Оспаривание локального нормативного акта
Подборка наиболее важных документов по запросу Оспаривание локального нормативного акта (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Трудовое право: Дискриминация при оплате труда
(КонсультантПлюс, 2025)Предусмотренные оспариваемыми локальными нормативными актами ООО... выплаты поощрительного (стимулирующего) характера не относятся к гарантированным выплатам, предусмотренным трудовым законодательством, и не ограничивают работников в трудовых правах и свободах в зависимости от обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника, входят в ту часть заработной платы, право на которую возникает при выполнении работником соответствующих условий, достижении определенных результатов в работе.
(КонсультантПлюс, 2025)Предусмотренные оспариваемыми локальными нормативными актами ООО... выплаты поощрительного (стимулирующего) характера не относятся к гарантированным выплатам, предусмотренным трудовым законодательством, и не ограничивают работников в трудовых правах и свободах в зависимости от обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника, входят в ту часть заработной платы, право на которую возникает при выполнении работником соответствующих условий, достижении определенных результатов в работе.
Позиции судов по спорным вопросам. Трудовое право: Невыплата (снижение размера) премии
(КонсультантПлюс, 2025)Этот локальный нормативный акт не оспаривался и не был признан недействительным.
(КонсультантПлюс, 2025)Этот локальный нормативный акт не оспаривался и не был признан недействительным.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Локальные нормативные акты, издаваемые субъектами, не обладающими публичными полномочиями, также могут быть подвергнуты судебной проверке, но не в рамках административного судопроизводства. В соответствии с п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 локальные нормативные акты не могут быть оспорены в порядке, предусмотренном гл. 21 КАС РФ. К сожалению, в данном Постановлении не указано, в каком порядке должны оспариваться такие акты. В настоящее время суды общей юрисдикции и арбитражные суды рассматривают дела об оспаривании локальных нормативных актов в общеисковом порядке (подразд. II разд. II ГПК РФ, разд. II АПК РФ).
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Локальные нормативные акты, издаваемые субъектами, не обладающими публичными полномочиями, также могут быть подвергнуты судебной проверке, но не в рамках административного судопроизводства. В соответствии с п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 локальные нормативные акты не могут быть оспорены в порядке, предусмотренном гл. 21 КАС РФ. К сожалению, в данном Постановлении не указано, в каком порядке должны оспариваться такие акты. В настоящее время суды общей юрисдикции и арбитражные суды рассматривают дела об оспаривании локальных нормативных актов в общеисковом порядке (подразд. II разд. II ГПК РФ, разд. II АПК РФ).
Статья: Производство по делам об оспаривании нормативных правовых актов в институте административно-судебной юрисдикции
(Петрова В.Т.)
("Административное право и процесс", 2024, N 1)Согласно нормам КАС РФ с требованием об оспаривании нормативного акта вправе обратиться лица, к которым он был применен, или лица, считающие, что он нарушает их права, свободы и законные интересы, а также публичные органы, полагающие, что данный акт противоречит акту с большей юридической силой, нарушает их компетенцию или права, свободы и законные интересы граждан. Заявление может быть подано в течение срока действия нормативного правового акта, за некоторым исключением, указанным в законе. Встречные административные исковые требования по данной категории дел не принимаются <2>. Данные административные дела рассматриваются в течение 2 месяцев, в Верховном Суде РФ в течение 3 месяцев, однако в КАС РФ предусмотрены более сокращенные сроки. В порядке, предусмотренном гл. 21 КАС РФ, не подлежат рассмотрению судами, к примеру, требования об оспаривании локальных нормативных актов, ответов публичных органов при рассмотрении обращений граждан (кроме актов с нормативными свойствами) <3>.
(Петрова В.Т.)
("Административное право и процесс", 2024, N 1)Согласно нормам КАС РФ с требованием об оспаривании нормативного акта вправе обратиться лица, к которым он был применен, или лица, считающие, что он нарушает их права, свободы и законные интересы, а также публичные органы, полагающие, что данный акт противоречит акту с большей юридической силой, нарушает их компетенцию или права, свободы и законные интересы граждан. Заявление может быть подано в течение срока действия нормативного правового акта, за некоторым исключением, указанным в законе. Встречные административные исковые требования по данной категории дел не принимаются <2>. Данные административные дела рассматриваются в течение 2 месяцев, в Верховном Суде РФ в течение 3 месяцев, однако в КАС РФ предусмотрены более сокращенные сроки. В порядке, предусмотренном гл. 21 КАС РФ, не подлежат рассмотрению судами, к примеру, требования об оспаривании локальных нормативных актов, ответов публичных органов при рассмотрении обращений граждан (кроме актов с нормативными свойствами) <3>.
Статья: Процессуальная форма судебного контроля за законностью локальных нормативных правовых актов
(Жеребкина Е.В.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2023, N 8)Анализируется процессуальный порядок судебной проверки законности локальных нормативных правовых актов. Рассматриваются понятие, виды и значение процессуальной формы судебного контроля в сфере локального нормотворчества. С учетом анализа правовой природы таких дел обозначается оптимальная процессуальная форма судебного нормоконтроля за законностью локальных нормативных правовых актов. В действующем процессуальном законодательстве порядок оспаривания локальных нормативных актов не урегулирован, что вызывает определенные сложности в судебной практике. Автор полагает, что локальные нормативные правовые акты, несмотря на их специфику, обладают признаками властной нормативности, поэтому процессуальная форма судебного контроля за законностью таких актов не должна принципиально отличаться от процессуальной формы судебного контроля публичных нормативных предписаний. Данные отношения по судебному контролю за законностью локальных нормативных правовых актов должны входить в предмет регулирования гл. 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ). В этой связи предлагается включить в гл. 21 КАС РФ специальную норму, предусматривающую возможность оспаривания локальных нормативных правовых актов по правилам данной главы. Контроль за законностью локальных нормативных правовых актов может осуществляться в форме косвенного судебного нормоконтроля. При этом порядок осуществления такого контроля однотипен как для публичных, так и локальных нормативных правовых актов. И в том и в другом случае суд, установив несоответствие подлежащего применению акта закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, отказывается от применения незаконного акта.
(Жеребкина Е.В.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2023, N 8)Анализируется процессуальный порядок судебной проверки законности локальных нормативных правовых актов. Рассматриваются понятие, виды и значение процессуальной формы судебного контроля в сфере локального нормотворчества. С учетом анализа правовой природы таких дел обозначается оптимальная процессуальная форма судебного нормоконтроля за законностью локальных нормативных правовых актов. В действующем процессуальном законодательстве порядок оспаривания локальных нормативных актов не урегулирован, что вызывает определенные сложности в судебной практике. Автор полагает, что локальные нормативные правовые акты, несмотря на их специфику, обладают признаками властной нормативности, поэтому процессуальная форма судебного контроля за законностью таких актов не должна принципиально отличаться от процессуальной формы судебного контроля публичных нормативных предписаний. Данные отношения по судебному контролю за законностью локальных нормативных правовых актов должны входить в предмет регулирования гл. 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ). В этой связи предлагается включить в гл. 21 КАС РФ специальную норму, предусматривающую возможность оспаривания локальных нормативных правовых актов по правилам данной главы. Контроль за законностью локальных нормативных правовых актов может осуществляться в форме косвенного судебного нормоконтроля. При этом порядок осуществления такого контроля однотипен как для публичных, так и локальных нормативных правовых актов. И в том и в другом случае суд, установив несоответствие подлежащего применению акта закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, отказывается от применения незаконного акта.
Статья: Обжалование локальных нормативных актов в судебном порядке
(Ермаков Э.Ю.)
("Судья", 2020, N 12)Основные вопросы, касающиеся судебной проверки законности нормативных актов, рассматриваются в главе 21 КАС РФ. В ней, а также в статьях 19 - 21 КАС РФ перечисляются возможные виды нормативных правовых актов, подлежащих обжалованию. Однако локальные нормативные акты в данном перечне отсутствуют, а в пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" <2> (далее - Постановление N 50) прямо указывается, что дела об оспаривании локальных нормативных актов не подлежат рассмотрению судами в порядке, предусмотренном главой 21 КАС РФ.
(Ермаков Э.Ю.)
("Судья", 2020, N 12)Основные вопросы, касающиеся судебной проверки законности нормативных актов, рассматриваются в главе 21 КАС РФ. В ней, а также в статьях 19 - 21 КАС РФ перечисляются возможные виды нормативных правовых актов, подлежащих обжалованию. Однако локальные нормативные акты в данном перечне отсутствуют, а в пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" <2> (далее - Постановление N 50) прямо указывается, что дела об оспаривании локальных нормативных актов не подлежат рассмотрению судами в порядке, предусмотренном главой 21 КАС РФ.
Статья: Локальные правовые акты как предмет судебного нормоконтроля
(Жеребкина Е.В.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2022, N 11)Анализ гл. 21 КАС РФ показывает, что локальные нормативные правовые акты не относятся к предмету оспаривания в порядке административного судопроизводства. В пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" (далее - Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 50) прямо указывается, что дела об оспаривании локальных нормативных правовых актов не подлежат рассмотрению судами в порядке, предусмотренном гл. 21 КАС РФ.
(Жеребкина Е.В.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2022, N 11)Анализ гл. 21 КАС РФ показывает, что локальные нормативные правовые акты не относятся к предмету оспаривания в порядке административного судопроизводства. В пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" (далее - Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 50) прямо указывается, что дела об оспаривании локальных нормативных правовых актов не подлежат рассмотрению судами в порядке, предусмотренном гл. 21 КАС РФ.