Остаток средств субсидии на иные цели
Подборка наиболее важных документов по запросу Остаток средств субсидии на иные цели (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Субсидии на иные цели
(КонсультантПлюс, 2025)...Отказывая в удовлетворении заявления, суды... пришли к выводу о... неэффективном расходовании учреждением бюджетных средств..."
(КонсультантПлюс, 2025)...Отказывая в удовлетворении заявления, суды... пришли к выводу о... неэффективном расходовании учреждением бюджетных средств..."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 242 "Завершение текущего финансового года" БК РФ"Суд апелляционной инстанции, ссылаясь на статью 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации указал, что отсутствие возможности реализации предусмотренных контрактом объемов работ не является основанием для направления средств субсидии, имеющей целевое назначение, на иные виды работ, не предусмотренные правовым основанием их выделения, тогда как остатки средств неиспользованной по целевому назначению субсидии подлежат обязательному возврату в доход бюджета, из которого они были ранее предоставлены."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О совершенствовании функционирования единого налогового счета
(Цветков М.А., Юстус О.И.)
("Финансы", 2023, N 6)Также необходимо учитывать, что не все муниципальные образования обладают достаточным объемом ликвидности единого счета бюджета для реализации таких списаний. Так, например, на 19.02.2023 оставались неисполненными распоряжения налогового органа на списание в рамках единого налогового платежа по 6 муниципальным образованиям Тверской области. Необходимо отметить, что списание средств по распоряжению налогового органа производится в пределах общего остатка средств на едином счете бюджета, в том числе в части средств целевых субсидий. Такой подход приводит к нарушению целевого характера использования бюджетных средств в условиях отсутствия виновных действий со стороны соответствующего распорядителя средств бюджета. Оценку данному обстоятельству еще предстоит дать контрольным органам.
(Цветков М.А., Юстус О.И.)
("Финансы", 2023, N 6)Также необходимо учитывать, что не все муниципальные образования обладают достаточным объемом ликвидности единого счета бюджета для реализации таких списаний. Так, например, на 19.02.2023 оставались неисполненными распоряжения налогового органа на списание в рамках единого налогового платежа по 6 муниципальным образованиям Тверской области. Необходимо отметить, что списание средств по распоряжению налогового органа производится в пределах общего остатка средств на едином счете бюджета, в том числе в части средств целевых субсидий. Такой подход приводит к нарушению целевого характера использования бюджетных средств в условиях отсутствия виновных действий со стороны соответствующего распорядителя средств бюджета. Оценку данному обстоятельству еще предстоит дать контрольным органам.
Вопрос: Об отражении в отчете об осуществлении расходов остатков восстановленных средств (возвратов), расходы на которые профинансированы из средств, полученных по соглашению о предоставлении субсидии.
(Письмо Минфина России от 12.02.2025 N 02-06-09/12448)По коду строки 0100 и 0500 Формы отражается остаток субсидии на начало года и на конец отчетного периода, который должен соответствовать показателям, отраженным на лицевом счете получателя целевых средств (субсидий). Исключение из суммы показателя остатка на лицевом счете суммы средств, поступивших от возврата дебиторской задолженности, не предусмотрено.
(Письмо Минфина России от 12.02.2025 N 02-06-09/12448)По коду строки 0100 и 0500 Формы отражается остаток субсидии на начало года и на конец отчетного периода, который должен соответствовать показателям, отраженным на лицевом счете получателя целевых средств (субсидий). Исключение из суммы показателя остатка на лицевом счете суммы средств, поступивших от возврата дебиторской задолженности, не предусмотрено.
Нормативные акты
Приказ Минфина России от 31.08.2018 N 186н
(ред. от 25.08.2022)
"О Требованиях к составлению и утверждению плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения"
(Зарегистрировано в Минюсте России 12.10.2018 N 52417)а) использованием остатков средств на начало текущего финансового года, в том числе неиспользованных остатков целевых субсидий и субсидий на осуществление капитальных вложений;
(ред. от 25.08.2022)
"О Требованиях к составлению и утверждению плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения"
(Зарегистрировано в Минюсте России 12.10.2018 N 52417)а) использованием остатков средств на начало текущего финансового года, в том числе неиспользованных остатков целевых субсидий и субсидий на осуществление капитальных вложений;
Приказ Минфина России от 23.12.2010 N 183н
(ред. от 05.05.2023)
"Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению"
(Зарегистрировано в Минюсте России 04.02.2011 N 19713)возврат неиспользованного остатка субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, образовавшегося в связи с невыполнением государственного (муниципального) задания, отражается по дебету счета 430305831 "Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет" и кредиту счета 420111610 "Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства";
(ред. от 05.05.2023)
"Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению"
(Зарегистрировано в Минюсте России 04.02.2011 N 19713)возврат неиспользованного остатка субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, образовавшегося в связи с невыполнением государственного (муниципального) задания, отражается по дебету счета 430305831 "Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет" и кредиту счета 420111610 "Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства";
Вопрос: О заключении в системе "Электронный бюджет" соглашений о предоставлении целевых субсидий из местного бюджета МБУ; о списании заказчиком начисленных и неуплаченных сумм неустоек, штрафов, пеней.
(Письмо Минфина России от 22.09.2023 N 02-13-11/91290)Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации рассмотрел обращение от 22 августа 2023 г. по вопросу заключения в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет" соглашений о предоставлении целевых субсидий из местного бюджета муниципальным бюджетным учреждениям, источником финансового обеспечения которых являются средства бюджетного кредита, предоставляемого с учетом особенностей, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2023 г. N 501 <1>, на пополнение остатка средств на едином счете бюджета, и предоставляемых в целях опережающего финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, при реализации мероприятий, комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, на софинансирование которых в 2024 году из федерального бюджета предоставляются межбюджетные трансферты в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта и ремонта объектов государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности), приобретения объектов недвижимого имущества в государственную собственность субъектов Российской Федерации (муниципальную собственность) (далее соответственно - Департамент, соглашение, бюджетный кредит на опережающее финансирование, система "Электронный бюджет"), а также по вопросу применения положений постановления Правительства Российской Федерации от 4 июля 2018 г. N 783 <2> при списании неустойки, начисленной в 2022 году, и сообщает.
(Письмо Минфина России от 22.09.2023 N 02-13-11/91290)Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации рассмотрел обращение от 22 августа 2023 г. по вопросу заключения в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет" соглашений о предоставлении целевых субсидий из местного бюджета муниципальным бюджетным учреждениям, источником финансового обеспечения которых являются средства бюджетного кредита, предоставляемого с учетом особенностей, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2023 г. N 501 <1>, на пополнение остатка средств на едином счете бюджета, и предоставляемых в целях опережающего финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, при реализации мероприятий, комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, на софинансирование которых в 2024 году из федерального бюджета предоставляются межбюджетные трансферты в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта и ремонта объектов государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности), приобретения объектов недвижимого имущества в государственную собственность субъектов Российской Федерации (муниципальную собственность) (далее соответственно - Департамент, соглашение, бюджетный кредит на опережающее финансирование, система "Электронный бюджет"), а также по вопросу применения положений постановления Правительства Российской Федерации от 4 июля 2018 г. N 783 <2> при списании неустойки, начисленной в 2022 году, и сообщает.
Статья: Субсидии на иные цели: расходование и возврат неиспользованных остатков прошлого года
(Плошкина Л.)
("Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 1)На основании Инструкции N 174н <5> операции по возврату неиспользованного остатка средств целевой субсидии, выделенной бюджетному учреждению образования на приобретение объектов основных средств, отражаются в бухгалтерском учете следующими корреспонденциями счетов:
(Плошкина Л.)
("Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 1)На основании Инструкции N 174н <5> операции по возврату неиспользованного остатка средств целевой субсидии, выделенной бюджетному учреждению образования на приобретение объектов основных средств, отражаются в бухгалтерском учете следующими корреспонденциями счетов:
Вопрос: О вопросах по реорганизации ГУП в ГБУ в части учета остатков средств от деятельности ГУП и финансового обеспечения обязательств по погашению кредиторской задолженности, возникшей до реорганизации.
(Письмо Минфина России от 29.12.2023 N 02-11-10/128140)В этой связи, по мнению Департамента, остатки средств реорганизованных государственных унитарных предприятий, полученных ими в результате осуществления хозяйственной деятельности (приносящей доход деятельности), возможно перечислить на лицевые счета, предназначенные для учета операций со средствами бюджетных учреждений (за исключением субсидий на иные цели, а также субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность, предоставленных бюджетным учреждениям из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации) (лицевые счета с признаком "20").
(Письмо Минфина России от 29.12.2023 N 02-11-10/128140)В этой связи, по мнению Департамента, остатки средств реорганизованных государственных унитарных предприятий, полученных ими в результате осуществления хозяйственной деятельности (приносящей доход деятельности), возможно перечислить на лицевые счета, предназначенные для учета операций со средствами бюджетных учреждений (за исключением субсидий на иные цели, а также субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность, предоставленных бюджетным учреждениям из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации) (лицевые счета с признаком "20").
Статья: Мнение суда о согласовании расходования неиспользованных остатков целевых субсидий в следующем календарном году
(Малова Е.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2023, N 9)В ходе контрольных мероприятий сотрудники Управления выявили, что министерство неправомерно разрешило подведомственным учреждениям использовать остаток средств целевой субсидии, сложившийся на конец отчетного года, в следующем календарном году. Указанные действия министерства привели к невозвращению неиспользованного остатка средств субсидии в доход федерального бюджета, как то предусмотрено п. 5 ст. 242 БК РФ, а также соглашением о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта РФ.
(Малова Е.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2023, N 9)В ходе контрольных мероприятий сотрудники Управления выявили, что министерство неправомерно разрешило подведомственным учреждениям использовать остаток средств целевой субсидии, сложившийся на конец отчетного года, в следующем календарном году. Указанные действия министерства привели к невозвращению неиспользованного остатка средств субсидии в доход федерального бюджета, как то предусмотрено п. 5 ст. 242 БК РФ, а также соглашением о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта РФ.
Готовое решение: Как бюджетному (автономному) учреждению учитывать субсидию на иные цели
(КонсультантПлюс, 2025)2. В каких случаях нужно вернуть остатки средств субсидии на иные цели
(КонсультантПлюс, 2025)2. В каких случаях нужно вернуть остатки средств субсидии на иные цели