Оспаривание нормативно-правового акта подсудность
Подборка наиболее важных документов по запросу Оспаривание нормативно-правового акта подсудность (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 20 "Административные дела, подсудные верховному суду республики, краевому, областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа" КАС РФ"Процедура оспаривания нормативных правовых актов регулируется главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Подсудность таких дел определяется статьей 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 20 "Административные дела, подсудные верховному суду республики, краевому, областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа" КАС РФ"Суд первой инстанции, правильно применив положения статьи 20 КАС РФ, регламентирующей вопросы подсудности административных дел, в частности, верховному суду республики, пришел к обоснованному выводу, что оспариваемый правовой акт не содержит обязательных для неопределенного круга лиц правил поведения, рассчитанных на неоднократное применение, поскольку, в рассматриваемом случае, затрагивает имущественные права определенного общества с ограниченной ответственностью, участниками которого являются административные истцы, что, в силу руководящих разъяснений, содержащихся в пунктах 1, 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", исключает его квалификацию как нормативного правового акта, требование об оспаривании которого, в силу статьи 20 КАС РФ, подсудно верховному суду республики."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Каков порядок осуществления судебного абстрактного нормоконтроля?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)1. Вопросы компетенции. Правила подсудности дел, связанных с осуществлением абстрактного нормоконтроля судами общей юрисдикции, закреплены в п. 2 ч. 1 ст. 20, п. 1 ст. 21 КАС РФ. Дела данной категории рассматриваются единолично, кроме административных дел об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ, которые рассматриваются коллегиально в составе трех судей (п. 1 ч. 2 ст. 29 КАС РФ). Арбитражные суды имеют ограниченные полномочия в этой сфере: дела об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в случаях, предусмотренных законом, рассматривает Суд по интеллектуальным правам (п. 1.1. ч. 1 ст. 29, ч. 4 ст. 34 АПК РФ). В Суде по интеллектуальным правам дела рассматриваются коллегиально, в составе трех судей (ч. 2 ст. 17 АПК РФ).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)1. Вопросы компетенции. Правила подсудности дел, связанных с осуществлением абстрактного нормоконтроля судами общей юрисдикции, закреплены в п. 2 ч. 1 ст. 20, п. 1 ст. 21 КАС РФ. Дела данной категории рассматриваются единолично, кроме административных дел об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ, которые рассматриваются коллегиально в составе трех судей (п. 1 ч. 2 ст. 29 КАС РФ). Арбитражные суды имеют ограниченные полномочия в этой сфере: дела об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в случаях, предусмотренных законом, рассматривает Суд по интеллектуальным правам (п. 1.1. ч. 1 ст. 29, ч. 4 ст. 34 АПК РФ). В Суде по интеллектуальным правам дела рассматриваются коллегиально, в составе трех судей (ч. 2 ст. 17 АПК РФ).
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Так, в Определении Конституционного Суда РФ от 14.12.2021 N 2647-О выражена правовая позиция, с которой следует согласиться о том, что в силу п. 2 ч. 1 ст. 20 КАС РФ правила подсудности оспаривания нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований в областные суды субъектов РФ и приравненные к ним суды в качестве суда первой инстанции распространяются на оспаривание нормативных актов, принятых на сессиях таких органов большинством голосов общего числа их депутатов. Нормативное решение президиумов, структурных подразделений представительных органов муниципальных образований подлежит оспариванию в районных судах общей юрисдикции.
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Так, в Определении Конституционного Суда РФ от 14.12.2021 N 2647-О выражена правовая позиция, с которой следует согласиться о том, что в силу п. 2 ч. 1 ст. 20 КАС РФ правила подсудности оспаривания нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований в областные суды субъектов РФ и приравненные к ним суды в качестве суда первой инстанции распространяются на оспаривание нормативных актов, принятых на сессиях таких органов большинством голосов общего числа их депутатов. Нормативное решение президиумов, структурных подразделений представительных органов муниципальных образований подлежит оспариванию в районных судах общей юрисдикции.
Нормативные акты
"Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации" от 08.03.2015 N 21-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)2) об оспаривании нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований;
(ред. от 31.07.2025)2) об оспаривании нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований;
"Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" от 24.07.2002 N 95-ФЗ
(ред. от 01.04.2025)1.1) об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если рассмотрение таких дел в соответствии с настоящим Кодексом отнесено к компетенции Суда по интеллектуальным правам;
(ред. от 01.04.2025)1.1) об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если рассмотрение таких дел в соответствии с настоящим Кодексом отнесено к компетенции Суда по интеллектуальным правам;
Статья: Оценка судом нормативного характера акта: процессуальные последствия
(Смагина Е.С., Кожухова А.С.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 4)При определении внутрисистемной подсудности суд, желательно на стадии возбуждения дела, должен определиться с характером оспариваемого акта и установить цели, которые реально преследует истец, ведь именно в зависимости от характера спорного материального правоотношения (в данном случае от характера акта) должна определяться подсудность спора <20>. Ошибка в этом вопросе может привести к тому, что из суда общей юрисдикции в арбитражный суд может через механизм возвращения заявления или передачи дела по подсудности попасть дело об оспаривании нормативного правового акта.
(Смагина Е.С., Кожухова А.С.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 4)При определении внутрисистемной подсудности суд, желательно на стадии возбуждения дела, должен определиться с характером оспариваемого акта и установить цели, которые реально преследует истец, ведь именно в зависимости от характера спорного материального правоотношения (в данном случае от характера акта) должна определяться подсудность спора <20>. Ошибка в этом вопросе может привести к тому, что из суда общей юрисдикции в арбитражный суд может через механизм возвращения заявления или передачи дела по подсудности попасть дело об оспаривании нормативного правового акта.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Возвращение заявления может быть связано с нарушением правил подсудности при оспаривании данного нормативного правового акта, неустранением недостатков административного искового заявления и документов, приложенных к нему, в срок, установленный в определении об оставлении административного искового заявления без движения и др. (см. комм. к ч. 1 ст. 129 АПК РФ).
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Возвращение заявления может быть связано с нарушением правил подсудности при оспаривании данного нормативного правового акта, неустранением недостатков административного искового заявления и документов, приложенных к нему, в срок, установленный в определении об оставлении административного искового заявления без движения и др. (см. комм. к ч. 1 ст. 129 АПК РФ).