025)
"Об утверждении Устава военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации"7) направлять и (или) доставлять военнослужащих на медицинское освидетельствование на состояние опьянения в соответствующие медицинские организации, если результат освидетельствования необходим в связи с совершением преступления, административного правонарушения или грубого дисциплинарного проступка для объективного установления обстоятельств правонарушения, а также проводить освидетельствование лиц, управляющих транспортными средствами Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, на состояние опьянения в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
Статья: Проблемные аспекты обязательного медицинского освидетельствования для установления наличия (отсутствия) медицинских противопоказаний, связанных с употреблением психоактивных веществ, к управлению транспортным средством
(Шпорт С.В., Клименко Т.В.)
("Безопасность дорожного движения", 2024, N 4)"Безопасность дорожного движения", 2024, N 4
(Шпорт С.В., Клименко Т.В.)
("Безопасность дорожного движения", 2024, N 4)"Безопасность дорожного движения", 2024, N 4
Ситуация: Как проводится административный арест за нарушение ПДД?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)отстранение от управления транспортным средством, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения (ст. 27.12 КоАП РФ);
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)отстранение от управления транспортным средством, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения (ст. 27.12 КоАП РФ);
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)К числу таких организаций Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 28.06.2022 N 21 относит, например, медицинские организации, оказывающие психиатрическую помощь, медицинские противотуберкулезные организации, медико-санитарные части Федеральной службы исполнения наказаний, медицинские организации, осуществляющие медицинское освидетельствование на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством, созданные субъектом Российской Федерации бюджетные учреждения, наделенные полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)К числу таких организаций Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 28.06.2022 N 21 относит, например, медицинские организации, оказывающие психиатрическую помощь, медицинские противотуберкулезные организации, медико-санитарные части Федеральной службы исполнения наказаний, медицинские организации, осуществляющие медицинское освидетельствование на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством, созданные субъектом Российской Федерации бюджетные учреждения, наделенные полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Как следует из материалов дела, Г., обращаясь в суд с административным иском, указал на то, что основанием для аннулирования его водительского удостоверения явились полученные из ФКУЗ МСЧ МВД по Кабардино-Балкарской Республике в связи с проведенной проверкой сведения об установлении Г. инвалидности I группы по зрению со стойким нарушением функции организма 90%, что является противопоказанием к управлению транспортным средством, полагает, что при принятии оспариваемого решения должностным лицом были нарушены положения ст. 28 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" и положения Постановления Правительства РФ от 24.10.2014 "О допуске к управлению транспортными средствами", предусматривающие проведение медицинского освидетельствования водителя на наличие медицинских противопоказаний, к каковым не относятся сведения о наличии у него соответствующего заболевания, полученные из заключения комиссии по определению степени утраты трудоспособности. В связи с чем судом по делу назначена судебная экспертиза.
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Как следует из материалов дела, Г., обращаясь в суд с административным иском, указал на то, что основанием для аннулирования его водительского удостоверения явились полученные из ФКУЗ МСЧ МВД по Кабардино-Балкарской Республике в связи с проведенной проверкой сведения об установлении Г. инвалидности I группы по зрению со стойким нарушением функции организма 90%, что является противопоказанием к управлению транспортным средством, полагает, что при принятии оспариваемого решения должностным лицом были нарушены положения ст. 28 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" и положения Постановления Правительства РФ от 24.10.2014 "О допуске к управлению транспортными средствами", предусматривающие проведение медицинского освидетельствования водителя на наличие медицинских противопоказаний, к каковым не относятся сведения о наличии у него соответствующего заболевания, полученные из заключения комиссии по определению степени утраты трудоспособности. В связи с чем судом по делу назначена судебная экспертиза.
Вопрос: Диспетчеры организации осуществляют контроль транспорта, но наименование должности не соответствует перечню работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств. Нужно ли их направлять на психиатрическое освидетельствование?
(Консультация эксперта, 2024)Вопрос: Диспетчеры организации осуществляют контроль транспорта, но наименование должности не соответствует перечню работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств. Нужно ли их направлять на психиатрическое освидетельствование?
(Консультация эксперта, 2024)Вопрос: Диспетчеры организации осуществляют контроль транспорта, но наименование должности не соответствует перечню работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств. Нужно ли их направлять на психиатрическое освидетельствование?
Статья: Общественное место
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)При квалификации действий гражданина по ст. 20.21 КоАП РФ необходимо наличие факта нахождения в состоянии опьянения. Однако законодательно не установлен порядок прохождения медицинского освидетельствования. Органы внутренних дел зачастую применяют порядок, установленный для освидетельствования лиц, управляющих транспортными средствами, что представляется не совсем верным и означает наличие пробела в законодательном регулировании. Вместе с тем факт опьянения может быть установлен как по внешним признакам (неустойчивость позы, покраснение кожи, запах, несвязная речь), так и с использованием свидетельских показаний.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)При квалификации действий гражданина по ст. 20.21 КоАП РФ необходимо наличие факта нахождения в состоянии опьянения. Однако законодательно не установлен порядок прохождения медицинского освидетельствования. Органы внутренних дел зачастую применяют порядок, установленный для освидетельствования лиц, управляющих транспортными средствами, что представляется не совсем верным и означает наличие пробела в законодательном регулировании. Вместе с тем факт опьянения может быть установлен как по внешним признакам (неустойчивость позы, покраснение кожи, запах, несвязная речь), так и с использованием свидетельских показаний.
"Актуальные проблемы административного права: учебник"
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)Меры административно-процессуального обеспечения. К числу данных мер в литературе относят все предусмотренные главой 27 КоАП РФ меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. В то же время допускается смешение данных мер с мерами административного пресечения. Так, в качестве мер пресечения квалифицируются такие регламентируемые главой 27 КоАП РФ меры, как доставление, административное задержание, личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, изъятие вещей и документов, отстранение от управления транспортным средством, медицинское освидетельствование на состояние опьянения, задержание транспортного средства и запрещение его эксплуатации, арест товаров, транспортных средств и иных вещей, привод, временный запрет деятельности <1>. Согласно ч. 1 ст. 27.1 КоАП РФ, меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях применяются как в целях обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении, так и в целях пресечения такого правонарушения. В этой связи возникает вопрос о соотношении и разграничении мер административного пресечения и мер административно-процессуального обеспечения. Данный вопрос тесно связан и с вопросом об отнесении предусмотренных главой 27 КоАП РФ мер, регулируемых административно-процессуальными нормами и применяемых в рамках административного производства, к числу мер административного, а не административно-процессуального принуждения, о котором нами было сказано выше.
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)Меры административно-процессуального обеспечения. К числу данных мер в литературе относят все предусмотренные главой 27 КоАП РФ меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. В то же время допускается смешение данных мер с мерами административного пресечения. Так, в качестве мер пресечения квалифицируются такие регламентируемые главой 27 КоАП РФ меры, как доставление, административное задержание, личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, изъятие вещей и документов, отстранение от управления транспортным средством, медицинское освидетельствование на состояние опьянения, задержание транспортного средства и запрещение его эксплуатации, арест товаров, транспортных средств и иных вещей, привод, временный запрет деятельности <1>. Согласно ч. 1 ст. 27.1 КоАП РФ, меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях применяются как в целях обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении, так и в целях пресечения такого правонарушения. В этой связи возникает вопрос о соотношении и разграничении мер административного пресечения и мер административно-процессуального обеспечения. Данный вопрос тесно связан и с вопросом об отнесении предусмотренных главой 27 КоАП РФ мер, регулируемых административно-процессуальными нормами и применяемых в рамках административного производства, к числу мер административного, а не административно-процессуального принуждения, о котором нами было сказано выше.
Ситуация: Как получить медицинскую справку водителя?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В общем случае для определения наличия или отсутствия у водителей (кандидатов в водители) медицинских противопоказаний, показаний или ограничений к управлению транспортными средствами проводится медицинское освидетельствование. По его результатам выдается медицинское заключение (п. п. 6, 8 ст. 23 Закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ; п. п. 1, 2 Порядка проведения обязательного медицинского освидетельствования, утв. Приказом Минздрава России от 24.11.2021 N 1092н).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В общем случае для определения наличия или отсутствия у водителей (кандидатов в водители) медицинских противопоказаний, показаний или ограничений к управлению транспортными средствами проводится медицинское освидетельствование. По его результатам выдается медицинское заключение (п. п. 6, 8 ст. 23 Закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ; п. п. 1, 2 Порядка проведения обязательного медицинского освидетельствования, утв. Приказом Минздрава России от 24.11.2021 N 1092н).
Статья: Понятие и признаки алкогольного опьянения в действующем законодательстве
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Такое заключение выносится в случае проведения освидетельствования лица, управляющего транспортным средством, при положительном результате повторного исследования выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя или наличии абсолютного этилового спирта в концентрации 0,3 и более грамма на 1 литр крови, либо при обнаружении по результатам химико-токсикологических исследований в образце биологического материала одного или нескольких наркотических средств и (или) психотропных веществ (п. 29 Порядка), в случае проведения освидетельствования лиц, указанных в пп. 2 - 11 п. 8 Порядка, при наличии не менее 3 клинических признаков опьянения и положительном результате повторного исследования выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя, либо при наличии не менее 3 клинических признаков опьянения и обнаружении по результатам химико-токсикологических исследований в образце биологического материала одного или нескольких наркотических средств, психотропных, новых потенциально опасных психоактивных или одурманивающих веществ, аналогов наркотических средств и (или) психотропных веществ, химических веществ, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, вызывающих нарушение физических и психических функций, которые могут повлечь неблагоприятные последствия при деятельности, связанной с источником повышенной опасности, или метаболитов указанных средств и веществ (п. 31 Порядка).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Такое заключение выносится в случае проведения освидетельствования лица, управляющего транспортным средством, при положительном результате повторного исследования выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя или наличии абсолютного этилового спирта в концентрации 0,3 и более грамма на 1 литр крови, либо при обнаружении по результатам химико-токсикологических исследований в образце биологического материала одного или нескольких наркотических средств и (или) психотропных веществ (п. 29 Порядка), в случае проведения освидетельствования лиц, указанных в пп. 2 - 11 п. 8 Порядка, при наличии не менее 3 клинических признаков опьянения и положительном результате повторного исследования выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя, либо при наличии не менее 3 клинических признаков опьянения и обнаружении по результатам химико-токсикологических исследований в образце биологического материала одного или нескольких наркотических средств, психотропных, новых потенциально опасных психоактивных или одурманивающих веществ, аналогов наркотических средств и (или) психотропных веществ, химических веществ, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, вызывающих нарушение физических и психических функций, которые могут повлечь неблагоприятные последствия при деятельности, связанной с источником повышенной опасности, или метаболитов указанных средств и веществ (п. 31 Порядка).