Оспаривание результатов налоговой проверки
Подборка наиболее важных документов по запросу Оспаривание результатов налоговой проверки (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как обжаловать решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения
(КонсультантПлюс, 2025)1.1. Как в досудебном порядке обжаловать решение по итогам выездной или камеральной проверки
(КонсультантПлюс, 2025)1.1. Как в досудебном порядке обжаловать решение по итогам выездной или камеральной проверки
Статья: Процессуальная акцентуация порядка исчисления периода оспаривания подозрительных сделок, его правоприменительная эволюция и потребность в изменении правового регулирования
(Карпова А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 3)Так, в одном из дел должник в ходе выездной налоговой проверки реализовал все свое ликвидное имущество, а впоследствии длительно оспаривал результаты выездной налоговой проверки. Это привело к тому, что ко времени возбуждения дела о банкротстве по заявлению налогового органа все самые интересные сделки в период подозрительности не вошли. По итогам пересмотра обособленного спора Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в Постановлении от 19.09.2023 N Ф04-3929/2023 по делу N А70-6184/2021 пришел к следующему выводу: "Поскольку настоящее дело о банкротстве могло быть возбуждено Управлением ФНС России только по истечении трехлетнего срока после совершения должником указанных сделок, возможно, направленных на вывод активов из имущественной массы должника с целью воспрепятствования обращению на него взыскания по обязательным платежам, уполномоченный орган не может быть лишен такого эффективного способа защиты имущественных прав, как оспаривание подозрительных сделок и применение последствий в виде реституции (возвращение имущества должника в конкурсную массу по недействительным сделкам). Установление ретроспективного периода подозрительности позволило бы проверить спорные сделки как совершенные в созданных самим должником условиях, препятствующих возбуждению в отношении него дела о банкротстве и [способствующих] искусственному отдалению от даты совершения сделок периода подозрительности".
(Карпова А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 3)Так, в одном из дел должник в ходе выездной налоговой проверки реализовал все свое ликвидное имущество, а впоследствии длительно оспаривал результаты выездной налоговой проверки. Это привело к тому, что ко времени возбуждения дела о банкротстве по заявлению налогового органа все самые интересные сделки в период подозрительности не вошли. По итогам пересмотра обособленного спора Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в Постановлении от 19.09.2023 N Ф04-3929/2023 по делу N А70-6184/2021 пришел к следующему выводу: "Поскольку настоящее дело о банкротстве могло быть возбуждено Управлением ФНС России только по истечении трехлетнего срока после совершения должником указанных сделок, возможно, направленных на вывод активов из имущественной массы должника с целью воспрепятствования обращению на него взыскания по обязательным платежам, уполномоченный орган не может быть лишен такого эффективного способа защиты имущественных прав, как оспаривание подозрительных сделок и применение последствий в виде реституции (возвращение имущества должника в конкурсную массу по недействительным сделкам). Установление ретроспективного периода подозрительности позволило бы проверить спорные сделки как совершенные в созданных самим должником условиях, препятствующих возбуждению в отношении него дела о банкротстве и [способствующих] искусственному отдалению от даты совершения сделок периода подозрительности".
Путеводитель по налогам. Практическое пособие по налоговым проверкамПрезидиум ВАС РФ в Постановлении от 16.03.2010 N 8163/09 указал, что налоговый орган имеет право провести повторную проверку по представленной уточненной декларации, в которой уменьшена сумма ранее исчисленного налога, даже при наличии судебного акта, принятого по итогам оспаривания результатов первоначальной проверки.
Статья: Как спорить с налоговой на досудебной стадии
(Черкасов Д., Харисов М.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2023, N 6)<23> Из статистики работы ФНС России по участию в судебных разбирательствах следует, что за I полугодие 2022 г. из 3 562 рассмотренных дел в 75,1% случаев требования были удовлетворены в пользу бюджета. Аналогичные выводы о высокой доле принятия решений по оспариванию результатов налоговой проверки в пользу налоговых органов приведены и в отчете Счетной палаты от 2022 г.
(Черкасов Д., Харисов М.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2023, N 6)<23> Из статистики работы ФНС России по участию в судебных разбирательствах следует, что за I полугодие 2022 г. из 3 562 рассмотренных дел в 75,1% случаев требования были удовлетворены в пользу бюджета. Аналогичные выводы о высокой доле принятия решений по оспариванию результатов налоговой проверки в пользу налоговых органов приведены и в отчете Счетной палаты от 2022 г.
"Адвокат-налогоплательщик"
(Сасов К.А.)
("Статут", 2024)Свидетель должен дать правдивую и максимально точную информацию, а налоговый орган - без искажений ее зафиксировать. Достоверность показаний свидетеля может и должна быть проверена судом в случае оспаривания налогоплательщиком результатов налоговой проверки. Следовательно, и налоговый орган, и допрошенный им свидетель должны быть готовы к такой проверке в присутствии проверяемого налогоплательщика. Но допрос свидетеля судом может произойти спустя длительное время, когда свидетель может забыть часть обстоятельств, что может негативно повлиять на достоверность его показаний.
(Сасов К.А.)
("Статут", 2024)Свидетель должен дать правдивую и максимально точную информацию, а налоговый орган - без искажений ее зафиксировать. Достоверность показаний свидетеля может и должна быть проверена судом в случае оспаривания налогоплательщиком результатов налоговой проверки. Следовательно, и налоговый орган, и допрошенный им свидетель должны быть готовы к такой проверке в присутствии проверяемого налогоплательщика. Но допрос свидетеля судом может произойти спустя длительное время, когда свидетель может забыть часть обстоятельств, что может негативно повлиять на достоверность его показаний.
"Актуальная судебно-арбитражная практика по налогам за 2024 год"
(Головкин А.)
("Филинъ", 2025)Довод Общества об отсутствии у него обязанности по доплате налога на прибыль за 2021 год, отраженной в решении налогового органа, в связи с представлением 07.07.2023 (после принятия оспариваемого решения налогового органа) уточненной налоговой декларации за данный период не принимается, поскольку факт подачи уточненной налоговой декларации после принятия инспекцией решения по результатам налоговой проверки и оспаривания его в суде сам по себе не свидетельствует о незаконности решения налогового органа, не отменяет и не изменяет его результатов.
(Головкин А.)
("Филинъ", 2025)Довод Общества об отсутствии у него обязанности по доплате налога на прибыль за 2021 год, отраженной в решении налогового органа, в связи с представлением 07.07.2023 (после принятия оспариваемого решения налогового органа) уточненной налоговой декларации за данный период не принимается, поскольку факт подачи уточненной налоговой декларации после принятия инспекцией решения по результатам налоговой проверки и оспаривания его в суде сам по себе не свидетельствует о незаконности решения налогового органа, не отменяет и не изменяет его результатов.
Тематический выпуск: Налог на прибыль: актуальные вопросы из практики налогового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 7)В силу положений ст. 81, 88 НК РФ подача уточненной декларации после принятия инспекцией решения по результатам налоговой проверки и оспаривания его в суде сама по себе не свидетельствует о незаконности решения, не отменяет и не изменяет его результаты (Постановление АС МО от 19.03.2024 N Ф05-3483/2024 по делу N А40-71776/2023).
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 7)В силу положений ст. 81, 88 НК РФ подача уточненной декларации после принятия инспекцией решения по результатам налоговой проверки и оспаривания его в суде сама по себе не свидетельствует о незаконности решения, не отменяет и не изменяет его результаты (Постановление АС МО от 19.03.2024 N Ф05-3483/2024 по делу N А40-71776/2023).
"Борьба с пробелами в Налоговом кодексе Российской Федерации и фиксированными идеями в налоговых спорах: монография"
(Султанов А.Р.)
("Статут", 2022)<3> Смолина О.С. Арбитражный процесс: доказывание и доказательства по делам об оспаривании результатов налоговых проверок: монография. М.: Норма, 2015 // СПС "КонсультантПлюс".
(Султанов А.Р.)
("Статут", 2022)<3> Смолина О.С. Арбитражный процесс: доказывание и доказательства по делам об оспаривании результатов налоговых проверок: монография. М.: Норма, 2015 // СПС "КонсультантПлюс".
Статья: О праве контролирующего налогоплательщика лица оспаривать решение налоговых органов
(Цинделиани И.А., Анисина К.Т., Наринян Л.М.)
("Финансовое право", 2022, N 4)На основе проведенного теоретического исследования можно сделать вывод, что контролирующее налогоплательщика лицо вправе быть инициатором оспаривания решения налоговых органов о доначислении по результатам налоговых проверок и взысканий налоговыми органами обязательных платежей, принятых в отношении подконтрольных лиц, если они затрагивают права и интересы контролирующего лица. Соответственно, определение компетенции суда, который может рассмотреть требования контролирующего налогоплательщика лица (являющегося физическим лицом) по оспариванию решений налоговых органов, принятых в отношении подконтрольных им налогоплательщиков, если оспаривание связано с решениями налоговых органов в отношении налогоплательщиков-организаций и если контролирующее лицо является физическим лицом, то такие требования должны рассматривать арбитражные суды.
(Цинделиани И.А., Анисина К.Т., Наринян Л.М.)
("Финансовое право", 2022, N 4)На основе проведенного теоретического исследования можно сделать вывод, что контролирующее налогоплательщика лицо вправе быть инициатором оспаривания решения налоговых органов о доначислении по результатам налоговых проверок и взысканий налоговыми органами обязательных платежей, принятых в отношении подконтрольных лиц, если они затрагивают права и интересы контролирующего лица. Соответственно, определение компетенции суда, который может рассмотреть требования контролирующего налогоплательщика лица (являющегося физическим лицом) по оспариванию решений налоговых органов, принятых в отношении подконтрольных им налогоплательщиков, если оспаривание связано с решениями налоговых органов в отношении налогоплательщиков-организаций и если контролирующее лицо является физическим лицом, то такие требования должны рассматривать арбитражные суды.
Статья: Экспертиза в рамках налоговой проверки: как налогоплательщику защитить свои права
(Орлова-Панина И.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2023, N 2)Все названные действия следует предпринимать, чтобы в будущем повысить шансы на оспаривание результатов налоговой проверки, в основу которых положено заключение эксперта, в суде (убедить судью в том, что заключение эксперта некачественное и нужно назначить еще одну экспертизу - судебную).
(Орлова-Панина И.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2023, N 2)Все названные действия следует предпринимать, чтобы в будущем повысить шансы на оспаривание результатов налоговой проверки, в основу которых положено заключение эксперта, в суде (убедить судью в том, что заключение эксперта некачественное и нужно назначить еще одну экспертизу - судебную).