Оспаривание закупки
Подборка наиболее важных документов по запросу Оспаривание закупки (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: В каком порядке обжаловать результаты закупки (в том числе электронного конкурса) по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)2. Как признать закупку (в том числе торги) по Закону N 223-ФЗ недействительной в суде
(КонсультантПлюс, 2025)2. Как признать закупку (в том числе торги) по Закону N 223-ФЗ недействительной в суде
Нормативные акты
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)В случае нарушения положений настоящей главы, регламентирующих определение поставщика (подрядчика, исполнителя), такое определение может быть признано недействительным по иску заинтересованного лица.
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)В случае нарушения положений настоящей главы, регламентирующих определение поставщика (подрядчика, исполнителя), такое определение может быть признано недействительным по иску заинтересованного лица.
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025)9. Участник закупки вправе обжаловать в судебном порядке действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг. Корпорация развития малого и среднего предпринимательства в случаях, предусмотренных пунктами 1, 4 - 6 части 10 настоящей статьи, вправе обжаловать в судебном порядке действия (бездействие) заказчиков, в отношении которых корпорация развития малого и среднего предпринимательства проводит мониторинг соответствия или оценку соответствия, предусмотренные статьей 5.1 настоящего Федерального закона. Исполнительные органы субъектов Российской Федерации или созданные ими организации в случаях, предусмотренных пунктами 1, 4 - 6 части 10 настоящей статьи, вправе обжаловать в судебном порядке действия (бездействие) заказчиков, в отношении которых исполнительные органы субъектов Российской Федерации или созданные ими организации проводят мониторинг соответствия или оценку соответствия, предусмотренные статьей 5.1 настоящего Федерального закона.
(ред. от 08.08.2024)
"О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025)9. Участник закупки вправе обжаловать в судебном порядке действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг. Корпорация развития малого и среднего предпринимательства в случаях, предусмотренных пунктами 1, 4 - 6 части 10 настоящей статьи, вправе обжаловать в судебном порядке действия (бездействие) заказчиков, в отношении которых корпорация развития малого и среднего предпринимательства проводит мониторинг соответствия или оценку соответствия, предусмотренные статьей 5.1 настоящего Федерального закона. Исполнительные органы субъектов Российской Федерации или созданные ими организации в случаях, предусмотренных пунктами 1, 4 - 6 части 10 настоящей статьи, вправе обжаловать в судебном порядке действия (бездействие) заказчиков, в отношении которых исполнительные органы субъектов Российской Федерации или созданные ими организации проводят мониторинг соответствия или оценку соответствия, предусмотренные статьей 5.1 настоящего Федерального закона.
Статья: Соотношение частных и публичных интересов при правовом регулировании отношений, возникающих в связи с обеспечением граждан лекарственными препаратами
(Чулакова О.Ю.)
("Хозяйство и право", 2025, N 7)По логике законодателя заказчик должен быть готов приобрести любой товар, соответствующий требованиям, указанным в извещении, а поставщик должен быть готов поставить конкретный товар, указанный им в заявке на участие в аукционе и зафиксированный впоследствии в контракте. Изложенное свидетельствует о том, что участник закупки и впоследствии поставщик не обязан доказывать наличие у него прав на реализацию лекарственного препарата с точки зрения нарушения патентного законодательства и по умолчанию принимает на себя риски, связанные с такими нарушениями, что отсутствие связки между двумя административными процедурами - регистрацией лекарственного препарата и регистрацией патента на изобретение - как раз и ведет к возникновению рисков, связанных с оспариванием подобных закупок правообладателем (владельцем патента на оригинальный лекарственный препарат).
(Чулакова О.Ю.)
("Хозяйство и право", 2025, N 7)По логике законодателя заказчик должен быть готов приобрести любой товар, соответствующий требованиям, указанным в извещении, а поставщик должен быть готов поставить конкретный товар, указанный им в заявке на участие в аукционе и зафиксированный впоследствии в контракте. Изложенное свидетельствует о том, что участник закупки и впоследствии поставщик не обязан доказывать наличие у него прав на реализацию лекарственного препарата с точки зрения нарушения патентного законодательства и по умолчанию принимает на себя риски, связанные с такими нарушениями, что отсутствие связки между двумя административными процедурами - регистрацией лекарственного препарата и регистрацией патента на изобретение - как раз и ведет к возникновению рисков, связанных с оспариванием подобных закупок правообладателем (владельцем патента на оригинальный лекарственный препарат).
Статья: Публичный аудит сферы закупок в системе национального аудита
(Кикавец В.В.)
("Финансовое право", 2025, N 3)По результатам контрольного мероприятия подготавливается и направляется представление и (или) предписание объекту контроля <24>. Органы бюджетного аудита, как и органы публичного аудита, наделены полномочиями по направлению подконтрольным объектам представлений и предписаний об устранении выявленных нарушений и/или устранению причин и условий возникновения таких нарушений (ст. 270.2 БК РФ), а также по направлению в суд исков о признании закупок недействительными в соответствии с требованиями гражданского законодательства (п. 2 ст. 269.2 БК РФ).
(Кикавец В.В.)
("Финансовое право", 2025, N 3)По результатам контрольного мероприятия подготавливается и направляется представление и (или) предписание объекту контроля <24>. Органы бюджетного аудита, как и органы публичного аудита, наделены полномочиями по направлению подконтрольным объектам представлений и предписаний об устранении выявленных нарушений и/или устранению причин и условий возникновения таких нарушений (ст. 270.2 БК РФ), а также по направлению в суд исков о признании закупок недействительными в соответствии с требованиями гражданского законодательства (п. 2 ст. 269.2 БК РФ).
Последние изменения: Обжалование по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Заключение в такой ситуации договора свидетельствует о заведомо недобросовестном поведении заказчика. Данный договор в силу положений ст. 10 и п. 2 ст. 168 ГК РФ ничтожен. Возможность оспаривания закупки требует от добросовестных заказчика и победителя ожидать истечения срока обжалования (п. 15 Обзора).
(КонсультантПлюс, 2025)Заключение в такой ситуации договора свидетельствует о заведомо недобросовестном поведении заказчика. Данный договор в силу положений ст. 10 и п. 2 ст. 168 ГК РФ ничтожен. Возможность оспаривания закупки требует от добросовестных заказчика и победителя ожидать истечения срока обжалования (п. 15 Обзора).
"Руководство по рассмотрению заявок в соответствии с Законом N 44-ФЗ"
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)Пример правовой оценки. Балансовая стоимость активов ООО по состоянию на последнюю отчетную дату составляет 139 000 руб., при этом НМЦК оспариваемой закупки - 4 468 279,00 руб. Предмету закупки (ремонт автомобильной дороги) соответствует группировка ОКВЭД 42.11. Указанный код был включен в ЕГРЮЛ 7 декабря 2022 г., тогда как срок подачи заявок на участие в закупке истек 6 декабря 2022 г. Протокол подачи ценовых предложений был размещен на электронной площадке 6 декабря в 11:26, в связи с чем заказчику была направлена выписка из ЕГРЮЛ, в которой код ОКВЭД 42.11 "Строительство автомобильных дорог и автомагистралей" отсутствовал.
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)Пример правовой оценки. Балансовая стоимость активов ООО по состоянию на последнюю отчетную дату составляет 139 000 руб., при этом НМЦК оспариваемой закупки - 4 468 279,00 руб. Предмету закупки (ремонт автомобильной дороги) соответствует группировка ОКВЭД 42.11. Указанный код был включен в ЕГРЮЛ 7 декабря 2022 г., тогда как срок подачи заявок на участие в закупке истек 6 декабря 2022 г. Протокол подачи ценовых предложений был размещен на электронной площадке 6 декабря в 11:26, в связи с чем заказчику была направлена выписка из ЕГРЮЛ, в которой код ОКВЭД 42.11 "Строительство автомобильных дорог и автомагистралей" отсутствовал.
"Настольная книга специалиста по корпоративным закупкам"
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)Однако в случае обжалования закупки в арбитражном суде исполнение решения и предписания антимонопольного органа приостанавливается до вступления в силу решения арбитражного суда (ч. 2 ст. 52 Закона 135-ФЗ). И если заказчик сохранит хотя бы формальную возможность исполнения предписания по оспариваемой закупке, не заключив договор по ее результатам, то едва ли он будет привлечен к административной ответственности за неисполнение предписания антимонопольного органа.
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)Однако в случае обжалования закупки в арбитражном суде исполнение решения и предписания антимонопольного органа приостанавливается до вступления в силу решения арбитражного суда (ч. 2 ст. 52 Закона 135-ФЗ). И если заказчик сохранит хотя бы формальную возможность исполнения предписания по оспариваемой закупке, не заключив договор по ее результатам, то едва ли он будет привлечен к административной ответственности за неисполнение предписания антимонопольного органа.
Готовое решение: Как подать жалобу в ФАС России на действия заказчика по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Если хотите обжаловать закупку у единственного поставщика, в жалобе в качестве основания укажите на нарушения заказчиком требований Закона N 223-ФЗ и положения о закупке (п. 1 ч. 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ). ФАС России принимает такие жалобы от любых участников. Жалобу на положения документации о закупке можно направить до даты заключения договора. Учтите, если заказчик провел закупку у единственного поставщика в строгом соответствии со своим положением, оспорить такую закупку, скорее всего, не получится. Даже если жалобу признают обоснованной, договор с единственным поставщиком, скорее всего, будет уже заключен, поэтому ФАС России не выдаст предписание об устранении нарушений (см., например, Решения Калужского УФАС России от 25.09.2018 N 02-47т/2018, ФАС России от 01.09.2017 N 223ФЗ-857/17).
(КонсультантПлюс, 2025)Если хотите обжаловать закупку у единственного поставщика, в жалобе в качестве основания укажите на нарушения заказчиком требований Закона N 223-ФЗ и положения о закупке (п. 1 ч. 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ). ФАС России принимает такие жалобы от любых участников. Жалобу на положения документации о закупке можно направить до даты заключения договора. Учтите, если заказчик провел закупку у единственного поставщика в строгом соответствии со своим положением, оспорить такую закупку, скорее всего, не получится. Даже если жалобу признают обоснованной, договор с единственным поставщиком, скорее всего, будет уже заключен, поэтому ФАС России не выдаст предписание об устранении нарушений (см., например, Решения Калужского УФАС России от 25.09.2018 N 02-47т/2018, ФАС России от 01.09.2017 N 223ФЗ-857/17).
Готовое решение: Как составить и разместить извещение о закупке по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Можно ли оспорить извещение о закупке по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Можно ли оспорить извещение о закупке по Закону N 223-ФЗ
Статья: Правовые позиции судов по экономическим спорам в примерах из судебной практики
(Шайхеев Т.И.)
("Арбитражные споры", 2022, N 3)Согласно позиции высшей судебной инстанции при оспаривании конкурентных закупок, договоров, заключенных по их результатам, судам необходимо проверять:
(Шайхеев Т.И.)
("Арбитражные споры", 2022, N 3)Согласно позиции высшей судебной инстанции при оспаривании конкурентных закупок, договоров, заключенных по их результатам, судам необходимо проверять:
Готовое решение: Предусмотрено ли нормирование в сфере закупок по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Могут ли участники закупки оспорить в ФАС России документы о нормировании, принятые заказчиком по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Могут ли участники закупки оспорить в ФАС России документы о нормировании, принятые заказчиком по Закону N 223-ФЗ
"Комментарий судебной практики. Выпуск 29"
(отв. ред. К.Б. Ярошенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)<1> Ранее мы уже обращались к исследованию схожих вопросов. См. подробнее: Беляева О.А. Оспаривание случая неконкурентной закупки в положении о закупке муниципального автономного учреждения // Комментарий практики рассмотрения экономических споров (судебно-арбитражной практики). Вып. 28 / Отв. ред. В.М. Жуйков. М., 2021. С. 89 - 97.
(отв. ред. К.Б. Ярошенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)<1> Ранее мы уже обращались к исследованию схожих вопросов. См. подробнее: Беляева О.А. Оспаривание случая неконкурентной закупки в положении о закупке муниципального автономного учреждения // Комментарий практики рассмотрения экономических споров (судебно-арбитражной практики). Вып. 28 / Отв. ред. В.М. Жуйков. М., 2021. С. 89 - 97.